Конструкт занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей речевой группе Квест-игра «Продукты питания»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тебенькова Надежда Владимировна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_kvest-igra_produkty_pitaniya.docx355.92 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5 «Сказка»  623751,

Свердловская область,

г. Реж, ул. Калинина, 12  тел.: 8 (34364) 3-30-67

Конструкт занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

в старшей речевой группе

Квест-игра «Продукты питания»

Подготовила и провела:

учитель-логопед,

Тебенькова Н.В.

                                                                       

г.Реж-2022

Актуальность темы

Здоровье ребёнка - здоровье будущего поколения. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.

В беседе с детьми обнаружилось, что наиболее полезные продукты - далеко не самые любимые для них. Дети привыкают к быстрой еде, к перекусам на ходу, родители редко готовят  каши, супы, запеканки. Многие дети с нарушениями речи не могут правильно назвать продукты, блюда, приготовленные из них, даже посуду, в которой готовят пищу, не могут правильно назвать. Поэтому тема о правильном питании, полезных продуктах, о способах их приготовления постоянно звучит  в наших беседах с детьми, в разных видах деятельности. В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания.

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка на основе лексической темы «Продукты питания» с использованием современных образовательных технологий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение представлений о продуктах питания, их значении для здоровья человека.
  • Упражнение в образовании относительных прилагательных.
  • Закрепление знаний о родственных связях слов.
  • Формирование навыков словообразования.
  • Закрепление навыков грамматически правильного построения предложения из 4-5 слов.
  • Активизация употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, печь, кипятить).

Коррекционно-развивающие:

  • Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
  • Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления, мелкой и общей моторики.
  • Автоматизация правильного произношения поставленных звуков.
  • Совершенствование умения задавать вопросы, слушать собеседника, соблюдая правила речевого этикета.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры питания.
  • Воспитание культуры общения.
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Методические приемы:

  • наглядные: рассматривание карточек с изображением продуктов питания;
  • практические и игровые: Д\и «Скажи ласково», С\и «Я начну, а ты продолжи», С\и «Скажи со словом «много», моделирование (воображаемая ситуация).
  • словесные: беседа, указания, вопросы, пояснения, загадка, оценка, образец рассказа воспитателя.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкально-ритмическая.

Форма организации детей: групповая.

СЛАЙД 1

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

СЛАЙД 2 (девочка радуется)

Логопед: -Рано утром просыпайся, себе и людям улыбайся!

Здравствуйте, люди,

Счастья вам, радости,

Здоровья всем до старости!

Вводная часть

Сидят на стульчиках

Логопед: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

-Если мы пройдём все станции, то сможем получить главный приз.

СТАНЦИЯ «ОТПРАВНАЯ»

Дети по очереди читают четверостишия стихотворения.

СЛАЙД 3 (самолет взлетает)

1 реб. Самолет стоит на заправке

Он просит скорее добавки.

Без керосина не взлетит.

Заправился - маршрут открыт!

 

СЛАЙД 4 (грузовик едет)

2 реб. На все газы жмет грузовик -

Стоять без дела не привык.

Слегка повизгивают шины,

В нем полный бак бензина.

 

СЛАЙД 5 (электричка)

3 реб. И поезда и электрички

Заправляют по привычке.

С проводов берут питание.

«Мы готовы, до свидания!»

 

СЛАЙД 6 (мама с ребенком бежит)

4 реб. Ну а как же человек,

Без заправки целый век?

Чем человека заправляют,

Как на работу отправляют?

 

СЛАЙД 7 (радуга фруктов)

Логопед: -Чтобы делом заниматься,

Должны мы правильно питаться.

Просим всех внимания -

Говорим мы о продуктах питания!

Логопед: -Транспорту для движения нужен бензин, электроэнергия. А человеку нужна пища для поддержания здоровья и работоспособности. Детский организм растёт, формируется. Развиваются, косточки, мышцы, это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, поэтому так важно правильно питаться, особенно в детском возрасте.

-Предлагаю вам отправиться на станцию «СЪЕДОБНАЯ».

Основная часть

СЛАЙД 8 (корзина с продуктами)

СТАНЦИЯ «СЪЕДОБНАЯ»- первый стол

Логопед: -Перед вами разные продукты. Я предлагаю с закрытыми глазами попробовать и ответить на вопрос- «Какой на вкус?», отгадать, что вы скушали.(морковь, яблоко, конфета, огурец, хлеб, лимон)

Логопед: -На вкус вся пища вкусная, но не вся пища полезная!

Логопед: - Отправляемся на станцию «ПИРОГОВАЯ».

СЛАЙД 9 (Маша с пирогами)

СТАНЦИЯ «ПИРОГОВАЯ»- второй стол

Логопед: -К нам в гости пришла Маша, она пришла не с пустыми руками, а с пирогами ИГРА С ФОНАРИКОМ «КАКОЙ ПИРОГ?»

Логопед:

-Что делает пекарь?

-Из чего пекарь испек сушки, калачи, бублики?

-Назовите другие продукты из муки. (лапша, хлеб, батон, беляши, лаваш)

-Какие это продукты? (мучные)

СЛАЙД 10 (мучные изделия)

СЛАЙД 11 (худой с конфетами)

Логопед:

-Ходит Митя, как Кощей,

Каши он не ест, ни щей,

Падает от слабости,

А любит только сладости.

Логопед:- Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?

СЛАЙД 12 (дети едят кашу)

УПРАЖНЕНИЕ «КАКАЯ КАША?». Логопед показывает крупы в прозрачных стаканчиках (рис, манка, перловка, греча, пшено, кукуруза), дети называют, какая каша получится.

Логопед: -День нужно с каши начинать!

Пшено и рис, овсянка, гречка

И каша манная, конечно, —

Вот что нам может сил придать!

Логопед: -как можно назвать гречу, рис, пшеницу, какие это продукты? (зерновые)

СЛАЙД 13 (зерновые продукты)

СЛАЙД 14 (лаборатория)

СТАНЦИЯ «ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ»- третий стол

Эксперимент №1 «Масло в чипсах».

Логопед: -Попрошу вас положить большой чипс на салфетку и согнуть его пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Теперь уберите кусочки чипсов в пустую посуду и посмотрите салфетку на свет. Что вы заметили?

Выводы: посмотрите как много в этих продуктах  масла, которые плохо влияют на наш желудок.

Логопед: -А теперь поговорим о сладостях. Какие бывают сладости, десерты? Назовите их?

Эксперимент №2 «Красители в сладостях».

Одна команда проводит опыт с жевательным мармеладом (мармелад «Ми-ми-мишки), другая с конфетами («Skittles»)).

Логопед: -Полейте конфеты теплой водой. Что произошло?

Логопед: -А мармелад, как прореагировал?

Вывод: -Какие конфеты мы можем есть часто? А какие как можно реже?

Употребление в пищу пищевых красителей может вызывать аллергию.

Логопед: -Перечислите изделия, изображенные на слайде. Как назвать их одной группой?

СЛАЙД 15 (кондитерские изделия)

СЛАЙД 16 (лес- повар)

ФИЗМИНУТКА «ПОВАР – БУЛОЧКА»

СЛАЙД 17 (что варят, пекут)

СТАНЦИЯ «ИГРОВАЯ»- садятся на стульчики

Логопед бросает мяч ребенку и задает вопросы:

- Котлеты варят или жарят? (жарят и можно выпекать в духовке)

- Назови, что еще жарят? (рыбу, яйца, картофель, грибы)

- В чём жарят?

- Хлеб пекут или тушат?

- Назови, что еще пекут? (пироги, торты, печенье)

- В чём выпекают? (на листе, на противне, в форме)

-Молоко кипятят или варят?

-Назови, что варят? (Кашу, суп, компот, макароны)

-В чём варят? (в кастрюле, в сотейнике)

СЛАЙД 18 (молочные продукты)

УПРАЖНЕНИЕ «ИСКЛЮЧИ ЛИШНЕЕ, НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» 

Логопед: -Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, что здесь лишнее?

-Как назвать эти продукты?

СЛАЙД 19 (мясные продукты)

Логопед: -Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, что здесь лишнее?

-Как назвать эти продукты?

СЛАЙД 20 (корзина с продуктами)

СТАНЦИЯ «ПОЛЕЗНАЯ»- четвертый стол

ИГРА С МАНКОЙ И КИСТОЧКОЙ «СОБЕРИ КОРЗИНУ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ОБЕДА»

Логопед: -В магазин сейчас пойдем,

И продукты наберем.

Чтоб обед был вкусным,

Постараться нужно.

Логопед: -Перед вами продуктовые лотки, надо кисточкой отодвигать манку и увидеть картинки продуктов. Будем называть, то, что вы купите для обеда. Купим только ПОЛЕЗНЫЕ продукты.

Логопед: -Какие вы молодцы! А сейчас прошу вас присесть на стульчики, нас ждёт СТАНЦИЯ «ВКУСНАЯ»!

СЛАЙД 21 (овощи )

СТАНЦИЯ «ВКУСНАЯ»- Садятся на стульчики- дети надевают маски-шапочки

УПРАЖНЕНИЕ «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Я пеку чай и пью торт.
Я жарю кашу и варю котлеты.
Я ем сок и пью суп.
Я пью торт и ем компот.
Я пью салат и ем кофе.
Я пеку чай и кипячу блины.
Я жарю кисель и пью рыбу.

Логопед: -Ребята, а я что-то слышу! Шум какой-то!

(Входят овощи, спорят: -я главный, нет я главный!).

Логопед: -Кто у вас из овощей

И вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Морковь. Про меня рассказ не длинный,

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок,        

Будешь строен и высок.

Логопед: - Тут надулся помидор

И промолвил строго:

Помидор. «Не болтай, Морковка, вздор,

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный».

Капуста. Я - Королева среди овощей,

Без меня не сварить вкусных щей

А какие вкусные пироги капустные!

Лук. Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я - ваш друг,

Я простой не горький лук.

Горошек. Вот и я - Горошек.

Я не хвастунишка.

Я такой хорошенький,

Зелёненький мальчишка.

Если только захочу, всех горошком угощу.

Выходит Маша

Маша: -Хватит спорить!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Нужно с витаминами дружить.

Надо фрукты, овощи любить

Все без исключения!

В этом нет сомненья!

(Угощает соком, фруктами)

Логопед:- На этом наше путешествие закончилось! Спасибо за работу! Вы все большие молодцы!

+++++++++++++++++

День нужно с каши начинать!

Пшено и рис, овсянка, гречка

И каша манная, конечно, —

Вот это может сил придать!

 

Охотно мы едим картофель,

Тушеный или отварной.

И макароны не забудем:

Хлеб кушаем с душой.

Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на нижнюю ступень пирамидки.

Овощей нам нужно много:

Свекла, редька, кабачок,

Огурцы, и помидоры,

И капуста, и лучок!

 

Мандарины и лимоны,

Персик, слива и хурма,

Много фруктов для здоровья

Нам природа создала!

Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на вторую ступень пирамидки.

Мясо, рыбу, птицу,

И горох, и чечевицу

Будем кушать день за днем,

Чтобы быть богатырем.

 

Чтобы кости сильными были,

О молоке мы не забыли.

Чтоб зубки, как жемчуг, блестели,

Мы творог с ребятами ели.

Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на третью ступень лесенки.

Сладости все обожают,

Но скажу я вам, друзья,

Что конфет и шоколадок,

Много есть никак нельзя!

Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на четвертую ступень лесенки.

Ну а если у вас гости —

Торт поставим мы на стол,

Можно съесть один кусочек,

Чтоб не обиделся никто.

Дети ставят карточку с изображением пирожных и торта на верхнюю ступень пирамиды.

Обратите особое внимание —

Есть вредные и полезные продукты питания.

СТАНЦИЯ «ВКУСНАЯ»- дети находят сок

Итог  занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Продукты питания"

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему...