Конспект логопедического занятия (старшая группа) Тема: «Автоматизация звука [Р]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Это конспект логопедического занятия в детском саду для детей старшей группы на формирование навыков самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах; а так же это занятие показывает,как развивать органы артикуляции при помощи гимнастики; развивает фонематическое восприятиеи  мелкую моторику рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_yu.khabibulina.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

(старшая группа)

Тема: «Автоматизация звука [Р]».

Цель:  добиваться правильного произношения звука [Р] изолированного, в слогах, словах, во фразах.

Задачи:  

  1. Формировать навыки самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах.
  2. Развивать органы артикуляции при помощи гимнастики.
  3. Развивать фонематическое восприятие.
  4. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: телеграмма; профиль звука [Р]; картинка звука [Р]; карточки – схемы, обозначающие гласность и согласность звуков, глухость и звонкость, мягкость и твердость звуков; картинки с предметами, в названии которых звук [Р] стоит в начале, середине и конце слова; рисунки – схемы, обозначающие смысл чистоговорок.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. И мне уже захотелось сказать им: «Доброе утро!», «Қайырлы таң!»

- Доброе утро! Қайырлы таң!

- И все захотели подарить гостям  и друг другу свои улыбки. А я уже увидела, что ребята готовы заниматься. А как я узнала об этом?

- Мы сидим как будущие школьники. У нас спины прямые, ноги ровные, уши внимательные, руки не мешают. Значит, мы готовы заниматься.

- Ребята, к нам пришла телеграмма с приглашением в гости к тигренку, который учится рычать, но не совсем умеет это делать.

- Интересно, откуда тигренок прислал эту телеграмму? Какой ее адрес? Как узнать?

- Нужно прочитать адрес телеграммы и узнать.

- Давайте прочитаем адресат и узнаем.

- Страна «Рычандия». Итересно, почему эту страну так назвали? Что означает это слово «Рычандия?» Как вы думаете?

- Это страна, где все «рычат», во всех словах есть звук [Р]

- Ребята, а в чем проблема у тигренка? Как узнать?

- Нужно спросить у тигренка.

- Спрашивайте.

        После вопроса детей, педагог читает телеграмму: «Дорогие ребята, в моей стране все рычат и говорят звук [Р]. Я еще маленький и не умею рычать. Помогите мне. Тигренок.».

- Поможем?

Ответ детей.

- Как помочь тигренку?

- Надо научить его рычать.

- А мы умеем это делать?

- Да.

- Как будем учить?

- Тогда садись тигренок возле зеркала и смотри в него. Мы это делаем так.

- А как это мы делаем? Кто может рассказать?

- Нужно потренировать свой язычок.

- А как его надо тренировать?

- Сделать зарядку или гимнастику для языка.

- А вы знаете упражнения для языка?

- Знаем.

- Тогда учим тигренка как делать. И я с вами буду делать.

1-ый ребенок: «Вкусное варенье» - комментарии педагога или детей.

2-ой ребенок: «Почистим верхние зубки» - комментарии педагога или детей.

3-ий ребенок: «Часики» - надо делать точно так.

4-ый ребенок: «Веер» - смотреть в зеркало и  рассказывать, что язык плотно прижимается к  верхней губе.

 5-ый ребенок: «Лошадки» - смотреть в зеркало и рассказывать, как выполняется упражнение.

6-ой ребенок: «Грибок» - смотреть в зеркало и рассказывать, что язык плотно прижимается к небу.

- Ребята, понял ли нас тигренок? Как можно узнать?

- Спросить.

        После вопроса детей, педагог отвечает за тигренка.

Тигренок: «Спасибо ребята! » Вы показали и рассказали мне, какие упражнения и как их нужно делать, чтобы потренировать язык. Теперь мой язычок готов произносить звук [Р] четко и понятно. А ваш?

- И наш язык готов.

- Можно начинать учить тигренка произносить звук [Р]?

- Да.

-Да, после гимнастики можно.

Тигренок: А что для этого нужно сделать? Как должен находится язык во рту? Кто расскажет?

- Чтобы правильно произносить звук [Р], нужно кончик языка поднять за верхними зубами.

- Тигренок, тебе понятно? Нет?

- Хорошо, тогда покажем на профиле. (показ на профиле - графика).

- А теперь друг другу на себе. А теперь тигренку в зеркале.

- А теперь представим что ладонь правой руки – это небо, а пальчики левой руки – язычок и покажем. Как прижимается язык?

- Плотно.

- Мы с ребятами, тигренок, тебе показали что делать, но не все.

- А что нужно сделать, чтобы язык задрожал, завибрировал и получился звук [Р]?

