Перспективный план по развитию связной речи по лексическим темам.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Развитие связной речи.План на год по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiva_po_leksich._temam_vospit.docx | 731.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы
по формированию монологической речи
у детей 6-7 лет с ОНР.
(Система работы на год)
Лексическая тема «Осень».
Предварительная работа | Развитие связной речи |
1.Беседа. (Осенние месяцы; основные признаки осени: похолодание, изменение окраски растений, листопад, тучи, дожди, перелет птиц, сбор урожая). 2.Лексико-грамматические упражнения. - «Ответь на вопросы». Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Ветер – что делает? (дует) - что сделает? (подует) - что делал? (дул) - что будет делать? (будет дуть). Задание повторяется со словами дождь, трава, листья и др. - «Составь предложение». Работа с деформированными предложениями. Дует, осень, ветер, холодный. Желтеют, на, листья, деревья. Земля, трава, на, увядает. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь. - «Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Ветер дует, а ветры … Птица улетает, а птицы … Лист желтеет, а листья … Дождь моросит, а дожди … Холод наступает, а холода … Лист падает, а листья … | Занятие. Тема: составление рассказа «Осень». Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ «Осень» с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Расширять и закреплять словарь по теме. Упражнять в подборе глаголов в разных временных формах, в употреблении относительных прилагательных. Рассказывать эмоционально, выразительно. Воспитывать умение выслушивать рассказы товарищей. Оборудование: картинки с приметами осени; схема описания времен года (осень). |
Лексическая тема «Овощи».
Предварительная работа | Развитие связной речи |
1.Беседа. (когда собирают урожай овощей; где растут овощи; в чем их польза; что из них готовят). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Чего много в корзине?» Закрепление категории родительного падежа множественного числа. В корзине много помидоров. В корзине много огурцов и т. д. - «Составь предложение». Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода. Помидор круглый, а морковь … Помидор красный, а морковь … Помидор растет на земле, а морковь … - «Исправь ошибку». Усвоение относительных прилагательных. Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. - «Подбери слово». Подбор однокоренных прилагательных к существительным. Огурец, какой? (зеленый, овальный, твердый, вкусный…). Помидор, какой? (красный, круглый, кислый, мягкий …). - «Соберем урожай». Усвоение глаголов с разным значением. Я срезаю капусту Я дергаю морковь. Я копаю картошку. (Дети отвечают, используя предметные картинки). | Занятие. Тема: составление описательного рассказа «Помидор» (морковь, свекла др.) Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ, используя схему высказывания, предложенную воспитателем. Развивать умения вычленять и называть признаки объекта описания. Расширять и активизировать словарь по теме. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Расширять словарь прилагательных. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, схема описания овощей. |
Лексическая тема «Фрукты».
Предварительная работа | Развитие связной речи |
1. Беседа. (где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия – плоды и плодовые деревья). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложного и творительного падежа. «Рядом с яблоком груша и слива» и т. п. - «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле. «Я положил лимон возле апельсина». - «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. «Чего не должно быть в вазе?» « В вазе не должно быть помидора, потому что он овощ». - «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными. «Я покупаю вишневый компот». «Я покупаю яблочный пирог». Детям предложены две картинки: пирог – яблоко, вишня – баночка. | Занятие. Тема: составление рассказа-описания «Апельсин» (лимон, яблоко, груша). Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о фруктах, используя схему, предложенную воспитателем. Развивать умение вычленять и называть признаки объекта описания. Учить составлять загадки о фруктах с помощью схемы. Расширять словарь по теме. Закреплять употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением (яблоко – яблочко), притяжательных местоимений (мой, моя, мое), преобразование существительного в прилагательное (вишня – вишневое). Оборудование: предметные картинки, схема описания фруктов. |
Лексическая тема «Лес. Деревья лиственные и хвойные».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (Какие растения растут в лесу; кто живет в лесу; в чем его польза и т. д.). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Какой?» Подбор прилагательных к слову лес. (большой, зеленый, красивый, густой, богатый, сказочный, старый, тенистый, волшебный, лиственный, хвойный, дремучий, светлый, зимний, осенний, весенний, летний). - «Найди слово». Образование родственных слов от слова лес (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесозаготовки). - «Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными (жук, дерево, медведь и т. д.). | Занятие. Тема: рассматривание картины « На лесной опушке» и составление рассказа по ней. Задачи: формировать у детей умение составлять повествовательный рассказ о лесе. Учить детей составлять рассказ по картине с использованием имеющихся у них знаний о лесе. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними. Учить составлять рассказ в соответствии с требованиями к структуре сложного повествования (начало, середина, окончание). Расширять знания детей о лесе, его обитателях. Показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Воспитывать интерес к растениям, к природе. Оборудование: картина «На опушке леса». |
Лексическая тема «Хлеб».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1.Беседа. (хлеб; виды хлебобулочных изделий; как делают хлеб; бережное отношение к хлебу). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Какой?» Подбор прилагательных к слову хлеб (пшеничный, ржаной, свежий, черствый, вкусный, аппетитный, поджаристый, сдобный…). - «Подбери слово». Образование родственных слов от слова хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод). - «Булочная». Составление предложений с предлогом за. Предложены предметные картинки (батон, пирожок, калач, пирожное, пончик, ватрушка, баранка, сухари, сушки). «Я пойду в булочную за батоном». | Занятие. Тема: составление повествовательного рассказа «Откуда хлеб пришел». Задачи: уточнить и обобщить знания детей о труде хлебороба, о долгом пути хлеба от поля до стола. Упражнять детей в составлении повествовательного рассказа по плану, предложенному воспитателем. Отметить, какое значение имеет для всех людей хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб. Объяснить детям выражение «Хлеб – всему голова», значение слов: выращивать, пахать, сеять, молоть, косить, убирать, молотить, печь, жать. Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Оборудование: сюжетные картинки по теме, схема. |
Лексическая тема «Перелетные птицы».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (Какие птицы улетают на юг; почему они улетают; когда они возвращаются; части тела птицы, оперение). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Как улетают птицы?» Гуси, утки, лебеди – вереницей. Ласточки, грачи, скворцы – стаей. Журавли – клином. Кукушки – поодиночке. - «Четвертый лишний». - «Чего не хватает». «У птицы не хватает хвоста» (головы …). - «Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Птица улетает, а птицы… Птица вылетает, а птицы… Птица клюет, а птицы… | Занятие. Тема: составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам. Употребление в речи предлогов под, из-под. Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ, используя план виде опорных предметных картинок. Развивать умение вычленять и называть признаки объектов описания. Закрепить у детей понятие о хищных и насекомоядных птицах. Упражнять в употреблении предлогов под, из-под. Оборудование: предметные картинки (гнездо с птенцом, ласточка, ястреб, куст, ветка, елка, гусеница, птенцы). |
Лексическая тема «Части тела».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (части тела человека, их назначение; бережное отношение к здоровью). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Для чего?» Употребление в речи сложных предложений с предлогом для. Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть). (нос, уши, рот, язык, ноги, руки, зубы и т. д.) - «Найди ошибку» Употребление в речи дательного падежа. (Ноздри нужны глазам; ресницы нужны ушам: локти нужны ногам и т. д.) | Занятие. Тема: рассказывание сказки «Великан и гномик». Задачи: формировать умение придумывать сказку на заданную воспитателем тему. В качестве плана повествования использовать предметные картинки. Учить детей выделять структурные части сказки (зачин, середина, конец). Упражнять в образовании слов с увеличительными и ласкательными оттенками. Воспитывать дружеские отношения. Оборудование: Предметные картинки: гном, великан, нос, рот, руки, ноги и т. п. |
Лексическая тема «Посуда».
Предварительная работа | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (назначение посуды; из чего она сделана?; где ее хранят?) 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Магазин» Я куплю кастрюлю буду готовить в ней суп. Я куплю хлебницу и положу в нее хлеб. Я куплю кружку и наливать в нее чай. - «Чего не хватает?» Усвоение родительного падежа. «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика). - «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления. Предложены две картинки: кастрюля, стакан. «Кастрюля сделана из железа, а стакан из стекла», и т. д. - «Где живут продукты?» «Сахар живет в (сахарнице)» «Соль живет в (солонке)» «Масло живет в (масленке)» | Занятие. Тема: «Сказка о чайнике». Задачи: формировать умение придумывать сказку о чайнике. В качестве плана использовать схему Т. Ткаченко. При описании предмета уметь выделять его признаки, качества и назначение. Расширять и активизировать словарь по теме. Придумывать сказку о других предметах посуды. Оборудование: схема описания посуды.
