Конструкт занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей речевой группе Квест-игра «Продукты питания»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5 «Сказка» 623751,
Свердловская область,
г. Реж, ул. Калинина, 12 тел.: 8 (34364) 3-30-67
Конструкт занятия
по развитию лексико-грамматического строя речи
в старшей речевой группе
Квест-игра «Продукты питания»
Подготовила и провела:
учитель-логопед,
Тебенькова Н.В.
г.Реж-2022
Актуальность темы
Здоровье ребёнка - здоровье будущего поколения. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.
В беседе с детьми обнаружилось, что наиболее полезные продукты - далеко не самые любимые для них. Дети привыкают к быстрой еде, к перекусам на ходу, родители редко готовят каши, супы, запеканки. Многие дети с нарушениями речи не могут правильно назвать продукты, блюда, приготовленные из них, даже посуду, в которой готовят пищу, не могут правильно назвать. Поэтому тема о правильном питании, полезных продуктах, о способах их приготовления постоянно звучит в наших беседах с детьми, в разных видах деятельности. В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания.
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка на основе лексической темы «Продукты питания» с использованием современных образовательных технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнение представлений о продуктах питания, их значении для здоровья человека.
- Упражнение в образовании относительных прилагательных.
- Закрепление знаний о родственных связях слов.
- Формирование навыков словообразования.
- Закрепление навыков грамматически правильного построения предложения из 4-5 слов.
- Активизация употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, печь, кипятить).
Коррекционно-развивающие:
- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
- Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления, мелкой и общей моторики.
- Автоматизация правильного произношения поставленных звуков.
- Совершенствование умения задавать вопросы, слушать собеседника, соблюдая правила речевого этикета.
Воспитательные:
- Воспитание культуры питания.
- Воспитание культуры общения.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Методические приемы:
- наглядные: рассматривание карточек с изображением продуктов питания;
- практические и игровые: Д\и «Скажи ласково», С\и «Я начну, а ты продолжи», С\и «Скажи со словом «много», моделирование (воображаемая ситуация).
- словесные: беседа, указания, вопросы, пояснения, загадка, оценка, образец рассказа воспитателя.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкально-ритмическая.
Форма организации детей: групповая.
СЛАЙД 1
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
СЛАЙД 2 (девочка радуется)
Логопед: -Рано утром просыпайся, себе и людям улыбайся!
Здравствуйте, люди,
Счастья вам, радости,
Здоровья всем до старости!
Вводная часть
Сидят на стульчиках
Логопед: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
-Если мы пройдём все станции, то сможем получить главный приз.
СТАНЦИЯ «ОТПРАВНАЯ»
Дети по очереди читают четверостишия стихотворения.
СЛАЙД 3 (самолет взлетает)
1 реб. Самолет стоит на заправке
Он просит скорее добавки.
Без керосина не взлетит.
Заправился - маршрут открыт!
СЛАЙД 4 (грузовик едет)
2 реб. На все газы жмет грузовик -
Стоять без дела не привык.
Слегка повизгивают шины,
В нем полный бак бензина.
СЛАЙД 5 (электричка)
3 реб. И поезда и электрички
Заправляют по привычке.
С проводов берут питание.
«Мы готовы, до свидания!»
СЛАЙД 6 (мама с ребенком бежит)
4 реб. Ну а как же человек,
Без заправки целый век?
Чем человека заправляют,
Как на работу отправляют?
СЛАЙД 7 (радуга фруктов)
Логопед: -Чтобы делом заниматься,
Должны мы правильно питаться.
Просим всех внимания -
Говорим мы о продуктах питания!
Логопед: -Транспорту для движения нужен бензин, электроэнергия. А человеку нужна пища для поддержания здоровья и работоспособности. Детский организм растёт, формируется. Развиваются, косточки, мышцы, это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, поэтому так важно правильно питаться, особенно в детском возрасте.
-Предлагаю вам отправиться на станцию «СЪЕДОБНАЯ».
