Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
уточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме , развитие импрессивной речи, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых распространённых предложений с предлогами ИЗ, В, У, С и определениями, составление сложносочинённых предложений, работа над слоговой структурой слов, выделение гласных звуков из слов, определение их места в словах, чтение букв.
2. Коррекционно-развивающие
развитие зрительного и слухового гнозиса, внимания, памяти, логического мышления, воображения, общей моторики.
3. Коррекционно-воспитательные
формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание эмоциональности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно-развивающее занятие. | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по развитию лексико-грамматических представлений
в подготовительной группе
Тема: Дикие животные.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
уточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме , развитие импрессивной речи, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых распространённых предложений с предлогами ИЗ, В, У, С и определениями, составление сложносочинённых предложений, работа над слоговой структурой слов, выделение гласных звуков из слов, определение их места в словах, чтение букв.
2. Коррекционно-развивающие
развитие зрительного и слухового гнозиса, внимания, памяти, логического мышления, воображения, общей моторики.
3. Коррекционно-воспитательные
формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, воспитание эмоциональности.
Оборудование:
картинки с изображением животных и детей, фланелеграф, "ступеньки" для составления предложений, символы Бардышевой, картинки для игры «Собери животное» (разрезанные на 3 части изображения животных: зайца, медведя, лисы), схемы для определения места гласного звука в слове, домашние задания на листочках.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Деление слов на слоги, выделение гласных звуков из начала слов.
– Сядет тот, кто сможет назвать своё имя по частям-слогам (Да-ни-ла)…
(В слове столько слогов, сколько гласных звуков!)
- Каждый назвал своё И…МЯ (- Какой первый звук в этом слове?)
- В имени А…НЯ какой первый звук?
- У Жени сестричка У…ЛЯ? ( У )
- А как звали девочку, о которой я вам рассказывала на прошлом занятии? ( О…ЛЯ )
( На доске схема слова с красным магнитом вначале.)
- Я записала звуки буквами. Почему красным мелом? ( ГЛАСНЫЕ ) Прочитайте.
- Введение в тему. Деление слов на слоги, выделение гласных звуков из середины и конца слов.
- Отгадайте загадки и узнаете, кто к нам в гости спешит.
Серый зверь по лесу рыщет
И себе добычу ищет.
Из кустов зубами щёлк,
Ну конечно, это…( ВОЛК )
Длинные уши, хвостик короткий,
Он по характеру добрый и кроткий.
Этот зверёк не зазнайка,
Серенький, шустренький…( ЗАЙКА )
Хитрые глазки, острые зубки,
Ходит гордится пушистою шубкой.
Хвост удивительный, просто краса!
Вы угадали? Это…( ЛИСА )
Роет норы он умело,
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его … (БАР…СУК)
- Как я должна спросить: ЧТО это? Или КТО это? Почему?
- Кто они? (Животные)
- ВО…ЛК – Какой гласный звук спрятался в слове? (Схема слова с красным магнитом посередине.) 1 гласный звук, значит и 1 слог в слове( хлопнем 1 раз!)
Дети хлопают по–одному и вместе.
- …покажи букву.
- …быстро называй-ка, кто же это? ( ЗА…ЙКА… ) Давайте вместе:… Какой гласный звук пели? 1 раз? ( Схема с двумя магнитами) …отхлопай слово. 2 гласных звука – 2 слога!
- …покажи букву А.
- Марина, отхлопай следующее слово ( ЛИ…СА…) Сколько слогов? Почему? (показать букву И)
- Серёжа, отхлопай…( БА…Р - СУ…К ) Сколько слогов? Почему? (показать букву У)
- Похвалим себя: мо – лод – цы! ( отхлопывают )
- Восстановление деформированного предложения.
- Послушайте внимательно.: Животные, леса, прибежали, из
Я сказала предложение? (слова поссорились, разбежались, давайте их помирим)
Какое маленькое слово есть в предложении? А какой гласный звук услышали в этом слове?
Какие это животные? ( лесные = дикие)
4. Составление предложений из четырёх слов с предлогом « В » - « Кто в лесу живёт?»
- Гости придумали для нас разные задания. ВОЛК предлагает вспомнить, кто ещё в лесу живёт.
В лесу живёт енот?
Поднимемся по ступенькам и скажем предложение. Какое маленькое слово скажем?
Не забывайте о нём! (4 ступеньки и «шифровка»-жёлтый кружок, квадрат и животные по Бардышевой)
Дети выходят к фланелеграфу, находят своё животное.
- Развитие слухового внимания и понимания речи, составление сложных слов.
« Какое слово подходит?»
ЗАЙКА приглашает вас поиграть: приготовьте руки…, слушайте слова и хлопайте, если о мишке так можно сказать:
Колючий, косолапый, короткохвостый, длинноухий, бурый, трусливый, неуклюжий
- Медведь короткохвостый, как вы понимаете это слово? (Какой медведь?)
Белка какая?(треугольник – признак) – шустрая, белая, пушистая, хитрая, короткохвостая, ловкая
- Белка не короткохвостая, а наоборот…ДЛИННОХВОСТАЯ. (Какая белка?)
6. Физкультминутка. Речевая подвижная игра.
- Засиделись мы, пора подвигаться!
Медвежонок— топ-топ, а ежонок — хлоп-хлоп,
А волчонок — щелк-щелк, а зайчонок —скок-скок,
А лисенок — шмыг-шмыг, а лосенок —брык-брык,
А рысенок — прыг-прыг, и бельчонок —прыг-прыг. (Вариант: - Что медвежонок делал? – топал…)
7. Составление распространённых предложений из четырёх слов
(с определениями).
- Ребята вы, конечно, видели этих животных? Где?
Лиса просит вас рассказать о тех животных, которых вы видели.
( лесенка, фигурки мальчика и девочки, символы Бардышевой –стрелка, треугольник, животные на фланелеграфе )
- Я видела рогатого оленя.
- Кого видела Марина? (видел Валера?)
8. « Чтение » предложений с буквами У, А и с картинками – изображениями животных с детёнышами - « У кого кто?»
- У всех животных есть детишки. Барсук просит вас назвать их.
У барсука барсучонок, а у лисы лисёнок. ( гласные буквы читают на доске, а картинки ЛОГОПЕД ДЕТИ меняются.)
Дети выходят парами.
9. Развитие зрительного гнозиса, внимания, логического мышления, воображения.
Образование притяжательных прилагательных.
« Путаница »
- Наши гости - шалуны принесли вам вот такие фотографии.
Кто это? ( Заяц)
А туловище заячье? А чьё? (туловище лисы – лисье…)
Заячьи лапы?
- Все фото разрезаны, кусочки перепутаны.
И т. д. аналогично.
- Наведи порядок!( дети выходят к фланелеграфу )
10. Итог занятия. Оценка работы детей.
-Итак, с кем вы сегодня играли? Вам было интересно? Весело? Я рада!
И ещё одно задание – домашнее. На рисунке животные спрятались от вас, найдите их!
( см. Крупенчук – наложения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для подготовительной логопедической группы «Цветы»
Цели занятия:Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме "Одежда"
Закреплять и расширять знания детей по теме “Одежда”....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"
Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...
конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме "Фрукты. Сад. Домашние заготовки"
Конспект занятия по развитию - лекско грамматических категорий в подготовительной группе омпенрующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "фрукты. са. домашние заготовки...
конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме "Продукты питания, посуда"
конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме "Продукты питания, посуда"...
конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме Профессии
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико - грамматических категорий по лексической теме "Професии"...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"...