Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Пичикина Юлия Васильевна

В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на  занятии по  дифференциации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s-sh.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад №1244

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста:

«Дифференциация звуков С - Ш».

Дата проведения: 12.11.2013г.

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Пичикина Ю.В.

                                         

                                               Москва, 2013

 

Конспект занятия.

Дифференциация звуков  С и Ш.

 Цель:

Научить ребенка различать звуки С и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

  • Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  • Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.
  • Учить детей составлять схемы слов.
  • Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.
  • Учить детей делить слова на слоги.
  • Уметь дифференцировать звуки в словах.
  • Развивать связную речь.

Оборудование: мяч, куклы мальчика и девочки, игрушка Дракоша, картинки со звуками С  и Ш.

  1. Упражнения для языка.

«Дорожка» («Лопата»)

                                      Язык широкий положи

                                      И спокойным удержи.

 «Дразнилки обезьянок»

«Капельки дождя стучат по крыше»(прикусить язык и произносить  та-та-та)

«Гармошка»

«Едем на лошадке»

«Чашечка»      

                     Язык широкий положи,

                     А края приподними.

                     Получилась чашечка,

                     Кругленькая чашечка.

«Грибок»

                   Под сосною у дорожки

                   Кто стоит среди травы?

                  Ножка есть, но нет сапожка,

                  Шляпка есть - нет головы.

  1. Упражнение для развития продолжительного выдоха.

 «Слонёнок пьёт водичку» - сделать «хоботок», вдыхать и выдыхать воздух через рот.

                                Подражаю я слону:

                                Губы хоботком тяну.

«Фокус» - сделать «чашечку», положить кусочек ватки на нос и дуть по середине языка, тогда вата должна полететь вверх.

«Воет буря» (с пузырьком)

  1. Упражнения для губ и щек.

«Улыбка»

«Трубочка»

«Худышка»

  1. Пальчиковая гимнастика.

                                                Пальчик, пальчик,

                                                Непоседа!

                                                Где ты бегал, где обедал?

                                                Я с мизинцем ел калинку,

                                                С безымянным ел малинку.

                                                Ел со средним землянику,

                                                С указательным клубнику.

  1. Объявление темы.

Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья (дети поднимают руки вверх)

Подул теплый ветерок Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (дети быстро шевелят пальчиками)

Подул холодный ветер С-С-С, закачались сосны (дети покачиваются и машут руками).

Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (дети расслабляются)

Снова подул ветер (дети снова напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются).

Как шумела листва от теплого ветерка?(ш-ш-ш) Как подул холодный ветер?(с-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

  1. Сравнение звуков С, Ш по акустическим и артикуляционным признакам.
  2. Произношение звуков С, Ш в слогах. Давайте подружим звуки с, ш с гласными звуками. Звук  С подружился со звуком А. Что получилось?(СА) Звук Ш подружился со звуком А. Что получилось?(ША) Гласный звук О сначала подружился со звуком С, затем с Ш(СА-ША). Тоже со звуками У, И, Ы) Познакомились слоги са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши. Потом решили поговорить друг с другом  (Са-са-са  -  ша-ша-ша…): удивленно, с оживлением; спокойно, сердито.

     са-са-са — ша-ша-ша

    шо-шо-шо — со-со-со

    су-су-су — шу-шу-шу

    ши-ши-ши — сы-сы-сы

  1. Игра «Подарим подарки(слова) Саше и Маше» - припомнить слова на Ш(для Маши) и С (для Саши).
  2. Развитие фонематического восприятия.

   «Поймай звук». Выделить нужный звук из ряда звуков, слогов и слов.

  1. Деление слова на слоги.
    Какое правило мы вспоминаем, когда делим слова на слоги? (Сколько в слове гласных столько и слогов)

Деление на слоги слов мишка, кошка, шапка, санки, слон, шар, машина.

  1. Выдели слова с обоими звуками (типа СУШУ)- «Какие слова выбрал бы Саша?»

Аист, Шлем, Стишок, Коляска, Спутник, Шоссе, Хвост, Киоск, Смешно,

Кувшин, Катушка, Ступеньки, Сушки, Космонавт, Сынишка

11. Физминутка.

                                  Мы играем на гармошке,

                                 Громко хлопаем в ладошки.

                                 Головой слегка качаем.

                                 Руки кверху поднимаем.

                                Наши ножки: топ, топ.

                                Наши ручки хлоп, хлоп!

                                Вниз ладошки опускаем,

                                Отдыхаем, отдыхаем!

  1. Звуковой анализ слов.

Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (кружочками)

Звуковой анализ слов сосна, шишка, сушки.

  1. Посчитать от 1 до 10  с подбрасыванием мяча, но сначала надо отгадать загадку .

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал ?
(Мышка)

  1. Отгадай, какой слог добавить, чтобы получилось слово.
  2. Произношение звуков С, Ш в чистоговорках. Захотелось звукам посмеяться и нас повеселить  и придумали они чистоговорки- небылицы со словами СЛОН, ЛИСА, ДУШ:

 «Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

 Са-са-са, на луне сидит оса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ» (дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом).

Затем предлагается детям придумать свои примеры чистоговорок.

  1. Произношение звуков С, Ш в рифмованных фразах.

Мне сообщили, что звуки С, Ш попали к Дракоше, который живет на острове.  Он перепутал в словах не только звуки С, Ш, но и слова. И сейчас он к нам прилетит. Закройте глаза.(выставляется Дракоша).А теперь откройте глаза. А вот и Дракоша. (логопед читает рифмовки- путаницы)

  Кошка ловит «миску»,

  Мама моет «мышку».

  На виду у детворы

 «Крысу» красят  маляры.

 Пожарный носит «кашку»,

 Саша ела «каску».

 Танцует Миша в «машке»

 Конфету дали «маске».

Чтобы Дракоша вернул нам звуки и правильные слова на место, скажите ему добрые слова от слов, которые я назову: ласка (ласковый), слава (славный), послушание (послушный), смелость (смелый).

Ура! Дракоша вернул нам «перепутанные» звуки  на место и отдал правильные слова (дети вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные)

  1. А теперь поблагодарим Дракошу. Дружно скажем ему: «Спасибо,  Дракоша!» И ещё  подарим ему картинки, в названии которых есть звук С, а потом те, что со звуком Ш.
  2. Итог занятия.

Соси

                               Кату

                                                            До                   шка                          

 вы                                   Занаве                                                                                            

                                       

                            Бабу                                                ска                                                                                                  

       Ми                                      Поду

Пе                                       коню                        

                Чере                                                       шня  

                               Па            

Ба                                            ви                           сня

                     бары

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Подарки Осени»

Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Подарки осени"Задачи: 1. Уточнить представление об осени и ее приметах.2. Расширить и активизировать словарь по теме.3. Сов...

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФГТ "Рождение звуков"

Инструментальная музыка раскрывает внутренний потенциал детей. Развивает чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку....

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. В мире звуков

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста В мире звуков...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффекти...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего.  Автоматизация  звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...