Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;

2.  Продолжить работу по составлению звуковых схем двуслоговых слов;

3.  Активизировать словарь по теме «Насекомые»;

4.  Продолжить учить детей составлять предложения по договариванию.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать языковое чутье, отрабатывать навыки правильного произношения звуков, находящихся в стадии автоматизации;                           

2.  Продолжить работу по развитию фонематического слуха, логического мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать уважение к собеседнику (не перебивать друг друга, тактично исправлять чужие ошибки, слушать ответы другого ребенка, радоваться успехам других).

Оборудование: таблица «Звуки речи», шнурки красного цвета (по количеству детей), «Звуковой коврик» (по количеству детей), символы гласных звуков по Т.А.Ткаченко, игрушка пчела, разрезные картинки: таракан, жук, муха, оса; звуковые схемы слов, опорные предметные картинки: сороконожка, окошко, дождь, сапоги, солнце, снег, валенки. (см.Приложение)

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(дети стоят возле логопеда)

-  Угадайте, какие звуки я произношу (логопед показывает артикуляцию гласных звуков - дети называют звуки: А, У, И, О).

- Ребята, как называются эти звуки? (гласные)

- Какие еще гласные звуки вы знаете? (Ы, Э)

- Почему они гласные? (поются, тянутся, преграды нет, произносятся легко, свободно, голосом, обозначаем красным цветом).

- Сегодня на занятии мы будем работать с гласными звуками. (дети садятся на свои места)

2. «Шнурочки-узелочки».

-  Возьмите шнурки. Я буду произносить звуки, когда вы услышите гласный звук, завяжите узелок. (А, Р, М, Э, Д, Ж, Ы).

- Сколько узелков у вас получилось? (три)

- Нажимаем на узелок и называем гласные звуки, которые я произносила (А, Э, Ы).

3. «Звуковой коврик».

- Я буду произносить слова. Выделите первый звук в слове и положите в каждую клеточку значок этого звука. Начинаем с точки, (дети выделяют первый звук в слове и заполняют «коврик» значками-символами гласных звуков).                         

Игрушка, альбом, улитка, ослик, ириска, арбуз, утро, ананас, облако.       

- Назовите звуки в первом ряду слева направо. (И, А, У).                           

- Какой звук находится в левом верхнем углу (И), в правом нижнем углу (О).

- Какой звук находится между звуками УО (А), ОА (И).

4. Пальчиковая гимнастика.

-   К  нам  в  гости  прилетела пчела (показ  игрушки).  Давайте  расскажем  ей стихотворение.

 

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.                                 Машут ладошками.

А за нею шмель-шмелек                      На каждое название насекомого загибают

И веселый мотылек,                              один пальчик

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                   Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам Пожужжали, полетали,                     Машут ладошками.

От усталости упали.                         Роняют ладони на стол.

- Каких насекомых мы называли? (дети называют насекомых по памяти)

5. «Собери картинку».

- Пчела принесла вам фотографии насекомых. Сложите их. Какие насекомые у вас получились? (таракан, жук, муха, оса - картинки вывешиваются на доску).

6. «Подбери слово».

-  Отгадайте, название, какого насекомого подходит к первой схеме? (жук); ко второй схеме? (оса); к третьей? (таракан). Лишнее слово – «муха».

7. Звуковой анализ слова «ОСА».

- Молодцы, ребята. Разгадали вы мои схемы. А теперь, самостоятельно, выложите звуковую схему слова «МУХА», (дети выкладывают)

- Расскажите про это слово. (1 звук «М» - он согласный, звонкий, твердый, обозначим синим цветом и т.д.)

- Сколько слогов в слове «МУХА»? (два) Как вы узнали? (прохлопали, «по подбородку», два гласных звуков).

8. Физкультминутка.

Вот какая стрекоза - очень круглые глаза.

Вертится как вертолет: вправо, влево, взад, вперед.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

 

- Молодцы! Сегодня на занятии мы называли насекомых, но про этого насекомого забыли (показ картинки). Кто это? (сороконожка) Почему ее так называют? (потому что у нее 40 ножек).

- Я буду головой сороконожки, а вы ее ножками (логопед и дети передвигаются по группе как сороконожка; дети садятся на свои места).

9. Составление рассказа «Сороконожка» по опорным предметным картинкам. Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко, а на улице дождь идет. Стала надевать сапожки. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко. Стала сороконожка сапожки снимать. Пока все сняла, пошел снег. Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась, с тех пор сороконожка босиком ходит.

10. Итог занятия.

- С какими звуками сегодня работали?

- Как их называют?

- Каких насекомых вы запомнили?

- Что было трудным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия2.43 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (старшая группа для детей с заиканием)

Конспект разработан в рамках тематической декады "Моя семья" в соответствии с этапом работы над речью (этап вопросно- ответной речи)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Конспект занятия по произношению в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Звук С"

Формирование длительного речевого выдохаУточнение артикуляции звука "С"Упражнение для детей в умении выделять звук "С" в словах ( в начале слова, в середине сдлва и в конце слова )...

Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа (5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи) на тему «Домашние животные и их детеныши»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», ...

Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа (5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи) на тему «Зима. Зимующие птицы»

ЦЕЛИ:- развитие связной речи;- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; о их питании; мест обитания; отношении людей к зимующим птицам в зимнее время. ЗАДАЧИ:Коррекционно-...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...