Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»
методическая разработка по развитию речи
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Занятие подготовительного периода
Тема: «Овощи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Занятие подготовительного периода
Тема: «Овощи»
Цель: формирование словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Задачи:
- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;
- уточнение и обогащение словаря по теме «Овощи»;
- развитие звукоподражания;
- уточнение произношения гласных звуков;
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание и голос;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;
- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.
Способы: игровая мотивация – «Зайка»; ситуация общения; объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, активного и пассивного словаря, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.
Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами «Занятия», «Играть», «Молодец»; жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), картинки с изображением овощей (помидора, огурца, капусты, свеклы), бубен.
Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.
Методическое обеспечение:
Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
100 игр для запуска речи / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124
«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
О.Е. Громова «Формирование начального детского лексикона» Практикум: Издательство: Просвещение, 2009 – 157 с. (Серия «Портфель логопеда»)
Ход ООД:
Слова и действия учителя-дефектолога | Слова и действия ребенка |
У-Д: «Садись на стул, за стол!». У-Д: «Как тебя зовут?», «Я – Света». У-Д: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий). У-Д: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов). У-Д: «Повтори за мной!». «Солнышко, солнышко, посвети, Лучики, солнышко, распусти! Дождик, дождик не молчит, Дождик весело стучит». (Кисти рук я поднимаю вверх, напряженные пальчики широко развожу в стороны. Подушечками пальцев стучу по крышке стола). У-Д: «Посмотри! К нам в гости пришел Зайка». (Показываю игрушку). «Поздоровайся с ним!» Зайка «здоровается» за руку с ребенком. У-Д: « Посмотри, Зайка принес бубен! Он хочет поиграть с тобой! Когда бубен стучит, на улице светит солнышко - можно гулять. Когда бубен звенит, начинается дождик - нужно прятаться в «домик». (Показываю ребенку действия: стучу и звеню). У-Д: «Посмотри, у Зайчика – листочки. Возьми их. Давай подуем на них вместе. Как красиво они разлетаются!». (Мы вместе дуем на листочки). У-Д: «Покажи Зайке, как ты умеешь!». «Повторяй за мной». (Я попеременно сжимаю и разжимаю кулак). У-Д: «Посмотри, что принес Зайка». (Показываю на картинки). (Я демонстрирую детям натуральные овощи, называя их, знакомлю с обобщающим понятием « овощи ». «Посмотри, это огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель. Все это овощи». «Покажи, где …? Назови, что это?» (Показываю на овощи) У-Д: «Повтори за мной!» «Ам! – зайчик ест капусту, У-ух! – тянем морковочку, О-о-о-х! – капуста растет, О-г-о-о! – большая тыква, М-м-м! – вкусная груша, Фу-у-у! – кислое яблоко. У-Д: «Покажи, мне красную палочку, такую как этот помидор. И т.д.». (На доску выставляю картинки с изображением овощей (помидора, огурца, капусты, свеклы). Подаю ребенку по две счетные палочки (красного и зеленого цвета)). У-Д: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец». «Держи свой приз!» (Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)). «Пока!». ( Машу рукой). | Ребенок садится за стол. Ребенок прикладывает руку к груди, называет свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками. Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого. Ребенок повторяет за мной движения и получает жетон. Ребенок внимательно смотрит на игрушку и протягивает ему руку. Ребенок должен присесть, поднять руки над головой в виде крыши. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их. Получает еще один жетон. Ребенок повторяет за дефектологом движения «Кулак – Ладонь». За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок рассматривает, трогает овощи, показывает и называет их или повторяет за дефектологом. Получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок выполняет поручение и получает жетон. Ребенок соотносит цвет палочки с овощем, получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны. Машет рукой «пока». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""
Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...
Конспект комплексного интегрированной НООД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с ЗПР Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?» (решение проблемной ситуации)
итоговое мероприятие направленное на воспитание экологической культуры детей с ЗПР, через решение проблемных ситуаций....
Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих ТНР Тема: «Прогулка по Кировскому району»
Данное занятие проводилось на базе логопедического детского сада Кировского района 196 с детьми ТНР....
Мониторинг индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.
Мониторинг индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста. Данный мониторинг состоит из четырех блоков: I...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в разно возрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха на тему "Опасные предметы в быту"
конспект НОД для детей по работе над безопасностью в быту....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Одежда. Обувь.»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...