Конспект и презентация НОД (фронтального логопедического занятия) по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей (логопедической) группе "Приставочные глаголы"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) по теме

Ловыгина Оксана Юрьевна

Конспект НОД на тему "Приставочные глаголы" и презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» Шатурского муниципального района Московской области Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ» Конспект НОД составила и провела: учитель-логопед МБДОУ д/с №14 Ловыгина Оксана Юрьевна Г. Шатура, мкр Керва 2016 г


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Шатурского муниципального района Московской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка

в старшей группе компенсирующей направленности

на тему:

«Приставочные глаголы»

Конспект НОД составила и провела:

учитель-логопед МБДОУ д/с №14

Ловыгина Оксана Юрьевна

г. Шатура, мкр Керва

2016г

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка

в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Приставочные глаголы».

Цель: учить понимать пространственные значения приставочных глаголов и грамотно употреблять их в речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в образовании новых слов от одной основы с помощью приставки.

Упражнять в подборе подходящего по смыслу приставочного глаголав в словосочетании и в предложении.

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое мышление.

Развивать слухо-речевое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль над речью.

Ход занятия

  1. Организационный этап. Слайд 1.

Игра  «Будь внимателен». Слайд 2.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимателен»: если я назову предмет, вы стоите. Если назову действие, вы подпрыгиваете.

Слова: солнце, светить, лететь, облако, стол, стул, ставить, рука, махать.

Логопед: Молодцы! Вы были очень внимательными!

  1. Основной этап.
  1. Введение в тему.

Логопед: Ребята! Я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии Бабы-Яги.

Слайд 3. Баба-Яга в ступе по небу…  полетела.

Слайд 4. Вот Баба-Яга летела, летела и в лес…  влетела.

Слайд 4. Она к дереву … подлетела,

Слайд 4. За дерево залетела…

Слайд 4. И из-за дерева… вылетела.

Слайд 5. В избушку… влетела.

Слайд 5. Из трубы Баба Яга … вылетела и в гости к Змею Горынычу … улетела.

- Как вы видели, Баба-Яга во время путешествия совершила много различных действий. А кто скажет, каким словом можно объединить все эти действия? Что Баба-Яга делала?

Дети: Летела.

Логопед: Правильно, все это время Баба-Яга летела, а её действия были похожи, но немного отличались друг от друга.

  1. Расширение и активизация глагольного словаря. Образование приставочных глаголов от основы  -лить. Слайд 6.

Логопед: Сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: поднос, горшок с цветком, игрушечный котенок, стакан и кувшин с водой. Я буду лить воду, и называть это словом-действием. А вы будете объяснять, что произошло.

Логопед: Налила.

Дети: Воды в стакане не было, а теперь она появилась.

Логопед: Долила.

Дети: Вода в стакане уже была, но теперь её стало больше.

Логопед: Отлила.

Дети: Воды в стакане стало меньше.

Логопед: Полила.

Дети: Полила водой землю, где растет цветок. Вода в стакане осталась.

Логопед: Облила.

Дети: Игрушечный котенок намок (стал мокрым).

Логопед: Вылила.

Дети: Воды в стакане не осталось.

Логопед: Молодцы! Вы смогли объяснить все слова-действия, которые я назвала и показала. А сейчас мы с вами сделаем паузу и полетаем!

  1. Динамическая пауза «Профессии». Слайд 7.

Быть шофером хорошо,         (Крутят воображаемый руль)

А летчиком - лучше.               (Разводят прямые руки в стороны)

Я бы в летчики пошел,           (Покачивание руками вверх-вниз)

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,            («Наливают» бензин)

Завожу пропеллер,                   (Круговые движения правой рукой)

В небеса мотор вези,                (Прямые руки вверх, встают на носочки)

Чтобы птицы пели.                (Изображают кистями рук птичку)

  1. Практическое усвоение навыка словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 8.

Логопед: Посмотрите, ребята! К нам в гости прилетела синица. Помогите мне, пожалуйста, правильно подобрать слова-действия к тому, что делает синица.

Логопед: Вот синица в комнату…

Дети: Влетела.

Логопед: Синица по комнате …                                         

Дети: Полетела.

Логопед: Синица над столом летела и к цветку …         

Дети: Подлетела.

Логопед: Она вокруг цветка …

Дети: Облетела.

Логопед: Синица на кувшин села, посидела и с кувшина …

Дети: Слетела.

Логопед: Снова синица по комнате летела, летела и в дверь из комнаты…

Дети: Вылетела.

Логопед: Ребята! Все слова-действия, которые мы назвали, похожи по звучанию. А значения у них разные.

  1. Индивидуальная работа по практическому усвоению навыка приставочного словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 9.

Логопед: Ребята! В одном сказочном лесу в маленьком домике живет добрый доктор Айболит. Айболит очень любит зверей. Но однажды он заболел. Навестить своего друга спешат разные животные. А какие, вы узнаете, если посмотрите на экран. Итак, к Айболиту спешат зайчики, лисички и птички. Только все они добирались по-разному. Зайчики ехали, лисички бежали, а птички летели.

Слайд 10. Логопед: Птички по небу…                 Дети: полетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы в лес…                 Дети: влетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы из леса…                 Дети: вылетели.

Слайд 12. Логопед: Птицы к речке…                 Дети: подлетели.

Слайд 12. Логопед: Над мостом через речку...         Дети: полетели.

Слайд 13. Логопед: И до дома Айболита…         Дети: долетели.

 Логопед: Зайчики к Айболиту в трамвайчике ехали.

Слайд 14. Логопед: Зайчики из леса…                 Дети: выехали.

Слайд 15. Логопед: Зайчики по поляне…         Дети: поехали.

Слайд 16. Логопед: Вот они до речки…                 Дети: доехали.

Слайд 16. Логопед: Через речку по мосту…         Дети: поехали.  

Слайд 16. Логопед: На мосту на камень…         Дети: наехали.

Слайд 16. Логопед: Зайцы с моста…                 Дети: съехали.

Слайд 17. Логопед: По дороге…                         Дети: поехали.

Слайд 18. Логопед: И до дома Айболита…         Дети: доехали.

Логопед: Последними к Айболиту бежали лисички.

Слайд 19. Логопед: Лисички по лесу…                 Дети: побежали.

Слайд 20. Логопед: Лисички до речки…                 Дети: добежали. 

Слайд 20. Логопед: Через речку по мосту…         Дети: побежали.  

Слайд 20. Логопед: С моста…                         Дети: сбежали.

Слайд 21. Логопед: Лисички по тропинке…        Дети: побежали.

Слайд 22. Логопед: Лисички до дома Айболита… Дети: добежали.

Логопед: Все звери попали в гости к Айболиту? Все. Доктор Айболит обрадовался и скоро начал поправляться.

  1. Итоговый этап. Слайд 23. Подведение итогов деятельности. Рефлексия. Самооценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"

Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.  Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего  возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы»....