- Подуть на кончик языка с силой.

- Как проверим, что подули? (ощущается ладонь руки, поднесенной ко рту).

- Что мы ощущаем на ладони?

- Теплый воздух.

- А теперь будем делать и проверять. Как проверим?

- Посмотрим в зеркало и произнесем.

- А теперь произнесем еще раз звук [Р] четко и послушаем. А теперь волшебная стрелка покажет, кто произнесет. А теперь друг другу.

- Получается?

- Да.

- А тигренку покажем как нужно правильно произносить звук [Р]?

- Молодцы! Звук [Р] вы произносите правильно, что вы делаете при этом?

- Мы послушали и произносим, как нам показали и рассказали.

- Давайте расскажем тигренку про звук [Р]. Какой он гласный или согласный?

- Согласный.

- Как вы узнали, что он согласный?

- Потому что во рту встречается препятствие.

- Какое?

- Язычок упирается в верхние зубы.

- А звук [Р] звонкий или глухой?

- Звонкий.

- Как узнать?

Дети при произнесении звука [Р] кладут ладонь на горло.

- А что вы ощущаете?

- Горло дрожит.

- Ребята, а мы уже знаем, когда дрожит горло – что это означает?

- Звук [Р] звонкий.

- Да, горло – это наш голос. Звук [Р] мы произносим с голосом, поэтому наши голосовые связки вибрируют.

- Итак, звук [Р] какой?

- Согласный, звонкий. Запомни, тигренок.

- Ты тигренок запомнил?

- А чтобы наш тигренок лучше запомнил, какой звук [Р], подарим ему карточку. Какую? Найдите, какую карточку будем дарить тигренку.

- Пожалуйста, кто подарит?

(Выходит один ребенок и дарит карточку).

- Ребята, давайте поможем тигренку поймать слова со звуком Р.Что нужно для этого сделать Скажите об этом тигренку.

-Тигренок, чтобы поймать слово со звуком [Р], нужно слушать внимательно.

(Педагог называет слова, а дети как только услышат звук [Р] в слове, хлопают в ладоши).

-Ну, и как у нас получилось?

(Оценка детей).

 А сейчас давайте отдохнем. Пальчики у нас отдыхают, а головки думают.

Пальчиковая гимнастика.

 

Кулак, ребро, ладонь.

Запорошила дорожки.

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

-Ребята, а теперь будем помогать тигренку искать звук [ Р] в словах. Поможем?

- Да.

- А вспомнить эти слова вам помогут картинки.

(Педагог выставляет картинки с предметами, в названии которых есть звук [ Р]).

- Ребята, звук  [Р] в словах может находиться в разных позициях.

- Где? В начале, середине и в конце слова.

- Ребята, для того, чтобы еще лучше и чище говорить звук [Р], нужно проговаривать чистоговорки. Они так и называются чистоговорки.

- Давайте расскажем их нашему тигренку. Пожалуйста, кто первый? Выбирайте картинку.

(Дети выбирают картинки и рассказывают чистоговорки тигренку).

 

Ра – ра – ра, ровная гора.

Ро – ро – ро, едем на метро.

Ру – ру – ру, красим конуру.6

Ры – ры – ры, купим разные шары.

Ар – ар – ар, красный самовар.

Ор – ор – ор, убираем двор.

Ур – Ур – Ур, мы накормим кур.

- Ребята, как вы думаете, мы все показали и рассказали тигренку? Научили его рычать? А вы еще можете научить рычать этих маленьких тигрят.

Хабибулина Юлия Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Лунтиком». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия«Игры с Лунтиком».Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах              Учитель-л...

Конспект интегрированного занятия старшая группа Тема: "71 годовщина Победы в Великой Отечественной Войне"

ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне, о доблести, о подвигах, о славе наших воинов - освободителей, о том, какой ценой была завоевана победа. Воспитывать любовь к Родине, чувство...

Конспект логопедического занятия, подготовительной группы. Тема:«Весна. Международный Женский день»

Конспект занятия на тему: «Весна. Международный Женский день»Цели: Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопрос...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...

Конспект логопедического занятия ребенка с дизартрией «Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Конспект логопедического занятия ребенка с дизартрией«Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.Вид: фонетическое.Тип: индивидуальное.Продолжительность:...

Конспект логопедического занятия "Детектив Шерлок Холмс" (автоматизация звука Л)

Интересное логопедическое занятие с использованием разнообразного дидактического материала...

Конспект логопедического занятия средняя группа. Тема «Осень» (фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико- грамматических средств языка)

Конспект логопедического занятиясредняя группа.Тема «Осень»(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)...