Подгрупповое логопедическое занятие "Автоматизация звука Ш. Работа с песком"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Антаневич Екатерина Михайловна

Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Работа с песочными бассейнами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.5_podgruppovoe_zanyatie_peskoperapiya.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия. Автоматизация звука Ш.

Учитель-логопед: Антаневич Е.М.

Возрастная группа – дети 5-6 лет.

Цели занятия:

Коррекционные:

  • закрепление навыка правильного произношения звука Ш в слогах, словах;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • активизировать подбор слов с учетом позиции звука;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • развитие ритмических способностей.

Воспитывающие:

  • побуждать ребенка к стремлению взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: Ящики с песком, дидактическое дерево, зеркала, салфетки, игрушки – скрепыши,  картинки, интерактивная доска, документкамера.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретимся с нашим любимым мультсериалом «Маша и медведь», а поможет нам в этом песочный бассейн. Опустите руки и почувствуйте, какой он на ощупь (холодный, мягкий, крошится).

Посмотрите, как Маша захотела пойти в школу. Показ отрывка мультфильма

Что для этого сделал Миша. (ответы детей). Да,  Миша научил  Машу считать, писать и читать.  А вы хотите в школу? (Да). Для этого вам нужно научиться правильно говорить, ведь если ваша речь будет неправильной, вам будет трудно читать и писать. Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить знакомый нам уже звук Ш.

Произнесите и послушайте, в названиях героев есть одинаковый звук, какой? – МаШа, МиШа! – звук Ш. правильно, это звук Ш.

Итак, отправляемся в сказку!

Сегодня Миша встал пораньше, «протер  глазки», улыбнулся новому дню  «Улыбочка» и удивился солнечной осенней погоде «Трубочка»

Миша умылся, «почистил зубки» (пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы)  и пошел готовить завтрак. «Замесил тесто» - упражнение пя-пя-пя (одновременно ладонью легко похлопывать по песку), напек блинчиков «Лопаточка»  (Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, а ладонь руки положить на песок)

Открыл свое любимое клубничное варенье «Вкусное варенье», налил больШую чаШку чая «Чашечка», и начал завтракать. (Облизываем язычком верхнюю губу и одновременно рисуем по песку указательным пальцем круги.)

  1. Анализ артикуляции.

Давайте вспомним положение органов артикуляции при произнесении звука Ш: язычок «Чашечкой», помните, что боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  зубки «Заборчиком» и сделаем маленькую щелочку между зубами, губы «Окошечком»

Упражнение «Горочка». Набираем в руку горсть песка и произнося звук Ш, высыпаем ручейком песок, делая горку. Сначала произносим Ш прерывисто –Ш, Ш, Ш, затем длительно ШШШШ…

  1. Дыхательное упражнение «Осеннее дерево».

А тем временем Маша одела ШАРФ, Шапку, Штаны, ШУБУ, завязала Шнурки и пошла в гости к МиШе. Погода была теплая, солнечная, почти как летом, только на деревьях разноцветные листочки.

Дуньте на них… (дети дуют), листочки заШумели, как заШумели (Ш-Ш-Ш), Они могут слететь.  

Будьте внимательными, там есть и другие буквы.

Следующее задание. Я буду говорить вам звуки, слоги и слова, а когда вы услышите звук Ш, опустите руки в песок. Итак: С, К, Ш, Р, Ш, Ма, Ша, Ба, Шу, Ду, Жи, Сом, Шум, Бык, Шаг, Жук, Шило.

  1. Задания в песке

Картинки разбросаны по песку в следующем порядке.

Передвигайтесь по картинкам на которых изображены предметы со звуком Ш

ПоШла Маша по шоссе. Рисуют дорогу на песке,  имитируют пальцами  шаги Маши

Пришла Маша к большой горке. Что такое? Что за Шум? Кто Шумит?

Давайте поищем в горке песка, что там?.. Скрепыши!

(Скрепыши)

Логопед: Посчитайте их.

Один Срепыш. Два Скрепыша. Три Скрепыша. Четыре Скрепыша. Пять Скрепышей.

  1. Автоматизация звука Ш

Логопед показывает (открытые, закрытые звуки Ш и произносит их, дети повторяют).

Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Мишин карандаш.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на дедушку похож.
Уш-уш-уш- Уш-уш-уш - папа починил наш душ.
Ша-ша-ша- ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо- Маша пишет хорошо.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - буквы на доске пишу.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - у нас есть карандаши.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Нарисуй встречу Миши и Маши.

 Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
или Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом ) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы. 

  1. Перескажи тексты, чётко проговаривая звук Ш.
  2. Подведение итогов занятия.
  3. Домашнее задание. Выучить стихотворение.

Шишки у Мишки 
Бросил палку сверху Мишка.
- Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка – хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
(Е. Петрищева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия: "Звуки С,С* Буква С".

На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки "С", "С*", подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят зву...

Подгрупповое логопедическое занятие "Звуки осени"

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР среднего возраста....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Звук А"

Конспект подгруппвого логопедичского занятия на котором дети знакомятся со звуком А, дают ему характеристику  по акустическому и артикуляционному сходству, учаться изменять силу голоса при п...

Конспект подгруппового логопедического занятия. «Звуки Л и ЛЬ – мы различаем»

Дифференциация звуков Л и ЛЬ в словах ( звуки в разных позициях); совершенствование навыка деления слов на слоги; закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких согласных; развитие памяти, мышлен...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук Р для Миши-медвежонка"

Конспект подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Звук и буква Л"

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе комбинированного вида...