Конспекты занятий по формированию фонетико-фонематических представлений
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий по формированию фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_po_formirovaniyu_fonetiko-fonematicheskih_predstavleniy_.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по формированию
фонетико-фонематических представлений
в старшей группе для детей с нарушениями речи
на тему:
«День рождения Сони»
Подготовила и провела
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Крогульская Е. А.
МБОУ школа-интернат
(дошкольное отделение)
г. о. Жуковский
Цель: закрепление правильного произношения звука с
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать фонематическое восприятие – выделять и определять место звука с в различной позиции;
- развивать умение подбирать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными;
- развивать навык образовывания слов сложной слоговой структуры;
- формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слова типа СГС, чтения.
Кррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Здоровьесберегающие:
- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.
Оборудование:
кукла в нарядном платье, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками и предметами, корзина с муляжами овощей и фруктов, картинки для фланелеграфа, звуковые схемы, подвижная азбука, пеналы с палочками и цепочками, поднос, коробочки с соком для каждого ребенка.
Ход занятия:
- Мотивационный момент:
Учитель-логопед: – К нам пришла кукла в нарядном платье. Как вы думаете, как ее зовут, если ее имя начинается со звука с? – Света, Саша, Соня.
- Эту куклу зовут Соня. С какого звука начинается ее имя? – Со звука с.
– Расскажите Соне о звуке с: уточнение артикуляции звука С с закрытыми и открытыми глазами;
- характеристика звука с – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружочком.
2. Дидактическая игра «День рождения Сони»
Учитель-логопед:
– Соня приглашает вас к себе на день рождения. На день рождения дарят подарки. Я вам приготовила «Чудесный мешочек» с подарками для Сони. Выходите по очереди, доставайте из мешочка игрушки и дарите Соне:
Ответы детей:
- Я подарю Соне стульчик.
- Я подарю Соне бусы. И т.д.
3. Дидактическое упражнение «Назовите игрушки»
Учитель-логопед:
– Соня просит, чтобы вы назвали игрушки, которые начинаются со звука с:
Ответы детей:
- стульчик, стол, самолет, скакалка, сумка, снеговик.
- со звуком с в середине слова: бусы, косынка, лиса.
4. Игровое упражнение «Составь одно слово из двух»
Учитель-логопед:
– Что еще можно подарить Соне? Я вам буду говорить по два слова, а вы из них составьте одно (после ответов детей на фланелеграф выставляются картинки)
- сам летит – самолет
- сам катит – самокат
- сам варит – самовар
- пыль сосет – пылесос
5. Физкультминутка: - 2 раза
Мы летаем высоко руки поднять вверх;
Мы летаем низко. присесть на корточки, руки опустить вниз;
Мы летаем далеко, встать, вытянуть руки вперед;
Мы летаем близко. прижать руки к груди.
6. Игра «Корзинка»
Учитель-логопед:
– У Сони в корзинке есть что-то интересное, хотите посмотреть? Назовите эти предметы (дети подходят по очереди, достают из корзинки муляжи овощей и фруктов);
- Назовите овощи, в названии которых есть звук с: свекла, капуста, редиска;
- Что Соня может приготовить из этих овощей? - суп, салат, солянку, свекольник;
- Составьте предложения про Соню: Соня готовит суп. И т.д.
7. Дидактическая игра «Что приготовим»
Учитель-логопед:
- Назовите фрукты, в названии которых встречается звук с: слива, ананас, абрикос;
- Что Соня может приготовить из фруктов? – сок, морс, компот;
- Какой сок Соня приготовит из слив? – сливовый сок;
- из ананаса – ананасовый сок;
- из абрикоса? – абрикосовый сок.
- Составьте предложения про Соню и сок: Соня готовит сливовый сок. И т.д.
8. Дидактическое упражнение «Составьте слово»
– Соня просит составить звуковую схему слова «СОК» - на фланелеграф выставляется картинка, приглашается по одному ребенку к доске для характеристики каждого звука, составляется звуковая схема и слово из букв.
– А теперь у себя на столах составьте слово СОК из разноцветных палочек и цепочек. А мы с Соней посмотрим и поможем, если кому-то понадобится помощь.
9. Итог занятия: – Соне очень понравилось, как вы старались, она вам говорит «спасибо» и угощает вкусным соком.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по формированию
фонетико-фонематических представлений
в подготовительной к школе группе
для детей с нарушениями речи
на тему:
«Петрушкины желания»
Цель: закрепление правильного произношения звуков ш - ж
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать умение различать звуки ш - ж на слух и в речи на материале слогов, слов, словосочетаний и предложений;
- закреплять употребление предлогов за, перед, между;
- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные на базе лексической темы «Животные»;
- формировать умение подбирать подходящие друг к другу по смыслу слова-предметы, слова-действия, слова-признаки и составлять предложения с этими словами.
Кррекционно-развивающие:
- совершенствовать развитие фонематических процессов;
- развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, мешполушарные связи, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Здоровьесберегающие:
- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.
Оборудование:
фланелеграф, картинки для фланелеграфа, карточки с нарисованными звоночками, дид/пособие «Ромашки», схемы слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, мяч.
Ход занятия:
- Мотивационный момент:
Дети стоят друз за другом в шеренге.
Учитель-логопед:
- Сегодня к нам пришел Петрушка. У него много желаний. Он просит вас рассказать – кто за кем стоит, перед кем стоит, между кем стоит.
- Встаньте, пожалуйста, в полукруг.
- – Отгадайте загадку:
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (шуба)
Выделение звука ш из начала слова шуба;
- артикуляция – губы «трубочкой», широкий язык поднят за верхние зубы;
- характеристика – согласный, глухой, всегда твердый, обозначим синим кружочком.
Еще загадка: В маленький клубочек
Спрятался дубочек. (желудь)
Выделение звука ж из начала слова желудь:
- артикуляция - губы «трубочкой», широкий язык поднят за верхние зубы;
- характеристика – согласный, Звонкий, всегда твердый, обозначим синим кружочком.
Сравнение звуков ш - ж с помощью тактильных ощущений (руку на горлышко).
- Самомассаж ушек
- Учитель-логопед: – покажите Петрушке, как вы умеете выполнять самомассаж ушек, чтобы ушки лучше слышали и различали звуки ш – ж.
- Дидактическое упражнение «Эхо» с мячом:
- Учитель-логопед бросает ребенку мяч и произносит слог ША – ребенок ловит мяч, бросает логопеду и говорит – ЖА; АШИ–АЖИ и т.д.
- Посадка за столы.
Игровое упражнение «Покажите звоночек Петрушке»
- Учитель-логопед показывает картинки и проговаривает слова то со звуком ш, то со звуком ж, а дети показывают карточку со звоночком только на слова со звуком ж: шары, жираф, жук, шорты, кошка, пижама, шапка, ёжик.
- Дидактическая игра «Ромашки»:
- Петрушка предлагает поиграть - на доску выставляются два круга с буквами Ш и Ж, у детей на столах «лепестки» с картинками; дети подходят к доске и прикрепляют лепестки к нужной букве, объясняют, какой звук в слове.
- Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке дети выполняют движения по тексту
Жук сидел в цветной рубашке.
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Упражнение кинезиологии «Перекрестные шаги»
Цель: активизируется полноценное функционирование мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела.
Выполнение:
касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена. Выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Это перекрестно-латеральная ходьба на месте. При этом активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрированно, делая возможным причинно - обусловленный уровень мышления.
- Дидактическое упражнение «Чей хвост? Чья морда? Чьё ухо?»
- на фланелеграф выставляются картинки – лошадь, медведь, мышь, ёж.
- дети проговаривают:
У лошади – лошадиный хвост, лошадиная морда, лошадиное ухо.
У ежа – ежиный хвостик, ежиная мордочка, ежиное ушко и т.д.
- Дидактическое упражнение «Подберите слова»:
- на доску выставляются картинки, обозначающие слова-предметы – машина, жук, шишка, жаба, кошка, ежевика, мышонок.
Затем на доску помещается схема слова-действия.
Учитель-логопед произносит слова-действия:
шумит, жужжит, бежит, шуршит, живет, дышит.
- дети составляют словосочетания, с подходящими по смыслу словами.
На доску выставляется схема слова-признака.
Учитель-логопед произносит слова-признаки:
жёлтый, пушистая, шустрый, оранжевая, смешная.
- Дети составляют словосочетания и предложения с подходящими по смыслу словами.
9. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Какие звуки мы сегодня различали и старались правильно произносить?
- Звуки ш – ж.
- Что вам запомнилось на нашем занятии?
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по формированию
фонетико-фонематических представлений
в подготовительной к школе группе
для детей с нарушениями речи
на тему:
«Лесная гостья»
Цель: дифференциация звуков л - ль
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение и различение звуков л – ль на материале слогов, слов, словосочетаний и предложений;
- формировать навык образовывания и употребления притяжательных прилагательных;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- формировать навык подбора родственных слов;
- совершенствовать навык написания слов печатными буквами (цветными карандашами).
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать развитие фонематических процессов;
- развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, мешполушарные связи, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать активность, самостоятельность, произвольность поведения: сосредоточенность, переключаемость;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Здоровьесберегающие:
- создавать гигиенические условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.
Оборудование:
фланелеграф, картинки для фланелеграфа, предметные картинки, карточки – схемы слов-предметов и слов-признаков, игрушка «Белка», цветной платок, корзинка с орехами, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Мотивационный момент: учитель-логопед держит под цветным платком звучащую игрушку «Белка»:
По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица.
Отгадай-ка, кто же я?
Это белочка твоя!
- – Белочка к нам прискакала из леса, просит вас повторить, как я - воспроизведение слоговых рядов:
ла-ла-ля ля-ла-ля сла-сла-сля
ла-ля-ля ля-ля-ля сла-сля-сля
ла-ля-ла ля-ла-ла сла-сля-сла
- Постановка цели занятия – различение звуков л-ль, артикуляция, характеристика звуков л – ль.
- Дидактическое упражнение «Поможем Белочке»
Учитель-логопед:
- Расскажите Белочке, в названии каких диких животных и птиц встречаются звуки л или ль – дети выходят к доске, ставят картинку и объясняют: звук л – белка, лось, волк, ласка, галка, голубь, дятел, ласточка, иволга;
звук ль – лиса, олень, лебедь, филин, цапля.
- Дидактическое упражнение «Где звук л?», «Где звук ль?» - место звуков л – ль в названиях животных и птиц.
- Дидактические игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?», «Чье крыло быстрее?»
Лисий хвост длиннее, чем заячий.
Медвежья лапа больше, чем лисья.
Ласточкино крыло быстрее, чем голубиное.
- Физкультминутка:
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, хлопки в ладоши;
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, загибать пальцы на правой руке, начиная с мизинца;
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
Кому в платок, хлопки в ладоши;
Кому в зобок,
Кому в лапочку. протянуть ладошку вперед.
Упражнение кинезиологии «Перекрестные шаги»
Цель: активизация полноценного функционирования мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела, перекрестно-латеральная ходьба на месте.
Выполнение:
Выполнять перекрестные шаги - касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Дид/упр-е по схемам «Подберите слова-признаки к словам-предметам»: - Дети называют слова-признаки:
белка (какая?) волк (какой?) лиса (какая?)
ловкая злой хитрая
добрая серый рыжая
веселая сильный пушистая
маленькая большой ловкая
проворная хищный хищная
- Упр-е «Доскажите предложение»:
- Дети договаривают предложение и полностью повторяют:
В лесу прыгала с ветки на ветку веселая, ловкая (кто?)…белка.
По лесу бегал злой серый (кто?)…волк.
В курятник забежала хитрая рыжая…лиса.
Мы увидели в лесу (веселую ловкую белку, злого серого волка, хитрую рыжую лису).
Мы подошли поближе к (веселой ловкой белке, злому серому волку, хитрой рыжей лисе).
Мы любовались (веселой ловкой белкой) и возмущались (злым серым волком, хитрой рыжей лисой).
Мы рассказали о (веселой ловкой белке, злом сером волке, хитрой рыжей лисе).
- Упр-е «Слова – родственники»
Учитель-логопед:
– Белочка просит, чтобы вы подобрали к ее имени слова-родственники:
белка – белочка, бельчонок, бельчата, беличья;
- И к словам лиса, волк:
волк – волчок, волчица, волчонок, волчата, волчья;
лиса – лисица, лисичка, лисонька, лисенок, лисята, лисья.
11. Запись в тетрадях разноцветными карандашами (в зависимости от звуков) слов белка, волк, лиса.
12. Итог занятия: Белочке очень у вас понравилось, она дарит вам орехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте с ЧХЛ с использованием интерактивной доски «Сказочное путешествие»
В занятии отражаена взаимосвязь воспитателя, учителя-логопеда и родителей с использованием интерактивной доски....
Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».
Конспект занятия для детей 1-2 года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....
Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».
Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Звуки [р]- [р'], буква Р"....
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».
Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Согласные звуки»
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая.Цель: формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в образовательной деятельности.Задачи: коррекционно-образовательные:-улуч...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"....