|
Лексическая тема «Игрушки».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (назначение игрушек; материал, из которого они сделаны; бережное отношение к игрушкам). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Чья игрушка?» Употребление притяжательных местоимений . Моя – кукла, юла, лошадка… Мой – кот, зайчик, мяч… - «Из чего?» Образование относительных прилагательных. Мяч из резины – резиновый. Пирамида из дерева – деревянная. | Занятие. Тема: составление рассказа об игрушке. Задачи: формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке. Учить использовать схему в качестве плана высказывания. Закреплять правила обращения с игрушками. Оборудование: игрушки, схема описания игрушек. |
Лексическая тема «Мебель».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (мебель; ее виды; назначение) 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Какая?» Подбор определений к слову мебель: деревянная, мягкая, кухонная, детская. - «Для чего?» «Для чего нужен стул?» (На нем сидят). - «Что с чем?» Усвоение творительного падежа с предлогом с Стул с ножками и с сиденьем, Шкаф с полками и с дверью. - «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под. Предложены картинки мяч – стул. «Где взял игрушку?» (Я взял мяч со стула). | Занятие. Тема: составление загадок о мебели. Задачи: формировать у детей умение составлять загадки о предметах мебели. Учить рассказывать о предмете, выделяя его качества и признаки, назначение. Формировать умение составлять описательный рассказ о мебели, используя план в виде схемы, предложенной воспитателем. Расширять словарь по теме. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Предметные картинки, схема описания мебели. |
Лексическая тема «Дом и его части».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (городской, загородный дом, его строение, части дома, кто строит дом) 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Что делают?» Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают, красят, ремонтируют… - «Дом. С чем?» Употребление творительного падежа с предлогами с и со. «Дом с крышей. Дом с потолком. Дом с полом. Дом с балконом. | Занятие. Тема: Рассказ «Как дом родился?» Задачи: Формировать умение внимательно рассматривать картинку, рассуждать над её содержанием. Учить составлять повествовательный рассказ по картинке, опираясь на план. Формировать умение составлять план рассказа в виде пиктограмм вместе с воспитателем. Развивать способность самостоятельно придумывать события предшествующие изображенным и последующие за ним. Учить составлять рассказ, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. Активировать словарь по теме. Упражнять в усвоении относительных прилагательных (каменные, кирпичные, деревянные). Воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: сюжетная картина на стройке. |
Лексическая тема «Зима».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, ветреная, веселая, нарядная. - «Придумай слово» Образование родственных слов: снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снегоход – заснежило – снегурочка – снегирь белоснежный – Белоснежка – подснежник. - «Что делает?» Подбор однокоренных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется. - «Чего не бывает?» Усвоение родительного падежа. «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, насекомых). - «Закончи предложение» Зимой бывает снегопад, а осенью… Зимой бывает снег, а летом… Зимой снег падает, а весной… Зимой катаются на санках, а летом… | Занятие. Тема: Пересказ рассказа Ушинского Н.Д. «Проказы старухи зимы» Задачи: Закреплять представление о зиме. Выделять признаки зимы из прослушанного текста рассказа. Развивать временные ориентации. Формировать умение пересказывать рассказ с опорой на серию сложенных картинок. Способствовать развитию познавательного интереса, умения составлять сложносочиненные предложения. Оборудование: Сюжетные картинки. Иллюстрационное панно. |
Лексическая тема «Зимующие птицы».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза, как люди помогают птицам в зимнее время). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Черное перо – черненькое перышко. Белая шея – Красная грудь – Мягкие перья – - «Какая?» Подбор прилагательных к слову птица: красивая, летающая, поющая, маленькая, заботливая, пестрая, голодная… - «Что могут птицы?» Активизация глаголов по теме (летать, улетать, петь, щебетать, кричать,, махать, вить, откладывать…). - «Составь предложение». Формировать навыки составления предложений по трем опорным предметным картинкам. Птица – гнездо – кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм). Птица – бабочка – птенцы. - «Почему так называются?» Учить объяснять значение сложных слов: длиннохвостая, красногрудая, перелетная, быстрокрылая, насекомоядная. | Занятие. Тема: составление рассказа-описания «Воробей». Задачи: закрепить и уточнить представление о зимующих птицах. Определить связи между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Формировать умение составлять описательный рассказ о птице, используя план, предложенный воспитателем в виде схем. Составлять полный последовательный рассказ. Упражнять в употреблении сложных прилагательных, расширять словарный запас по теме. Воспитывать любовь к птицам, желание им помочь. Оборудование: схемы, предметные картинки. Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел». Задачи: закрепление представлений о зимующих птицах. Коллективное составление плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание. Пересказ рассказа по плану, обозначенному схемами-рисунками. Оборудование: предметная картинка, схема. |
Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (повадки животных; их внешний вид; где они живут; чем питаются; названия их детенышей). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Какие?» Подбор прилагательных к слову животные: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные и т. д. - «Кто кем был?» Усвоение творительного падежа, закрепление названия детенышей. Медведь был (медвежонком). Лиса была (лисенком). Волк был (волчонком). - «Чья семья?» Усвоение притяжательных прилагательных. Волк, волчица, волчонок – это волчья семья и т. д. - «Чей детеныш?» Лисенок – это лисий детеныш. - «Кто с кем живет?» Усвоение творительного падежа. Волк живет с волчицей и волчатами. Медведь живет с медведицей и медвежатами. - «Кто с кем играет?» Строение предложений с предлогами с, за. Лиса бегает за лисенком. Заяц играет с зайчонком. | Занятие. Тема: составление рассказа-описания «Заяц». Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о животном, используя схему. Учить выделять характерные признаки животного, рассказывать о них. Находить связи внешнего вида и поведения, среды обитания. Обогащение словаря по теме. Оборудование: предметная картинка, схема.
Тема: составление рассказов по картине «Купание медвежат». Задачи: формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием. Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению, в образовании окончаний прилагательных. Воспитывать умение слушать друг друга. Оборудование: картина, рассказ В. Бианки. |
Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (назначение и детали одежды, обуви и головных уборов; связь с временами года). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Договори слово». Уточнение словаря по теме: юбка, шапка, сапоги, рубашка, шуба и т. д. - «Что наденем на прогулку?» Усвоение глагола надеть. Я надену рубашку. - «Какая одежда?» Подбор прилагательных к слову одежда: детская, женская, мужская, спортивная, осенняя, зимняя, летняя и т. д. - «Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по теме: надевать – снимать, гладить – мять, застегнуть – расстегнуть. - «Чего не хватает?» Усвоение родительного падежа. У рубашки не хватает рукава. У платья не хватает пояса. У сапога не хватает каблука. | Занятие. Тема: составление рассказа «Оля собирается на прогулку». Задачи: формировать умение составлять повествовательный рассказ на заданную тему. Выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой, используя схему. Учить составлять рассказ, в котором отражены три структурные части. Учить усвоению притяжательных местоимений, относительных прилагательных. Активизировать словарь по теме. Оборудование: сюжетная картинка, схема описания одежды. |
Лексическая тема «Продукты питания».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (для чего нужны продукты питания, из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их продают; где хранят). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Что приготовим?» Образование относительных прилагательных от существительных. Предложены предметные картинки. Молоко – Я приготовлю молочный коктейль. - «Что будем есть?» Употребление глаголов будущего времени. Я буду есть колбасу, а Оля будет есть булку. - «Для чего нужен предмет?» Употребление предлога для. Холодильник, мясорубка, соковыжималка и т. д. | Занятие. Тема: пересказ сказки «Что вкуснее?» Задачи: формировать умение придумывать сказку на заданную тему. Придумывая сказку, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности (присказка, волшебные превращения и т. д.). Формировать умение выделять основную мысль сказки, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой, опираясь на схему (опорные картинки). Расширять словарь определений. Оборудование: предметные картинки. |
Лексическая тема «Домашние животные».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (названия домашних животных; их внешний вид и повадки; в чем их польза; любовь человека к животным). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Кто чем питается?» Усвоение творительного падежа. Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Кошка питается молоком и рыбой. - «Кто в домике?» Усвоение названий детенышей. В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. - «Кто кем будет?» Усвоение творительного падежа. Щенок будет собакой. Котенок будет кошкой. - «Закончи предложение». Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Котенок лакает, а котята лакают. Теленок мычит, а телята мычат. Жеребенок прыгает, а жеребята прыгают. - «Кто хозяин?» Употребление притягательных прилагательных. Чей хвост? Кошачий Чья голова? Кошачья. | Занятие. Тема: составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Задачи: формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов , близких по значению. Подбирать слова, обозначающие действия предметов. Оборудование: картина, ватман, фломастеры. |
