Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: развивать речевые компетенции детей по средствам литературного творчества уральского писателя П. П. Бажова
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать общую и мелкую моторику;
- развивать лексико-грамматические категории;
- закреплять умение выделять в слове заданный звук,
- упражнять в умении определять количество слогов в слове.
Коррекционно-образовательные:
- знакомить детей с понятием «камни-самоцветы»,
- закреплять умение соотносить звук и букву,
- упражнять умение составлять слова из букв,
- обогащать словарный запас: сапфир, бирюза, агат, изумруд, малахит, рубин, нефрит, аметист, яшма.
Коррекционно-воспитательные: продолжать развивать интерес к родному краю, к творчеству П. П. Бажова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Цель: развивать речевые компетенции детей по средствам литературного творчества уральского писателя П. П. Бажова
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать общую и мелкую моторику;
- развивать лексико-грамматические категории;
- закреплять умение выделять в слове заданный звук,
- упражнять в умении определять количество слогов в слове.
Коррекционно-образовательные:
- знакомить детей с понятием «камни-самоцветы»,
- закреплять умение соотносить звук и букву,
- упражнять умение составлять слова из букв,
- обогащать словарный запас: сапфир, бирюза, агат, изумруд, малахит, рубин, нефрит, аметист, яшма.
Коррекционно-воспитательные: продолжать развивать интерес к родному краю, к творчеству П. П. Бажова.
Предварительная работа: чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце», рассматривание иллюстраций к сказу, просмотр мультипликационного фильма «Серебряное копытце», просмотр презентации «Уральские самоцветы»
Оборудование: ноутбук, проектор, иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», дидактическое пособие «Камни-самоцветы».
Раздаточный материал: карандаши и рисунки для штриховки, картинки с изображением камней-самоцветов и изделий из них (дидактическое пособие «Камни-самоцветы», кассы «Букв и слогов».
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед зачитывает отрывок из сказа «Серебряное копытце»
«Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка – кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит, бежит козёл вокруг балагана, остановится и давай копытцем бить»
Логопед: Из какой сказки этот отрывок? Кто автор?
Дети: Сказ называется «Серебряное копытце», автор П. П. Бажов.
Логопед: Что вылетало из-под серебряного копытца козлика?
Дети: Драгоценные камни.
Логопед: Эти драгоценные камни называются самоцветы.
Просмотр слайдов о камнях-самоцветах.
Упражнение «Тихо-громко повтори»
Первый раз дети проговаривают четверостишие тихо, затем громко, снова тихо.
На Урале проживая,
Знают дети или нет,
Что волшебным называют
каждый камень-самоцвет?
Упражнение «Самоцветы» на развитие крупной и мелкой моторики.
Тот, кто любит аметист –
Шагают на месте
Дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь –
Руки в стороны, к плечам.
Носит камешек сапфир.
Изображают «силачей»
Кто таинственно молчит –
Указательный палец к губам.
Тому камень малахит.
Руки вперёд, пальцы в кулак.
Этот главный камень - яшма –
Руки к груди, пальцы разжаты.
Сердце сказочной страны.
Руки вперёд, пальцы в кулак.
Будто в чаше в этой яшме
Повороты влево, вправо.
Воды чистые видны.
На закат похож гранат,
Присесть, руки вниз
На восход похож агат.
Встать, руки вверх.
Эти камни в ожерельях
Хлопают в ладоши
Силу солнышка таят.
Дидактическое пособие «Камни-самоцветы» на развитие лексико-грамматических категорий, на закрепление умения выделять в слове заданный звук, на упражнение в умении определять количество слогов в слове.
Логопед предлагает детям по очереди достать из шкатулки карточку. Дети рассматривают камни-самоцветы, изображенные на карточках и изделия из этих камней. Далее педагог предлагает каждому из детей, в соответствии с изображениями на карточках, ответить на вопросы.
Логопед: Это сапфир, сколько слогов в слове САПФИР? Какой первый, какой последний звук в слове? Кольцо из сапфира …какое?. САПФИРОВОЕ кольцо (индивидуальное и групповое проговаривание новых слов)
Это бирюза, сколько слогов в слове БИРЮЗА? Какой первый, какой последний звук в слове? Бусы из бирюзы …какие?. Бирюзовые бусы.
Аналогичные вопросы задаются каждому ребёнку в соответствии с его карточкой, если ребёнок затрудняется, то логопед просит других детей ему помочь, либо сам даёт образец правильного ответа.
Упражнение «Ребус» на закрепление умения соотносить звук и букву, на упражнение умения составлять слова из букв.
Логопед предлагает рассмотреть карточку, и назвать поочерёдно, кто или что на ней изображено (Кокованя, Агат, Малахит, Нефрит, Изумруд) определить первый звук в словах, выбрать соответствующую звуку букву и составить из букв слово.
Дети определяют первый звук в каждом слове, находят соответствующую букву в кассе «Букв и слогов»
Составляют слово КАМНИ.
Упражнение «Зашифруй слово» на закрепление умения выделять в слове заданный звук и закрепление умения соотносить звук и букву.
Педагог предлагает «зашифровать» слово КОШКА, рассмотреть отдельные картинки, назвать предметы на картинках (валенок, шалаш, яшма, дупло, козлик, определить последний звук в каждом слове. Расставить картинки так, чтобы из последних звуков каждого слова можно было составить слово КОШКА.
Упражнение «Козлик» на развитие мелкой моторики.
Козлик рожками играл,
безымянный и средний пальцы прижиты большим пальцем к ладони, указательный и мизинец «торчат» вверх – «козлик с рожками»
Вот так, вот так!
По лужочку поскакал,
перебирают пальцами поочерёдно по поверхности стола
Вот так, вот так!
Кошку Мурку повстречал,
безымянный и средний пальцы прижиты большим пальцем к ладони,
указательный и мизинец «торчат» вверх, но согнуты во 2-ой фаланге – «кошка с ушками»
Вот так, вот так!
Копытцем камни высекал.
Большой палец прижат к ладони, остальные упираются в поверхность стола, указательный стучит по столу – «камни высекал»
Вот так, вот так!
И с Мурёнкой убежал!
перебирают пальцами поочерёдно по поверхности стола
Вот так, вот так!
Упражнение «Штрихи» на развитие мелкой моторики.
Логопед предлагает детям заштриховать силуэт козлика и домика, обращает внимание детей на направление штриховки.
Итог занятия
Дети рассматривают выполненные работы.
Педагог просит рассказать детей о том, что нового они узнали, что запомнили, что им понравилось на занятии.
Упражнение на формирование положительного эмоционального настроя.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Подарки Осени»
Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Подарки осени"Задачи: 1. Уточнить представление об осени и ее приметах.2. Расширить и активизировать словарь по теме.3. Сов...
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"
В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на занятии по дифференциации звуков....
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
"Художница Осень"...
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Знакомство с предложением.
Конспект разработан для детей старшего возраста. В нем хорошо изложен материал для изучения данной темы. Его могут использовать логопеды детских содов....
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. В мире звуков
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста В мире звуков...
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"
Логопедическое занятие для детей старшего возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"...