Перспективный план по развитию связной речи по лексическим темам.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Павловская Ирина Анатольевна

Развитие связной речи.План на год по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva_po_leksich._temam_vospit.docx731.39 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы

 по формированию монологической речи

у детей 6-7 лет с ОНР.

(Система работы на год)

Лексическая тема «Осень».

Предварительная работа

Развитие связной речи

1.Беседа.

(Осенние месяцы; основные признаки осени: похолодание, изменение окраски растений, листопад, тучи, дожди, перелет птиц, сбор урожая).

2.Лексико-грамматические упражнения.

- «Ответь на вопросы».

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Ветер – что делает? (дует)

           - что сделает? (подует)

           - что делал? (дул)

           - что будет делать? (будет дуть).

Задание повторяется со словами дождь, трава, листья и др.

- «Составь предложение».

Работа с деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют, на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

- «Угадай слово».

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

Ветер дует, а ветры …

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди …

Холод наступает, а холода …

Лист падает, а листья …

Занятие.

Тема: составление рассказа «Осень».

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ «Осень» с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Расширять и закреплять словарь по теме. Упражнять в подборе глаголов в разных временных формах, в употреблении относительных прилагательных. Рассказывать эмоционально, выразительно. Воспитывать умение выслушивать рассказы товарищей.

Оборудование: картинки с приметами осени; схема описания времен года (осень). 

Лексическая тема «Овощи».

Предварительная работа

Развитие связной речи

1.Беседа.

(когда собирают урожай овощей; где растут овощи; в чем их польза; что из них готовят).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Чего много в корзине

Закрепление категории родительного падежа множественного числа.

В корзине много помидоров.

В корзине много огурцов и т. д.

 - «Составь предложение».

Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Помидор круглый, а морковь …

Помидор красный, а морковь …

Помидор растет на земле, а морковь …

 - «Исправь ошибку».

Усвоение относительных прилагательных.

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

 - «Подбери слово».

Подбор однокоренных прилагательных к существительным.

Огурец, какой? (зеленый, овальный, твердый, вкусный…).

Помидор, какой? (красный, круглый, кислый, мягкий …).

 - «Соберем урожай».

Усвоение глаголов с разным значением.

Я срезаю капусту

Я дергаю морковь.      

Я копаю картошку.

(Дети отвечают, используя предметные картинки).

Занятие.                                                    Тема: составление описательного рассказа «Помидор» (морковь, свекла др.)

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ, используя схему высказывания, предложенную воспитателем. Развивать умения вычленять и называть признаки объекта описания. Расширять и активизировать словарь по теме. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Расширять словарь прилагательных.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, схема описания овощей.  

Лексическая тема «Фрукты».

Предварительная работа

Развитие связной речи

1. Беседа.

(где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия – плоды и плодовые деревья).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Что с чем рядом?»

Употребление в речи предложного и творительного падежа.

«Рядом с яблоком груша и слива» и т. п.

 - «Куда положил фрукт

Употребление в речи предлога возле.

«Я положил лимон возле апельсина».

 - «Четвертый лишний».

Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.

«Чего не должно быть в вазе?»

« В вазе не должно быть помидора, потому что он овощ».

 - «Магазин».

Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.

«Я покупаю вишневый компот».

«Я покупаю яблочный пирог».

Детям предложены две картинки: пирог – яблоко, вишня – баночка.

Занятие.

Тема: составление рассказа-описания «Апельсин» (лимон, яблоко, груша).

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о фруктах, используя схему, предложенную воспитателем. Развивать умение вычленять и называть признаки объекта описания. Учить составлять загадки о фруктах с помощью схемы. Расширять словарь по теме. Закреплять употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением (яблоко – яблочко), притяжательных местоимений (мой, моя, мое), преобразование существительного в прилагательное (вишня – вишневое).

Оборудование: предметные картинки, схема описания фруктов.

Лексическая тема «Лес. Деревья лиственные и хвойные».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(Какие растения растут в лесу; кто живет в лесу; в чем его польза и т. д.).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Какой?»

Подбор прилагательных к слову лес.

(большой, зеленый, красивый, густой, богатый, сказочный, старый, тенистый, волшебный, лиственный, хвойный, дремучий, светлый, зимний, осенний, весенний, летний).

 - «Найди слово».

Образование родственных слов от слова лес (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз,  лесозаготовки).

 - «Сосчитай до пяти».

Согласование числительных с существительными (жук, дерево, медведь и т. д.).

Занятие.

Тема: рассматривание картины « На лесной опушке» и составление рассказа по ней.

Задачи: формировать у детей умение составлять повествовательный рассказ о лесе.

Учить детей составлять рассказ по картине с использованием имеющихся у них знаний о лесе. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними. Учить составлять рассказ в соответствии с требованиями к структуре сложного повествования (начало, середина, окончание).

Расширять знания детей о лесе, его обитателях. Показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Воспитывать интерес к растениям, к природе.

Оборудование: картина «На опушке леса».

Image5

Лексическая тема «Хлеб».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1.Беседа.

(хлеб; виды хлебобулочных изделий; как делают хлеб; бережное отношение к хлебу).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Какой?»

Подбор прилагательных к слову хлеб (пшеничный, ржаной, свежий, черствый, вкусный, аппетитный, поджаристый, сдобный…).

 - «Подбери слово».

Образование родственных слов от слова хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод).

 -  «Булочная».

Составление предложений с предлогом за.

Предложены предметные картинки (батон, пирожок, калач, пирожное, пончик, ватрушка, баранка, сухари, сушки).

«Я пойду в булочную за батоном».

Занятие.

Тема: составление повествовательного рассказа «Откуда хлеб пришел».

Задачи: уточнить и обобщить знания детей о труде хлебороба, о долгом пути хлеба от поля до стола. Упражнять детей в составлении повествовательного рассказа по плану, предложенному воспитателем.

Отметить, какое значение имеет для всех людей хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб. Объяснить детям выражение «Хлеб – всему голова», значение слов: выращивать, пахать, сеять, молоть, косить, убирать, молотить, печь, жать.

Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: сюжетные картинки по теме, схема.

Лексическая тема «Перелетные птицы».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(Какие птицы улетают на юг; почему они улетают; когда они возвращаются; части тела птицы, оперение).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Как улетают птицы?»

Гуси, утки, лебеди – вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей.

Журавли – клином.

Кукушки – поодиночке.

 - «Четвертый лишний».

 - «Чего не хватает».

«У птицы не хватает хвоста» (головы …).

 - «Угадай слово».

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

Птица улетает, а птицы…

Птица вылетает, а птицы…

Птица клюет, а птицы…

Занятие.

Тема: составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам. Употребление в речи предлогов под, из-под.

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ, используя план виде опорных предметных картинок. Развивать умение вычленять и называть признаки объектов описания. Закрепить у детей понятие о хищных и насекомоядных птицах. Упражнять в употреблении предлогов под, из-под.

Оборудование: предметные картинки (гнездо с птенцом, ласточка, ястреб, куст, ветка, елка, гусеница, птенцы).

Лексическая тема  «Части тела».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(части тела человека, их назначение; бережное отношение к здоровью).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Для чего?»

 Употребление в речи сложных предложений с предлогом для.

Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть).

(нос, уши, рот, язык, ноги, руки, зубы и т. д.)

 - «Найди ошибку»

Употребление в речи дательного падежа.

(Ноздри нужны глазам; ресницы нужны ушам: локти нужны ногам и т. д.)

Занятие.

Тема: рассказывание сказки «Великан и гномик».

Задачи: формировать умение придумывать сказку на заданную воспитателем тему. В качестве плана повествования использовать предметные картинки. Учить детей выделять структурные части сказки (зачин, середина, конец). Упражнять в образовании слов с увеличительными и ласкательными оттенками. Воспитывать дружеские отношения.

Оборудование: Предметные картинки: гном, великан, нос, рот, руки, ноги и т. п.

Лексическая тема «Посуда».

Предварительная работа

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(назначение посуды; из чего она сделана?; где ее хранят?)

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Магазин»

Я куплю кастрюлю буду готовить в ней суп.

Я куплю хлебницу и положу в нее хлеб.

Я куплю кружку и наливать в нее чай.

 - «Чего не хватает?»

Усвоение родительного падежа.

«Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика).

 - «Составь предложение».

Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Предложены две картинки: кастрюля, стакан.

«Кастрюля сделана из железа, а стакан из стекла», и т. д.

 - «Где живут продукты?»

«Сахар живет в (сахарнице)»

«Соль живет в (солонке)»

«Масло живет в (масленке)»

Занятие.

Тема: «Сказка о чайнике».

Задачи: формировать умение придумывать сказку о чайнике. В качестве плана использовать схему Т. Ткаченко. При описании предмета уметь выделять его признаки, качества и назначение. Расширять и активизировать словарь по теме. Придумывать сказку о других предметах посуды.

Оборудование: схема описания посуды.

 

Лексическая тема «Игрушки».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(назначение игрушек; материал, из которого они сделаны; бережное отношение к игрушкам).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Чья игрушка?»

Употребление притяжательных местоимений .

Моя – кукла, юла, лошадка…

Мой – кот, зайчик, мяч…

 - «Из чего?» 

Образование относительных прилагательных.

Мяч из резины – резиновый.

Пирамида из дерева – деревянная.

Занятие.

Тема: составление рассказа об игрушке.

Задачи: формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять  совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке. Учить использовать схему в качестве плана высказывания. Закреплять правила обращения с игрушками.

Оборудование: игрушки, схема описания игрушек. 

Лексическая тема «Мебель».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(мебель; ее виды; назначение)

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Какая?»

Подбор определений к слову мебель: деревянная, мягкая, кухонная, детская.

 - «Для чего?»

«Для чего нужен стул?» (На нем сидят).

 - «Что с чем?»

Усвоение творительного падежа с предлогом с

Стул с ножками и с сиденьем,

Шкаф с полками и с дверью.

 - «Где взял игрушку?»

Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под.

Предложены картинки мяч – стул.

«Где взял игрушку?»

(Я взял мяч со стула).

Занятие.

Тема: составление загадок о мебели.

Задачи: формировать у детей умение составлять загадки о предметах мебели. Учить рассказывать о предмете, выделяя его качества и признаки, назначение.

Формировать умение составлять описательный рассказ о мебели, используя план в виде схемы, предложенной воспитателем.

Расширять словарь по теме.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: Предметные картинки, схема описания мебели. 

   

Лексическая тема «Дом и его части».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(городской, загородный дом, его строение, части дома, кто строит дом)

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Что делают?»

Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают, красят, ремонтируют…

 - «Дом. С чем?»

Употребление творительного падежа с предлогами с и со.

«Дом с крышей. Дом с потолком. Дом с полом. Дом с балконом.

Занятие.

Тема: Рассказ «Как дом родился?»

Задачи: Формировать умение внимательно рассматривать картинку, рассуждать над её содержанием.

Учить составлять повествовательный рассказ по картинке, опираясь на план.

Формировать умение составлять план рассказа в виде пиктограмм вместе с воспитателем.

Развивать способность самостоятельно придумывать события предшествующие изображенным и последующие за ним.

Учить составлять рассказ, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.

Активировать словарь по теме. Упражнять в усвоении относительных прилагательных (каменные, кирпичные, деревянные). Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: сюжетная картина на стройке.

Лексическая тема «Зима».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа. 

(основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме).

2. Лексико-грамматические упражнения. 

 - «Какая?»

Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, ветреная, веселая, нарядная.

 - «Придумай слово»

Образование родственных слов: снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снегоход – заснежило – снегурочка – снегирь белоснежный – Белоснежка – подснежник.

 - «Что делает?» 

Подбор однокоренных сказуемых к слову снег:  идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

 - «Чего не бывает?»

Усвоение родительного падежа.

«Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, насекомых).

 - «Закончи предложение»

Зимой бывает снегопад, а осенью…

Зимой бывает снег, а летом…

Зимой снег падает, а весной…

Зимой катаются на санках, а летом…

Занятие.

Тема: Пересказ рассказа Ушинского Н.Д. «Проказы старухи зимы»

Задачи: Закреплять представление о зиме. Выделять признаки зимы из прослушанного текста рассказа. Развивать временные ориентации. Формировать умение пересказывать рассказ с опорой на серию сложенных картинок. Способствовать развитию познавательного интереса, умения составлять сложносочиненные предложения.

Оборудование: Сюжетные картинки. Иллюстрационное панно.

Лексическая тема «Зимующие птицы».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза, как люди помогают птицам в зимнее время).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Назови ласково».

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Черное перо – черненькое перышко.

Белая шея –

Красная грудь –

Мягкие перья –

 - «Какая?»

Подбор прилагательных к слову птица: красивая, летающая, поющая, маленькая, заботливая, пестрая, голодная…

 - «Что могут птицы?»

Активизация глаголов по теме (летать, улетать, петь, щебетать, кричать,, махать, вить, откладывать…).

 - «Составь предложение».

Формировать навыки составления предложений по трем опорным предметным картинкам.

Птица – гнездо – кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм).

Птица – бабочка – птенцы.

 - «Почему так называются?»

Учить объяснять значение сложных слов: длиннохвостая, красногрудая, перелетная, быстрокрылая, насекомоядная.

Занятие.

Тема:  составление рассказа-описания «Воробей».

Задачи: закрепить и уточнить представление о зимующих птицах.

Определить связи между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.

Формировать умение составлять описательный рассказ о птице, используя план, предложенный воспитателем в виде схем.

Составлять полный последовательный рассказ.

Упражнять в употреблении сложных прилагательных, расширять словарный запас по теме.

Воспитывать любовь к птицам, желание им помочь.

Оборудование: схемы, предметные картинки.

Тема:  пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».

Задачи: закрепление представлений о зимующих птицах.

Коллективное составление плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание.

Пересказ рассказа по плану, обозначенному схемами-рисунками.

Оборудование: предметная картинка, схема.

Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(повадки животных; их внешний вид; где они живут; чем питаются; названия их детенышей).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Какие?»

Подбор прилагательных к слову животные: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные и т. д.

 - «Кто кем был?»

Усвоение творительного падежа, закрепление названия детенышей.

Медведь был (медвежонком).

Лиса была (лисенком).

Волк был (волчонком).

 - «Чья семья?»

Усвоение притяжательных прилагательных.

Волк, волчица, волчонок – это волчья семья и т. д.

 - «Чей детеныш?»

Лисенок – это лисий детеныш.

 - «Кто с кем живет?»

Усвоение творительного падежа.

Волк живет с волчицей и волчатами.

Медведь живет с медведицей и медвежатами.

 - «Кто с кем играет?»

Строение предложений с предлогами с, за.

Лиса бегает за лисенком.

Заяц играет с зайчонком.

Занятие.

Тема: составление рассказа-описания «Заяц».

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о животном, используя схему.

Учить выделять характерные признаки животного, рассказывать о них.

Находить связи внешнего вида и поведения, среды обитания.

Обогащение словаря по теме.

Оборудование: предметная картинка, схема.

                 

Тема: составление рассказов по картине «Купание медвежат».

Задачи: формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием.

Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст.

Упражнять в подборе слов, близких по значению, в образовании окончаний прилагательных.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: картина, рассказ В. Бианки.

Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(назначение и детали одежды, обуви и головных уборов; связь с временами года).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Договори слово».

Уточнение словаря по теме: юбка, шапка, сапоги, рубашка, шуба и т. д.

 - «Что наденем на прогулку?»

Усвоение глагола надеть.

Я надену рубашку.

 - «Какая одежда?»

Подбор прилагательных к слову одежда: детская, женская, мужская, спортивная, осенняя, зимняя, летняя и т. д.

 - «Скажи наоборот».

Усвоение глагольного словаря по теме: надевать – снимать, гладить – мять, застегнуть – расстегнуть.

 - «Чего не хватает?»

Усвоение родительного падежа.

У рубашки не хватает рукава.

У платья не хватает пояса.

У сапога не хватает каблука.

Занятие.

Тема: составление рассказа «Оля собирается на прогулку».

Задачи: формировать умение составлять повествовательный рассказ на заданную тему.

Выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой, используя схему.

Учить составлять рассказ, в котором отражены три структурные части.

Учить усвоению притяжательных местоимений, относительных прилагательных.

Активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетная картинка, схема описания одежды. 

Лексическая тема «Продукты питания».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(для чего нужны продукты питания, из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их продают; где хранят).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Что приготовим?»

Образование относительных прилагательных от существительных.

Предложены предметные картинки.

Молоко – Я приготовлю молочный коктейль.

 - «Что будем есть?»

Употребление глаголов будущего времени.

Я буду есть колбасу, а Оля будет есть булку.

 - «Для чего нужен предмет?»

Употребление предлога для.

Холодильник, мясорубка, соковыжималка и т. д.

Занятие.

Тема: пересказ сказки «Что вкуснее?»

Задачи: формировать умение придумывать сказку на заданную тему. Придумывая сказку, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности (присказка, волшебные превращения и т. д.).

Формировать умение выделять основную мысль сказки, выстраивать последовательность событий в соответствии  с логикой, опираясь на схему (опорные картинки).

Расширять словарь определений.

Оборудование: предметные картинки.

Лексическая тема «Домашние животные».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(названия домашних животных; их внешний вид и повадки; в чем их польза; любовь человека к животным).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Кто чем питается?»

Усвоение творительного падежа.

Лошадь питается овсом.

Коза питается травой.

Кошка питается молоком и рыбой.

 - «Кто в домике?»

Усвоение названий детенышей.

В домике кошка с котятами.

В домике собака со щенятами.

 - «Кто кем будет?»

Усвоение творительного падежа.

Щенок будет собакой.

Котенок будет кошкой.

 - «Закончи предложение».

