Конспект логопедического занятия (старшая группа) Тема: «Автоматизация звука [Р]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Это конспект логопедического занятия в детском саду для детей старшей группы на формирование навыков самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах; а так же это занятие показывает,как развивать органы артикуляции при помощи гимнастики; развивает фонематическое восприятиеи мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_yu.khabibulina.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
(старшая группа)
Тема: «Автоматизация звука [Р]».
Цель: добиваться правильного произношения звука [Р] изолированного, в слогах, словах, во фразах.
Задачи:
- Формировать навыки самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах.
- Развивать органы артикуляции при помощи гимнастики.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: телеграмма; профиль звука [Р]; картинка звука [Р]; карточки – схемы, обозначающие гласность и согласность звуков, глухость и звонкость, мягкость и твердость звуков; картинки с предметами, в названии которых звук [Р] стоит в начале, середине и конце слова; рисунки – схемы, обозначающие смысл чистоговорок.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. И мне уже захотелось сказать им: «Доброе утро!», «Қайырлы таң!»
- Доброе утро! Қайырлы таң!
- И все захотели подарить гостям и друг другу свои улыбки. А я уже увидела, что ребята готовы заниматься. А как я узнала об этом?
- Мы сидим как будущие школьники. У нас спины прямые, ноги ровные, уши внимательные, руки не мешают. Значит, мы готовы заниматься.
- Ребята, к нам пришла телеграмма с приглашением в гости к тигренку, который учится рычать, но не совсем умеет это делать.
- Интересно, откуда тигренок прислал эту телеграмму? Какой ее адрес? Как узнать?
- Нужно прочитать адрес телеграммы и узнать.
- Давайте прочитаем адресат и узнаем.
- Страна «Рычандия». Итересно, почему эту страну так назвали? Что означает это слово «Рычандия?» Как вы думаете?
- Это страна, где все «рычат», во всех словах есть звук [Р]
- Ребята, а в чем проблема у тигренка? Как узнать?
- Нужно спросить у тигренка.
- Спрашивайте.
После вопроса детей, педагог читает телеграмму: «Дорогие ребята, в моей стране все рычат и говорят звук [Р]. Я еще маленький и не умею рычать. Помогите мне. Тигренок.».
- Поможем?
Ответ детей.
- Как помочь тигренку?
- Надо научить его рычать.
- А мы умеем это делать?
- Да.
- Как будем учить?
- Тогда садись тигренок возле зеркала и смотри в него. Мы это делаем так.
- А как это мы делаем? Кто может рассказать?
- Нужно потренировать свой язычок.
- А как его надо тренировать?
- Сделать зарядку или гимнастику для языка.
- А вы знаете упражнения для языка?
- Знаем.
- Тогда учим тигренка как делать. И я с вами буду делать.
1-ый ребенок: «Вкусное варенье» - комментарии педагога или детей.
2-ой ребенок: «Почистим верхние зубки» - комментарии педагога или детей.
3-ий ребенок: «Часики» - надо делать точно так.
4-ый ребенок: «Веер» - смотреть в зеркало и рассказывать, что язык плотно прижимается к верхней губе.
5-ый ребенок: «Лошадки» - смотреть в зеркало и рассказывать, как выполняется упражнение.
6-ой ребенок: «Грибок» - смотреть в зеркало и рассказывать, что язык плотно прижимается к небу.
- Ребята, понял ли нас тигренок? Как можно узнать?
- Спросить.
После вопроса детей, педагог отвечает за тигренка.
Тигренок: «Спасибо ребята! » Вы показали и рассказали мне, какие упражнения и как их нужно делать, чтобы потренировать язык. Теперь мой язычок готов произносить звук [Р] четко и понятно. А ваш?
- И наш язык готов.
- Можно начинать учить тигренка произносить звук [Р]?
- Да.
-Да, после гимнастики можно.
Тигренок: А что для этого нужно сделать? Как должен находится язык во рту? Кто расскажет?
- Чтобы правильно произносить звук [Р], нужно кончик языка поднять за верхними зубами.
- Тигренок, тебе понятно? Нет?
- Хорошо, тогда покажем на профиле. (показ на профиле - графика).
- А теперь друг другу на себе. А теперь тигренку в зеркале.
- А теперь представим что ладонь правой руки – это небо, а пальчики левой руки – язычок и покажем. Как прижимается язык?
- Плотно.
- Мы с ребятами, тигренок, тебе показали что делать, но не все.
- А что нужно сделать, чтобы язык задрожал, завибрировал и получился звук [Р]?
- Подуть на кончик языка с силой.
