Конспекты занятий по формированию плавной речи у детей с ТНР (заиканием)
план-конспект занятия по развитию речи по теме
Комплексное логопедическое занятие "Путешествие в космос" в группе для детей с ТНР (заиканием).
Конспект занятия по развитию речи " Семья" в группе для детей с ТНР (заиканием)
Конспект занятия пор развитию речи (Овощи) в группе для детей с ТНР (заиканием)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty-_3.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного типа
второй категории № 93 г. Челябинска
Комплексное логопедическое занятие на тему: «Путешествие в космос»
Выполнил:
учитель-логопед
Герус Юлия Ивановна
Челябинск, 2006.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1.Расширение предметного словаря по теме «Космос».
2. Уточнение и закрепление глагольной лексики.
3. Закрепление умения подбирать определения к заданному предмету: звезда (какая?) яркая, сияющая, далёкая, прекрасная и т.д.
4.Закрепление навыка использования порядковых и количественных числительных.
Предварительная работа: проведена беседа, рассмотрены иллюстрации, сделана аппликация – звёздное небо.
Коррекционные задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать эмоционально-мимическую мускулатуру.
- Развитие продолжительности и силы выдоха.
- Работа над голосом (высота, громкость, сила).
- Закрепить навык ответа на вопросы словосочетанием и полным предложением.
- Закрепить навык координации речи с движением.
- Коррекция звукопроизношения (автоматизация свистящих, шипящих и звука «л»).
- Учить слушать большие по объёму словесные объяснения к предстоящей деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память.
10 .Развивать, зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные задачи:
- Учить внимательно выслушивать ответы других детей.
- Воспитывать потребность прийти на помощь.
Словарная работа: невесомость, космос, космический корабль, космонавт.
Индивидуальная работа: с Никитой – чётко проговаривать шипящие и свистящие звуки и говорить внятно, медленно, плавно медленно, плавно; используется вопросно-ответная и самостоятельная формы речи. С Антоном – следить за чётким проговариванием поставленных звуков; используется отражённая и вопросно-ответная формы речи. С Юлей и Катей – говорить плавно, без запинок, уверенно; используется сопряжённая и отражённая формы речи. С Арсением – говорить медленно, внятно; используется отражённая, сопряжённая и вопросно-ответная форма речи.
Оборудование: мяч; доска «поляна настроения»; музыкальная запись «космической музыки»; иллюстрации на тему: «Космос»; цветная бумага; клей; блёстки; бисер; фольга; кисточки; клей; аппликация «звёздное небо».
Ход занятия:
Организационный момент
Под тихую плавную музыку дети входят в кабинет, встают в круг и, передавая мяч друг другу, говорят приветствие: «Я рад(а) вас видеть». Затем подходят к «поляне настроения» и выбирают цветок, который соответствует настроению ребёнка. – Отражённая форма речи.
Основная часть
Используются вопросно-ответная, сопряжённая, отражённая и самостоятельная формы речи.
Звуковой сигнал: «ж-ж-ж-ж-ж».
Учитель логопед (далее Л.): Что вы слышите?
Ответ детей: звуки.
Л.: Какие звуки?
Дети: «ж» (Логопед следит за правильной артикуляцией)
Все идут на звук и увидели…..
Л.: Что это?
Ответ детей: летающая тарелка.
Л.: Откуда она прилетела?
Ответ детей: из космоса (несколько детей повторяют ответ)
Л.: А это кто? Как вы думаете?
Ответ детей: Это инопланетяне.
Работа над дыханием, произношением и ритмизацией слова: вдохнули и чётко произнесли «и-но-пла-не-тя-не»; прохлопали это слово в ладоши.
Л.: Смотрите, ребята, здесь что-то написано, они нам что-то хотят сказать. Вот здесь написано: «Помогите долететь до нашей звезды!» Название звезды здесь нет. Давайте придумаем название. Ну что, ребята, мы поможем инопланетянам добраться домой?
На чём мы полетим в космос?
Вопросно-ответная форма речи.
Ответ детей: на ракете.
Л.: Сначала ракету нужно нарисовать и сконструировать. Из чего можно выложить рисунок ракеты?
Ответ детей: из геометрических фигур, из пуговиц, из палочек, из крышек.
Л.: Сколько получилось ракет? Давайте их посчитаем. (Порядковый счёт) – сопряжённая форма речи.
Л.: А вы помните, как звали первого космонавта? Как назывался его космический корабль?
Ответ детей: Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток». - Самостоятельная форма речи. ( Никита)
Л.: Там, далеко от Земли, он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха ни низа. Так пролитая вода висит в воздухе. За окном всегда чёрная непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно….Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. Всё это впервые увидел, узнал, испытал на себе Юрий Гагарин. Он проложил людям дорогу в космос.
Мимическая гимнастика: Как вы думаете, ребята, страшно было первому космонавту одному лететь в неизвестный космос, где раньше до него никто не был? (дети изображают страх). А потом ему стало интересно (дети мимикой выражают интерес). В космосе было много удивительного и необычного (удивление). А когда он вернулся на Землю все люди встречали его с радостью и восхищением (дети изображают радость и восхищение).
Давайте мы с вами на сегодняшнем занятии на несколько минут представим себя космонавтами. Настоящие космонавты перед тем, как полететь в космос много учатся и проходят через испытания. А вы готовы пройти испытания и потренироваться в сообразительности, внимании и физической выносливости?
Задание на логическое мышление. Используются самостоятельная и сопряжено-отражённая речь.
Вот первое задание: Из каких геометрических фигур состоят космический корабль и космонавт? (из квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников). Сосчитать геометрические фигуры. Сколько треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников.
Ритмическое упражнение. Используется сопряжённая форма речи.
Второе задание: Займёмся физической подготовкой.
Раз, два - стоит, ракета (прыжки, руки соединены над головой в «замок»)
Три, четыре - самолёт (прыжки на двух ногах, руки в стороны)
Раз, два - хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт (прыжки, ноги в стороны- ноги вместе с хлопками над головой)
Раз, два, три, четыре - руки выше, плечи шире (прыжки на двух ногах, руки подняты вверх и немного разведены в стороны).
Раз, два, три, четыре - (ходьба на месте) и на месте походили.
Конструирование.
Л.: Испытание прошли. Поздравляю! Теперь по нашим рисункам построим ракету из стульев и модулей.
Л.: Заходим в ракету. Рассаживаемся по местам, начинаем отсчёт (счёт прямой и обратный) Старт! у
Голосовое упражнение: у
Л.: Ребята, давайте на звук «У» голосом изобразим как взлетает наша ракета: у
(включается музыка). Ну вот мы и взлетели. Давайте наденем скафандры и выйдем из ракеты в открытый космос.
Дети садятся на ковёр.
Самомассаж. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика.
«Космическая гимнастика» - массируем ладошки и пальчики разомнём, голову погладим, уши разотрём и спокойно все вздохнём.
Релаксация: Дети ложатся на коврики, (под «космическую» музыку) логопед произносит текст, а дети лежат на полу с закрытыми глазами и представляют.
Л.: Представьте, что мы в открытом космосе. Нам спокойно и легко. Наше тело находится в состоянии невесомости: тело не напряжено и расслаблено, руки лежат на полу ладонями вверх, мы чувствуем, как напряжение исчезает. Нам хорошо и спокойно. Наши ноги тоже находятся в состоянии невесомости, мы летаем в открытом космосе. Вокруг нас пролетают метеориты и сияют звезды, мы любуемся их красотой. Нам спокойно и легко. Но вот пришло время возвращаться на землю. Глазки открываются, губки улыбаются, потянулись и встали.
Лексическая работа. Используется самостоятельная и отраженная формы речи.
Л.: Вот мы и помогли нашим друзьям добраться до их звезды. Ребята вы только что вернулись из космоса, летали рядом со звёздами. Скажите, на что похожи звёзды? (ответы детей).
Л.: Какая звезда? (ответы детей: яркая, сияющая, далёкая, великолепная…..)
Практическая часть
Л.: На память о нашем путешествии, об инопланетянах и их звезде мы украсим нашу аппликацию «полёт на звезду». Перед вами ваши работы, клей и в баночке, бисер, блестки, стразы. Вы помните правило, которое мы соблюдаем на каждом занятии? (Повторяем вместе с детьми): «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй!»
Инструкция: Нанести с помощью кисточки клей на силуэт звезды, а затем украсить сверху бисером, блестками, кусочками фольги. Затем наложить сверху салфетку, прижав то, что наклеили. Подождав, когда клей подсохнет, лишнее ссыпать в баночку. (Дети по очереди повторяют каждый этап работы.) – во время работы включается спокойная музыка.
Вопросно-ответная форма речи.
(По ходу выполнения работы, дети отвечают на вопросы логопеда, о последовательности этапов работы.)
Подведение итогов
Сопряжённая и вопросно-ответная формы речи.
Л.: - Какие звезды получились! Покажите свои звездочки своим друзьям. Как вы хотите назвать свою звезду?
Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?
Л.: Подходим к поляне настроения, выставляем жетоны, обозначающие ваше настроение.
Прощание
Л.: Встали в круг, держась за руки, касаемся щечками.
Спасибо за занятие! - Сопряженно.
Вид занятия:
Комбинированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим с элементами аппликации.
Характеристика подгруппы
Подгруппа состоит из пяти детей. У трёх из них ОНР 3 степени, у 2 – НСЯ, у всех стёртая форма дизартрии. Четыре ребёнка первого года обучения из них 2 ребёнка со средней степенью тяжести заикания, у одного (второго года обучения) – лёгкая степень тяжести, и у двух детей тяжёлая степень тяжести заикания.
В процессе занятия использовались следующие формы речи: сопряжённая, отражённая, вопросно-ответная и самостоятельная.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о космосе: звёзды, невесомость.
2. Рассказать детям о первом космонавте Ю.А.Гагарине.
3. Учить подбирать прилагательные определения к существительным: Звезда (какая?) яркая, сияющая, далёкая, прекрасная и т.д.
4. Использовать в речи порядковые числительные.
5. Закреплять и совершенствовать правильное произношение звуков, говорить не торопясь, выразительно, медленно, плавно, внятно.
Предварительная работа: проведена беседа, рассмотрены иллюстрации, сделана аппликация – звёздное небо.
Коррекционные задачи:
- Учить отвечать без заикания на вопросы логопеда cловом, словосочетаниями, короткими фразами.
- Учить слушать большие по объёму словесные объяснения к предстоящей деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию, эмоционально-мимические действия.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к изучению космоса, желание узнать больше.
- Воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей.
Словарная работа: невесомость, космос, космический корабль, космонавт.
Индивидуальная работа: с Никитой – чётко проговаривать звуки и говорить внятно, медленно, плавно; с Антоном – следить за чётким проговариванием поставленных звуков; с Настей и Катей – говорить плавно, без запинок, уверенно; с Владиком – говорить медленно, внятно.
Оборудование: мяч; доска «поляна настроения»; музыкальная запись «космической музыки»; иллюстрации на тему: «Космос»; цветная бумага; клей; блёстки; бисер; фольга; кисточки; клей; аппликация «звёздное небо».
Ход занятия:
Организационный момент
Под тихую плавную музыку дети входят в кабинет, встают в круг и, передавая мяч друг другу, говорят приветствие: «Я рад(а) вас видеть». Затем подходят к «поляне настроения» и выбирают своё настроение.
Основная часть
Учитель логопед (далее Л.): Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в открытый космос. Угадайте, на каком виде транспорта мы отправимся?
Ответ детей: на ракете.
Л.: Из чего можно сделать ракету? Ответы детей (из геометрических фигур, из пуговиц, из палочек, из крышек)
Л.: Сколько получилось ракет? Давайте их посчитаем. (Порядковый счёт)
Л.: А вы знаете, что первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток». Там, далеко от Земли, он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт его вещи ничего на весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха ни низа. Так пролитая вода висит в воздухе. За окном (иллюминатором) всегда чёрная непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно….Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. Всё это впервые увидел, узнал, испытал на себе Юрий Гагарин. Он проложил людям дорогу в космос.
