Перспективный план по развитию связной речи
методическая разработка по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Перспективный план по развитию связной речи в средней группе
(составление рассказов с использованием метода наглядного моделирования)
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Цель |
Сентябрь | I – II | Обследование | |
III | Части тела. | 1.Формировать умение детей, отвечать на вопросы короткой фразой из 2 - 3 слова (по картинкам схематической модели). | |
IV | Семья. | 1.Познакомить со схематической моделью составления описательного рассказа. 2.Побуждать детей к составлению описательного рассказа о членах своей семьи (по фотографии), используя модель. Д/И «Семейный альбом». | |
Октябрь | I | Овощи. | 1.Формировать умение замещать конкретные признаки предмета символами. 2.Учить составлять описательный рассказ об овощах с опорой на сенсорные анализаторы (по методике Воробьевой - используя 3 карточки). |
II | Фрукты. | 1.Продолжать учить детей замещать конкретные признаки предмета символами. 2.Учить составлять описательный рассказ о фруктах с опорой на сенсорные анализаторы (по методике Воробьевой - используя 3 карточки). | |
III | Овощи – фрукты. | Учить детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах (муляжи) с опорой на схематическую модель. | |
IV | Сказка «Репка». | 1.Учить пересказывать сказку «Репка», используя символы замещения. 2.Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность. | |
Ноябрь | I | Одежда. | 1.Познакомить с моделью составления описательного рассказа по теме. 2.Учить детей составлять рассказы – описания об одежде с опорой на схематическую модель. |
II | Одежда (обувь). | 1.Составление описательного рассказа по сюжетной картине «В магазине» используя картинно-графический план (по образцу). 2.Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины. | |
III | Игрушки. | 1.Познакомить со значением схематической модели. 2.Учить детей составлять рассказы - описания об игрушках по предложенной схематической модели. | |
IV | Детский сад. Игрушки. | 1. Учить детей составлять рассказа по картине «Мы играем в детском саду», используя картинно-графический план (по образцу). 2.Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию картины. | |
Декабрь | I | Профессии. | 1.Познакомить со значением схематической модели. 2.Продолжать учить детей составлять рассказы – описания, о профессиях используя схематическую модель (шофер, доктор, повар). |
II | Птицы. Сказка «Курочка Ряба». | 1.Учить детей пересказывать сказку «Курочка ряба» с элементами драматизации. 2.Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность. | |
III | Зима. | 1.Познакомить со значением схематической модели. 2.Учить детей составлять рассказ - описание о зиме, опираясь на схематическую модель. | |
IV | Новый год. | 1.Продолжать учить детей составление рассказ по сюжетной картине «На елке», используя картинно-графический план (по образцу). 2.Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины. | |
Январь | I | Каникулы. | |
II | Зимние забавы. | 1.Породолжать учить составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы», используя картинно-графический план (по образцу). 2.Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины. | |
III | Домашние животные. | 1. Познакомить со значением схематической модели. 2. Учить детей, составлять рассказ - описание о домашних животных с опорой на схематическую модель. | |
IV | Домашние животные. | 1.Формировать умение детей пересказывать рассказа К. Ушинского «Кот Васька» используя опорные сигналы (по образцу). 2.Учить детей отвечать на вопросы по содержанию текста. | |
Февраль | I | Дикие животные. | 1. Закрепить значение схематической модели описания животных. 2.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о диких животных, опираясь на схематическую модель. |
II | Дикие животные. | 1.Учить детей составлять рассказа по картине «Зайчиха с зайчатами» используя картинно-графический план (по образцу). 2.Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию картины. | |
III | Сказка «Колобок». | 1.Продолжать учить детей пересказывать сказку «Колобок», используя символы замещения. 2. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность. | |
IV | Транспорт. | 1.Познакомить детей с новой моделью описания транспорта, разъяснить значение каждой карточки. 2.Учить детей составлять небольшой описательный рассказ, о транспорте по образцу взрослого, опираясь на схематическую модель. | |
Март | I | Мамин праздник. | 1.Учить детей составлять описательный рассказ о своей маме (по фотографии), опираясь на схематическую модель. |
II | Цветы. | 1.Познакомить детей с новой моделью описания цветов. 2.Продолжать учить составлять рассказ - описание по теме, опираясь на модель (по образцу). | |
III | Дом и его части. | 1.Познакомить детей с новой моделью описания дома. 2.Учить детей составлять описательный рассказ - «Дом, в котором я живу», опираясь на модель, используя различные средства словесной характеристики. | |
IV | Сказка «Теремок». | 1.Учить детей пересказывать сказку «Теремок», используя символы замещения. 2.Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность. | |
Апрель | I | Мебель. | 1.Познакомить детей с новой моделью описания мебели, разъяснить значение каждой карточки. 2.Учить составлять небольшой описательный рассказ о мебели, по образцу взрослого. |
II | Посуда. | 1.Познакомить детей с новой моделью описания посуды, разъяснить значение каждой карточки. 2.Учить детей составлять рассказы - описания о посуде по модели, используя прием параллельного описания воспитателем и ребенком 2х однотипных предметов. | |
III | Продукты питания. | 1. Формировать умение детей составлять рассказ по сюжетной картине «Магазин продуктов», используя картинно-графический план. 2.Учить отвечать на вопросы по содержанию картины полными предложениями, объединять их в рассказ. | |
IV | Сказка «Три медведя». | 1.Учить детей пересказывать сказку «Три медведя» с элементами драматизации. 2. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность. | |
Май | I | Весна. | 1.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине «Ранняя весна», используя картинно-графический план (по образцу). 2.Учить отвечать на вопросы полными предложениями по содержанию картины, объединять их в рассказ. |
II | Весна. | 1.Продолжать знакомить со значением схематической модели. 2.Учить детей в составлении описательного рассказа, опираясь на схематическую модель. | |
III | Итоговое занятие. | 1.Закреплять умение составлять описательные рассказы по лексическим темам, опираясь на схематическую модель. | |
IV | Закрепление тем. | 1.Закреплять умение составлять описательные рассказы по лексическим темам, опираясь на схематическую модель. |
Пересказ рассказа, сказки; по серии картин-
Составление рассказа по сюжетной картине, по серии картин-
Составление описательного рассказа-
Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе
(составление рассказов с использованием метода наглядного моделирования)
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Цель |
Сентябрь | I-II | Обследование | |
III | Части тела. | 1.Упражнять детей в составлении описательного рассказа о человеке (по модели). 2. Развивать связную речь. | |
IV | Семья. | 1.Упражнять детей в составлении рассказа по сюжетной картине «Семья дома», используя опорные сигналы. 2.Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями. 3.Развивать связную речь. | |
Октябрь | I | Осень | 1. Формировать умение задавать вопросы, опираясь на схематическую модель. 2.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об осени по сюжетной картине, используя картинно-графический план. 3.Развивать связную речь. |
II | Деревья | 1.Совершенствовать умение детей оставлять описательный рассказ, о деревьях используя схематическую модель. 2.Развивать связную речь. | |
III | Овощи | 1.Развивать связную речь через составление описательных рассказов об овощах, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). | |
IV | Фрукты (ягоды) | 1.Упражнять в составлении загадок, описывая предмет, опираясь на схематическую модель. 2.Развивать связную речь. | |
Ноябрь | I | Одежда, обувь, головные уборы. | 1.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об одежде, обуви, головных уборах, используя модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2.Развивать связную речь и словесно-логическое мышление. |
II | Игрушки | 1.Упражнять детей в составлении описательных рассказов - загадок об игрушках опираясь на модель. Д/И «Магазин игрушек». 2. Развивать связную речь. | |
III | Детский сад. | 1.Формировать умение составлять описательный рассказ о профессиях в детском саду используя модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2.Развивать связную речь. | |
IV | Инструменты | 1.Упражнять детей в составлении рассказа по серии картин «Домик для друга», опираясь на картинно-графический план. 2. Развивать связную речь. | |
Декабрь | I | Профессии. | 1.Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ о профессиях, опираясь на схематическую модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2. Развивать связную речь. |
II | Зимующие птицы | 1.Упражнять детей в пересказе рассказа «Как дети помогли воробышку», используя символы замещения. 2. Развивать диалогическую речь. | |
III | Зима. | 1.Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя схематическую модель. Д/И «Писатель». 2. Развивать связную речь. | |
IV | Новый год. | 1.Совершенствовать умение детей составлять рассказа по серии картин «Как мы украшали елку», опираясь на картинно-графический план. 2.Развивать связную речь. | |
Январь | I | Каникулы | |
II | Зимние забавы. | 1.Учить детей составлять загадки - описания о предметах (санки, лыжи, коньки), используя при описании схематическую модель. 2.Развивать связную речь. | |
III | Домашние животные | 1.Учить детей составлять рассказ из личного опыта «Мой любимый четвероногий друг», используя опорные сигналы 2.Развивать связную речь. | |
IV | Домашние птицы. | 1.Формировать умение составлять сравнительный рассказ – описание, используя схематическую модель. 2.Развивать связную речь. | |
Февраль | I | Дикие животные наших лесов. | 1.Продолжать учить детей составлять загадки, опираясь на схематическую модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2. Развивать связную речь. |
II | Дикие животные. | 1.Формировать умение составлять сравнительный рассказ – описание, используя схематическую модель. 2.Развивать связную речь. | |
III | Транспорт. | 1.Учить детей задавать вопросы, используя карточки схематической модели. 2.Упражнять детей в умении составлять загадки по теме с опорой на картинки, используя модель. 3. Развивать диалогическую речь. | |
IV | День защитника отчества. | 1.Формировать умение детей составлять рассказ из личного опыта «Мой папа солдат», опираясь на модель (по фотографии). 2.Развивать связную речь, память, мышление. | |
Март | I | Мамин праздник. | 1.Формировать умение детей составлять рассказ из личного опыта «Моя мама», опираясь на модель (по фотографии). 2.Развивать связную речь, память, мышление. |
II | Комнатные растения. | Развивать связную речь через составление описательного рассказа, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). | |
III | Город | 1.Учитьдетей составлять рассказ - описание о нефтянике, буровике, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2.Развивать связную речь. | |
IV | Дом, его части. | 1.Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя различные средства словесной характеристики, опираясь на схематическую модели. 2. Развивать связную речь. | |
Апрель | I | Квартира. Мебель. | 1.Упражнять детей в составлении рассказа по картине «Новоселье», используя опорные сигналы. 2. Учить отвечать на вопросы полными предложениями. 3. Развивать связную речь. |
II | Посуда. | 1.Упражнять в составлении рассказов - описания по схематической модели. Д/И «Посудная лавка». 2.Развивать связную речь. | |
III | Продукты питания. | 1.Учить составлять загадки, описывая предмет, используя схематическую модель. Д/И «Магазин». 2. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление. | |
IV | Перелетные птицы. | 1.Формировать умение детей пересказывать рассказ «Умная галка», используя опорные сигналы. 2. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление. | |
Май | I | Весна. | 1.Формировать умение составлять описательный рассказ о весне, опираясь на схематическую модель. 2.Развивать связную речь. |
II | Праздник Победы. | 1.Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта «Парад победы», используя опорные сигналы. 2.Развивать связную речь. | |
III | Спорт | 1.Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о спортсменах, по модели (компьютерная игра). 2.Развивать связную речь. | |
IV | Насекомые. | 1.Формировать умение составлять описательные рассказы о насекомых, опираясь на схематическую модель. 2.Развивать связную речь, речемыслительную деятельность, слуховое внимание и память. |
Пересказ рассказа, сказки; по серии картин -
Составление рассказа по сюжетной картине, по серии картин-
Составление описательного рассказа-
Составление рассказа из личного опыта-
Перспективный план по развитию связной речи в подготовительной группе
(составление рассказов с использованием метода наглядного моделирования)
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Цель |
Сентябрь | I-II | Обследование | |
III | Части тела. | 1.Формировать умение составлять портрет членов своей семьи, автопортрет, опираясь на модель. 2.Развивать связную речи. | |
IV | Семья. | 1.Закреплять умение детей составлять рассказ из личного опыта «Праздник нашей семьи». опираясь на опорные сигналы. 2. Развивать связную речь. | |
Октябрь | I | Осень. | 1.Закреплять умение детей составлять рассказ - описание, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2.Закрепить умение работать с компьютером. 3. Развивать связную речь. |
II | Деревья. | 1.Закреплять умение детей пересказывать рассказ «Спор деревьев», используя опорные сигналы. 2. Развивать связную речь. | |
III | Овощи. | 1.Учить детей составлять творческий рассказ «Приключение сеньора помидора», используя опорные сигналы. 2. Развивать связную речь, мышление, воображение, память. | |
IV | Фрукты. | 1.Упражнять детей в составлении загадок - описания о фруктах с опорой на модель. Д/И «Угадай по описанию». 2. Развивать связную речь. | |
Ноябрь | I | Одежда, обувь, головные уборы. | 1.Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, опираясь на модель. Д/И «Магазин …». 2. Развивать связную речь. |
II | Игрушки. | 1. Продолжать учить детей составлять сравнительный рассказ – описания об игрушках, опираясь на модель. 2. Развивать связную речь. | |
III | Детский сад. | 1.Закреплять умение составлять описательный рассказ, о детском саде используя модель, по памяти (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2. Развивать связную речь. | |
IV | Школа. Школьные принадлежности. | 1.Составление рассказа по серии картин «Опоздание на урок», опираясь на картинно-графический план. 2. Развивать связную речь. | |
Декабрь | I | Профессии. | 1.Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, о профессиях опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2. Развивать связную речь. |
II | Зимующие птицы. | 1. Закреплять умение детей составлять описательные рассказы опираясь на модель. 2. Развивать связную речь. | |
III | Зима. | 1.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным сигналам - «Проказы старухи зимы». 2. Развивать связную речь. | |
IV | Новый год. | 1.Обучать детей составлению рассказа из личного опыта «На елке», используя опорные сигналы. 2.Развивать связную речь. | |
Январь | I | Каникулы | |
II | Зимние забавы. | 1.Закреплять умение детей в составлении рассказов описаний из личного опыта «Как я провел зимние каникулы», используя опорные сигналы. 2. Развивать связную речь. | |
III | Домашние животные. | 1.Закреплять умение детей составлять описательные рассказы, о домашних животных опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2. Развивать связную речь. | |
IV | Домашние птицы. | 1.Закреплять умение детей составлять сравнительные описательные рассказы, о домашних птицах опираясь на модель. 2.Развивать связную речь. | |
Февраль | I | Дикие животные наших лесов. | 1.Закреплять умение детей составлять описательные рассказы, о диких животных опираясь на модели. 2.Развивать связную речь. |
II | Дикие животные Юга и Севера. | 1.Закреплять умение детей составлять рассказ по серии картин «Пингвин», опираясь на картинно-графический план. 2.Развивать связную речь. | |
III | Транспорт. | 1.Закреплять умение детей в составлении описательных рассказов, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2.Развивать связную речь. | |
IV | День защитника отчества. | 1.Закреплять умение детей составлять рассказ по серии картин «Раненый боец», опираясь на картинно-графический план. 2.Развивать связную речь. | |
Март | I | Мамин праздник. | 1.Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая мамочка», используя опорные сигналы. 2.Развивать связную речь. |
II | Комнатные растения. | 1.Формировать умение детей пересказывать рассказ «О чем рассказывает герань», используя опорные сигналы. 2.Развивать связную речь. | |
III | Город. | 1.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным картинкам «Город будущего». 2.Развивать связную речь. | |
IV | Дом, его части. | 1.Закреплять умение детей в составлении описательных рассказов по теме, опираясь на модель. (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 2. Развивать связную речь. | |
Апрель | I | Квартира. Мебель. Электроприборы. | 1.Закреплять умение детей пересказывать рассказ «Откуда стол пришел?», используя опорные сигналы. 2.Развивать связную речь. |
II | Посуда. | 1.Закреплять умение детей в составлении сравнительный описательный рассказ о посуде, опираясь на схематическую модель. 2.Развивать связную речь. | |
III | Продукты питания. | 1.Закреплять умение детей составлять загадки - описания опираясь на схематическую модель. 2.Развивать связную речь. | |
IV | Перелетные птицы. | 1.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным словам «Смелая ласточка». 2.Развивать связную речь. | |
Май | I | Весна. | 1.Совершенствовать умение детей составлять сравнительный - описательный рассказ без опоры на модель. 2.Развивать связную речь. |
II | Праздник Победы. | 1.Упражнять в пересказе рассказа « Парк Победы » без опоры на модель. 2.Развивать связную речь. | |
III | Спорт. | 1.Закреплять умение детей в составлении описательного рассказа без опоры на модель 2. Развивать связную речь. | |
IV | Насекомые. | 1. Совершенствовать умение детей в составлении описательных рассказов о насекомых, без опоры на модель. 2.Развивать связную речь. |
Пересказ рассказа, сказки; по серии картин-
Составление рассказа по сюжетной картине, по серии картин-
Составление описательного рассказа-
Составление рассказа из личного опыта-
Творческое рассказывание-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию связной речи в свободной деятельности
Развитие связной речи детей дошкольного возраста в свободной деятельности...
Перспективный план по развитию связной речи
Перспективный план по развитию связной речи...
Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Образовательная область «Коммуникация» в детском саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...
Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе в старшей логопедической группе
Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе...
Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)
Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)...
Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе
Консультация для воспитателей...
Перспективный план по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР.
В данной методической разработке присутствует поступательное движение от простого к сложному. Нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной р...