Перспективный план по развитию связной речи по лексическим темам.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Павловская Ирина Анатольевна

Развитие связной речи.План на год по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva_po_leksich._temam_vospit.docx731.39 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы

 по формированию монологической речи

у детей 6-7 лет с ОНР.

(Система работы на год)

Лексическая тема «Осень».

Предварительная работа

Развитие связной речи

1.Беседа.

(Осенние месяцы; основные признаки осени: похолодание, изменение окраски растений, листопад, тучи, дожди, перелет птиц, сбор урожая).

2.Лексико-грамматические упражнения.

- «Ответь на вопросы».

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Ветер – что делает? (дует)

           - что сделает? (подует)

           - что делал? (дул)

           - что будет делать? (будет дуть).

Задание повторяется со словами дождь, трава, листья и др.

- «Составь предложение».

Работа с деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют, на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

- «Угадай слово».

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

Ветер дует, а ветры …

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди …

Холод наступает, а холода …

Лист падает, а листья …

Занятие.

Тема: составление рассказа «Осень».

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ «Осень» с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Расширять и закреплять словарь по теме. Упражнять в подборе глаголов в разных временных формах, в употреблении относительных прилагательных. Рассказывать эмоционально, выразительно. Воспитывать умение выслушивать рассказы товарищей.

Оборудование: картинки с приметами осени; схема описания времен года (осень). 

Лексическая тема «Овощи».

Предварительная работа

Развитие связной речи

1.Беседа.

(когда собирают урожай овощей; где растут овощи; в чем их польза; что из них готовят).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Чего много в корзине

Закрепление категории родительного падежа множественного числа.

В корзине много помидоров.

В корзине много огурцов и т. д.

 - «Составь предложение».

Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Помидор круглый, а морковь …

Помидор красный, а морковь …

Помидор растет на земле, а морковь …

 - «Исправь ошибку».

Усвоение относительных прилагательных.

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

 - «Подбери слово».

Подбор однокоренных прилагательных к существительным.

Огурец, какой? (зеленый, овальный, твердый, вкусный…).

Помидор, какой? (красный, круглый, кислый, мягкий …).

 - «Соберем урожай».

Усвоение глаголов с разным значением.

Я срезаю капусту

Я дергаю морковь.      

Я копаю картошку.

(Дети отвечают, используя предметные картинки).

Занятие.                                                    Тема: составление описательного рассказа «Помидор» (морковь, свекла др.)

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ, используя схему высказывания, предложенную воспитателем. Развивать умения вычленять и называть признаки объекта описания. Расширять и активизировать словарь по теме. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Расширять словарь прилагательных.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, схема описания овощей.  

Лексическая тема «Фрукты».

Предварительная работа

Развитие связной речи

1. Беседа.

(где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия – плоды и плодовые деревья).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Что с чем рядом?»

Употребление в речи предложного и творительного падежа.

«Рядом с яблоком груша и слива» и т. п.

 - «Куда положил фрукт

Употребление в речи предлога возле.

«Я положил лимон возле апельсина».

 - «Четвертый лишний».

Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.

«Чего не должно быть в вазе?»

« В вазе не должно быть помидора, потому что он овощ».

 - «Магазин».

Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.

«Я покупаю вишневый компот».

«Я покупаю яблочный пирог».

Детям предложены две картинки: пирог – яблоко, вишня – баночка.

Занятие.

Тема: составление рассказа-описания «Апельсин» (лимон, яблоко, груша).

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о фруктах, используя схему, предложенную воспитателем. Развивать умение вычленять и называть признаки объекта описания. Учить составлять загадки о фруктах с помощью схемы. Расширять словарь по теме. Закреплять употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением (яблоко – яблочко), притяжательных местоимений (мой, моя, мое), преобразование существительного в прилагательное (вишня – вишневое).

Оборудование: предметные картинки, схема описания фруктов.

Лексическая тема «Лес. Деревья лиственные и хвойные».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(Какие растения растут в лесу; кто живет в лесу; в чем его польза и т. д.).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Какой?»

Подбор прилагательных к слову лес.

(большой, зеленый, красивый, густой, богатый, сказочный, старый, тенистый, волшебный, лиственный, хвойный, дремучий, светлый, зимний, осенний, весенний, летний).

 - «Найди слово».

Образование родственных слов от слова лес (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз,  лесозаготовки).

 - «Сосчитай до пяти».

Согласование числительных с существительными (жук, дерево, медведь и т. д.).

Занятие.

Тема: рассматривание картины « На лесной опушке» и составление рассказа по ней.

Задачи: формировать у детей умение составлять повествовательный рассказ о лесе.

