ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФЕДОРОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА,
учитель- логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
( КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА)
Образовательная область: Развитие речи
Тип: Занятие по развитию связной речи
Тема: Зимующие птицы.
Цель: Составление описательного рассказа с опорой на план-схему.
Коррекционно-образовательные:
- расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);
- совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа).
- уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
Коррекционно-развивающие :
- упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя при этом план - схему. Продолжать учить связной речи, развёрнутости высказывания, непрерывного рассказывания.
закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие; - развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
продолжать развивать мышление, память, внимание; Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Оборудование: Письмо с загадками, маленький и большой клубок ниток, мешочек, мягкая игрушка-сова, иллюстрации с изображением зимующих птиц: снегиря, дятла, воробья, синицы, совы, голубя; схема для составления рассказа о птице; ковролин, силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц,
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации о птицах; наблюдения на прогулке; чтение рассказов В.Бианки « Про птиц», « Синичкин календарь», Г. Снегирев «Птицы нашего леса», стихотворение В. Берестова « Сова и синица». Выставка кормушек; рисование птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
На ковролине силуэт зимнего дерева с предметными картинками, изображающих зимующих птиц.
А у наших у ворот чудо-дерево растет. А на ветках...кто? (птицы). Назовите их. А почему же они не улетели от нас в теплые страны? (ответ детей - потому что они зимующие птицы)
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Упражнение «Повтори ритмический рисунок».
Дятел дерево долбил, день-деньской кору дробил.
Сейчас мы с вами попробуем также хорошо отбивать ритм, как и дятел (логопед предлагает детям сначала прохлопать, а затем оттопать ногой заданный ритм).
2.2.Объявление темы.
Ребята, мы сегодня поговорим о зимующих птицах.
2.3. Беседа о зимующих птицах.
Логопед: Сегодня к нам в гости прилетела мудрая сова. Она живет в лесу. Ночью сова охотится, а днем отдыхает. Но вот беда: днем все лесные жители заняты своими делами и ей не с кем поговорить. Совушке стало скучно и одиноко в лесу. И она решила прилететь к нам и поговорить с вами, ребята. По дороге к нам сова нашла конверт. Интересно, что в этом конверте? Давайте откроем? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки).
-Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
Логопед загадывает загадки. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.
Отгадывание загадок:
Я в тёплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… Воробей.
Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? Синичка.
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая - известная персона.
Кто она?. Ворона.
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появиться опять. Снегирь.
Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной.
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. Дятел.
Ходит важно, вперевалку. И воркует, и клюет. Голубь.
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. сорока
Логопед: Молодцы! Правильно отгадали загадки.
2.4. Упражнение «Вопрос- ответ»
- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)
- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, и остаются зимовать у нас)
Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
2.5.составление описательных рассказов по схеме
Логопед: А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему.
(логопед вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ). На таблице схематично изображена последовательность рассказа:
- название птицы
- размер птицы
- строение ее тела
- окрас птицы
- чем питается
Каждый из вас будет рассказывать про ту птичку, которая вам нравится.
Составление описательных рассказов о птицах по опорной схеме.
Дятел:
Это птица дятел. Дятел- крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв у дятла длинный и крепкий .Он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла спинка, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях белые пятна, подхвостье красное. Брюшко белое с чёрными полосками. На голове дятла ярко-красный беретик. Он питается насекомыми и семенами шишек.
Воробей:
Это птица воробей .Эта птица маленькая, но шустрая. У нее короткие крылышки, короткие ножки. Тело птички покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Воробей питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает.
Снегирь:
Это-снегирь. Он небольшой. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. У него красная грудка, черные крылья, голова и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. Снегирь любит лакомиться рябиной. Любят ягоды рябины, калины, боярышника.
Синичка.
Это птица- синица. Она маленькая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова, горло и хвост чёрны . Грудка у синички жёлтая с чёрной полоской. Щеки белые. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало.
Ворона.
Это ворона. Она большая. У неё большой клюв, большие лапы, большие глаза. Голова, крылья и хвост и лапы у неё черные, остальное оперение темно-серое. Вороны всеядные птицы.
Сорока
Это сорока. Она большая. У неё длинный острый клюв, длинный как стрела хвост. Голова, спина, крылья и хвост черные. Брюшко и бока у сороки белые, поэтому её называют "белобока". На крыльях белые полосы. Питается ягодами, семенами, крошками, насекомыми.
Голубь:
Это птица-голубь. Она большая. У голубя небольшая голова, короткая шея, длинные и острые крылья, хвост небольшой. Ноги короткие , пальцы длинные, клюв маленький. У него серо-сизое оперенье, две полосы на крыле, серый хвост и темный клюв. Питаются они семенами, плодами, ягодами. Любит хлебные крошки.
логопед:. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём.
Дети встают, выходят на ковёр.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. «Снегири».
Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
Вот на ветках, посмотри,(Опущенными руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудку руками)
Распустили пёрышки(Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке(наклон вперёд, руки назад)
Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо )
Улететь хотят
Улетели! Улетели!(Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.(Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?
Ребёнок. Развешивают кормушки.
2. 6.Игра «Кто улетел?».
логопед; Каких птичек вы видите на дереве? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.
. Кого не стало? Дети. Синички.
Где сидела синичка? Дети. На ветке.
Что она делала? Дети. Клевала сало.
Логопед убирает плоскостное изображение воробья.
Кого теперь не стало? Дети. Воробья.
Где сидел воробей? Дети. В кормушке.
Что он делал? Дети. Клевал зёрнышки.
Кого теперь улетел? Дети. Дятел.
Что делал дятел?
- Совушка очень довольна вашими ответами. А давайте её еще чем-нибудь удивим, нашу гостью.
Ребята, посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.
(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)
2.7.Игра: «Птичья столовая»
- Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками(положить в кормушку)
Снегиря – ягодами рябины, боярышника;
Синичка – любит сало;
Ворона, сорока – всеядные птицы.
- Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
Мы повесим кормушку с угощениями на нашем участке и будем наблюдать за птицами.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Вы хорошо справились с заданием. Вам понравилось? А что понравилось больше всего? - Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
Вы сегодня просто молодцы, хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться.
- Как вы думаете, понравились ли Совушке наше занятие? Ей наверняка не было с нами скучно.
Совушка очень благодарна вам за то, что у неё теперь появилось много друзей. Посмотрите, что она нам принесла. Это силуэты птиц, но они не раскрашены. Хотите выбрать себе птичку и раскрасить ее? Потом мы посадим этих птиц на ветку и покажем мамам и папам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению составлению описательных рассказов на тему «Овощи» с использованием схемы-опоры (ИКТ) для детей старшей логопедической группы с ТНР.
Данный конспект занятия был разработан для детей 4-5 лет с тяжёлыми нарушениями речи....
Методическая разработка "Конспект занятия по обучению составления описательного рассказа по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
Методическая разработка...
Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " НА "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико - грамматических категорий . Предлог " НА "...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " В "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " В "...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "...