Конспект занятия с ребёнком 5-6 лет при заикании
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с ребёнком 5-6 лет при заикании
Тема: Зима
Цель: преодоление речевых нарушений
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление навыка сопровождающей формы речи
Коррекционно-развивающие:
- Формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела
- Формировать длительность и плавность речевого выдоха
- Воспитание темпа, ритма и плавности речи
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование положительной мотивации к занятиям
Оборудование: легкие предметы (пушинки из ваты), картинки для артикуляционной гимнастики, листы картона голубого цвета с нарисованным контуром снеговика, пластилин белый.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
А…-на!
Сегодня мы с тобой будем путешествовать по зиме.
Повторяй за мной.
«Пришла зима»
Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя
Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться
Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони
Реки покрылись льдом. Руки ладонями вниз соединить и развести в разные стороны
Пошел снег. Руки поднять вверх,
Он падал белыми, а затем плавными,
Пушистыми хлопьями зигзагообразными движениями.
На землю не спеша, опускать их вниз
На дома, Соединить руки у себя над головой, чтобы получилась «крыша»
На деревья, Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева
На людей. Положить руки себе на голову
-Я волшебная добрая фея, сейчас взмахну своей палочкой, а ты закроешь глаза и будешь летать с мягкими пушистыми снежинками.
Сейчас я буду читать стихи, а ты закрывай глаза. Начинается волшебный сон.
Но сон не настоящий, будет все слышно, но не надо двигаться и открывать глаза, пока я не разрешу. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхай, закрыв глаза. Сон закончиться, когда я скажу: «Можно открыть глаза! Можно встать!».
Внимание наступает сон.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег!
Снежинки опускаются,
А глазки закрываются.
Руки расслабляются,
Ноги расслабляются.
Тело отдыхает,
Как будто засыпает.
Тело отдохнуло,
И проснулось.
Можно открыть глаза! Можно встать!
II. Основная часть.
1. Упражнения на расслабление:
Белый пух
Сыплет белый , снежный пух, Плавно опускаем кисти рук сверху вниз
Устилает все вокруг. Разводим руки в разные стороны
Пух на шапках Показываем на названные вещи,
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! Щекочем себя и встряхиваемся
Кто щекочет — пух! Ладошки перед собой, дуем на них
2. Формирование диафрагмального дыхания
«Снежинка»
-Делаем максимальный вдох, а затем- делаем глубокий выдох и дуем на снежинку, держа ее за ниточку. Щеки не надуваем.
3. Работа над голосом
Голосовое упражнение «Вьюга воет»
- Вдохните и выдохните, контролируя рукой живот, затем на выдохе произносите звук -у-
- Поочередно тянуть гласные -а-, -о-, -у-, без паузы один звук переходит в другой
- громко, тихо, умеренно произносим звук – а.
- Произношение ВВвввВВвввВВ, вввввВВВввввВВВВвввв с различной силой голоса. (Вьюга завывает то сильно, то слабо)
4. Артикуляционная гимнастика
Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата, и переключаемости с одного движения на другое:
«Язычок »
Жил да был Веселый Язычок.
А у тебя есть язычок? Покажи.
У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.
Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?
Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу.
(В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)
А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)
Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо.
Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо.
А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.)
Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул. (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.)
Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.
Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
5. Доскажи словечко.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(снег)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые …(снежинки)
Рядом снежная фигурка
Это девочка …(снегурка)
На снегу-то посмотри
С красной грудкой …(снегири)
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил …(снег)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)
6. Игра на развитие причинно-следственных связей.
Всю ночь на землю падал снег.
Его хватило бы на всех.
А утром все белым-бело,
Дома, дороги замело.
Снег на деревьях и домах,
Он на крылечке и кустах.
ВОПРОСЫ
Почему утром все стало белым-бело?
Что засыпал снег?
Почему хорошо, когда зима снежная?
Ночь и день пушистый снег
засыпал дороги.
Ни проехать, ни пройти люди
здесь не могут.
Вышли дворники, машины,
чтоб заносы убирать,
Чтоб машины на дорогах
перестали застревать.
ВОПРОСЫ
Почему машины не могли проехать?
Почему люди не могли пройти?
Как решили эту проблему?
Какие машины убирают снег?
Кто расчищает тротуары?
-Наш язычок сегодня очень хорошо потрудилился.
Может, сделаем ему подарок?
Я хочу предложить тебе смастерить снеговика.
7. Аппликация «Снеговик»
Повторяй за мной. (ребенок проговаривает слова вместе с логопедом)
Раз рука, два рука – лепим мы Снеговика
(имитируют руками лепку).
Мы скатаем снежный ком – вот какой!
(гладят себя по бедрам).
А потом поменьше ком – вот какой!
(растирают ладонями грудь).
А потом скатаем мы маленький комок
(поглаживают щеки)
Вот и вышел Снеговик – Снеговик-снеговичок!
(руки в бока – повороты корпуса вправо-влево).
-А сейчас я хочу дать тебе картон и пластилин.
Давай мастерить снеговика.
-Раз, два, раз, два-лепим мы снеговика! (проговаривать, катая комочки из пластилина )
-Три, четыре, три, четыре – улыбнемся мы пошире! (улыбаемся друг другу)
-Пять, шесть, семь и восемь- мы похлопать вас попросим! (хлопаем друг другу)
Заключительная часть.
-Вот какие красивые снеговики у нас с тобой получились! Ты сегодня очень старалась, молодец! Снеговичка заберешь с собой домой и выучишь для него стихотворение:
Всюду снег, в снегу дома —
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию плавной речи у детей с ТНР (заиканием)
Комплексное логопедическое занятие "Путешествие в космос" в группе для детей с ТНР (заиканием).Конспект занятия по развитию речи " Семья" в группе для детей с ТНР (заиканием)Конспект занятия пор...
Конспект фронтального логопедического занятия "Посуда" (подготовительная группа для детей с заиканием) с использованием элементов имаготерапии.
конспект занятия...
Конспект занятия " Права ребёнка"
Конспект открытого занятия по правам ребёнка , проводится совместно с родителями. Дети знакомятся с правом , каждый ребёнок имеет право воспитываться в семье....
Проект "Правовое воспитание" для дошкольников и конспект занятия "Я - ребёнок, имею право".
Ознакомление дошкольников с правами и обязаностями....
Конспект занятия «Здоровый ребёнок в здоровой семье» в рамках «Недели здоровья». С. Михалков «Про мимозу».
Конспект занятия «Здоровый ребёнок в здоровой семье» в рамках «Недели здоровья».С. Михалков «Про мимозу»....
Конспект занятия по логопедической ритмике для детей с заиканием в старшей группе «День рождение Бычка»
Конспект занятия по логопедической ритмике для детей с заиканием в старшей группе«День рождение Бычка»Цели:– учить координировать движения с музыкой и речью;– актуализировать н...
Конспект занятия "Права ребёнка"
Ребята-дошколята имеем мы права...