ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " В "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФЕДОРОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА,
учитель- логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
( КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА)
Образовательная область: Развитие речи
Тип: Формирование грамматических категорий языка
Тема: Предлог «В».
Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога «В».
Задачи:
Коррекционно- образовательные задачи:
1. Воспринимать, выделять и употреблять предлог «В» в словосочетаниях и предложениях.
3. Самостоятельное составление предложений с предлогом «В».
4. Работать над деформированной фразой.
Коррекционно- развивающие задачи:
Развивать внимание, память и мышление.
Коррекционно- воспитательные задачи:
Учить слушать ответы других детей, помогать деликатно исправлять чужие ошибки.
Оборудование:
- маленький шарик на ниточке;
- предметы: банка, миска, ящик, лейка, бокал, бутылка;
- схема предлога «В»;
- картинки овощей и фруктов (муляжи);
- корзина и ящик;
- сумка, мешок, ведро, шкаф, тумбочка;
- игрушки: машина – гараж; кукла – коляска; кубики – коробка;
- мяч – сетка; формочки – ведро;
- панно, на котором расположены сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, музей, цирк;
Используемые технологии: игровая технология , проблемно- поисковая технология,
ХОД ЗАНЯТИЯ :
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Логопед показывает детям сумку.
Логопед: Придумайте, что у меня может лежать внутри сумки.
Дети называют разные предметы, отвечают полным предложением.
Дети: В сумке лежит хлеб. В сумке лежит банан…
Логопед: Эти предметы могут лежать в сумке. Но внутри сумки лежит телеграмма.
Логопед читает телеграмму «Скоро буду. Ждите. Приготовьте варенье».
Логопед: Как вы думаете, кто мог написать эту телеграмму?
Логопед включает магнитофон - маленький музыкальный отрывок из сказки «Малыш и Карлсон».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Игра: «Волшебный шарик»
1) Логопед: К нам в гости сегодня прилетел большой сластена. Он любит варенье и все сладкое: конфеты, вафли, ватрушки, плюшки. А на спине у этого гостя пропеллер. Кто это? (Карлсон.)
Логопед достает игрушку - Карлсон.
2) Логопед: Карлсон у нас такой шутник, он очень любит поиграть и пошалить. И вот он придумал игру - « волшебный шарик». Шарик этот на ниточке. Карлсон предлагает нам с этим шариком поиграть.
Посмотрите, что он делает с шариком?
Логопед достает из мешочка шарик на ниточке и по очереди опускает в банку, бутылку, ящик, миску, лейку и т.д.
Логопед опускает волшебный шарик в банку и спрашивает детей:
- Где шарик?
Дети: Шарик В банке.
Затем логопед опускает волшебный шарик в миску и спрашивает детей:
- Где шарик?
Дети: Шарик В миске.
Аналогично проделывается работа с другими предметами (лейка, бутылка, ящик).
Логопед после каждого ответа, выделяя голосом предлог «В», повторяет ответы детей.
3) Объяснение:«Если предмет находится внутри или в середине другого предмета, появляется маленькое слово-помощник «В».
Показать схему этого предлога.
2.2. Сообщение Темы занятия.
Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться употреблять это короткое слово «В».
2.3. Игра «Уберем игрушки»
Логопед: А сейчас мы будем учиться составлять предложения с маленьким словом «В».
Карлсон приготовил для вас сюрприз, но покажет его он только тогда, когда мы поможем ему убрать игрушки. Они с Малышом играли и все игрушки разбросали. Нужно положить каждую игрушку на свое место и сказать, куда вы положили игрушку.
Дети составляют предложения с маленьким словом «В».
- Что это? (Машина.)
- Куда мы поставим машину? (Машину ставим в гараж.)
- Что это? (Кубики.)
- Куда положим кубики? (Кубики положим в коробку.)
- Что это? (Кукла.)
- Куда посадим куклу? (Куклу посадим в коляску.)
- Что это? (Мяч.)
- Куда положим мяч? (Мяч положим в сетку.)
- Что это? (Формочки.)
- Куда положим формочки? (Формочки положим в ведро.)
Дети отвечают полным предложением.
Логопед напоминает, что в каждом предложении встречается маленькое слово «В».
2.4. Игра «Чудесная коробка»
Логопед: Вы помогли Карлсону, положили на места все игрушки. Он приготовил для вас сюрприз.
Логопед достает коробку.
- А что в этой коробке, вы узнаете, отгадав загадки:
1)Бурый, пушистый, ест мед душистый. (Медведь.)
Логопед достает из коробки игрушку - медведя.
- Где лежал медведь? (Медведь лежал в коробке.)
2)У рыжей плутовки тридцать три уловки.
Без них трудно прожить, трудно корм добыть. (Лиса.)
Логопед достает из коробки игрушку - лису.
- Где была лиса? (Лиса была в коробке.)
3)
Кто по елке ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?(Белка.)
Логопед достает из коробки игрушку - белку.
- Где находилась белка? (Белка лежала в коробке.)
4)Нет моей походки тише, и меня боятся мыши. (Кот.)
