Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шерле Марина Витальевна

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга. Деятельность ориентирована на детей подготовительного возраста (6-7 лет).

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации образовательной программы дошкольного образования.

Цель занятия: обобщить знания детей, необходимые для обучения грамоте по теме: «Волшебный мир сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnyy_mir_skazok.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок»

Разработала учитель-логопед

Шерле Марина Витальевна

Цель занятия:

обобщить знания детей, необходимые для обучения грамоте по теме: «Волшебный мир сказок»

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.
  • Закреплять умение отгадывать загадки.
  • Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
  • Формировать навыки анализа и синтеза слов в предложении.
  • Формировать умение слогового и звуко-буквенного  анализа.

II. Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать речеслуховое внимание, мышление, память.
  • Развивать фонематические представления.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Развивать общую, артикуляционную моторику и тонкую моторику пальцев рук.

III. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к чтению сказок.
  • Воспитывать патриотизм.
  • Воспитывать познавательный интерес к занятиям. 
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умение работать в команде.

Оборудование: дуб со златой цепью, игрушка Кот ученый, шляпа, аудиозапись голоса Бабы-Яги, компьютер с презентацией для детей, экран, сюжетные картинки, яблонька, яблочки со слогами, болото, елочка, картинки-ребусы, простые и цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы, рисунки-раскраски «Волшебные сказки», театрализованное представление «Гуси-Лебеди», разучивание пальчиковой гимнастики «Будем пальчики считать…» и физминутки «По тропинке …».

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие технологии
  • личностно – ориентированная
  • обучение в сотрудничестве
  • игровая технология
  • компьютерная технология

Предполагаемый результат

Уверенное владение детьми предложенным материалом, познавательная и речевая активность детей.

Ход занятия:

 I. Организация начала занятия.

Дети входят в группу вместе с учителем-логопедом, здороваются с гостями.

- Ребята, любите ли вы сказки?

- А что вы можете сказать о сказке? Какая она?

Дети:

- Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

- Ребята, вы уже знаете много сказок. И сегодня  в день рождения А. С. Пушкина, мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Они рассказывают нам о небывалом, чудесном, волшебном. Сказки бывают народными и авторскими.

- Как вы думаете, почему сказки называют народными? (придумал и сочинил народ).

- А авторские? (придумал и сочинил один человек – автор).

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства

В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок.

Покружились, покружились,  в сказке все мы очутились…

II. Основная часть.

- Для начала вам нужно разделиться на две команды.

(Дети достают из волшебного мешочка героев сказок. Те, у кого герой сказки «Теремок» - подходят к столу с теремком, а те, у кого герои сказки «Репка» -  к столу с репкой)

День и ночь, как заведенный

По цепи златой кругом

Ходит этот зверь ученый

Знаете, речь идет о ком?

- Кот ученый (ИГРУШКА) дает задания (из волшебной шляпы) Все вы знаете, что если в слове заменить хотя бы один звук, то изменится смысл слова.

«Превращай-ка» меняем первый звук в словах на звук [Р]

 (задания даются по очереди игрокам из каждой команды)

Мак – рак

Нога – рога

Кот – рот

Мука – рука

Хобот – робот

Забота – работа

Танец – ранец

Козы – розы

Высь – рысь

Мычать – рычать

Тома - Рома

Отлично, все побывали волшебниками, поиграли со звуками. А теперь на полянку выходи, на избушку погляди.

- Баба Яга:

Я летела на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла

Да загадки сочиняла.

В гости к Лешему сходила –

Все отгадки позабыла.

Помогите мне, ребятки,

Отгадать мои загадки.

Презентация

(Дети отгадывают загадки и выбирают на экране нужную иллюстрацию к данной сказке)

Ай да детки, молодцы, помогли старушке.

- Ой, дедушка леший появился. Надо с ним поиграть.

Леший (физминутка)

По тропинке леший шел,                 идут по кругу

На полянке гриб нашел.

Раз грибок, два грибок,                    остановились, наклоны

Вот и полный кузовок.

Леший охает: устал                          4 приседания

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,                 ручки вверх

А потом назад прогнулся,                 наклон назад

А потом вперед прогнулся,              наклон вперед до пола

И до пола дотянулся.

А потом вперед пошел                       идем и срываем грибок

И опять грибок нашел.

- Леший перепутал слова в предложениях. Помогите словам вернуться на свои места.

Деформированные предложения.

Дорожке катится Колобок по.

Водой Снегурочка идет за.

Схема предложения. Сосчитайте сколько слов в предложении. Почему этот прямоугольник вы взяли первым?

Вспомните ребята, в какой сказке девочке помогали и печка, и речка, и яблонька?

- «Гуси – лебеди»

- А вот и яблонька перед нами. А под ней волшебные яблоки.

Игра «Лишний слог»

ТЕ-РЕ-БУ-МОК

КО-ЛО-КУ-БОК

ЛЯ-ТА-ГУШ-КА

ИЗ-БУШ-ТУ-КА

ЛИ-МУ-СИЧ-КА

ПЕ-КА-ТУ-ШОК

Отлично поиграли, слоги лишние убрали.

- А Кикимора болотная спрятала слова в картинках – ребусах. Попробуем их разгадать.

СЫР - НИК

ФУТБОЛ – КА

РОГА – ЛИК

ПАР – ТА

Угадали все слова, золотая у вас голова.

Ребята, вспомните персонаж из сказок, она очень хитрая, льстивая, красивая, обманывает и добивается своей цели.

- Лиса

Игра «Зашифрованное слово» (каждая буковка-символ)

НОТЫ  ЗИМА  РУКА  ПИЛА ТАНК  ЛИСА  ШКОЛА  РУЧКА  СЛИВА  ВОЛК  РОЗА

Расшифровать и выполнить звуко-буквенный анализ.

Хорошо вы поиграли, все слова расшифровали.

Пальчиковая гимнастика

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку

Нашу вещую каурку.

Про Жар Птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем.

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.        

III. Заключительная часть (рефлексия)

Вот и закончилось наше путешествие в мир чудес и волшебства. Понравилось ли вам путешествие по сказкам?

- А как вы думаете, для чего нам нужны сказки?

- Чему они учат?

- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

А какие сказочные задания вам понравились больше, а какие - оказались трудными?

А Кот Учёный хочет вас отблагодарить. Ему очень понравилось наблюдать, как вы играли и дружно выполняли задания сказочных героев. Давайте посмотрим, что в этом конверте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: конспект занятия по теме: «Лесные звери зимой» для детей 4-5 лет

уточнить и расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей зимой и об их жилищах (заяц, белка, лиса, волк);как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются о...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи и лепке для детей 2-3 лет «Про курочку Рябу»

Вызвать желание у детей повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы- Способствовать формированию интонационной выразительности речи- Закрепить прием раскатывания пластилина между лад...

Методическая разработка конспектов занятий по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты занятий по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей подготовительной группы «Кудрявые деревья»

Творческое развитие детей дошкольного возраста  посредством аппликации дает возможность получить  эстетическое мировосприятие, воспитание художественного вкуса, художественно-графических уме...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Строение солнечной системы" с использованием ИКТ технологии

Цели и задачи данного конспекта, ознакомление детей 6-7 лет со строением солнечной системы. В конспекте используются здоровьесберегающие технологии, такие как физкультминутка и зрительная гимнастика. ...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития "Вовка в тридевятом царстве"

Данная методическая разработка позволяет, в условиях итогового занятия, выявить уровень усвояемости детьми с задержкой психического развития программного материала в образовательной области "Позн...

Методическая разработка - Конспект занятия "Дифференциация гласных звуков Ы/И" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект по развитию звуковой культуры речи для детей среднего дошкольного возраста "Дифференциация гласных звуков ы-и" с приложением....