Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Слушаем сказку Курочка Ряба"
план-конспект занятия по логопедии

Горюнова Галина Дмитриевна

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения

Занятие начального этапа обучения

Тема: «Слушаем сказку Курочка Ряба»

Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС  начального этапа обучения

Задачи:

- формировать у детей умение внимательно слушать сказ­ку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;

 - совершенствовать общую моторику;

 - расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);

  - совершенствовать мелкую моторику — формировать пинцетный захват;

- развивать звукоподражания;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «курочка Ряба»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, связной речи, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); шапочка курочки; фигурки — персонажи сказки; деревянное яйцо и яйцо, обернутое фольгой;

две мисочки: одна с фасолью, другая с горохом; карточки с точками: один-много.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

 

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Л: «Садись на стул, за стол!».

 

У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».

 

 

 

 

У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

 

Логопед надевает шапочку курицы.

У-Л: «Здрав­ствуйте, дети. Я — курочка. Я пришла к вам в гости. Я хочу рассказать вам одну очень интересную сказку!»

Курица «здоровается» за руку с   ребенком.

 

Педагог рассказывает сказку «Курочка Ряба». По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляет на стол всех дей­ствующих персонажей сказки — фигурки из настольного кукольного театра.

 

У-Л: «Посмотри, кто пришел к ним в гости? Это дед. Это баба. Это Ряба. Это Мышка. Теперь покажи ты.»

 

У-Л: «У кого жила курочка Ряба? (У деда и бабы.)»

«Что снесла курочка Ряба? (Яичко.)»

«Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое.)»

«Что делал дед? (Дед бил, бил, но не разбил яйцо.)»

«Что делала баба? (Баба била, била, но не разбила яйцо.)»

«Кто же разбил яйцо? (Мышка.)»

«Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разби­лось.)»

Логопед производит действия с фигурками персонажей. Отдельно останавливается на яйце – простом и золотом. Педагог берет деревянное яйцо и яйцо, обернутое в фольгу.

У-Л: Посмотри, вот яичко простое, а вот это яичко – «золотое». Оно блестит. А теперь ты покажи – где простое, а где яичко золотое.

 

У-Л: «А что курочка ест? Зерно, горох, фасоль»

 (Показываю  ребенку миску с горохом, фасолью. Перед курочкой ставится пустая миска)

 

У-Л: «Давай покормим курочку! Положим ей зерна». (Я беру двумя пальцами  - пинцетным захватом – горошину и кладу в миску перед курочкой.) Делай как я». (Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка).

 

 

У-Л: «Вышла курочка гулять и горошка поклевать. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!». Давай споем песенку курочки «Ко-ко-ко». (логопед поет песенку и машет «крылышками») Сделай как я!»

 

У-Л: «Что делает курочка? (Клюет зернышки.) «Сколько зерны­шек в кормушке? (Много.) А здесь? (Одно)» (Кладу перед ребенком две карточки с точками (на одной — одна точка, на другой — много точек). Предлагаю ребенку взять ту карточку, на которой количество точек совпадает с количеством фасоли в кормушке (один — много).)

 

 

 

У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

 

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок   внимательно смотрит  на «курочку» и протягивает ей руку.

 

 

 

 

Ребенок  внимательно слушает сказку и следит за действиями педагога.

 

 

 

Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их.

Получает еще один жетон.

 

 

Ребенок сопряженно повторяет за логопедом слова и с помощью манипулирует фигурками. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок повторяет за логопедом движения.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок повторяет за логопедом движения и  звукоподражания и получает еще один жетон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок показывает за логопедом где много зернышек, а где одно. Правильно кладет карточки и получает еще один жетон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_skazki_kurochka_ryaba_1.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения

Занятие начального этапа обучения

Тема: «Слушаем сказку Курочка Ряба»

Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС  начального этапа обучения

Задачи:

- формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;

 - совершенствовать общую моторику;

 - расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);

  - совершенствовать мелкую моторику — формировать пинцетный захват;

- развивать звукоподражания;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «курочка Ряба»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, связной речи, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); шапочка курочки; фигурки — персонажи сказки; деревянное яйцо и яйцо, обернутое фольгой;

две мисочки: одна с фасолью, другая с горохом; карточки с точками: один-много.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Л: «Садись на стул, за стол!».

У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».

У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

Логопед надевает шапочку курицы.

У-Л: «Здравствуйте, дети. Я — курочка. Я пришла к вам в гости. Я хочу рассказать вам одну очень интересную сказку!»

Курица «здоровается» за руку с   ребенком.

Педагог рассказывает сказку «Курочка Ряба». По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляет на стол всех действующих персонажей сказки — фигурки из настольного кукольного театра.

У-Л: «Посмотри, кто пришел к ним в гости? Это дед. Это баба. Это Ряба. Это Мышка. Теперь покажи ты.»

У-Л: «У кого жила курочка Ряба? (У деда и бабы.)»

«Что снесла курочка Ряба? (Яичко.)»

«Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое.)»

«Что делал дед? (Дед бил, бил, но не разбил яйцо.)»

«Что делала баба? (Баба била, била, но не разбила яйцо.)»

«Кто же разбил яйцо? (Мышка.)»

«Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разбилось.)»

Логопед производит действия с фигурками персонажей. Отдельно останавливается на яйце – простом и золотом. Педагог берет деревянное яйцо и яйцо, обернутое в фольгу.

У-Л: Посмотри, вот яичко простое, а вот это яичко – «золотое». Оно блестит. А теперь ты покажи – где простое, а где яичко золотое.

У-Л: «А что курочка ест? Зерно, горох, фасоль»

 (Показываю  ребенку миску с горохом, фасолью. Перед курочкой ставится пустая миска)

У-Л: «Давай покормим курочку! Положим ей зерна». (Я беру двумя пальцами  - пинцетным захватом – горошину и кладу в миску перед курочкой.) Делай как я». (Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка).

У-Л: «Вышла курочка гулять и горошка поклевать. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!». Давай споем песенку курочки «Ко-ко-ко». (логопед поет песенку и машет «крылышками») Сделай как я!»

У-Л: «Что делает курочка? (Клюет зернышки.) «Сколько зернышек в кормушке? (Много.) А здесь? (Одно)» (Кладу перед ребенком две карточки с точками (на одной — одна точка, на другой — много точек). Предлагаю ребенку взять ту карточку, на которой количество точек совпадает с количеством фасоли в кормушке (один — много).)

 

У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

Ребенок   внимательно смотрит  на «курочку» и протягивает ей руку.

Ребенок  внимательно слушает сказку и следит за действиями педагога.

Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их.

Получает еще один жетон.

Ребенок сопряженно повторяет за логопедом слова и с помощью манипулирует фигурками. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок повторяет за логопедом движения.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок повторяет за логопедом движения и  звукоподражания и получает еще один жетон.

Ребенок показывает за логопедом где много зернышек, а где одно. Правильно кладет карточки и получает еще один жетон.

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речиТема: "Домик в деревне"...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: «Пчелка Майя»

Конспект ООД по развитию грамматического строя и связной речи у детей с ОНР по лексической теме "Насекомые"....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: Звуки «Р» – «Р’»

Итоговое открытое занятие с детьми для родителей подводит итог проведенной коррекционной  работы. Дети в ходе игр и упражнений показывают полученные ими умения и знания.  ООД заканчивается д...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...