- Как проверим, что подули? (ощущается ладонь руки, поднесенной ко рту).
- Что мы ощущаем на ладони?
- Теплый воздух.
- А теперь будем делать и проверять. Как проверим?
- Посмотрим в зеркало и произнесем.
- А теперь произнесем еще раз звук [Р] четко и послушаем. А теперь волшебная стрелка покажет, кто произнесет. А теперь друг другу.
- Получается?
- Да.
- А тигренку покажем как нужно правильно произносить звук [Р]?
- Молодцы! Звук [Р] вы произносите правильно, что вы делаете при этом?
- Мы послушали и произносим, как нам показали и рассказали.
- Давайте расскажем тигренку про звук [Р]. Какой он гласный или согласный?
- Согласный.
- Как вы узнали, что он согласный?
- Потому что во рту встречается препятствие.
- Какое?
- Язычок упирается в верхние зубы.
- А звук [Р] звонкий или глухой?
- Звонкий.
- Как узнать?
Дети при произнесении звука [Р] кладут ладонь на горло.
- А что вы ощущаете?
- Горло дрожит.
- Ребята, а мы уже знаем, когда дрожит горло – что это означает?
- Звук [Р] звонкий.
- Да, горло – это наш голос. Звук [Р] мы произносим с голосом, поэтому наши голосовые связки вибрируют.
- Итак, звук [Р] какой?
- Согласный, звонкий. Запомни, тигренок.
- Ты тигренок запомнил?
- А чтобы наш тигренок лучше запомнил, какой звук [Р], подарим ему карточку. Какую? Найдите, какую карточку будем дарить тигренку.
- Пожалуйста, кто подарит?
(Выходит один ребенок и дарит карточку).
- Ребята, давайте поможем тигренку поймать слова со звуком Р.Что нужно для этого сделать Скажите об этом тигренку.
-Тигренок, чтобы поймать слово со звуком [Р], нужно слушать внимательно.
(Педагог называет слова, а дети как только услышат звук [Р] в слове, хлопают в ладоши).
-Ну, и как у нас получилось?
(Оценка детей).
А сейчас давайте отдохнем. Пальчики у нас отдыхают, а головки думают.
Пальчиковая гимнастика.
Кулак, ребро, ладонь.
Запорошила дорожки.
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
-Ребята, а теперь будем помогать тигренку искать звук [ Р] в словах. Поможем?
- Да.
- А вспомнить эти слова вам помогут картинки.
(Педагог выставляет картинки с предметами, в названии которых есть звук [ Р]).
- Ребята, звук [Р] в словах может находиться в разных позициях.
- Где? В начале, середине и в конце слова.
- Ребята, для того, чтобы еще лучше и чище говорить звук [Р], нужно проговаривать чистоговорки. Они так и называются чистоговорки.
- Давайте расскажем их нашему тигренку. Пожалуйста, кто первый? Выбирайте картинку.
(Дети выбирают картинки и рассказывают чистоговорки тигренку).
Ра – ра – ра, ровная гора.
Ро – ро – ро, едем на метро.
Ру – ру – ру, красим конуру.6
Ры – ры – ры, купим разные шары.
Ар – ар – ар, красный самовар.
Ор – ор – ор, убираем двор.
Ур – Ур – Ур, мы накормим кур.
- Ребята, как вы думаете, мы все показали и рассказали тигренку? Научили его рычать? А вы еще можете научить рычать этих маленьких тигрят.
Хабибулина Юлия Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Лунтиком». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах
Конспект индивидуального логопедического занятия«Игры с Лунтиком».Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Учитель-л...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествуем по Азбуке" (автоматизация звука [Ж])
Представлен конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ж]....
Конспект интегрированного занятия старшая группа Тема: "71 годовщина Победы в Великой Отечественной Войне"
ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне, о доблести, о подвигах, о славе наших воинов - освободителей, о том, какой ценой была завоевана победа. Воспитывать любовь к Родине, чувство...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука Ш
Задачи: - развивать подвижность артикуляционного аппарата- развитие фонематического слуха- развитие навыков звукового анализа- развитие умения произносить трехсложные слова со стечение согласных- авто...
Конспект индивидуального логопедического занятия " В поисках клада". Автоматизация звука Л в слогах и словах.
Конспект индивидуального логопедического занятияТема « В поисках клада» Автоматизация звука Л.ЦелиПродолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука ( л).Формировать направлен...
Конспект логопедического занятия, подготовительной группы. Тема:«Весна. Международный Женский день»
Конспект занятия на тему: «Весна. Международный Женский день»Цели: Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопрос...
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)
1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах. 3. Учить определять наличие и место звука [л]...