Мимическая гимнастика: Как вы думаете, ребята, страшно было первому космонавту одному лететь в неизвестный космос, где раньше до него никто не был? (дети изображают страх). А потом ему стало интересно (дети мимикой выражают интерес). В космосе было много удивительного и необычного (удивление). А когда он вернулся на Землю все люди встречали его с радостью и восхищением (дети изображают радость и восхищение).
Давайте мы с вами на сегодняшнем занятии на несколько минут представим себя космонавтами. Настоящие космонавты перед тем, как полететь в космос много учатся и проходят через испытания. А вы готовы пройти испытания и потренироваться в сообразительности, внимании и физической выносливости?
Вот первое задание: Из каких геометрических фигур состоят космический корабль и космонавт? (из квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников). Сосчитать геометрические фигуры. Сколько треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников.
Второе задание: Займёмся физической подготовкой.
Раз, два - стоит, ракета (прыжки, руки соединены над головой в «замок»)
Три, четыре - самолёт (прыжки на двух ногах, руки в стороны)
Раз, два - хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт (прыжки, ноги в стороны- ноги вместе с хлопками над головой)
Раз, два, три, четыре - руки выше, плечи шире (прыжки на двух ногах, руки подняты вверх и немного разведены в стороны).
Раз, два, три, четыре - (ходьба на месте) и на месте походили.
Л.: Испытание прошли. Поздравляю! Садимся в ракету (счёт прямой и обратный) Старт!
Дети садятся на ковёр.
«Космическая гимнастика» - массируем ладошки, уши, голову погладим, уши разотрём и спокойно все вздохнём.
Релаксация: Дети ложатся на пол, (под «космическую» музыку) логопед произносит текст, а дети лежат на полу с закрытыми глазами и представляют.
Л.: Представьте, что мы в открытом космосе. Нам спокойно и легко. Наше тело находится в состоянии невесомости: тело не напряжено и расслаблено, руки лежат на полу ладонями вверх, мы чувствуем, как напряжение исчезает. Нам хорошо и спокойно. Наши ноги тоже находятся в состоянии невесомости, мы летаем в открытом космосе. Вокруг нас пролетают метеориты и сияют звезды, мы любуемся их красотой. Нам спокойно и легко. Но вот пришло время возвращаться на землю. Глазки открываются, губки улыбаются, потянулись и встали.
Л.: Ребята вы только что вернулись из космоса, летали рядом со звёздами. Скажите, на что похожи звёзды? (ответы детей).
Л.: Какая звезда? (ответы детей: яркая, сияющая, далёкая, великолепная…..)
Практическая часть
Л.: А теперь мы с вами изобразим, какие мы видели звёзды, путешествуя по космосу. Вы помните правило, которое мы соблюдаем на каждом занятии? (Повторяем вместе с детьми): «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй!»
Инструкция: Нанести с помощью кисточки клей на силуэт звезды, а затем наложить сверху бисер, блестки, кусочки фольги. Затем наложить сверху салфетку, прижав то, что наклеили. Подождав, когда клей подсохнет, лишнее ссыпать в баночку.
(По ходу выполнения работы, дети отвечают на вопросы логопеда, о последовательности этапов работы.)
Подведение итогов
Л.: - Какие звезды получились! Покажите свои звездочки своим друзьям.
Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?
Л.: Подходим к поляне настроения, выставляем жетоны, обозначающие ваше настроение.
Прощание
Л.: Встали в круг, держась за руки, касаемся щечками.
Спасибо за занятие!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного типа
второй категории № 93 г. Челябинска
Логопедическое занятие по развитию речи на тему: «Семья»
Выполнил:
учитель-логопед
Герус Юлия Ивановна
Челябинск, 2006.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1.Расширение предметного словаря по теме «Семья».
2. Уточнение и закрепление глагольной лексики.
3. Закрепление умения подбирать определения к заданному предмету: семья (какая?) дружная, весёлая, большая, спортивная и т.д.
4.Закрепление навыка использования порядковых и количественных числительных.
Предварительная работа: : заучивание имени, отчества старших родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки), разучивание сценки-миниатюры «Федя одевается» (автор Орлов В.)
Коррекционные задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать эмоционально-мимическую мускулатуру.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Работа над голосом (высота, громкость, сила).
- Закрепить навык ответа на вопросы словосочетанием и полным предложением.
6. Учить составлять рассказ о своей семье по вопросам логопеда и при наличии наглядной опоры.
7.Коррекция звукопроизношения (автоматизация свистящих, шипящих и звука «л»).
8.Развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память.
9.Развивать, зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные задачи:
- Учить внимательно выслушивать ответы других детей.
- Воспитывать гордость и интерес к своей семье.
Словарная работа: фамилия, отчество,
Индивидуальная работа: с Катей – чётко проговаривать звуки и говорить внятно, медленно, плавно; упражняться в отражённой форме речи. С Антоном – следить за чётким проговариванием поставленных звуков; упражняться в отражённой и в вопросно-ответной форме речи. С Настей и Юлей – говорить плавно, без запинок, уверенно; упражняться в сопряжённой и отражённой форме речи. С Даниилом – говорить медленно, внятно; упражняться в сопряжённой и отражённой форме речи.
Оборудование: иллюстрации «СЕМЬЯ», фотографии, зеркала, цветные карандаши, бумага для рисования, мяч.
Ход занятия
Организационный момент
Под тихую плавную музыку дети входят в кабинет, встают в круг и, передавая мяч друг другу, говорят приветствие: «Я рад(а) вас видеть». Затем подходят к «поляне настроения» и выбирают своё настроение.
А теперь немного поиграем в театр.
Основная часть
Самостоятельная заученная речь
Разыгрывается сценка-миниатюра «Федя одевается».
1 ведущий: Кто визжит, как поросенок
Рано утро в выходной?
Удивляются спросонок
Все соседи за стеной.
2 ведущий: Пусть никто не удивляется,
Это Федя одевается.
Он, запутавшись в штанах,
На полу сидит в слезах.
Папа: Папа Федю осмотрел,
Как же ты штаны надел?
В них ходить наоборот
Надо. Задом наперед.
Бабушка: Смотрит бабушка в тревоге,
Протерев свои очки,
Или Федя спутал ноги,
Или спутал башмаки.
Мама: Мама, глянув, рассмеялась:
Вот дела – и смех, и жалость,
Все надел навыворот,
Все надел нашиворот,
Выворот-нашиворот,
Шиворот-навыворот.
Учитель логопед (далее Л.): А теперь, расположитесь удобнее на ковре. Дети, а кто главный герой в этой сценке?
Вопросно-ответная форма речи и сопряжено-отражённая.
Дети (далее Д.): Мама, папа, бабушка, Федя.
Л.: Кем будет Федя для мамы и папы?
Д.: Федя будет сыном для мамы и папы.
Л.: А для бабушки?
Д.: Для бабушки Федя будет внуком.
Л.: Посмотрите на картинку, кто кроме мамы, папы, бабушки и внука здесь нарисован?
Ребенок: Дедушка и внучка.
Л.: Кем будет для Феди девочка?
Д.: Для Феди девочка будет сестренкой.
Л.: А для папы и мамы кем будет девочка?
Д.: Для папы и мамы девочка будет дочкой.
Л.: А как их всех назвать одним словом?
Д.: Семьей.
Л.: Сегодня мы поговорим о ваших семьях. И каждый из вас расскажет, какая у вас семья. (Подбор определений.)
Примерные ответы детей: крепкая, дружная, счастливая, заботливая, трудолюбивая и т.п..
Также подбор определений по наводящим вопросам (или по сюжетным картинкам) логопеда: спортивная, веселая, большая, маленькая и т.п.
Последняя тема – спортивная семья.
