"Школа насекомых"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема «Школа насекомых»
Технологии: Игровая
Сказкотерапия
Мнемотехника
Задача: формирование лексико-грамматического строя речи
Цели:
- коррекционно-образовательные цели:
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать навык образования сложных слов;
учить образовывать прилагательные в превосходной степени;
развивать навык согласования числительных с существительными в родительном падеже;
работать над четкостью дикции, речевым дыханием;
активизировать и расширять словарь по теме «Насекомые»;
формировать навык составления схемы слова;
учить составлять предложение из слов;
развивать навык правильного согласования слов в предложении;
развивать навык составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц;
развивать умение толковать поговорки.
- коррекционно-развивающие цели:
развивать зрительное внимание и память;
развивать словесно-логическое мышление;
развивать общую и мелкую моторику;
закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие «Насекомые»;
развивать фонематические процессы (анализа и синтеза)
развивать навыки звуко-буквенного анализа;
- коррекционно-воспитательные цели:
развивать навыки взаимодействия;
воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим, к окружающей среде; воспитывать желание помочь другому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_nasekomyh.docx | 92.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 2
комбинированного вида Выборгского района г. Санкт- Петербурга
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема «Школа насекомых»
Технологии: Игровая
Сказкотерапия
Мнемотехника
Подготовила и провела: учитель-логопед Нураева Ольга Борисовна
Дата проведения: 25.04. 2023
Задача: формирование лексико-грамматического строя речи
Цели:
- коррекционно-образовательные цели:
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать навык образования сложных слов;
учить образовывать прилагательные в превосходной степени;
развивать навык согласования числительных с существительными в родительном падеже;
работать над четкостью дикции, речевым дыханием;
активизировать и расширять словарь по теме «Насекомые»;
формировать навык составления схемы слова;
учить составлять предложение из слов;
развивать навык правильного согласования слов в предложении;
развивать навык составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц;
развивать умение толковать поговорки.
- коррекционно-развивающие цели:
развивать зрительное внимание и память;
развивать словесно-логическое мышление;
развивать общую и мелкую моторику;
закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие «Насекомые»;
развивать фонематические процессы (анализа и синтеза)
развивать навыки звуко-буквенного анализа;
- коррекционно-воспитательные цели:
развивать навыки взаимодействия;
воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим, к окружающей среде; воспитывать желание помочь другому.
Совместная образовательная деятельность | ||
Вопросы к детям | Предполагаемые ответы детей | |
В группу вместе с логопедом входят дети. Логопед приветствует детей и обращает внимание на присутствующих гостей. Все вместе приветствуют гостей. Затем логопед обращает внимание детей на карточки с ребусами. | ||
Ребята, сейчас каждый из вас возьмет карточку с ребусом и отгадает его. | Хорошо. | |
Дети берут карточки и отгадывают ребусы (муравей, комар, муха, паук, жук). Логопед выставляет на предметное полотно картинки с изображением насекомых. | ||
Посмотрите на картинки и еще раз назовите отгадки ребусов. Скажите, кто здесь лишний? Почему? | Муравей, комар, муха, паук, жук. Лишний паук. Паук лишний, потому что он не насекомое. У насекомых 6 лапок, а у паука восемь. Паук относится к паукообразным. | |
Молодцы, сегодня мы поговорим о насекомых. К нам в гости прилетела веселая бабочка, она учительница в сказочной школе насекомых. Вы тоже скоро пойдете в школу, поэтому бабочка подготовила вам много интересных заданий. Вы готовы с бабочкой играть и задания выполнять? | Да, готовы. | |
Логопед выставляет картинку с изображением бабочки – учительницы. | ||
Сначала бабочка просит, чтобы вы рассказали о ее друзьях насекомых. Рассказывать будем по нашим планам- подсказкам. Напоминаю, что сначала нужно назвать насекомое, затем рассказать какое оно – подобрать слова- признаки, перечислить части тела насекомого, а потом | Хорошо. | |
Совместная образовательная деятельность | ||
Вопросы к детям | Предполагаемые ответы детей | |
сказать пользу или вред приносит насекомое человеку. | ||
Дети составляют описательные рассказы о насекомых, используя нарисованные ими ранее мнемотаблицы. | ||