Лексическая тема «Моя семья».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (семья; ее состав; функции членов семьи; какая должна быть семья: дружная, крепкая, трудолюбивая, здоровая). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «С кем ты живешь?» Составление предложений с предлогом с. - «Старшие или младшие». Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Мама – бабушка. Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы. Дочка – мама. Папа – дедушка. | Занятие. Тема: пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Задачи: формирование представлений о возрасте человека, развитие логического мышления и временной ориентации, связанной с возрастом человека. Обогащение речи антонимами (молодой – старый, сильнее – слабее, младше – старше). Коллективное составление плана пересказа, самостоятельный пересказ по этому плану. Выявление скрытого смысла басни. Оборудование: предметные картинки. |
Лексическая тема «Профессия».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (профессии в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Кто что делает?» Образование существительных от глагола. Учит – учитель. Строит – строитель. Варит – повар. - «Подбери слово». Словарь определений. Летчик какой – храбрый, смелый. Учитель какой – умный, добрый. - «Кто работает на машинах?» Формирование словообразования. На тракторе работает тракторист. На самолете летает летчик. На машине работает шофер. - «Кем хочешь быть?» Я хочу быть учителем (поваром, инженером). | Занятие. Тема: составление рассказа «Моя мама парикмахер». Задачи: формировать умение составлять повествовательный рассказ на основе личного опыта. Отражать в рассказе три структурные части: начало, середина, конец. Учить отбирать из своих впечатлений те, которые соответствуют теме. При затруднении предложить детям образец рассказа. В качестве плана использовать предметные картинки. Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга. Оборудование: предметные картинки по профессиям. |
Лексическая тема «Транспорт».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный; значение разных видов транспорта; правила дорожного движения). 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Объясни слово». Словообразование. Само лет. Почему так называется. Само кат. Снего ход. Вертолет, самосвал, бензовоз, молоковоз. - «Составь предложение». Составить предложения с предлогом над по двум картинкам. Самолет, лес. (Самолет летит над лесом). Вертолет, поле. (Вертолет летит над полем). - «Подбери слово». Подбор антонимов. Грузовик подъехал к дому, а потом отъехал. Грузовик въехал на горку, а потом съехал. | Занятие. Тема: составление рассказа «Папа купил автомобиль». Задачи: формировать умение составлять творческий рассказ. Придумывать содержание в соответствии с темой, опираясь на предметные картинки. Учить составлять рассказ, в котором присутствуют три структурные части (начало, середина, конец). Активировать словарь по теме. Оборудование: предметные картинки. |
Лексическая тема «Весна».
Предварительная работа. | Развитие связной речи. |
1. Беседа. (название весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно-следственных связей – почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, насекомые; почему прилетают птицы; пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей. 2. Лексико-грамматические упражнения. - «Подбери слово». Подбор прилагательных к слову весна (ранняя, поздняя, дружная, шумная). - «Исправь ошибку». Сложные предложения с союзом потому что. Засветило солнышко, потому что стало тепло. - «Почемучка». Установление причинно-следственных связей. Почему весной тает снег? Почему бегут ручьи? Почему тает лед? | Занятие. Тема: составление рассказа «Весна». Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о весне с помощью предложенной воспитателем схемы. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Развивать умение вычленять и называть признаки объекта или явления описания. Упражнять в подборе относительных прилагательных, глаголов в разных временных формах. Воспитывать у детей умение выслушивать друг друга. Оборудование: сюжетные картинки, схемы описания времени года (весна). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию связной речи в свободной деятельности
Развитие связной речи детей дошкольного возраста в свободной деятельности...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи по лексической теме: "Фрукты"
Перессказ рассказа Л.Толстого " Косточка"...
Перспективный план по развитию связной речи
Перспективный план по развитию связной речи...
Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Космос»
Цель: составить рассказ по образцуЗадачи:коррекционно-развивающие:· развивать общую моторику;· развивать мелкую мото...
Перспективный план по развитию связной речи
Перспективный план по развитию связной речи...
Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Образовательная область «Коммуникация» в детском саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...
Презентация к занятию по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по лексической теме "Транспорт"
Презентация по лексической теме "Транспорт" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- расширять представления детей о транспорте, видах транспорта (назем...