Основная часть
СЛАЙД 8 (корзина с продуктами)
СТАНЦИЯ «СЪЕДОБНАЯ»- первый стол
Логопед: -Перед вами разные продукты. Я предлагаю с закрытыми глазами попробовать и ответить на вопрос- «Какой на вкус?», отгадать, что вы скушали.(морковь, яблоко, конфета, огурец, хлеб, лимон)
Логопед: -На вкус вся пища вкусная, но не вся пища полезная!
Логопед: - Отправляемся на станцию «ПИРОГОВАЯ».
СЛАЙД 9 (Маша с пирогами)
СТАНЦИЯ «ПИРОГОВАЯ»- второй стол
Логопед: -К нам в гости пришла Маша, она пришла не с пустыми руками, а с пирогами ИГРА С ФОНАРИКОМ «КАКОЙ ПИРОГ?»
Логопед:
-Что делает пекарь?
-Из чего пекарь испек сушки, калачи, бублики?
-Назовите другие продукты из муки. (лапша, хлеб, батон, беляши, лаваш)
-Какие это продукты? (мучные)
СЛАЙД 10 (мучные изделия)
СЛАЙД 11 (худой с конфетами)
Логопед:
-Ходит Митя, как Кощей,
Каши он не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.
Логопед:- Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?
СЛАЙД 12 (дети едят кашу)
УПРАЖНЕНИЕ «КАКАЯ КАША?». Логопед показывает крупы в прозрачных стаканчиках (рис, манка, перловка, греча, пшено, кукуруза), дети называют, какая каша получится.
Логопед: -День нужно с каши начинать!
Пшено и рис, овсянка, гречка
И каша манная, конечно, —
Вот что нам может сил придать!
Логопед: -как можно назвать гречу, рис, пшеницу, какие это продукты? (зерновые)
СЛАЙД 13 (зерновые продукты)
СЛАЙД 14 (лаборатория)
СТАНЦИЯ «ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ»- третий стол
Эксперимент №1 «Масло в чипсах».
Логопед: -Попрошу вас положить большой чипс на салфетку и согнуть его пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Теперь уберите кусочки чипсов в пустую посуду и посмотрите салфетку на свет. Что вы заметили?
Выводы: посмотрите как много в этих продуктах масла, которые плохо влияют на наш желудок.
Логопед: -А теперь поговорим о сладостях. Какие бывают сладости, десерты? Назовите их?
Эксперимент №2 «Красители в сладостях».
Одна команда проводит опыт с жевательным мармеладом (мармелад «Ми-ми-мишки), другая с конфетами («Skittles»)).
Логопед: -Полейте конфеты теплой водой. Что произошло?
Логопед: -А мармелад, как прореагировал?
Вывод: -Какие конфеты мы можем есть часто? А какие как можно реже?
Употребление в пищу пищевых красителей может вызывать аллергию.
Логопед: -Перечислите изделия, изображенные на слайде. Как назвать их одной группой?
СЛАЙД 15 (кондитерские изделия)
СЛАЙД 16 (лес- повар)
ФИЗМИНУТКА «ПОВАР – БУЛОЧКА»
СЛАЙД 17 (что варят, пекут)
СТАНЦИЯ «ИГРОВАЯ»- садятся на стульчики
Логопед бросает мяч ребенку и задает вопросы:
- Котлеты варят или жарят? (жарят и можно выпекать в духовке)
- Назови, что еще жарят? (рыбу, яйца, картофель, грибы)
- В чём жарят?
- Хлеб пекут или тушат?
- Назови, что еще пекут? (пироги, торты, печенье)
- В чём выпекают? (на листе, на противне, в форме)
-Молоко кипятят или варят?
-Назови, что варят? (Кашу, суп, компот, макароны)
-В чём варят? (в кастрюле, в сотейнике)
СЛАЙД 18 (молочные продукты)
УПРАЖНЕНИЕ «ИСКЛЮЧИ ЛИШНЕЕ, НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Логопед: -Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, что здесь лишнее?
-Как назвать эти продукты?
СЛАЙД 19 (мясные продукты)
Логопед: -Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, что здесь лишнее?