Это пчела. Она маленькая, полосатая, мохнатая, быстрая, летающая. У нее есть голова, глаза, хоботок, туловище, крылья, шесть лапок. Пчела полезное насекомое, потому что она делает мед. Это муравей. Он маленький, черно-красный, быстрый, трудолюбивый. Муравей полезный, потому что он уничтожает вредных насекомых. Его даже называют санитаром леса. Это муха. Она маленькая, темно- серая, надоедливая, быстрая. У нее есть голова, глаза, рот, туловище, шесть лапок. Муха вредит человеку, потому что она переносит на лапках микробы и может оставлять их на продуктах. Это комар. Он маленький, кусачий, серый, быстрый. У него есть голова, глаза, хоботок, туловище, лапки. Комар вредное насекомое, потому что он может переносить разные болезни. Это бабочка. Она большая, красивая, разноцветная, легкая. У нее есть голова, глаза, усики, рот, туловище, крылья, лапки. | ||
Совместная образовательная деятельность | ||
Вопросы к детям | Предполагаемые ответы детей | |
Бабочка откладывает на листья яйца, из них появляются гусеницы. Гусеница превращаются в куколку, а из куколки появляется новая бабочка. Бабочки полезны, потому что они опыляют цветы и ими можно любоваться. А гусеницы приносят вред, потому что они уничтожают листья растений. | ||
Молодцы, вы очень хорошо рассказали про насекомых Несмотря на то, что некоторые насекомые приносят вред человеку, все насекомые нужны в природе, а раз они нужны, значит они какие? | Значит они нужные. | |
Молодцы, а теперь послушайте загадку: ползает, летает, по потолку гуляет, может на лапках переносить микробы. Кто это? Назовите муху ласково. Большая муха, а маленькая…. Будем работать со словом МУШКА по нашей подсказке. | Это муха. Маленькая мушка. Хорошо. | |
Внимание детей обращается на алгоритм для звуко- слогового анализа. Перед каждым ребенком квадраты для составления звуковой схемы слова. | ||
Выложите схему слова МУШКА из цветных квадратов. |
Совместная образовательная деятельность | |||||
Вопросы к детям | Предполагаемые ответы детей | ||||
Назовите звуки в слове МУШКА по порядку. Сколько звуков в слове МУШКА? Назовите третий звук. Назовите соседей звука Ш. Какой звук после К? Какой звук перед У? Сколько слогов в слове МУШКА? Почему? Назовите гласные звуки. Назовите слоги. В слове МУШКА по порядку. Молодцы, А теперь сложите слово МУШКА из букв разрезной азбуки. | М, У, Ш, К, А В слове МУШКА пять звуков. Третий звук Ш. Соседи звука Ш У и К. Звук А. Звук М. В слове МУШКА два слога. Потому что два гласных звука. Звук У и звук А. МУШ – КА. Хорошо. | ||||
Перед детьми кассы с буквами. Дети складывают слово МУШКА из букв разрезной азбуки. | |||||
Теперь мы поиграем в игру «Превращение слова». Поменяв одну букву превратите слово мушка в слово пушка. Какую букву вы убрали? Какую букву вы поставили вместо буквы М? | Хорошо. Мы убрали букву М. Букву П. | ||||
Таким же образом дети выполняют «превращения» слов: Мушка – пушка – пышка – мышка – мошка – кошка – кашка | |||||
Какие слова участвовали в превращении? | Мушка , пушка , пышка , мышка , мошка , кошка ,кашка. | ||||
А теперь поиграем – вставайте в круг повторяйте за пчелкой слова и движения. Прилетела к нам вчера полосатая пчела, | |||||
Совместная образовательная деятельность | |||||
Вопросы к детям | Предполагаемые ответы детей | ||||
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, Прилетела стрекоза, как фонарики глаза. Полетали, пожужжали, от усталости упали. | |||||
Дети встают в круг, повторяют слова и движения. | |||||
Следующее задание бабочка подготовила для вас на лепестках цветов. Здесь написаны предложения, некоторые слова заменены картинками. Будем читать предложения по цепочке. | У бабочки легкие крылья. У мухи быстрые крылья. У бабочки большие крылья. У стрекозы большие глаза. Муравей любит труд. | ||||
Дети читают предложения, заменяя картинки словами. | |||||
Теперь каждый назовет два последних слова в своем предложении. | Легкие крылья. Быстрые крылья. Большие крылья. Большие глаза. Любит труд. | ||||
Сейчас мы с вами эти два слова превратим в одно. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать: У бабочки легкие крылья, значит она….. У мухи быстрые крылья, значит она… У бабочки большие крылья, значит она…. У стрекозы большие глаза, значит она… Муравей любит труд, значит он… Молодцы, отлично справились! | Легкокрылая. Быстрокрылая. Большекрылая. Большеглазая. Трудолюбивый. | ||||
Совместная образовательная деятельность | |||||
Вопросы к детям | Предполагаемые ответы детей | ||||
А теперь послушайте одну поучительную историю. Жили – были две бабочки. И очень они хвастаться любили. Сядут, бывало, на цветок и начинают свой разговор. Одна говорит: У меня большие глаза. А вторая ей: А у меня глаза еще больше. И так целыми днями. Давайте представим себя ненадолго этими бабочками. Я буду говорить за первую бабочку, а вы за вторую. У меня длинные усики. У меня тонкие лапки. У меня большие крылья. У меня легкие крылья. У меня вкусный нектар. У меня сладкий нектар. Но как –то раз бабочки до того увлеклись, что не заметили скворца. А он нацелился на них своим клювом : вот-вот склюет. Хорошо кузнечик предупредил: крикнул из травы – опасность! Еле-еле успели бабочки упорхнуть от скворца. Поблагодарили они кузнечика за спасение, подумал-подумали и решили больше не хвалиться, а пойти в сказочную школу насекомых- правила безопасности изучать. Поняли они – не спеши хвалиться, а спеши дело делать. А вы ребята поняли? Что любили делать бабочки? Кого как-то раз не заметили бабочки? Что хотел сделать скворец? Кто предупредил бабочек? Что поняли бабочки? Вопросы к детям | А у меня усики еще длиннее. А у меня лапки еще тоньше. А у меня крылья еще больше. А у меня крылья еще легче. А у меня нектар еще вкуснее. А у меня нектар еще слаще. Да, поняли. Они любили хвастаться. Бабочки не заметили скворца. Он хотел съесть бабочек. Бабочек предупредил кузнечик. Что они много хвастались, тратили зря время. Предполагаемые ответы детей | ||||
Совместная образовательная деятельность | |||||
Как понять поговорку: не спеши хвалиться, а спеши дело делать? А как вы дома помогаете маме? Какие же вы у меня молодцы. Вы настоящие помощники! | Нужно трудиться, работать, а не хвастаться зря. Моем посуду, подметаем пол, вытираем пыль, убираем игрушки. | ||||
Во время рассказа «Бабочки-хвастунишки» на предметное полотно выставляются картинки: бабочки, скворец, кузнечик. | |||||
Ой, ребята, я совсем забыла, бабочка рассказала мне, что ей вчера пришло письмо от одного мальчика, которого зовут…(логопед показывает картинку) Незнайка и его друзья очень маленького роста, их даже называют коротышками. И живут коротышки в городе, где много цветов. Если в городе много цветов, значит он какой? Незнайка из Цветочного города и его друзья дружат с насекомыми. А еще все коротышки ходят в школу и очень любят учиться. Вот только у Незнайки не все получается. В своем письме он просит, чтобы бабочка научила его составлять предложения из слов. А вы умеете составлять предложения из слов? Так может быть вы поможете Незнайке? Внимательно слушайте слова и собирайте их в красивое предложение. | Незнайка. Цветочный. Да, умеем. Конечно, поможем. | ||||
Совместная образовательная деятельность | |||||
Вопросы к детям | Предполагаемые ответы детей | ||||
Летать, бабочка, цветком, над, разноцветная. Какой предлог есть в предложении? Жить, улье, в, пчела. Назовите предлог. Ползти, травинке, по , муравей. Какой предлог есть в предложении? За, улитка, рогатая, веточкой, прятаться. Назовите предлог. Травинкой, под, сидеть, гусеница. Какой предлог есть в предложении? Молодцы, вы помогли Незнайке, научили его составлять предложения и даже определять предлоги. Незнайка говорит вам спасибо. | Над цветком летает разноцветная бабочка. Предлог над. Пчела живет в улье. Предлог в. Муравей ползет по травинке. Предлог по. Рогатая улитка прячется за веткой. Предлог за. Гусеница сидит под травинкой. Предлог под. | ||||
А теперь насекомые хотят поиграть с вами в прятки. Тяните карточки и называйте кто у вас попался. | У меня два комара. У меня пять мух. У меня три жука. У меня четыре бабочки. У меня одна стрекоза. | ||||
Логопед предлагает детям тянуть карточки с изображением разного количества насекомых, перевернутые картинкой вниз. | |||||
Переверните свои карточки картинкой вниз – насекомые спрятались от вас. Спрятались два комара. Кого не стало? Спрятались пять мух. Кого не стало? Спрятались три жука. Кого не стало? Спрятались четыре бабочки. Кого не стало? Спряталась одна стрекоза. Кого не Вопросы к детям | Не стало двух комаров. Не стало пяти мух. Не стало трех жуков. Не стало четырех бабочек. Не стало одной стрекозы. Предполагаемые ответы детей | ||||
Совместная образовательная деятельность | |||||
Молодцы, вам понравилось играть – задания бабочки выполнять? В какие игры мы играли? Вы очень хорошо справились со всеми заданиями – бабочка дарит вам за это памятные призы. | Да, очень понравилось. Прятки с насекомыми, хвастунишка, помогали Незнайке, играли в сложные слова. | ||||
Дети получают призы, прощаются с гостями и вместе с логопедом выходят из группы. | |||||
Предварительная работа Развитие общих речевых функций работа по развитию силы и продолжительности ротового выдоха; разучивание стихотворений по теме «Насекомые» - развитие четкости дикции, эмоциональной выразительности речи; работа по увеличению речевого выдоха. Игра: «Назови» (произнести 3-4 слова на одном выдохе - пчела, муха, комар, стрекоза ) Развитие психических функций Игра «4-ый лишний» - развитие зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, мышления. Игра: «Чего не стало?» - развитие мышления, зрительного внимания и памяти. Игра: «Посмотри и назови» - развитие зрительного внимания , памяти, мышления. Игра «Послушай- повтори»- развитие речеслуховой памяти и внимания, мышления. Развитие лексико- грамматического строя речи Игра «Сложные слова» - развитие навыка образования сложных слов Игра «Прятки» - развивать умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже; Игра «Хвастунишка» - развивать умение образовывать прилагательные в превосходной степени. Игра «Почини предложение» - развивать навык правильного согласования слов в предложении. Развитие фонематических процессов Игра «Составь схему» - развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Игра «Поезд» - развитие слогового анализа и синтеза слова. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением выполнение обводок, штриховок, графических диктантов – развитие графомоторных навыков; развитие умения координировать речь с движением; работа с разрезными картинками. Развитие связной речи беседа по теме с опорой на сюжетную картинку- развитие диалогической речи; составление рассказов-описаний и с опорой на мнемотаблицу – развитие монологической речи; составление загадок - описаний – развитие монологической и диалогической речи развитие навыка толкования пословиц и поговорок. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Совместное изготовление мнемотаблиц для составления описательных рассказов. ОСНАЩЕНИЕ И МАТЕРИАЛЫ - картинный материал с изображением насекомых (муравей, комар, муха, жук) и паука; - мнемотаблицы для составления описательных рассказов; - лепестки из картона с предложениями и картинками; - картинки с изображением скворца, кузнечика и Незнайки; - карточки для игры «Прятки»; - алгоритм для звуко-слогового анализа; - раздаточный материал на каждого ребенка (цветные квадраты – символы звуков, кассы букв); - рабочие столы для детей и стулья по количеству детей. Литература: О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» М.Г Борисенко, Н.А. Лукина «Грамматика в играх и картинках» Спб «Паритет» 2007 Н. В. Нищева Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Спб «Детство-пресс»,2006 И.С. Лопухина 550 упражнений для развития речи- Спб «КАРО, Дельта+, 2004 Т.А. Ткаченко Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Спб «Детство- пресс» 1998 Г. Д. Османова, Л. А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» «Каро» СПб 2007 Т.А. Павлова « Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников» «Каро» 2003 Т.Р. Кислова « По дороге к Азбуке» «Баласс» М. 2007 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий Тема: «Путешествие на планету насекомых» для детей подготовительной к школе группе
Занятие было удачно проведено на чужих детях в рамках областного конкурса. Если кого-то заинтересует буду рада поделиться музыкальным и видео материалом....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые».
Конспект занятия по лексической теме "Насекомые" в подготовительной логопедической группе....
«Создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы с ЗПР представлений о мире насекомых используя нетрадиционные логопедические технологии»
Содержание 1. Актуальность …………………………………………….…………….………2 2. Проблема……………………………………………………………..…………23. Цель проекта………..…………………………………………….…...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Насекомые» подготовительной к школе группе. Образовательная область: Художественное творчество
В данном конспекте представлен материал открытого занятия для детей, где происходит знакомство с миром насекомых, их разнообразии и роли на планете Земля. Дети знакомятся со значением и разнообразием ...
Планирование. Тема недели "Насекомые". Подготовительная к школе группа
Календарный план "Насекомые"...
Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Насекомые"
Познавательно-речевое занятие (подготовительная к школе группа).Тема «Насекомые». Составление описательного рассказа о насекомом.Вид занятия: комплексное Цели занятия:образовательные:- ...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Насекомые»
Ракитянская Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. ЕйскаПрограммные задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.2. Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насек...