Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга. Деятельность ориентирована на детей подготовительного возраста (6-7 лет).
Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации образовательной программы дошкольного образования.
Цель занятия: обобщить знания детей, необходимые для обучения грамоте по теме: «Волшебный мир сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_volshebnyy_mir_skazok.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок»
Разработала учитель-логопед
Шерле Марина Витальевна
Цель занятия:
обобщить знания детей, необходимые для обучения грамоте по теме: «Волшебный мир сказок»
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
- Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.
- Закреплять умение отгадывать загадки.
- Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
- Формировать навыки анализа и синтеза слов в предложении.
- Формировать умение слогового и звуко-буквенного анализа.
II. Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать речеслуховое внимание, мышление, память.
- Развивать фонематические представления.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать общую, артикуляционную моторику и тонкую моторику пальцев рук.
III. Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к чтению сказок.
- Воспитывать патриотизм.
- Воспитывать познавательный интерес к занятиям.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умение работать в команде.
Оборудование: дуб со златой цепью, игрушка Кот ученый, шляпа, аудиозапись голоса Бабы-Яги, компьютер с презентацией для детей, экран, сюжетные картинки, яблонька, яблочки со слогами, болото, елочка, картинки-ребусы, простые и цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение сказок, беседы, рисунки-раскраски «Волшебные сказки», театрализованное представление «Гуси-Лебеди», разучивание пальчиковой гимнастики «Будем пальчики считать…» и физминутки «По тропинке …».
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- личностно – ориентированная
- обучение в сотрудничестве
- игровая технология
- компьютерная технология
Предполагаемый результат
Уверенное владение детьми предложенным материалом, познавательная и речевая активность детей.
Ход занятия:
I. Организация начала занятия.
Дети входят в группу вместе с учителем-логопедом, здороваются с гостями.
- Ребята, любите ли вы сказки?
- А что вы можете сказать о сказке? Какая она?
Дети:
- Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
- Ребята, вы уже знаете много сказок. И сегодня в день рождения А. С. Пушкина, мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Они рассказывают нам о небывалом, чудесном, волшебном. Сказки бывают народными и авторскими.
- Как вы думаете, почему сказки называют народными? (придумал и сочинил народ).
- А авторские? (придумал и сочинил один человек – автор).
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства
В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок.
Покружились, покружились, в сказке все мы очутились…
II. Основная часть.
- Для начала вам нужно разделиться на две команды.
(Дети достают из волшебного мешочка героев сказок. Те, у кого герой сказки «Теремок» - подходят к столу с теремком, а те, у кого герои сказки «Репка» - к столу с репкой)
День и ночь, как заведенный
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь ученый
Знаете, речь идет о ком?
- Кот ученый (ИГРУШКА) дает задания (из волшебной шляпы) Все вы знаете, что если в слове заменить хотя бы один звук, то изменится смысл слова.
«Превращай-ка» меняем первый звук в словах на звук [Р]
(задания даются по очереди игрокам из каждой команды)
Мак – рак
Нога – рога
Кот – рот
Мука – рука
Хобот – робот
Забота – работа
Танец – ранец
Козы – розы
Высь – рысь
Мычать – рычать
Тома - Рома
Отлично, все побывали волшебниками, поиграли со звуками. А теперь на полянку выходи, на избушку погляди.
- Баба Яга:
Я летела на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла.
В гости к Лешему сходила –
Все отгадки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Отгадать мои загадки.
Презентация
(Дети отгадывают загадки и выбирают на экране нужную иллюстрацию к данной сказке)
Ай да детки, молодцы, помогли старушке.
- Ой, дедушка леший появился. Надо с ним поиграть.
Леший (физминутка)
По тропинке леший шел, идут по кругу
На полянке гриб нашел.
Раз грибок, два грибок, остановились, наклоны
Вот и полный кузовок.
Леший охает: устал 4 приседания
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, ручки вверх
А потом назад прогнулся, наклон назад
А потом вперед прогнулся, наклон вперед до пола
И до пола дотянулся.
А потом вперед пошел идем и срываем грибок
И опять грибок нашел.
- Леший перепутал слова в предложениях. Помогите словам вернуться на свои места.
Деформированные предложения.
Дорожке катится Колобок по.
Водой Снегурочка идет за.
Схема предложения. Сосчитайте сколько слов в предложении. Почему этот прямоугольник вы взяли первым?
Вспомните ребята, в какой сказке девочке помогали и печка, и речка, и яблонька?
- «Гуси – лебеди»
- А вот и яблонька перед нами. А под ней волшебные яблоки.
Игра «Лишний слог»
ТЕ-РЕ-БУ-МОК
КО-ЛО-КУ-БОК
ЛЯ-ТА-ГУШ-КА
ИЗ-БУШ-ТУ-КА
ЛИ-МУ-СИЧ-КА
ПЕ-КА-ТУ-ШОК
Отлично поиграли, слоги лишние убрали.
- А Кикимора болотная спрятала слова в картинках – ребусах. Попробуем их разгадать.
СЫР - НИК
ФУТБОЛ – КА
РОГА – ЛИК
ПАР – ТА
Угадали все слова, золотая у вас голова.
Ребята, вспомните персонаж из сказок, она очень хитрая, льстивая, красивая, обманывает и добивается своей цели.
- Лиса
Игра «Зашифрованное слово» (каждая буковка-символ)
НОТЫ ЗИМА РУКА ПИЛА ТАНК ЛИСА ШКОЛА РУЧКА СЛИВА ВОЛК РОЗА
Расшифровать и выполнить звуко-буквенный анализ.
Хорошо вы поиграли, все слова расшифровали.
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку – Бурку
Нашу вещую каурку.
Про Жар Птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
III. Заключительная часть (рефлексия)
Вот и закончилось наше путешествие в мир чудес и волшебства. Понравилось ли вам путешествие по сказкам?
- А как вы думаете, для чего нам нужны сказки?
- Чему они учат?
- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
А какие сказочные задания вам понравились больше, а какие - оказались трудными?
А Кот Учёный хочет вас отблагодарить. Ему очень понравилось наблюдать, как вы играли и дружно выполняли задания сказочных героев. Давайте посмотрим, что в этом конверте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: конспект занятия по теме: «Лесные звери зимой» для детей 4-5 лет
уточнить и расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей зимой и об их жилищах (заяц, белка, лиса, волк);как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются о...
Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи и лепке для детей 2-3 лет «Про курочку Рябу»
Вызвать желание у детей повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы- Способствовать формированию интонационной выразительности речи- Закрепить прием раскатывания пластилина между лад...
Методическая разработка конспектов занятий по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты занятий по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей подготовительной группы «Кудрявые деревья»
Творческое развитие детей дошкольного возраста посредством аппликации дает возможность получить эстетическое мировосприятие, воспитание художественного вкуса, художественно-графических уме...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Строение солнечной системы" с использованием ИКТ технологии
Цели и задачи данного конспекта, ознакомление детей 6-7 лет со строением солнечной системы. В конспекте используются здоровьесберегающие технологии, такие как физкультминутка и зрительная гимнастика. ...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития "Вовка в тридевятом царстве"
Данная методическая разработка позволяет, в условиях итогового занятия, выявить уровень усвояемости детьми с задержкой психического развития программного материала в образовательной области "Позн...
Методическая разработка - Конспект занятия "Дифференциация гласных звуков Ы/И" для детей среднего дошкольного возраста
Конспект по развитию звуковой культуры речи для детей среднего дошкольного возраста "Дифференциация гласных звуков ы-и" с приложением....