Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Золотая осень"
план-конспект занятия по логопедии

Горюнова Галина Дмитриевна

Тема: «Золотая осень.»

Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения

Задачи:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- обогащение  знаний по приметам осени;

- развитие звукоподражания;

- уточнение произношения гласных звуков;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «игрушки белка»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, активного и пассивного словаря, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки);  тематическая картинка «Осень», игрушка , белка; желтые листья; два голубых шнурка – длинный и короткий.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zolotaya_osen.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие подготовительного периода

Тема: «Золотая осень.»

Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Задачи:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- обогащение  знаний по приметам осени;

- развитие звукоподражания;

уточнение произношения гласных звуков;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «игрушки белка»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, активного и пассивного словаря, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки);  тематическая картинка «Осень», игрушка , белка; желтые листья; два голубых шнурка – длинный и короткий.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

100 игр для запуска речи  / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

О.Е. Громова «Формирование начального детского лексикона» Практикум: Издательство: Просвещение,  2009 – 157 с. (Серия «Портфель логопеда»)

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Л: «Садись на стул, за стол!».

У-Л:  «Будем здороваться. Привет! Как тебя зовут?», «Я – Галя».

У-Л:  «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагается ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Л:  «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

У-Л: «Ребята, сегодня к нам в гости пришла белка». (Показываю игрушку).

«Поздоровайся с ней!»

Катя «здоровается» за руку с   ребенком.

У-Л: «Я буду хлопать в ладоши, а ты Сделай как я!».

 (Показываю  ребенку действия, отхлопываю ритм).

У-Л: «Посмотри на меня, дует ветер. (логопед вытягивает губы трубочкой и произносит звук [у], многократно повторяя).  У белки – желтый лист! Смотри, дует ветер [у] и лист летит к тебе». (Я дую на лист и он подлетает к ребенку.)

«Подуй  на него так, чтобы он полетел к белке».

У-Л: «Покажи  белке, как ты умеешь! Положи руки на стол, сдвигай и раскрывай пальцы. Вот так! Повтори за мной».

(Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка).

У-Л:  «Посмотри на картинку, тут нарисована ОСЕНЬ. Много-много желтых листьев. (показываю рукой на картинке, затем ребенок) Капает дождик – кап!кап!кап!».  (Я стучу  указательным пальцем, сложенным в щепотку, по другой ладони.) На дорогах – лужи. (показываю рукой на картинке, затем ребенок)

У-Л: Сейчас у нас музыкальная минутка. (включаю песню Н. Логачевской «Тук-так». Под музыку выполняю движения, имитирующие капли дождя, вызывая подражание моим действиям у ребенка)

У-Л: «Посмотри. Сейчас мы сделаем лужи!».

(вместе с ребенком выкладываю на столе из шнурков круги – «лужи», предлагаю ребенку самостоятельно выполнить задание).

У-Д: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». (Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

Ребенок  прикладывает руку к груди,  говорит «Привет!» и называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

Ребенок   внимательно смотрит  на игрушку и протягивает ему руку.

Ребенок  должен  повторить ритм. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их.

Получает еще один жетон.

Ребенок повторяет за логопедом движения: сдвигает и раскрывает пальцы. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок повторяет за логопедом движения кап кап кап, формирует указательный жест и показывает называемые сюжеты на картинке самостоятельно или с помощью логопеда, получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок повторяет за логопедом движения.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок сопряженно, а затем самостоятельно выполняет задание и получает еще один жетон.

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию ЭМП в группе компенсирующей направленности второго года обучения

Организованная образовательная деятельностьпо формированию ЭМП                                      ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речиТема: "Домик в деревне"...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: «Пчелка Майя»

Конспект ООД по развитию грамматического строя и связной речи у детей с ОНР по лексической теме "Насекомые"....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: Звуки «Р» – «Р’»

Итоговое открытое занятие с детьми для родителей подводит итог проведенной коррекционной  работы. Дети в ходе игр и упражнений показывают полученные ими умения и знания.  ООД заканчивается д...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...