«Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой «С».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей со звуками [С], [С’] и буквой «С»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_znakomstvo_so_zvukami_s_s_i_bukvoy_s.docx | 127.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой «С».
Цель: Знакомство детей со звуками [С], [С’] и буквой «С».
Задачи:
Образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графо моторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику.
Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Снежная королева», разучивание текстов к физминуткам, пальчиковой гимнастики
Формы и методы: словесные (беседа, стихи), игровые (дидактические игры), наглядные (картинки, слайдовая презентация).
Развивающая среда: аудиоаппаратура, столы, стулья.
Материалы и оборудование: технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, листы белой бумаги формат А4, сухие и влажные салфетки, клей ПВА, кисточки, различные крупы, пластилин, доски.
Целевые ориентиры: проявляет любознательность, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, удерживает в памяти при выполнении каких-либо действий нужное условие; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
Последующая работа: выставка детских работ.
Ход НОД:
- Организационный момент. (1мин)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними все вместе. Я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть, сегодняшний день, вам принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Дети: Здравствуйте!
2. Психогимнастика
Воспитатель: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с воспитателем в круг. Звучит лирическая музыка.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день, Снежная королева прислала нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Это волшебный сундучок. Давайте, его откроем!
Сяк, сак, сок – открывайся, сундучок! (3 раза).
Давайте вместе!
Воспитатель заглядывает в сундучок, достает конверт, читает.
- Ребята, я похитила, Кая и Герду, и чтобы их спасти вы должны пройти испытания. Снежная королева. (Слайд. Снежная королева)
3.Актуализация. (2мин)
Воспитатель: Ну что ребята, попробуем спасти? (Да!) Тогда в путь.
Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в царстве Снежной королевы очутись!»
Дети произносят волшебные слова.
Воспитатель: Вот мы и в царстве Снежной королевы. Чтобы дойти до ее царства, мы пойдем по снежинкам. Ребята смотрите нас встречает снеговик. А что это у него? к нам письмо, открываем конверт. (Конверт с загадками) Я сейчас прочитаю зимние загадки, а вы их отгадаете.
С неба он летит зимой, (Слайд с картинками).
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ... (снег)
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ... (сосульки)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ... (снеговик)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)
- Ребята скажите какой звук слышится чаще всего в этих словах? [С], [С’]
-Давайте еще раз произнесем эти слова. (снег, сосульки, снеговик, санки)
4. Восприятие и усвоение нового материала.
Воспитатель: Какой это звук? Гласный или согласный?
Дети: Согласный, потому что при произношении встречается преграда язычок.
Когда мы произносим звук С, у нас кончик языка упирается в нижние зубы. Губы находятся в улыбке, зубы–сближены. Звуки С нельзя тянуть, значит они какие? (Согласные) (Правильно)
Горлышко «молчит», значит это звуки какие? (Глухие). Эти звуки произносятся тихо. Приложите ручку к горлышку. Что происходит? связки отдыхают, горло не дрожит значит это какие звуки (Глухие).
Воспитатель: Еще он какой?
Дети: согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру.
Игра называется «Кто внимательный?»
Я произношу слова, если услышите звук [c, с΄] в словах хлопните: лиса, лось, тишина, лист, синица, шарик, шум, шоссе, аист.
Воспитатель: Ну что ребята пошли дальше. А кто это? Ребята! Олень принес нам новое поручение от Снежной королевы. (достает конверт с заданием)
Снежная королева, специально не дописала стихотворение, давайте сами, вставим нужные слова.
Игра называется «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые…………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее…………………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился…………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка………………………снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………снег!
(Слайд с картинками)
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег») Такие слова называются однокоренными.
Воспитатель: Такую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, и тучи снежные закрыли солнышко, давайте разгоним их, погреемся.
5. Динамическая пауза
Мы подуем высоко: с – с – с. (произнося звуки, дети встают на носочки
поднимают вверх руки)
Мы подуем низко: с – с – с. (Приседают.)
Мы подуем далеко: с – с – с. (Выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув
руки.)
Мы подуем близко: с – с – с. (Стоят прямо, руки подносят ко рту)
Стихотворение повторяется, но уже со звуком [С΄]
-Погрелись? А теперь присели на пенечки.
Ребята посмотрите на экран?
Знакомство с буквой С, с (слайд с картинками).
На что похожа буква С?
Полумесяц в небе темном Шел конь,
Буквой С повис над домом. Подковами звеня.
В. Степанов Как буква С
Следы коня.
Села мышка в уголок, Е. Тарлапан
Съела бублика кусок. Г. Виеру
Ребята, чтобы победить Снежную королеву, мы должны выполнить последнее задание, изготовить букву С.
У нас работают две мастерские: 1-ая мастерская ,2-ая мастерская.
Воспитатель: Для начало, ребята, вы должны выбрать по одному жетону, кто выбрал жетон зеленого цвета, будут рисовать пластилином в 1-ой мастерской.
У кого жетон красного цвета, будут делать аппликацию во 2-ой мастерской.
Молодцы ребята вы сделали свой выбор, и мы можем приступать к работе.
Но сначала вспомним правила как мы сидим за столом и подготовим пальчики к работе. (Дети вспоминают правила поведения за столом: спина ровная, ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, нельзя опираться грудью на стол.)
6. Практическая работа. Изготовление буквы С из подручных материалов.
1 мастерская: Рисование пластилином.
На картонной основе нарисована буква (Приложение № 1), после берут пластилин и им рисуют букву.
Воспитатель: Перед вами ребята буква С в рамке. Я предлагаю вам в начале сделать рамку, для этого мы берем карандаш тремя пальцами и обводим букву по штриху. После этого, мы разукрасим букву пластилином, выбранного вами цвета, отщипываем маленькими кусочками, размазываем указательным пальцем по контуру, за линию не выходим
2 мастерская: (Лист картона нейтрального оттенка, Клей ПВА, кисточки, Крупа: гречка, пшено и прочее на своё усмотрение.)
На картонной основе нарисована буква С. (Приложение № 1), после этого кисточкой наносят клей и по эскизу выкладывают зерна. Существует множество вариантов исполнения, всё зависит от материалов и фантазии детей.
Перед вами ребята буква С в рамке. Я предлагаю вам в начале сделать рамку. Для этого мы берем карандаш тремя пальцами и обводим букву по штриху. А вы, ребята, будете вместе со мной украшать букву крупой или гречкой. В начале мы возьмем кисточку, погружаем её в клей и наносим на букву, затем посыпаем нужным материалом. (Дети выполняют задания).
Воспитатель: Ребята, мы с успехом справились со всеми задания Снежной королевы. Кай и Герда свободны. (На слайде Кай и Герда) В благодарность вам они отправили подарок (коробку с мозаиками). Подарок мы откроем в группе. А сейчас давайте вернемся в детский сад. Повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саде очутись!»
7.Рефлексия.
- Ребята скажите с каким звуком и с какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
- В какие игры играли?
- Кто нам написал письмо?
- Кого мы спасали?
- Что изготавливали?
Интернет – ресурсы.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/05/15/konspekt-otkrytogo-logopedicheskogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoy
- http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/04/23/konspekt-frontalnogo-zanyatiya-po-obucheniyu
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/06/logopedicheskie-igry-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta
- https://videouroki.net/razrabotki/putieshiestviie-s-kolobkom-itoghovoie-zaniatiie-po-obuchieniiu-ghramotie-dlia-dietiei-podgh-ghr.html
- http://glorify.ru/dlya-studenta/1-kurs/nod-zimushka-zima/
- https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-russkogo-yazika-puteshestvie-za-sokrovischami.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-kompleksnogo-otkrytogo-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-puteshestvie-za-sokrovischami.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2016/01/21/tehnologicheskaya-karta-neposredstvennoy-obrazovatelnoy
- http://publikacii.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/no-279-puteshestvie-za-sokrovishchami/
- http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-279-puteshestvie-za-sokrovishchami/
- http://nashideto4ki.ru/13341-zima-tri-v-odnom-slovoobrazovanie-odnokorennye-slova-i-avtomatizaciya.html
- http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-sostavlenie-opisatelnogo-rasskaza-o-zime.html
- http://ds-61.dou.tomsk.ru/personalnyie-saytyi-pedagogov/vospitatel-kobzeva-m-v/6446-2/
- http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-teme-v-poiskah-snegovika.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/11/27/otkrytoe-integrirovannoe-zanyatie-po-femp-i-obucheniyu
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/11/27/otkrytoe-integrirovannoe-zanyatie-po-femp-i-obucheniyu(Сохраненная копия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со звуками [М] [М\'] и буквой М.
Методические указания по работе с проектом: «Знакомство со звуками [м], [м’], буквой М». Автор проекта: Крамаренко Марина Витальевна, воспитатель ГБДОУ №88 ...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуками [T]-[T'] и буквой Т, помогая ...
Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...
Знакомство со звуком "Л", "ЛЬ" и буквой Л
Конспект занятия по обучению грамоте (образовательная область - развитие речи)...
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу
развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе "Знакомство со звуками (Л), (Ль) и буквой Л
Цель: познакомить со звуками (Л), (Ль) и буквой ЛЗадачи:образовательные: уточнение артикуляции звуков (Л), (Ль); формирование умения различать звуки (Л) и (Ль); сравнение звуков по твердости и мягкост...
Конспект логопедического занятия "Знакомство со звуками Д и Дь. Буква Д"
Цель: Познакомить детей со звуками Д и Дь, написанием буквы Д.Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д']. Формирование умений различать звуки [д]...