-Как назвать эти продукты?
СЛАЙД 20 (корзина с продуктами)
СТАНЦИЯ «ПОЛЕЗНАЯ»- четвертый стол
ИГРА С МАНКОЙ И КИСТОЧКОЙ «СОБЕРИ КОРЗИНУ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ОБЕДА»
Логопед: -В магазин сейчас пойдем,
И продукты наберем.
Чтоб обед был вкусным,
Постараться нужно.
Логопед: -Перед вами продуктовые лотки, надо кисточкой отодвигать манку и увидеть картинки продуктов. Будем называть, то, что вы купите для обеда. Купим только ПОЛЕЗНЫЕ продукты.
Логопед: -Какие вы молодцы! А сейчас прошу вас присесть на стульчики, нас ждёт СТАНЦИЯ «ВКУСНАЯ»!
СЛАЙД 21 (овощи )
СТАНЦИЯ «ВКУСНАЯ»- Садятся на стульчики- дети надевают маски-шапочки
УПРАЖНЕНИЕ «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Я пеку чай и пью торт.
Я жарю кашу и варю котлеты.
Я ем сок и пью суп.
Я пью торт и ем компот.
Я пью салат и ем кофе.
Я пеку чай и кипячу блины.
Я жарю кисель и пью рыбу.
Логопед: -Ребята, а я что-то слышу! Шум какой-то!
(Входят овощи, спорят: -я главный, нет я главный!).
Логопед: -Кто у вас из овощей
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Морковь. Про меня рассказ не длинный,
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь строен и высок.
Логопед: - Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Помидор. «Не болтай, Морковка, вздор,
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный».
Капуста. Я - Королева среди овощей,
Без меня не сварить вкусных щей
А какие вкусные пироги капустные!
Лук. Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я простой не горький лук.
Горошек. Вот и я - Горошек.
Я не хвастунишка.
Я такой хорошенький,
Зелёненький мальчишка.
Если только захочу, всех горошком угощу.
Выходит Маша
Маша: -Хватит спорить!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно с витаминами дружить.
Надо фрукты, овощи любить
Все без исключения!
В этом нет сомненья!
(Угощает соком, фруктами)
Логопед:- На этом наше путешествие закончилось! Спасибо за работу! Вы все большие молодцы!
+++++++++++++++++
День нужно с каши начинать!
Пшено и рис, овсянка, гречка
И каша манная, конечно, —
Вот это может сил придать!
Охотно мы едим картофель,
Тушеный или отварной.
И макароны не забудем:
Хлеб кушаем с душой.
Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на нижнюю ступень пирамидки.
Овощей нам нужно много:
Свекла, редька, кабачок,
Огурцы, и помидоры,
И капуста, и лучок!
Мандарины и лимоны,
Персик, слива и хурма,
Много фруктов для здоровья
Нам природа создала!
Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на вторую ступень пирамидки.
Мясо, рыбу, птицу,
И горох, и чечевицу
Будем кушать день за днем,
Чтобы быть богатырем.
Чтобы кости сильными были,
О молоке мы не забыли.
Чтоб зубки, как жемчуг, блестели,
Мы творог с ребятами ели.
Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на третью ступень лесенки.
Сладости все обожают,
Но скажу я вам, друзья,
Что конфет и шоколадок,
Много есть никак нельзя!
Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на четвертую ступень лесенки.
Ну а если у вас гости —
Торт поставим мы на стол,
Можно съесть один кусочек,
Чтоб не обиделся никто.
Дети ставят карточку с изображением пирожных и торта на верхнюю ступень пирамиды.
Обратите особое внимание —
Есть вредные и полезные продукты питания.
СТАНЦИЯ «ВКУСНАЯ»- дети находят сок
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
"Путешествие муравьишки"...
Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.
Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...
Конспект и презентация НОД (фронтального логопедического занятия) по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей (логопедической) группе "Приставочные глаголы"
Конспект НОД на тему "Приставочные глаголы" и презентация...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилаг...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Продукты питания"
Конспект итогового занятия по развитию речи на тему...