Л.: А теперь подобно нашей спортивной семье, мы с вами займемся гимнастикой, сначала для язычка. Приглашаю вас за столы. Приготовьте свои зеркала.
Артикуляционная гимнастика «Спортивная». (по наглядному пособию «Артикуляционная гимнастика».)
Физминутка. Используется вопросно-ответная форма речи.
Дети встают в круг, логопед, бросая мяч ребенку, задает вопросы.
Например:
- Катя, расскажи о своей семье, с кем ты живешь?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут папу?
- Как зовут сестру?
- Как зовут дедушку?
- и т.д.
(Логопед добивается от детей полных ответов.)
Л.: А теперь сядет за стол тот, кто ласково назовет свое имя.
Практическая часть
Используется вопросно-ответная форма речи.
Каждый ребенок рисует свою семью. По ходу работы логопед задаёт детям вопросы: «Кого ты сейчас рисуешь?», «Чем занимается твой папа?» и т. д.
Подведение итогов
Л.: - Какие рисунки получились! Покажите свои рисунки друзьям. Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?
Л.: Подходим к поляне настроения, выставляем жетоны, обозначающие ваше настроение.
Прощание
Л.: Встали в круг, держась за руки, касаемся щечками.
Спасибо за занятие! - Сопряжено.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного типа
второй категории № 93 г. Челябинска
Логопедическое занятие по развитию речи на тему: «Овощи»
Выполнил:
учитель-логопед
Герус Юлия Ивановна
Челябинск, 2006.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1.Расширение предметного словаря по теме «Овощи».
2. Развивать умение отгадывать загадки.
3. Расширение словаря признаков по теме.
4.Закрепление навыка словоизменения: образование множественного числа.
Игра «Один-много».
Коррекционные задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать эмоционально-мимическую мускулатуру.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Работа над голосом (высота, громкость, сила).
- Закрепить навык ответа на вопросы словом и словосочетанием.
- Работа над силой воздушной струи.
7 .Развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память.
8.Развивать, зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные задачи:
- Учить уважительно относиться к другим детям.
- Воспитывать умение расслабляться и чувствовать себя уверенно.
Словарная работа: морковь, горох, репка, лук, помидор, картофель, огурцы.
Индивидуальная работа: с Катей – чётко проговаривать гласные звуки и говорить внятно; с Настей – следить за тем, чтобы ребёнок чётко выполнял инструкции; с Виолеттой – следить за расслаблением всех мышц во время релаксации; с Данилом – говорить медленно, внятно.
Оборудование иллюстрации «Овощи», муляжи овощей или настоящие овощи, зеркала, мяч, бубен, музыкальная запись спокойной мелодии.
Ход занятия
Организационный момент
Под тихую плавную музыку дети входят в кабинет, встают в круг и, передавая мяч друг другу, говорят приветствие: «Я рад(а) вас видеть». Затем подходят к «поляне настроения» и выбирают своё настроение.
Основная часть
Л. Чтобы плавно и спокойно говорить мы будем учиться расслабляться. Сядьте на край стула, обопритесь на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить (включается музыка).
Есть у нас игра такая
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье….
И становиться понятно – расслабление приятно.
А теперь откройте глазки и сожмите пальцы в кулачки покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы пальчики побелели. Сильно напрягли руки! Неприятно! Руки устали! Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко и приятно. Слушаем и делаем как я. Спокойно. Вдох-выдох!-3р.
Руки на коленях Пальчики сильней сжимаем
Кулачки сжаты Отпускаем, разжимаем
Крепко, с напряженьем
Пальчики прижаты.
Представьте, что ноги загорают на солнышке (ноги вытянуты вперёд). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись (мышцы стали твёрдыми). Опустили ноги , они устали, а теперь расслабляются. Как хорошо, приятно. Вдох-выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем.
Держим, держим-напрягаем.
Загораем! Опускаем! (резко опустить ноги на пол).
Ноги не напряжены, а расслаблены.