Логопед достает из коробки игрушку кота.
- Где лежал кот? (Кот лежал в коробке.)
5)Под полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь.)
Логопед достает из коробки игрушку мыши.
- Где была мышь? (Мышь лежала в коробке.)
6)Заворчал живой звонок, лег у двери поперек.
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака.)
Логопед достает из коробки игрушку - собаку.
- Где лежала собака? (Собака лежала в коробке.)
- Какие предметы (игрушки) были в коробке?
Дети по очереди: В коробке была лиса. В коробке был медведь и т.д.
2.5. Игра «Кто, где спит?»
На столе у логопеда стоят игрушки: медведь, лиса, кот, мышь, белка, собака.
Логопед: Где спит медведь?
- Где спит лиса?
Дети составляют предложения о каждой игрушке.
Дети: Кот спит в доме.
- Собака спит в конуре.
- Лиса спит в норе и т.д.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Мы поедим в лес, в лес, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Много встретим там чудес.
Спит медведь в своей берлоге, (Присесть.)
Видим мы лису в норе, (Руки ко лбу.)
Заяц прыгал вдоль опушки, (Попрыгать.)
Белка спряталась в дупле. (Закрыть ладошками лицо и присесть.)
2.6. Игра «Прятки»
Логопед: Карлсон любит играть в разные игры. И вот сейчас он хочет поиграть с вами в прятки. Карлсон будет прятаться, а вы его ищите.
Логопед прячет Карлсона и спрашивает:
- Где Карлсон?
Дети отыскивают его и говорят:
- Карлсон спрятался в шкафу. Карлсон залез в тумбочку. Карлсон залез в ведро. Карлсон спрятался в мешке и т.д.
2.7.. Игра «Помоги Карлсону»
Логопед: Карлсон хотел приготовить себе обед из овощей и фруктов, но не знает где, что лежит. Ему надо помочь. Положить овощи в ящик, а фрукты в корзину.
У детей на столах лежат картинки (муляжи) овощей и фруктов. Дети по очереди выходят и кладут картинки с овощами в ящик, а картинки с изображением фрукта - в корзину.
Отвечают полным предложением.
Дети: Я положу яблоко в корзину. Я положу помидор в ящик и т.д.
Логопед уточняет: Где лежат овощи? (Овощи лежат в ящике.)
- Где лежат фрукты? (Фрукты лежат в корзине.)
- Какое маленькое слово нам помогало? («В»)
Маленькое слово «В» появляется только тогда, когда предмет находится внутри другого предмета.
2.8. Игра «Найди слово»
Логопед: Карлсон любит сочинять. Сегодня он приготовил для вас стихи, в которых встречается маленькое слово-помощник «В».
Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в них маленькое слово «В».
1) В поле ветер вдруг поднялся,
Без шляпы Коля остался. - Где вдруг поднялся ветер?
2)В лес пошли бобры, топоры у них остры.- Куда пошли бобры?
3)В гости вас ворона ждет, пироги для вас печет.- Куда пригласила вас ворона?
4)В бочке яблоко моченое, в печке яблоко печеное.
- Где яблоко моченое?- Где яблоко печеное?
5)В небе ясная луна, в море синяя волна.
- Где ясная луна?- Где синяя волна?
2.9. . Игра «Исправь ошибки Карлсона»
Логопед: Карлсон написал рассказ о Малыше. Послушайте внимательно, все ли у него правильно, и найдите ошибки.
Малыш пошел _ гости.
Он купил _ магазине конфеты и вафли.
Малыш сел _ автобус.
Мальчик вошел _ дом.
Карлсон его ждал _ квартире.
- Какое маленькое слово Карлсон пропустил в предложениях ? («В»)
2.10 . Игра «Путешествие»
У детей на столах сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, театр, цирк, школа, детский сад, магазин.
Логопед: Карлсону пора прощаться с нами. У него еще много дел. Он должен улетать. И на прощание давайте мы ему подарим предложения с маленьким словом «В», которые вы составите по картинкам на ваших столах.
Дети отвечают полным предложением, выделяя предлог «В».
Дети: Дети идут в парк.
- Коля смотрит спектакль в театре.
- Яблоки растут в саду и т.д.
3.ИТОГ, ЗАНЯТИЯ, оценка деятельности детей, рефлексия.
Логопед: С каким словом-помощником мы сегодня с вами познакомились? («В»)
Что мы учились делать сегодня на занятии? (Выделяли и употребляли маленькое слово «В», составляли предложения…)
Оценивается деятельность детей.
Логопед: Карлсон с вами прощается, но на прощанье он вам дарит банку с вареньем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"
Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...
Конспект образовательной деятельности по развитию лексико - грамматических категорий с использованием обучающих структур Сингапурской методики на тему "Дикие животные" в старшей логопедической группе
Конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в старшей логопедической группе....
конспект занятия "Весеннее путешествие" Формирование лексико- грамматических категорий
Формирование лексико- грамматических категорий и связной речи у дошкольников с ОНР....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.Развитие связной речи. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " НА "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико - грамматических категорий . Предлог " НА "...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "...