Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»
методическая разработка по развитию речи

Каманова Светлана Владимировна

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие подготовительного периода

Тема: «Овощи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие подготовительного периода

Тема: «Овощи»

Цель: формирование словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Задачи:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- уточнение  и обогащение  словаря по теме «Овощи»;

- развитие звукоподражания;

- уточнение произношения гласных звуков;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «Зайка»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, активного и пассивного словаря, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), картинки с изображением овощей (помидора, огурца, капусты, свеклы), бубен.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

100 игр для запуска речи  / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

О.Е. Громова «Формирование начального детского лексикона» Практикум: Издательство: Просвещение,  2009 – 157 с. (Серия «Портфель логопеда»)

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Д: «Садись на стул, за стол!».

У-Д:  «Как тебя зовут?», «Я – Света».

У-Д:  «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Д:  «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

У-Д: «Повтори за мной!».

«Солнышко, солнышко, посвети,

Лучики, солнышко, распусти!

Дождик, дождик не молчит,

Дождик весело стучит».

(Кисти рук  я поднимаю  вверх, напряженные пальчики широко развожу в стороны. Подушечками пальцев стучу по крышке стола).

У-Д: «Посмотри! К нам в гости пришел Зайка». (Показываю игрушку).

«Поздоровайся с ним!»

Зайка «здоровается» за руку с   ребенком.

У-Д: « Посмотри, Зайка принес бубен! Он хочет поиграть с тобой! Когда бубен стучит, на улице светит солнышко - можно гулять. Когда бубен звенит, начинается дождик - нужно прятаться в «домик». (Показываю  ребенку действия: стучу и звеню).

У-Д: «Посмотри, у Зайчика – листочки. Возьми их.  Давай  подуем  на них вместе. Как красиво  они разлетаются!».

(Мы вместе дуем на листочки).

У-Д: «Покажи  Зайке, как ты умеешь!». «Повторяй за мной». (Я попеременно сжимаю и разжимаю кулак).

У-Д: «Посмотри, что принес Зайка». (Показываю на картинки). (Я демонстрирую детям натуральные овощи, называя их, знакомлю  с обобщающим понятием « овощи ».

«Посмотри, это огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель. Все это овощи».

 «Покажи, где …? Назови, что это?»

(Показываю на овощи)

У-Д: «Повтори за мной!»

«Ам! – зайчик ест капусту,

У-ух! – тянем морковочку,

О-о-о-х! – капуста растет,

О-г-о-о! – большая тыква,

М-м-м! – вкусная груша,

Фу-у-у! – кислое яблоко.

У-Д:  «Покажи, мне красную палочку, такую как этот помидор. И т.д.». (На доску выставляю картинки с изображением овощей (помидора, огурца, капусты, свеклы). Подаю ребенку по две счетные палочки (красного и зеленого цвета)).

У-Д: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

Ребенок повторяет за мной движения и получает жетон.

Ребенок   внимательно смотрит  на игрушку и протягивает ему руку.

Ребенок  должен  присесть, поднять руки над головой в виде крыши. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их.

Получает еще один жетон.

Ребенок повторяет за дефектологом движения «Кулак – Ладонь». За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок  рассматривает, трогает овощи,  показывает и называет их или  повторяет за дефектологом.

Получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок выполняет поручение и получает жетон.

Ребенок соотносит цвет палочки с овощем, получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

Мониторинг индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.

Мониторинг  индивидуального развития  детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.  Данный мониторинг состоит из четырех блоков:    I...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Одежда. Обувь.»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...