А теперь встать, ноги немного расставлены. Представьте, что перед вами на полу лежит тяжёлая штанга.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклон вперёд)
Штангу с пола поднимаем (руки прямые медленно поднимаем вверх)
Крепко держим …и бросаем.
Наши мышцы не устали и ещё подвижней стали.
Артикуляционная гимнастика:
Сказка: «Заяц-огородник». (Логопед рассказывает сказку, а дети выполняют соответствующие движения перед зеркалом).
«Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами еду на огородах выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на полянку.
«Лопатка».
Копает заяц землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то. Это змея мимо проползала и похвалила зайца.
«Весёлая змейка».
Мимо белка скачет, а в руках у неё грибок. Похвалила белка зайца и посоветовала грядки сделать, чтобы красиво было.
«Грибок».
Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт.
«Вкусное варенье».
Угостил медведь зайца вареньем и ушёл. Заяц дальше копает и песенки поёт.
Исполняются песенки: «а», «о», «ы», «э», «и», «у».
Всё лето заяц работал, поливал, полол. Все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, и получилась целая горка.
«Горка».
Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить.
Воспитание продолжительного выдоха:
Дует лёгкий ветерок - ф-ф-ф.
И качает так листок - ф-ф-ф.
Дует сильный ветерок - ф-ф-ф.
И качает так листок - ф-ф-ф. (На звук «ф» дети выдыхают).
А потом пошёл дождь.
Ритмическое упражнение: (Логопед говорит слова, а дети поставив руки на пояс выполняют прыжки на двух ногах в разном темпе).
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Отгадывание загадок про овощи:
Красный нос в землю врос, Что за скрип? Что за хруст?
А зелёный хвост снаружи. Это что ещё за куст?
Нам зелёный хвост не нужен. Как же быть без хруста,
Нужен только красный нос. Если я (капуста).
(Морковь)
Бела, рассыпчата, вкусна Он круглый и красный
И на столе всегда она. Как глаз светофора.
(Картошка) Среди овощей нет страшней (помидора).
Летом в огороде свежие зелёные, Круглый бок, жёлтый бок
А зимою в бочке жёлтые, солёные. Сидит на грядке колобок.
Отгадайте, молодцы, Врос он в землю крепко.
Как зовут нас? - (огурцы) Что же это? (репка).
Голова на ножке в головке горошки. Прежде, чем его мы съели,
(горох) Все наплакаться сумели. (лук).
(По ходу угадывания детьми овощей логопед выставляет изображение этого овоща).
После того, как все картинки с овощами выставлены, дети хором чётко проговаривают и прохлопывают каждое слово- название овоща.
Игра «Один-много».
Дети встают в круг, логопед, бросая мяч ребенку, задает вопросы.
Например:
- Катя, скажи, как правильно сказать один кабачок, а много….(кабачков)
(Логопед добивается от детей правильных ответов.)
Игра на внимание: «Овощи-фрукты».
Л.: - Ребята, где растут овощи в огороде на грядке или в саду на дереве?
Ответ детей: В огороде на грядке
Л.: А где растут фрукты?
Ответ детей: В саду на дереве.
Л.: Будьте внимательны! Если я говорю слово «овощи» вы садитесь на корточки. Если я говорю слово «фрукт» вы встаёте на цыпочки и тянете руки вверх. (Задание можно усложнить, если вместо слов ударять в бубен «овощи» - 1 удар, «фрукт» - 2 удара.) Итог занятия
Л.: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Какие овощи вы знаете?
Л.: Подходим к поляне настроения, выставляем жетоны, обозначающие ваше настроение.
Прощание
Л.: Встали в круг, держась за руки, касаемся щечками.
Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.
В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".
Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...
Формирование плавной речи у детей с заиканием
Представлены примерные упражнения по формированию плавной речи у детей с заиканием....
Конспект занятия по развитию связной речи для детей 6-7 лет с заиканием Составление рассказа по картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Конспект занятия по развитию связной речи разработан для старших дошкольников, страдающих заиканием. В конспекте представлена поэтапная работа по обучению составления описательного рассказа по картине...
Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия"
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы по лексической теме "Моя Родина - Россия"...