Употребление глаголов в единственном и множественном числе.

Котенок лакает, а котята лакают.

Теленок мычит, а телята мычат.

Жеребенок прыгает, а жеребята прыгают.

 - «Кто хозяин?»

Употребление притягательных прилагательных.

Чей хвост? Кошачий

Чья голова? Кошачья.

Занятие.

Тема: составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Задачи: формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием (с помощью вопросов воспитателя).

Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план.

Упражнять в подборе слов , близких по значению. Подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Оборудование: картина, ватман, фломастеры.

Лексическая тема «Моя семья».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(семья; ее состав; функции членов семьи; какая должна быть семья: дружная, крепкая, трудолюбивая, здоровая).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «С кем ты живешь?»

Составление предложений с предлогом с.

 - «Старшие или младшие».

Усвоение прилагательных в сравнительной степени.

Мама – бабушка. Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.

Дочка – мама.

Папа – дедушка.

Занятие.

Тема: пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Задачи: формирование представлений о возрасте человека, развитие логического мышления и временной ориентации, связанной с возрастом человека.

Обогащение речи антонимами (молодой – старый, сильнее – слабее, младше – старше).

Коллективное составление плана пересказа, самостоятельный пересказ по этому плану.

Выявление скрытого смысла басни.

Оборудование: предметные картинки.

Лексическая тема «Профессия».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(профессии в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Кто что делает?»

Образование существительных от глагола.

Учит – учитель.

Строит – строитель.

Варит – повар.

 - «Подбери слово».

Словарь определений.

Летчик какой – храбрый, смелый.

Учитель какой – умный, добрый.

 - «Кто работает на машинах?»

Формирование словообразования.

На тракторе работает тракторист.

На самолете летает летчик.

На машине работает шофер.

 - «Кем хочешь быть?»

Я хочу быть учителем (поваром, инженером).

Занятие.

Тема: составление рассказа «Моя мама парикмахер».

Задачи: формировать умение составлять повествовательный рассказ на основе личного опыта. Отражать в рассказе три структурные части: начало, середина, конец.

Учить отбирать из своих впечатлений те, которые соответствуют теме. При затруднении предложить детям образец рассказа. В качестве плана использовать предметные картинки.

Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки по профессиям. 

Лексическая тема «Транспорт».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный; значение разных видов транспорта; правила дорожного движения).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Объясни слово». 

Словообразование.

Само   лет. Почему так называется.

Само   кат.

Снего   ход.

Вертолет, самосвал, бензовоз, молоковоз.

 - «Составь предложение».

Составить предложения с предлогом над по двум картинкам.

Самолет, лес. (Самолет летит над лесом).

Вертолет, поле. (Вертолет летит над полем).

 - «Подбери слово». Подбор антонимов.

Грузовик подъехал к дому, а потом отъехал.

Грузовик въехал на горку, а потом съехал.

Занятие.

Тема: составление рассказа «Папа купил автомобиль».

Задачи: формировать умение составлять творческий рассказ. Придумывать содержание в соответствии с темой, опираясь на предметные картинки.

Учить составлять рассказ, в котором присутствуют три структурные части (начало, середина, конец).

Активировать словарь по теме.

Оборудование: предметные картинки.

Лексическая тема «Весна».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(название весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно-следственных связей – почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, насекомые; почему прилетают птицы; пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей.

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Подбери слово». Подбор прилагательных к слову весна (ранняя, поздняя, дружная, шумная).

 - «Исправь ошибку».

Сложные предложения с союзом потому что.

Засветило солнышко, потому что стало тепло.

 - «Почемучка».

Установление причинно-следственных связей.

Почему весной тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Занятие.

Тема: составление рассказа «Весна».

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о весне с помощью предложенной воспитателем схемы.

Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа.

Развивать умение вычленять и называть признаки объекта или явления описания.

Упражнять в подборе относительных прилагательных, глаголов в разных временных формах.

Воспитывать у детей умение выслушивать друг друга.

Оборудование: сюжетные картинки, схемы описания времени года (весна).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию связной речи в свободной деятельности

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в свободной деятельности...

Перспективный план по развитию связной речи

Перспективный план по развитию связной речи...

Перспективный план по развитию связной речи

Перспективный план по развитию связной речи...

Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Образовательная область «Коммуникация»  в детском  саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе в старшей логопедической группе

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе...

Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)

Перспективный план  по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)...

Презентация к занятию по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по лексической теме "Транспорт"

Презентация по лексической теме "Транспорт" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- расширять представления детей о транспорте, видах транспорта (назем...