Конспекты занятий по формированию фонетико-фонематических представлений
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Крогульская Елена Алексеевна

Конспекты логопедических занятий по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию

фонетико-фонематических представлений

в старшей группе для детей с нарушениями речи

на тему:

«День рождения Сони»

                                                                Подготовила и провела

                                                                учитель-логопед высшей квалификационной категории

Крогульская Е. А.

МБОУ школа-интернат

(дошкольное отделение)

г. о. Жуковский

Цель: закрепление правильного произношения звука с

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- развивать фонематическое восприятие – выделять и определять место звука с в различной позиции;

- развивать умение подбирать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными;

- развивать навык образовывания слов сложной слоговой структуры;

- формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слова типа СГС, чтения.

Кррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы;

- развивать артикуляционную, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.

Оборудование:

кукла в нарядном платье, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками и предметами, корзина с муляжами овощей и фруктов, картинки для фланелеграфа, звуковые схемы, подвижная азбука, пеналы с палочками и цепочками, поднос, коробочки с соком для каждого ребенка.

Ход занятия:

  1. Мотивационный момент:

Учитель-логопед: – К нам пришла кукла в нарядном платье. Как вы думаете, как ее зовут, если ее имя начинается со звука с? – Света, Саша, Соня.

- Эту куклу зовут Соня. С какого звука начинается ее имя? – Со звука с.

– Расскажите Соне о звуке с: уточнение артикуляции звука С с закрытыми и открытыми глазами;

- характеристика звука с – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружочком.

2. Дидактическая игра «День рождения Сони»

Учитель-логопед:

– Соня приглашает вас к себе на день рождения. На день рождения дарят подарки. Я вам приготовила «Чудесный мешочек» с подарками для Сони. Выходите по очереди, доставайте из мешочка игрушки и дарите Соне:

Ответы детей:

- Я подарю Соне стульчик.

- Я подарю Соне бусы. И т.д.

3. Дидактическое упражнение «Назовите игрушки»

Учитель-логопед:

– Соня просит, чтобы вы назвали игрушки, которые начинаются со звука с:

Ответы детей:

- стульчик, стол, самолет, скакалка, сумка, снеговик.

- со звуком с в середине слова: бусы, косынка, лиса.

4. Игровое упражнение «Составь одно слово из двух»

Учитель-логопед:

Что еще можно подарить Соне? Я вам буду говорить по два слова, а вы из них составьте одно (после ответов детей на фланелеграф выставляются картинки)

- сам летит – самолет

- сам катит – самокат

- сам варит – самовар

- пыль сосет – пылесос

5. Физкультминутка: - 2 раза

Мы летаем высоко                руки поднять вверх;

Мы летаем низко.                присесть на корточки, руки опустить вниз;

Мы летаем далеко,                встать, вытянуть руки вперед;

Мы летаем близко.                прижать руки к груди.

6. Игра «Корзинка»

Учитель-логопед:

– У Сони в корзинке есть что-то интересное, хотите посмотреть? Назовите эти предметы (дети подходят по очереди, достают из корзинки муляжи овощей и фруктов);

- Назовите овощи, в названии которых есть звук с: свекла, капуста, редиска;

- Что Соня может приготовить из этих овощей? - суп, салат, солянку, свекольник;

- Составьте предложения про Соню: Соня готовит суп. И т.д.

7. Дидактическая игра «Что приготовим»

Учитель-логопед:

- Назовите фрукты, в названии которых встречается звук с: слива, ананас, абрикос;

- Что Соня может приготовить из фруктов? – сок, морс, компот;

- Какой сок Соня приготовит из слив? – сливовый сок;

- из ананаса – ананасовый сок;

- из абрикоса? – абрикосовый сок.

- Составьте предложения про Соню и сок: Соня готовит сливовый сок. И т.д.

8. Дидактическое упражнение «Составьте слово»

– Соня просит составить звуковую схему слова «СОК» - на фланелеграф выставляется картинка, приглашается по одному ребенку к доске для характеристики каждого звука, составляется звуковая схема и слово из букв.

– А теперь у себя на столах составьте слово СОК из разноцветных палочек и цепочек. А мы с Соней посмотрим и поможем, если кому-то понадобится помощь.

9. Итог занятия: – Соне очень понравилось, как вы старались, она вам говорит «спасибо» и угощает вкусным соком.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию

фонетико-фонематических представлений

в подготовительной к школе группе

для детей с нарушениями речи

на тему:

«Петрушкины желания»

Цель: закрепление правильного произношения звуков ш - ж

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать умение различать звуки ш - ж на слух и в речи на материале слогов, слов, словосочетаний и предложений;

- закреплять употребление предлогов за, перед, между;

- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные на базе лексической темы «Животные»;

- формировать умение подбирать подходящие друг к другу по смыслу слова-предметы, слова-действия, слова-признаки и составлять предложения с этими словами.

Кррекционно-развивающие:

- совершенствовать развитие фонематических процессов;

- развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, мешполушарные связи, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.

Оборудование:

фланелеграф, картинки для фланелеграфа, карточки с нарисованными звоночками, дид/пособие «Ромашки», схемы слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, мяч.

Ход занятия:

  1. Мотивационный момент:

Дети стоят друз за другом в шеренге.

Учитель-логопед:

- Сегодня к нам пришел Петрушка. У него много желаний. Он просит вас рассказать – кто за кем стоит, перед кем стоит, между кем стоит.

- Встаньте, пожалуйста, в полукруг.

  1. Отгадайте загадку:

                Черна, а не земля,

                Пушиста, а не снег,

                Греет, а не печка.        (шуба)

Выделение звука ш из начала слова шуба;

- артикуляция – губы «трубочкой», широкий язык поднят за верхние зубы;

- характеристика – согласный, глухой, всегда твердый, обозначим синим кружочком.

Еще загадка:        В маленький клубочек

                        Спрятался дубочек.        (желудь)

Выделение звука ж из начала слова желудь:

- артикуляция - губы «трубочкой», широкий язык поднят за верхние зубы;

- характеристика – согласный, Звонкий, всегда твердый, обозначим синим кружочком.

Сравнение звуков ш - ж с помощью тактильных ощущений (руку на горлышко).

  1. Самомассаж ушек

- Учитель-логопед: – покажите Петрушке, как вы умеете выполнять самомассаж ушек, чтобы ушки лучше слышали и различали звуки ш – ж.

  1. Дидактическое упражнение «Эхо» с мячом:

- Учитель-логопед бросает ребенку мяч и произносит слог ША – ребенок ловит мяч, бросает логопеду и говорит – ЖА; АШИ–АЖИ и т.д.

  1. Посадка за столы.

Игровое упражнение «Покажите звоночек Петрушке»

- Учитель-логопед показывает картинки и проговаривает слова то со звуком ш, то со звуком ж, а дети показывают карточку со звоночком только на слова со звуком ж: шары, жираф, жук, шорты, кошка, пижама, шапка, ёжик.

  1. Дидактическая игра «Ромашки»:

- Петрушка предлагает поиграть - на доску выставляются два круга с буквами Ш и Ж, у детей на столах «лепестки» с картинками; дети подходят к доске и прикрепляют лепестки к нужной букве, объясняют, какой звук в слове.

  1. Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке                дети выполняют движения по тексту

Жук сидел в цветной рубашке.

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Упражнение кинезиологии «Перекрестные шаги»

Цель: активизируется полноценное функционирование мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела.

Выполнение:

касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена. Выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Это перекрестно-латеральная ходьба на месте. При этом активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрированно, делая возможным причинно - обусловленный уровень мышления.

  1. Дидактическое упражнение «Чей хвост? Чья морда? Чьё ухо?»

- на фланелеграф выставляются картинки – лошадь, медведь, мышь, ёж.

- дети проговаривают:

У лошади – лошадиный хвост, лошадиная морда, лошадиное ухо.

У ежа – ежиный хвостик, ежиная мордочка, ежиное ушко и т.д.

  1. Дидактическое упражнение «Подберите слова»:

- на доску выставляются картинки, обозначающие слова-предметы – машина, жук, шишка, жаба, кошка, ежевика, мышонок.

Затем на доску помещается схема слова-действия.

Учитель-логопед произносит слова-действия:

шумит, жужжит, бежит, шуршит, живет, дышит.

- дети составляют словосочетания, с подходящими по смыслу словами.

На доску выставляется схема слова-признака.

Учитель-логопед произносит слова-признаки:

жёлтый, пушистая, шустрый, оранжевая, смешная.

-  Дети составляют словосочетания и предложения с подходящими по смыслу словами.

 9. Итог занятия.

Учитель-логопед:

- Какие звуки мы сегодня различали и старались правильно произносить?

- Звуки ш – ж.

- Что вам запомнилось на нашем занятии?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию

фонетико-фонематических представлений

в подготовительной к школе группе

для детей с нарушениями речи

на тему:

«Лесная гостья»

Цель: дифференциация звуков л - ль

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильное произношение и различение звуков л – ль на материале слогов, слов, словосочетаний и предложений;

- формировать навык образовывания и употребления притяжательных прилагательных;

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

- формировать навык подбора родственных слов;

- совершенствовать навык написания слов печатными буквами (цветными карандашами).

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать развитие фонематических процессов;

- развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, мешполушарные связи, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.

Оборудование:

фланелеграф, картинки для фланелеграфа, предметные картинки, карточки – схемы слов-предметов и слов-признаков, игрушка «Белка», цветной платок, корзинка с орехами, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Мотивационный момент: учитель-логопед держит под цветным платком звучащую игрушку «Белка»:

По веткам скачет, да не птица,

                        Рыжая, да не лисица.

                        Отгадай-ка, кто же я?

                        Это белочка твоя!

  1. – Белочка к нам прискакала из леса, просит вас повторить, как я - воспроизведение слоговых рядов:        

ла-ла-ля                ля-ла-ля                сла-сла-сля

        ла-ля-ля                ля-ля-ля                сла-сля-сля

        ла-ля-ла                ля-ла-ла                сла-сля-сла

  1. Постановка цели занятия – различение звуков л-ль, артикуляция, характеристика звуков л – ль.
  2. Дидактическое упражнение «Поможем Белочке»

Учитель-логопед:

 - Расскажите Белочке, в названии каких диких животных и птиц встречаются звуки л или ль – дети выходят к доске, ставят картинку и объясняют: звук л белка, лось, волк, ласка, галка, голубь, дятел, ласточка, иволга;

звук ль – лиса, олень, лебедь, филин, цапля.

  1. Дидактическое упражнение «Где звук л?», «Где звук ль - место звуков л – ль в названиях животных и птиц.
  2. Дидактические игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?», «Чье крыло быстрее?»

Лисий хвост длиннее, чем заячий.

Медвежья лапа больше, чем лисья.

Ласточкино крыло быстрее, чем голубиное.

  1. Физкультминутка:

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,        хлопки в ладоши;

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,                загибать пальцы на правой руке, начиная с мизинца;

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Кому в платок,                        хлопки в ладоши;

Кому в зобок,

Кому в лапочку.                        протянуть ладошку вперед.

Упражнение кинезиологии «Перекрестные шаги»

Цель: активизация полноценного функционирования мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела, перекрестно-латеральная ходьба на месте.

Выполнение:

Выполнять перекрестные шаги - касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

  1. Дид/упр-е по схемам «Подберите слова-признаки к словам-предметам»: - Дети называют слова-признаки:

белка        (какая?)                волк        (какой?)                лиса (какая?)

ловкая                                злой                                хитрая

добрая                        серый                                рыжая

веселая                        сильный                        пушистая

маленькая                        большой                        ловкая

проворная                        хищный                        хищная

  1. Упр-е «Доскажите предложение»:

- Дети договаривают предложение и полностью повторяют:

 В лесу прыгала с ветки на ветку веселая, ловкая (кто?)…белка.

По лесу бегал злой серый (кто?)…волк.

В курятник забежала хитрая рыжая…лиса.

Мы увидели в лесу (веселую ловкую белку, злого серого волка, хитрую рыжую лису).

Мы подошли поближе к (веселой ловкой белке, злому серому волку, хитрой рыжей лисе).

Мы любовались (веселой ловкой белкой) и возмущались (злым серым волком, хитрой рыжей лисой).

Мы рассказали о (веселой ловкой белке, злом сером волке, хитрой рыжей лисе).

  1.  Упр-е «Слова – родственники»

Учитель-логопед:

– Белочка просит, чтобы вы подобрали к ее имени слова-родственники:

белка – белочка, бельчонок, бельчата, беличья;

- И к словам лиса, волк:

волк – волчок, волчица, волчонок, волчата, волчья;

лиса – лисица, лисичка, лисонька, лисенок, лисята, лисья.

11. Запись в тетрадях разноцветными карандашами (в зависимости от звуков) слов белка, волк, лиса.

12. Итог занятия: Белочке очень у вас понравилось, она дарит вам орехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».

Конспект занятия для детей 1-2  года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».

Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Звуки [р]- [р'], буква Р"....

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Согласные звуки»

Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.Цель: формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в образовательной деятельности.Задачи: коррекционно-образовательные:-улуч...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"....