«Знакомство со звуками [С], [СЬ] и буквой «С» с использованием системы Базарного В. Ф.»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Нартымова Н. M.

«Знакомство со звуками [С], [СЬ] и буквой «С» с использованием системы Базарного В. Ф.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_-_s_konspekt.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 231» городского округа Самара
Россия, 443032, г. Самара, ул.Осетинская, 9-А

Тема: «Знакомство со звуками [С], [СЬ] и буквой «С» с использованием системы Базарного В. Ф.»

Цель: Знакомство со звуками [с], [сь] и буквой «С».

Задачи:

Обучающие: знакомить с буквой С; учить детей точно называть предмет, его качества. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при произношении.

Развивающие: развивать фонематический слух, продолжать развивать психические процессы (память, внимание) развивать самостоятельность; упражнять детей в правильном произношении слова

Воспитательная: воспитывать культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относится к высказываниям других).

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Планируемые результаты: узнают букву С; умеют находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при произношении. Развит фонематический слух, память, внимание; умеют отличать звук от буквы; умеют точно называть предмет, его качества.

Оборудование: Плакат «дыхательная гимнастика», картинки (Собака, капуста, лиса, самолет), ортопедические коврики, рабочие листы, лазерная указка, слоги для чтения.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Встали ровно, оглянулись,

Друг другу улыбнулись.

Спинки выпрямляются, дети занимаются.

  1. Дыхательная гимнастика.

Предлагаю вам разбудить наши носики.

-вдох носом – выдох ртом

- вдох ртом – выдох носом

- Молодцы!

- Что бы узнать с каким звуком мы сегодня познакомимся, отгадайте ЗАГАДКИ (Развитие слухового внимания)

Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)

Сто одежек – все без застежек. (Капуста)

Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)

-Какие слова мы отгадали? Какой звук есть во всех словах? Правильно звук С. Произнесем все вместе звук С.

- Скажите, при произнесении звука С, встречает ли воздух преграду? (да, язычок за нижними зубками).

- А раз при произнесении звука воздух встречает преграду, то это звук гласный или согласный?

- Вспомним правило: «Звуки мы слышим и произносим»

3. Физминутка на ортоковриках

Ребята вы, наверное, устали, ну тогда на ножки встали…

Мы подуем высоко,

Дети потягиваются вверх, произносят: «С-с-с-с».

Мы подуем низко,

Слегка наклоняются и произносят: «С-с-с-с».

Мы подуем далеко,

Наклоняются вперёд всем корпусом, руки вытянуты вперёд, произносят: «С-с-с-с».

Мы подуем близко.

Прижимают руки к груди, опускают голову, произносят: «С-с-с-с».

- Послушайте песенку. Звук С – это песенка большого насоса, послушайте как он свистит: С-С-С.

- А теперь послушайте внимательно, сколько раз я стукну карандашом, столько раз вы произнесете звук С.

- Звук С – согласный, на пути воздуха есть преграда, он твердый.

Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (синим)

- У вас на столах лежат рабочие листы и карандаши. Возьмите синий карандаш. Предлагаю вам сделать массаж карандашами.

Прежде чем начать писать

Нужно пальчики размять.

Раз, 2, 3, 4, 5,

За работу будет пять.

- найдите в нижнем левом углу рамки круг, закрасьте его.

- А теперь послушайте другую песенку Ся – Си – Се – Сю – Се.

Что случилось со звуком С? Правильно он стал мягким.

Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зеленым)

- Возьмите зеленые карандаши, найдите круг в верхнем правом углу, закрасьте его. Молодцы! Положите карандаши.

4. Зрительная гимнастика с использованием лазерной указки.

- Ой, ребята, к нам в кабинет залетела мошка, следим глазками за ее полетом.

- Здорово, ребята. А теперь давайте поиграем в игру С – Сь. По цепочке каждый из вас будет называть картинку.

Если услышите в слове твердый звук С, раскрасьте насос синим карандашом, если слышите мягкий звук Сь – зеленым.

- Положите карандаши. Вспомним правило «ЗВУКИ мы слышим и произносим, а БУКВЫ – видим и пишем».

Звуки С и Сь обозначаем буквой С.

5. Использование сенсорного креста (режим подвижных обьектов).

- Сейчас я предлагаю вам встать, пройтись по кабинету и найти все буквы С.

6. Хоровое пение

- И как всегда в конце занятия споем песенку.

Напомню вам правила:

- сделать глубокий вдох носом

- плечи не поднимать

- на выдохе тянем гласные с добавлением согласного

АС ОС УС ИС ЫС ЭС

7. Итог занятия.

Сегодня мы с вами познакомились с буквой С.

Говорили о том, что буква С обозначает два звука: С и СЬ.

Выяснили, что звук С – согласный, твердый.

Все ребята молодцы!

А

О

У С

И

Ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [М] [М\'] и буквой М.

Методические указания по работе с проектом: «Знакомство со звуками [м], [м’], буквой М».  Автор проекта: Крамаренко Марина Витальевна, воспитатель ГБДОУ №88 ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

«Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой «С».

Знакомство детей со звуками [С], [С’] и буквой «С»...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Знакомство со звуком "Л", "ЛЬ" и буквой Л

Конспект занятия по обучению грамоте (образовательная область - развитие речи)...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. « Знакомство со звуками К-Кь и буквой К с использованием ЛЕГО – элементов»

. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в звуков...