Логопедическое занятие старшая группа "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» города Алейска Алтайского края
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР
«Весна»
Составил: учитель- логопед Киселёва Любовь Федоровна
г.Алейск, 2024
Актуальность:
- Актуальность темы «Весна» заключается в том, что в начале марта солнце начинает светить ярче и теплее. Появляется капель, начинается таяние снега.
- В беседах с детьми, некоторые из них могут затрудняться определять, какое время года наступило.
- В связи с этим, важно обогатить знания детей о весне и изменениях в природе, которые происходят в это время.
Целевая аудитория:
старший дошкольный возраст, дети группы компенсирующей направленности с ТНР.
Цель:
Формирование у детей умения составлять небольшие рассказы по теме «Весна» с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
- Закреплять представления детей о весне и её приметах. Расширять и активизировать словарь по данной теме. Совершенствовать мнемотехнические навыки при составлении рассказа о весне. Активизировать познавательную активность детей.
- Развивать фонематический слух, память, образное, логическое, ассоциативное мышление, связную речь при составлении сложноподчиненных предложений с союзом потому что, артикуляционную, мелкую и общую моторику.
- Воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, умение преодолевать робость, застенчивость, интерес к сезонным изменениям в природе и бережного к ней отношения.
Планируемые результаты:
- Расширение и уточнение знаний о весне и ее признаках.
- Обогащение словарного запаса.
- Закрепление умения правильно строить предложения при составлении связного рассказа по мемотаблице о весне.
Форма проведения занятия: групповое.
Используемые методы и приемы:
- Наглядные методы: показ, наблюдение, рассматривание
- Словесные методы: беседа, объяснение, диалог, художественное слово, словарная работа
- Игровые методы: дидактические игры, упражнения – имитации
Инновационные методы: использование мнемотехники– мнемотаблицы, аудиозапись.
Материалы и оборудование:
Настенная доска, мнемотаблицы, картинки-модели для определения признаков весны, картинки диких животных, шапочка сороки, карандаши, зеркала, веточка вербы, картинки – модели (солнышко, тучка, капелька), музыка композитора П.И. Чайковского «Времена года – Апрель» - аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед. (дети стоят в кругу)
- Ребята, давайте начнём день с улыбки. Улыбнитесь друг другу.
- Загадка: «Она приходит ласково, со своею сказкою, лишь только палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт». (Весна)
- Говорить сегодня мы будем о Весне.
Весеннее приветствие:
(развитие общей и мелкой моторики.)
- «Здравствуй, солнышко тёплое
(руки над головой, «солнышко» из пальцев рук)
- Здравствуй, облачко лёгкое
(качаем руками над головой)
- На деревьях почки, первые листочки
(ритмично сжимаем и разжимаем кулачки)
- Здравствуй, травка зелёная
- Здравствуй, птичка весёлая
(взмахи руками)
- Всем «Привет» скажу и рукою помашу»
(хлопки в ладоши)
- Ребята, с каким весенним настроением вы пришли на занятие? (Приглашаю к доске, где расположено солнышко и тучка) - если у вас отличное настроение подарите солнышку лучик, а если нет настроения, то подарите тучке капельку. (дети обосновывают свой выбор)
Логопед:
- У меня отличное настроение (прикрепляю лучик на солнышко).
- Мы с весенним настроением продолжаем наше занятие
Артикуляционная гимнастика: (за столами с зеркалами). Приложение 1
- «Блинчик» - язычок греется на солнышке.
- «Грибок – тают сосульки»
- «Чашечка – ловим капельки»
- «Насос – дует весенний ветерок»
Логопед:
- Много дел у весны. Давайте её поприветствуем.
Речевая гимнастика:
(игра на обогащение словарного запаса и развитие фонематического слуха, ритмичное прохлопывание текста чистоговорок, проговаривание с различной интонацией)
- арт-арт-арт наступил месяц март. (утвердительно)
- на-на-на пришла весна. (восклицательно)
- це-це-це ярко светит солнце. (громко)
- Жок-жок-жок тает снежок. (затаенно)
- чи-чи-чи ручеёк журчит. (тихо)
- чки-чки-чки на деревьях набухают почки. (удивленно)
- цы-цы-цы прилетели перелётные птицы. (решительно)
Молодцы! Много знаете чистоговорок о Весне.
Логопед:
- Весна нам приготовила, загадки о весенних приметах. (выставляю на доске картинки-модели на каждую отгадку: солнце, облака, зелёная трава, подснежники, грач, скворец, скворечник, гнездо грача, птенцы)
- «Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце и зовут тебя все» (солнце)
- «Пушистая вата плывёт куда-то» (облака)
- «Растаял снежок, ожил лужок» (зелёная трава)
- «Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький» (подснежник)
- «Чёрный, проворный, кричит «крак», червякам враг» (грач)
- «На шесте дворец, во дворце певец» (скворец)
- «Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки» (скворечник)
- «На дереве, в лукошке подрастают крошки» (птенцы)
- Молодцы! Прекрасные отгадки с признаками Весны.
Игра «Закончите предложение».
(составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что)
Логопед:
- А сейчас поиграем с веточкой. Вы будете её передавать друг другу и рассказывать, что вам нравится. А начнём игру со слов: «Мне нравится весна, потому что…..
- … ярко светит солнце.
- … на улице становится теплее.
- … можно пускать кораблики в ручейках.
- … прилетают перелётные птицы.
- … распускаются подснежники.
- … природа пробуждается от зимнего сна.
Логопед:
- И мне нравится Весна, потому что вся природа оживилась, зазвенели ручейки, на проталинках весенних появляются цветы.
Физкультминутка «Бабочка»
- «Весной бабочка проснулась»
(произносим громко, взмахи руками)
- «Улыбнулась, потянулась»
(произносим тихо, затаённо)
- «Раз-росой она умылась»
(произносим восклицательно, хлопки в ладоши)
- «Два-изящно покружилась»
- «Три-нагнулась и присела»
- «На листочек тихо села»
(выполняем движения по тексту)
Логопед:
- Ребята, Весне радуются птицы и звери. Прилетела к нам сорока. У неё два белых бока, черный хвостик и спина, голова и та черна.
(выходит ребёнок в шапочке сороки).
- Ты куда летишь, сорока? Расскажи!
Сорока (ребёнок):
- Я летела к волкам, лосям, зайцам, лисам, медведям, барсукам, рассказать о том, что Весна пришла, рисунки я им несла (на доске предметные картинки диких животных).
- Весна по опушке шла, ведра с дождиком несла.
Оступились на пригорке, опрокинулись ведёрки.
- Попала я под весенний дождь. Ребята, помогите мне восстановить рисунки-приметы о Весне.
Упражнение: «Дорисуй картинки и раскрась».
(развиваем у детей внимание, мелкую моторику и умение ориентироваться на листе бумаги)
Дети выполняют задание под музыку: (дорисовывают не достающие элементы – символы, раскрашивают мнемотаблицу в соответствии с содержанием текста)
Итог занятия:
Логопед:
- Теперь, ребята, по рисункам, которые вы восстановили, можем сороке рассказать о Весне, а сорока расскажет о Весне лесным жителям.
Рассказ ребёнка: (по готовой мнемотаблице) Приложение 2
- Наступила Весна.
- Весной солнце светит ярко.
- По небу плывут красивые облака.
- Тает снег, на проталинках появляется зеленая трава и подснежники.
- Возвращаются перелетные птицы из теплых стран.
- Они вьют гнёзда и высиживают птенцов.
- Я люблю Весну, потому что вокруг много цветов, можно долго гулять на улице и у меня всегда радостное настроение.
Логопед:
- Молодцы! Прекрасно рассказали о весне, как ее все ждут.
Сорока:
- Спасибо, ребята, за помощь. Я лечу друзьям сказать, что пора Весну встречать.
Логопед:
- Ребята, чем Вам запомнилось наше занятие? Кому мы сегодня смогли помочь?
Рефлексия:
Логопед:
- Наше занятие заканчивается.
- Для вас есть подарок от лесных жителей. (солнышко для каждого ребенка)
- Вы меня порадовали. Весна с нами не прощается, ее «следы» мы будем замечать везде.
4. Заключение.
Практические задания в разработанном мною конспекте могут использоваться на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми с ТНР, рекомендованы в практику учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Литература:
- С.Д. Томилова Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн, Кн. 1, Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 704 с.,
- М.В. Юдаева хрестоматия для старшей группы издательство ООО «Самовар – книги». 125047, Москва, ул. Александра Невского, д. 1. 213ст.,
- М.В. Юдаева «Четыре времени года» издательство ООО «Самовар – книги». 125047, Москва, ул. Александра Невского, д. 1. 44 ст.,
- В.В. Бианки «Рассказы и сказки» издательство ООО «Самовар – книги». 125047, Москва, ул. Александра Невского, д. 1. 102 ст.,
- Т.В. Большева «Учимся по сказке» Учебно – методическое пособие/ Т.В. Большева. – Санкт – Петербург: Детство – пресс, 2005 – 143 ст.
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"
Занятие помогает узнать строение и функции органа зрения - глаза....
Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Звуки Б - Бь" " "
Фронтальное логопедическое занятие на тему; "Звуки Б - Бь" для детей старшей логопедической группы с ФФН, составлен с использованием авторских мнемодорожек и мнемотаблиц....
Конспект итогового логопедического занятия старшая группа
Конспект итогового занятия для детей старшей логопедической группы "В гостях у Лунтика"...
Конспект фронтального логопедического занятия (старшая группа для детей с заиканием)
Конспект разработан в рамках тематической декады "Моя семья" в соответствии с этапом работы над речью (этап вопросно- ответной речи)...
Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)
Цели:Коррекционно-образовательные:1. Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2. Продолжить ра...
Конспект логопедического занятия (старшая группа) Тема: «Автоматизация звука [Р]».
Это конспект логопедического занятия в детском саду для детей старшей группы на формирование навыков самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах; а так же это зан...
конспект фронтального логопедического занятия старшая группа
Занятие по лексической теме с использованием аудиосказки....