Учить детей составлять рассказ по картине с использованием имеющихся у них знаний о лесе. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними. Учить составлять рассказ в соответствии с требованиями к структуре сложного повествования (начало, середина, окончание).

Расширять знания детей о лесе, его обитателях. Показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Воспитывать интерес к растениям, к природе.

Оборудование: картина «На опушке леса».

Image5

Лексическая тема «Хлеб».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1.Беседа.

(хлеб; виды хлебобулочных изделий; как делают хлеб; бережное отношение к хлебу).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Какой?»

Подбор прилагательных к слову хлеб (пшеничный, ржаной, свежий, черствый, вкусный, аппетитный, поджаристый, сдобный…).

 - «Подбери слово».

Образование родственных слов от слова хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод).

 -  «Булочная».

Составление предложений с предлогом за.

Предложены предметные картинки (батон, пирожок, калач, пирожное, пончик, ватрушка, баранка, сухари, сушки).

«Я пойду в булочную за батоном».

Занятие.

Тема: составление повествовательного рассказа «Откуда хлеб пришел».

Задачи: уточнить и обобщить знания детей о труде хлебороба, о долгом пути хлеба от поля до стола. Упражнять детей в составлении повествовательного рассказа по плану, предложенному воспитателем.

Отметить, какое значение имеет для всех людей хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб. Объяснить детям выражение «Хлеб – всему голова», значение слов: выращивать, пахать, сеять, молоть, косить, убирать, молотить, печь, жать.

Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: сюжетные картинки по теме, схема.

Лексическая тема «Перелетные птицы».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(Какие птицы улетают на юг; почему они улетают; когда они возвращаются; части тела птицы, оперение).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Как улетают птицы?»

Гуси, утки, лебеди – вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей.

Журавли – клином.

Кукушки – поодиночке.

 - «Четвертый лишний».

 - «Чего не хватает».

«У птицы не хватает хвоста» (головы …).

 - «Угадай слово».

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

Птица улетает, а птицы…

Птица вылетает, а птицы…

Птица клюет, а птицы…

Занятие.

Тема: составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам. Употребление в речи предлогов под, из-под.

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ, используя план виде опорных предметных картинок. Развивать умение вычленять и называть признаки объектов описания. Закрепить у детей понятие о хищных и насекомоядных птицах. Упражнять в употреблении предлогов под, из-под.

Оборудование: предметные картинки (гнездо с птенцом, ласточка, ястреб, куст, ветка, елка, гусеница, птенцы).

Лексическая тема  «Части тела».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(части тела человека, их назначение; бережное отношение к здоровью).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Для чего?»

 Употребление в речи сложных предложений с предлогом для.

Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть).

(нос, уши, рот, язык, ноги, руки, зубы и т. д.)

 - «Найди ошибку»

Употребление в речи дательного падежа.

(Ноздри нужны глазам; ресницы нужны ушам: локти нужны ногам и т. д.)

Занятие.

Тема: рассказывание сказки «Великан и гномик».

Задачи: формировать умение придумывать сказку на заданную воспитателем тему. В качестве плана повествования использовать предметные картинки. Учить детей выделять структурные части сказки (зачин, середина, конец). Упражнять в образовании слов с увеличительными и ласкательными оттенками. Воспитывать дружеские отношения.

Оборудование: Предметные картинки: гном, великан, нос, рот, руки, ноги и т. п.

Лексическая тема «Посуда».

Предварительная работа

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(назначение посуды; из чего она сделана?; где ее хранят?)

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Магазин»

Я куплю кастрюлю буду готовить в ней суп.

Я куплю хлебницу и положу в нее хлеб.

Я куплю кружку и наливать в нее чай.

 - «Чего не хватает?»

Усвоение родительного падежа.

«Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика).

 - «Составь предложение».

Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Предложены две картинки: кастрюля, стакан.

«Кастрюля сделана из железа, а стакан из стекла», и т. д.

 - «Где живут продукты?»

«Сахар живет в (сахарнице)»

«Соль живет в (солонке)»

«Масло живет в (масленке)»

Занятие.

Тема: «Сказка о чайнике».

Задачи: формировать умение придумывать сказку о чайнике. В качестве плана использовать схему Т. Ткаченко. При описании предмета уметь выделять его признаки, качества и назначение. Расширять и активизировать словарь по теме. Придумывать сказку о других предметах посуды.

Оборудование: схема описания посуды.

 

Лексическая тема «Игрушки».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(назначение игрушек; материал, из которого они сделаны; бережное отношение к игрушкам).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Чья игрушка?»

Употребление притяжательных местоимений .

Моя – кукла, юла, лошадка…

Мой – кот, зайчик, мяч…

 - «Из чего?» 

Образование относительных прилагательных.

Мяч из резины – резиновый.

Пирамида из дерева – деревянная.

Занятие.

Тема: составление рассказа об игрушке.

Задачи: формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять  совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке. Учить использовать схему в качестве плана высказывания. Закреплять правила обращения с игрушками.

Оборудование: игрушки, схема описания игрушек. 

Лексическая тема «Мебель».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(мебель; ее виды; назначение)

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Какая?»

Подбор определений к слову мебель: деревянная, мягкая, кухонная, детская.

 - «Для чего?»

«Для чего нужен стул?» (На нем сидят).

 - «Что с чем?»

Усвоение творительного падежа с предлогом с

Стул с ножками и с сиденьем,

Шкаф с полками и с дверью.

 - «Где взял игрушку?»

Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под.

Предложены картинки мяч – стул.

«Где взял игрушку?»

(Я взял мяч со стула).

Занятие.

Тема: составление загадок о мебели.

Задачи: формировать у детей умение составлять загадки о предметах мебели. Учить рассказывать о предмете, выделяя его качества и признаки, назначение.

Формировать умение составлять описательный рассказ о мебели, используя план в виде схемы, предложенной воспитателем.

Расширять словарь по теме.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: Предметные картинки, схема описания мебели. 

   

Лексическая тема «Дом и его части».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(городской, загородный дом, его строение, части дома, кто строит дом)

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Что делают?»

Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают, красят, ремонтируют…

 - «Дом. С чем?»

Употребление творительного падежа с предлогами с и со.

«Дом с крышей. Дом с потолком. Дом с полом. Дом с балконом.

Занятие.

Тема: Рассказ «Как дом родился?»

Задачи: Формировать умение внимательно рассматривать картинку, рассуждать над её содержанием.

Учить составлять повествовательный рассказ по картинке, опираясь на план.

Формировать умение составлять план рассказа в виде пиктограмм вместе с воспитателем.

Развивать способность самостоятельно придумывать события предшествующие изображенным и последующие за ним.

Учить составлять рассказ, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.

Активировать словарь по теме. Упражнять в усвоении относительных прилагательных (каменные, кирпичные, деревянные). Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: сюжетная картина на стройке.

Лексическая тема «Зима».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа. 

(основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме).

2. Лексико-грамматические упражнения. 

 - «Какая?»

Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, ветреная, веселая, нарядная.

 - «Придумай слово»

Образование родственных слов: снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снегоход – заснежило – снегурочка – снегирь белоснежный – Белоснежка – подснежник.

 - «Что делает?» 

Подбор однокоренных сказуемых к слову снег:  идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

 - «Чего не бывает?»

Усвоение родительного падежа.

«Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, насекомых).

 - «Закончи предложение»

Зимой бывает снегопад, а осенью…

Зимой бывает снег, а летом…

Зимой снег падает, а весной…

Зимой катаются на санках, а летом…

Занятие.

Тема: Пересказ рассказа Ушинского Н.Д. «Проказы старухи зимы»

Задачи: Закреплять представление о зиме. Выделять признаки зимы из прослушанного текста рассказа. Развивать временные ориентации. Формировать умение пересказывать рассказ с опорой на серию сложенных картинок. Способствовать развитию познавательного интереса, умения составлять сложносочиненные предложения.

Оборудование: Сюжетные картинки. Иллюстрационное панно.

Лексическая тема «Зимующие птицы».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза, как люди помогают птицам в зимнее время).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Назови ласково».

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Черное перо – черненькое перышко.

Белая шея –

Красная грудь –

Мягкие перья –

 - «Какая?»

Подбор прилагательных к слову птица: красивая, летающая, поющая, маленькая, заботливая, пестрая, голодная…

 - «Что могут птицы?»

Активизация глаголов по теме (летать, улетать, петь, щебетать, кричать,, махать, вить, откладывать…).

 - «Составь предложение».

Формировать навыки составления предложений по трем опорным предметным картинкам.

Птица – гнездо – кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм).

Птица – бабочка – птенцы.

 - «Почему так называются?»

Учить объяснять значение сложных слов: длиннохвостая, красногрудая, перелетная, быстрокрылая, насекомоядная.

Занятие.

Тема:  составление рассказа-описания «Воробей».

Задачи: закрепить и уточнить представление о зимующих птицах.

Определить связи между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.

Формировать умение составлять описательный рассказ о птице, используя план, предложенный воспитателем в виде схем.

Составлять полный последовательный рассказ.

Упражнять в употреблении сложных прилагательных, расширять словарный запас по теме.

Воспитывать любовь к птицам, желание им помочь.

Оборудование: схемы, предметные картинки.

Тема:  пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».

Задачи: закрепление представлений о зимующих птицах.

Коллективное составление плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание.

Пересказ рассказа по плану, обозначенному схемами-рисунками.

Оборудование: предметная картинка, схема.

Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(повадки животных; их внешний вид; где они живут; чем питаются; названия их детенышей).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Какие?»

Подбор прилагательных к слову животные: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные и т. д.

 - «Кто кем был?»

Усвоение творительного падежа, закрепление названия детенышей.

Медведь был (медвежонком).

Лиса была (лисенком).

Волк был (волчонком).

 - «Чья семья?»

Усвоение притяжательных прилагательных.

Волк, волчица, волчонок – это волчья семья и т. д.

 - «Чей детеныш?»

Лисенок – это лисий детеныш.

 - «Кто с кем живет?»

Усвоение творительного падежа.

Волк живет с волчицей и волчатами.

Медведь живет с медведицей и медвежатами.

 - «Кто с кем играет?»

Строение предложений с предлогами с, за.

Лиса бегает за лисенком.

Заяц играет с зайчонком.

Занятие.

Тема: составление рассказа-описания «Заяц».

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о животном, используя схему.

Учить выделять характерные признаки животного, рассказывать о них.

Находить связи внешнего вида и поведения, среды обитания.

Обогащение словаря по теме.

Оборудование: предметная картинка, схема.

                 

Тема: составление рассказов по картине «Купание медвежат».

Задачи: формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием.

Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст.

Упражнять в подборе слов, близких по значению, в образовании окончаний прилагательных.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: картина, рассказ В. Бианки.

Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(назначение и детали одежды, обуви и головных уборов; связь с временами года).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Договори слово».

Уточнение словаря по теме: юбка, шапка, сапоги, рубашка, шуба и т. д.

 - «Что наденем на прогулку?»

Усвоение глагола надеть.

Я надену рубашку.

 - «Какая одежда?»

Подбор прилагательных к слову одежда: детская, женская, мужская, спортивная, осенняя, зимняя, летняя и т. д.

 - «Скажи наоборот».

Усвоение глагольного словаря по теме: надевать – снимать, гладить – мять, застегнуть – расстегнуть.

 - «Чего не хватает?»

Усвоение родительного падежа.

У рубашки не хватает рукава.

У платья не хватает пояса.

У сапога не хватает каблука.

Занятие.

Тема: составление рассказа «Оля собирается на прогулку».

Задачи: формировать умение составлять повествовательный рассказ на заданную тему.

Выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой, используя схему.

Учить составлять рассказ, в котором отражены три структурные части.

Учить усвоению притяжательных местоимений, относительных прилагательных.

Активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетная картинка, схема описания одежды. 

Лексическая тема «Продукты питания».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(для чего нужны продукты питания, из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их продают; где хранят).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Что приготовим?»

Образование относительных прилагательных от существительных.

Предложены предметные картинки.

Молоко – Я приготовлю молочный коктейль.

 - «Что будем есть?»

Употребление глаголов будущего времени.

Я буду есть колбасу, а Оля будет есть булку.

 - «Для чего нужен предмет?»

Употребление предлога для.

Холодильник, мясорубка, соковыжималка и т. д.

Занятие.

Тема: пересказ сказки «Что вкуснее?»

Задачи: формировать умение придумывать сказку на заданную тему. Придумывая сказку, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности (присказка, волшебные превращения и т. д.).

Формировать умение выделять основную мысль сказки, выстраивать последовательность событий в соответствии  с логикой, опираясь на схему (опорные картинки).

Расширять словарь определений.

Оборудование: предметные картинки.

Лексическая тема «Домашние животные».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(названия домашних животных; их внешний вид и повадки; в чем их польза; любовь человека к животным).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Кто чем питается?»

Усвоение творительного падежа.

Лошадь питается овсом.

Коза питается травой.

Кошка питается молоком и рыбой.

 - «Кто в домике?»

Усвоение названий детенышей.

В домике кошка с котятами.

В домике собака со щенятами.

 - «Кто кем будет?»

Усвоение творительного падежа.

Щенок будет собакой.

Котенок будет кошкой.

 - «Закончи предложение».

Употребление глаголов в единственном и множественном числе.

Котенок лакает, а котята лакают.

Теленок мычит, а телята мычат.

Жеребенок прыгает, а жеребята прыгают.

 - «Кто хозяин?»

Употребление притягательных прилагательных.

Чей хвост? Кошачий

Чья голова? Кошачья.

Занятие.

Тема: составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Задачи: формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием (с помощью вопросов воспитателя).

Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план.

Упражнять в подборе слов , близких по значению. Подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Оборудование: картина, ватман, фломастеры.

Лексическая тема «Моя семья».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(семья; ее состав; функции членов семьи; какая должна быть семья: дружная, крепкая, трудолюбивая, здоровая).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «С кем ты живешь?»

Составление предложений с предлогом с.

 - «Старшие или младшие».

Усвоение прилагательных в сравнительной степени.

Мама – бабушка. Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.

Дочка – мама.

Папа – дедушка.

Занятие.

Тема: пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Задачи: формирование представлений о возрасте человека, развитие логического мышления и временной ориентации, связанной с возрастом человека.

Обогащение речи антонимами (молодой – старый, сильнее – слабее, младше – старше).

Коллективное составление плана пересказа, самостоятельный пересказ по этому плану.

Выявление скрытого смысла басни.

Оборудование: предметные картинки.

Лексическая тема «Профессия».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(профессии в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Кто что делает?»

Образование существительных от глагола.

Учит – учитель.

Строит – строитель.

Варит – повар.

 - «Подбери слово».

Словарь определений.

Летчик какой – храбрый, смелый.

Учитель какой – умный, добрый.

 - «Кто работает на машинах?»

Формирование словообразования.

На тракторе работает тракторист.

На самолете летает летчик.

На машине работает шофер.

 - «Кем хочешь быть?»

Я хочу быть учителем (поваром, инженером).

Занятие.

Тема: составление рассказа «Моя мама парикмахер».

Задачи: формировать умение составлять повествовательный рассказ на основе личного опыта. Отражать в рассказе три структурные части: начало, середина, конец.

Учить отбирать из своих впечатлений те, которые соответствуют теме. При затруднении предложить детям образец рассказа. В качестве плана использовать предметные картинки.

Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки по профессиям. 

Лексическая тема «Транспорт».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный; значение разных видов транспорта; правила дорожного движения).

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Объясни слово». 

Словообразование.

Само   лет. Почему так называется.

Само   кат.

Снего   ход.

Вертолет, самосвал, бензовоз, молоковоз.

 - «Составь предложение».

Составить предложения с предлогом над по двум картинкам.

Самолет, лес. (Самолет летит над лесом).

Вертолет, поле. (Вертолет летит над полем).

 - «Подбери слово». Подбор антонимов.

Грузовик подъехал к дому, а потом отъехал.

Грузовик въехал на горку, а потом съехал.

Занятие.

Тема: составление рассказа «Папа купил автомобиль».

Задачи: формировать умение составлять творческий рассказ. Придумывать содержание в соответствии с темой, опираясь на предметные картинки.

Учить составлять рассказ, в котором присутствуют три структурные части (начало, середина, конец).

Активировать словарь по теме.

Оборудование: предметные картинки.

Лексическая тема «Весна».

Предварительная работа.

Развитие связной речи.

1. Беседа.

(название весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно-следственных связей – почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, насекомые; почему прилетают птицы; пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей.

2. Лексико-грамматические упражнения.

 - «Подбери слово». Подбор прилагательных к слову весна (ранняя, поздняя, дружная, шумная).

 - «Исправь ошибку».

Сложные предложения с союзом потому что.

Засветило солнышко, потому что стало тепло.

 - «Почемучка».

Установление причинно-следственных связей.

Почему весной тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Занятие.

Тема: составление рассказа «Весна».

Задачи: формировать умение составлять описательный рассказ о весне с помощью предложенной воспитателем схемы.

Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа.

Развивать умение вычленять и называть признаки объекта или явления описания.

Упражнять в подборе относительных прилагательных, глаголов в разных временных формах.

Воспитывать у детей умение выслушивать друг друга.

Оборудование: сюжетные картинки, схемы описания времени года (весна).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию связной речи в свободной деятельности

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в свободной деятельности...

Перспективный план по развитию связной речи

Перспективный план по развитию связной речи...

Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Космос»

Цель: составить рассказ по образцуЗадачи:коррекционно-развивающие:·        развивать общую моторику;·        развивать мелкую мото...

Перспективный план по развитию связной речи

Перспективный план по развитию связной речи...

Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Образовательная область «Коммуникация»  в детском  саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...

Презентация к занятию по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по лексической теме "Транспорт"

Презентация по лексической теме "Транспорт" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- расширять представления детей о транспорте, видах транспорта (назем...