Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Занятие подготовительного периода
Тема: «Игрушки»
Цель: формирование словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Задачи:
- преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить;
- формировать умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;
- уточнять и обогащать словарь по теме «Игрушки»;
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание и голос;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;
- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.
Способы: игровая мотивация – «Петрушка»; ситуация общения; объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, активного и пассивного словаря, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.
Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами «Занятия», «Играть», «Молодец»; жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи (лего) и действия-картинки); игрушки (Петрушка, кукла, юла, пирамидка, матрешка, машина, неваляшка, мяч); картинки по теме, мешочек (непрозрачный пакет).
Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.
Методическое обеспечение:
Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
100 игр для запуска речи / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124
«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
О.Е. Громова «Формирование начального детского лексикона» Практикум: Издательство: Просвещение, 2009 – 157 с. (Серия «Портфель логопеда»)
Ход ООД:
Слова и действия учителя-дефектолога | Слова и действия ребенка |
У-Д: «Садись на стул, за стол!». У-Д: «Как тебя зовут?», «Я – Света». У-Д: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий). У-Д: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов). У-Д: «Посмотри! Кто к нам пришел? К нам в гости пришел Петрушка!». (Показываю Петрушку). «Поздоровайся с ним!» Петрушка «здоровается» за руку с ребенком. У-Д: «Знаешь, что сказал Петрушка? Он сказал, что хочет поиграть в бубен. Сейчас Петрушка будет ударять в бубен, как только услышишь звуки - хлопай. Раньше времени это делать нельзя. (Я становлюсь за спиной ребенка на таком расстоянии, чтобы он, обернувшись, мог увидеть Петрушку. Ударяю в бубен и быстро достаю из-за спины игрушку. Петрушка хвалит ребенка, кланяется и снова прячется).У-Д: «Посмотри, какое у меня перышко. Давай на него подуем. Повтори». (Я привлекаю внимание ребенка и сдуваю перышко с руки) У-Д: (Я ставлю на стол мешочек, в котором находятся игрушки). «Посмотри, Петрушка принес целый мешок игрушек. Сейчас он покажет их нам и даст поиграть». (Петрушка «достает» одну из игрушек (например, юлу) и «показывает» ее ребенку: «Это юла. Юлу можно заводить. Она кружится, поет, падает на бочок». «Повтори». (Аналогично рассматриваются другие игрушки). У-Д: «Посмотри, сколько у нас игрушек». (Показываю на игрушки). «Это мишка. Он рычит – О-о-о. Повтори». (Те же инструкции с другими игрушками: И-и-и – ржет лошадка, Пи-пи-пи – пищит цыпленок, Бум-бум – гремит барабан, Оп-оп-оп – прыгает мячик, Бах – упали кубики и др.)У-Д: «Повторяй за мной». Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет. Веселит своих зайчат. (Пальчики сжимаю в кулачок. Выставляю вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелю в стороны и вперед). У-Д: «Выполни задание». (Я предлагаю ребенку выполнить задание типа: «покачай куклу», «положи спать неваляшку», «брось мне мяч» и т.п.). У-Д: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец». «Держи свой приз!» (Я отдаю выбранное ребенком поощрение (лего) и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)). «Пока!». ( Машу рукой). | Ребенок садится за стол. Ребенок прикладывает руку к груди, называет свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой и физической подсказками. Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого. Ребенок сосредотачивает взгляд на Петрушке и протягивает ему руку. Ребенок хлопает при звуке бубна. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Правильно реагирует на инструкции и выполняет их. Получает еще один жетон. Ребенок выполняет задание по подражанию и инструкции «Повтори!». За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок смотрит на игрушку, повторяет за дефектологом звукоподражания. Получает жетон и прикрепляет его к планшету. Действует по подражанию: сжимает кулачок, выставляет вверх указательный и средний пальцы, Ими шевелит в стороны и вперед. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок выполняет поручение и получает жетон. Ребенок прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны. Машет рукой «пока». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию ЭМП в группе компенсирующей направленности второго года обучения
Организованная образовательная деятельностьпо формированию ЭМП ...
Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).
Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Подвиг земляков в Великой Отечественной войне»
Воспитание патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми подвигами наших земляков героев Великой Отечественной войны....
Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет «Путешествие в страну «Здоровье»
Цель: Воспитание у детей интереса к своему здоровью, желание его поддерживать разными видами деятельности. Формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни.Задачи:1. Развивать внима...
Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет «Математическая сказка»
Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет«Математическая сказка»...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...