Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматические категории, цель, название логосказки, лексическая тема, литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективно - тематический план | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда
"Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"
Лексико – грамматическая категория | Цель | Название логосказки | Лексическая тема | Литература |
Существительное | Дать представление об имени существительном | Об имени существительном | Сборник сказок о правилах грамматики | |
Род имен существительных | Различать род имен существительных (мужской, женский, средний) Различать род имен существительных (он, она, оно, они) | Сказка о роде имен существительных Разноцветные домики | «Игрушки» | Сборник сказок о правилах грамматики Журнал «Логопед». № 2, 2005 |
Существительные единственного и множественного числа | Различать существительные единственного и множественного числа | Гномы Один и Много | «Страна Гномия» | |
Именительный падеж множественного числа существительных | Упражнять в употреблении И.п. множественного числа существительных | Гном Забывалкин | «Страна Гномия» | |
Винительный, дательный падежи существительных | Упражнять в употреблении винительного и дательного падежей существительных | Капустный лист | «Домашние животные и птицы» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Родительный падеж множественного числа существительных | Упражнять в употреблении множественного числа существительных | Маша и медведь | «Овощи, фрукты» | Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001 |
Родительный падеж единственного числа существительных | Упражнять в образовании существительных в родительном падеже единственного числа без предлога. | Путешествие по сказкам | Журнал «Логопед», № 2, 2005 | |
Дательный падеж существительных | Упражнять в употреблении дательного падежа существительных | Волшебный лес | «Дикие животные» | Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 5-ти лет) |
Творительный падеж существительных | Упражнять в употреблении творительного падежа существительных | Шустрик и бабушка Хлеб с росой Как назвать зайца | «Дом. животные» «Продукты питания» «Животные и их детеныши» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Суффиксы | Дать представление о суффиксах | Сказка о суффиксах | Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994) | |
Уменьшительно-ласкательные формы существительных | Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование существительных при помощи суффиксов ик, ищ Образование существительных при помощи суффиксов Образование существительных при помощи суффиксов Образование сущ-х при помощи уменьшит. и увеличительных суффиксов | Великан и карлик Мишка-сластена «Васька», «Шустрик и бабушка» «Два брата» «Самая красивая мама на свете» «Лиса и цапля» «Как козочка и волк разговаривали» | «Продукты питания», «Фрукты» «Домашние животные» «Птицы и птенцы» «Животные и птицы» «Дикие и домашние животные» | «Страна Гномия» Журнал «Логопед», № 2, 2005 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Согласование существительных с числительными | Упражнять в согласовании существительных с числительными | «Как котенок считать учился» | «Домашние животные» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Согласование числительных с существительными | Упражнять в согласовании числительного с существительным Упражнять в согласовании числительного с существительным в творительном падеже | «Про нос и про язык» Гном Считалкин «Сказка о гномике» | «Наше тело» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994) Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001 |
Согласование порядковых числительных с существительными | Упражнять в согласовании порядковых числительных с существительными | «Принцесса цифирь» | Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998 | |
Образование существительных | Упражнять в образовании существительных | «Вороненок и соловьенок» «Под грибом» «Гога и гуси» | «Птицы» «Грибы» «Домашние птицы» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Многозначные слова | Употребление многозначных слов - существительных | «Ярмарка слов» | Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998 | |
Сравнения | «Одуванчики» | «Цветы» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 | |
Прилагательные | Дать представление об имени прилагательном Применять прилагательные, обозначающие цвет Упражнять в употреблении прилагательных | «Об имени прилагательном» «Желтая сказка» «Сказка о солнышке и солнечном зайчике» «Мальчик Ваня и Мудрый учитель» «Три поросенка» «Заюшкина избушка» «Кот, петух и лиса» | «Лето» «Лето» | Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994) Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Журнал «Логопед», № 6, 2005 Журнал дошкольное воспитание», № 5, 1998 Русские народные сказки |
Подбор синонимического ряда прилагательных | Упражнять в подборе синонимического ряда прилагательных | «Мышиные прогулки» | Журнал «Дошкольное воспитание», № 8, 1998 | |
Согласование прилагательных с существительными | Упражнять в согласовании прилагательных с существительными Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже Упражнять в согласовании прилагательных с существительными | «Живой букет» «Колокольчики» «Ландыши» «Весенняя песенка» «Рыжий город» «Четыре цвета» «Собачка» «Новый дом» «Волшебный сундучок» «Красавица, рыцарь и чудовище» | «Осень» «Цветы» «Цветы» «Весна» «Игрушки» «Моя семья» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Журнал «Логопед», № 6, 2005 Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998 |
Согласование существительных с прилагательными | Упражнять в согласовании существительных с прилагательными Упражнять в образовании прилагательных от существительных | «Цветная сказка» «Волшебная радуга» «Пять веселых поросят» «Лягушонок под зайчиком» | «Лето» «Продукты питания» «Деревья» | Журнал «Логопед», № 6, 2005 Журнал «Логопед», № 6, 2005 |
Относительные прилагательные | Упражнять в образовании относительных прилагательных | «Прогулка в зимний лес» «Прогулка в лес» | «Деревья» | Журнал «Логопед», № 6, 2005 Журнал «Логопед», № 2, 2005 |
Притяжательные прилагательные | Упражнять в образовании притяжательных прилагательных | «Вороненок и соловьенок» «Чудо зверь» «Где мой домик?» «Чьи хвосты» | «Птицы» «Дикие животные» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001 |
Глаголы | Сформировать представление о глаголах Учить подбирать глаголы | «Сказка о глаголе» «Мышкины проделки» «Ярмарка слов» «Буратино открывает удивительный мир слов» | Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994) Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998 | |
Глаголы прошедшего времени | Использовать глаголы в прошедшем времени | «Мальчик Ваня и Мудрый учитель» | Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998 | |
Глаголы повелительного наклонения | Упражнять в употреблении глаголов повелительного наклонения | «Командир и солдат» | ||
Глаголы – антонимы | Сформировать у детей представления о глаголах – антонимах | «Мальчик Наоборот» | «Семья» | Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 5-ти лет), 2001 |
Приставочные глаголы | Дать детям представления о приставках Упражнять детей в употреблении приставочных глаголов Использовать приставочные глаголы (в, с, вы, за, по, под, пере, от) | «О приставках» «Гном Путанка» «Приключение маленького автомобиля» «Ну, погоди» «Где мой домик» «Почему птицы не все на юг улетают или отчего ворона вороной зовется» | «Транспорт» «Дикие животные» «Зимующие птицы» | Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994) «Страна Гномия» Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 5-ти лет), 2001 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Предлоги | Дать представление о предлогах: около, на Дать представление о предлогах: из, за Дать представление о предлогах: над, под Дать представление о предлогах: по, через Дать представление о предлогах: из-за, из-под Дать представление о предлогах: между, от | «Гномы Около, На» «Гномы Из, За» «Гномы Над, Под» «Гномы По, Через» «Гномы Из-за, Из-под» «Гномы Между, От » | «Страна Гномия» «Страна Гномия» «Страна Гномия» «Страна Гномия» «Страна Гномия» «Страна Гномия» | |
Предлоги: на, с, к, по, в, от, под, из-под | Упражнять в употреблении предлогов: на, с, к, по, в, от, под, из-под | «Догонялка» | «Дикие животные» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Предлоги: на, с, к, над | Упражнять в употреблении предлогов: на, с, к, над | «Как найти дорожку» | «Деревья в лесу» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Предлоги: на, в, под | Упражнять в употреблении предлогов: на, в, под | «Дятел и тетерев» | «Птицы" | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Предлоги: на, в, под, с | Упражнять в употреблении предлогов: на, в, под, с | «Прогулка в зимний лес» | «Зима» «Дикие животные» «Деревья» | Журнал «Логопед», № 6, 2005 |
Предлоги: на, с, к, за, от, под, из-за, из-под | Упражнять в употреблении предлогов: на, с, к, за, от, под, из-за, из-под | «Сказка о солнышке и солнечном зайчике» | Журнал «Логопед», № 6, 2005 | |
Предлоги с пространственным значением | Упражнять в использовании предлогов с пространственным значением | «Красная Шапочка» | «Профессии» | Журнал «Логопед», № 2, 2005 |
Предлоги: на, с, со, за, под, из-за, из-под | Упражнять в употреблении предлогов: на, с, со, за, под, из-за, из-под | «Котенок-проказник» | «Мебель» | Журнал «Логопед», № 2, 2005 |
Предлог: за | Упражнять в употреблении предлога: за | «Репка» | «Овощи» | Русская народная сказка |
Предлоги: от, на | Упражнять в употреблении предлогов: от, на | «Колобок» | «Дикие животные» | Русская народная сказка |
Предлог: в | Упражнять в употреблении предлога: в | «Теремок» | «Дикие животные» | Русская народная сказка |
Предлоги: за, из-за | Упражнять в употреблении предлогов: за, из-за | «Сказка об одиноком волке» | «Дикие животные» | Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001 |
Предлог: над | Упражнять в употреблении предлога: над | «Гуси – лебеди» | «Птицы» | Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001 |
Предлоги с пространственным значением | Упражнять в использовании предлогов с пространственным значением | «Муха – чистюха» | «Насекомые» | «Речь и речевое общение» А.К. Арушанова |
Слово и звук | Знакомство со словом и звуком | «Гном Однослов (Словознайка)» | «Страна Гномия» | |
Слова короткие и длинные | Дать представление о коротких и длинных словах Формирование слоговой структуры слова | «Гном Звукознайкин» «Гном Торопун» | «Страна Гномия» | |
Построение предложения | Составлять предложения из слов | «Гном многослов» «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая» | «Дикие животные» | «Страна Гномия» «Речь и речевое общение» А.К. Арушанова |
Сложно-сочиненные предложения | Упражнять в построении сложно-сочиненного предложения с союзом «а» | «Кривое зеркало» | Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998 | |
Сложно-подчиненные предложения | Упражнять в построении сложно-подчиненного предложения | «Чего не достало белке?» «Как цыпленок потерялся» | «Дикие животные» «Домашние птицы» | «Речь и речевое общение» А.К. Арушанова |
Постановка вопросов: Кто это? Что это? | Упражнять детей в постановке вопросов | «Гном Вопрос» | «Страна Гномия» | |
Постановка вопросов: Где? Когда? Как? | Упражнять детей в постановке вопросов | «Гном Где, Когда, Как» | «Страна Гномия» | |
Постановка вопросов: Где? Куда? Откуда? | Упражнять детей в постановке вопросов | «Красная Шапочка» | «Профессии» | Журнал «Логопед», № 2, 2005 |
Постановка вопросов | Упражнять детей в постановке вопросов | «Сказочный зверь» «Как цыпленок потерялся» «Незнайкины игры» «Я садовником родился» «Встретил ежика бычок» | «Домашние птицы» «Комнатные растения» «Животные» | «Речь и речевое общение» А.К. Арушанова |
Однокоренные слова (сложные) | Дать представления о корнях | «Сказка о корнях» «Складно – нескладно» «Сорока и медведь» «Погрустили» «Пар и ход» «Под грибом» «Домик – ракушка» «Проказы старухи зимы» | Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994) | |
Родственные слова | Познакомить детей с понятием «родственные слова» Упражнять детей в подборе родственных слов | «Сказка о родственных словах» «Где мой домик?» | «Зима» «Дикие животные» | Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Родственные слова с суффиксами: ок, ищ, ист, ишк, очек | Упражнять детей в подборе родственных слов | «Сказка о цыпленке Цыпе» | Журнал «Логопед», № 6, 2005 | |
Родственные слова | Упражнять детей в подборе родственных слов | «Самый, самый» | Журнал «Логопед», № 6, 2005 | |
Словообразование | Упражнять детей в словообразовании | «Красавица» «Шустрик в лесу» «Чудесный ручеек» «Как найти дорожку» «Про посуду» «Почему не все птицы на юг улетают» «Пять веселых поросят» «Самый, самый» «Новенькая» «Профессии» «Дятел на дубе сидит» «Мы эрудиты» | «Животные жарких стран» «Дикие животные» «Грибы» «Деревья» «Посуда» «Зимующие птицы» «Продукты питания» «Домашние животные» «Одежда» «Профессии» «Дикие животные» «Деревья», «Грибы», «Цветы» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Журнал «Логопед», № 6, 2005 «Речь и речевое общение» А.К. Арушанова |
Многозначные слова | Закрепить представление о многозначных словах Упражнять детей в употреблении многозначных слов | «Ярмарка слов» «Буратино открывает удивительный мир слов» | Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998 | |
Синонимы, антонимы | Правильно подбирать слова – антонимы Развивать чувство языка | «Как козочка и волк разговаривали» «Погрустили» «Кривое зеркало» «Баба Яга» «Длинный и короткий» | «Домашние и дикие животные» | Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998 Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001 |
Местоимения: Мой, Моя, Мои, Моё | «Сказка о Знайке и Незнайке» «Прогулка в зимний лес» «Жадный медвежонок» «Спор животных» | «Домашние животные» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста сОНР
Задачи, этапы и ихсодержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста
Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека....
Календарно- тематический план по лексическим темам (Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи) с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми 5-7 лет с ФФН и ОНР
Календарно-тематический план учителя-логопеда по лексическим темам...
Использование артикуляционной гимнастики при формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.
Статья,опубликованная в сборнике ОГУ им. И.С. Тургенева "Актуальные проблемы дошкольного образования"...
Использование стимульного материала по развитию и формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
В данном материале содержатся рекомендации по примененеию стимульного материала в работе с детьми с ОНР....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"...
Технология моделирования в развитии и формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с ОНР
В данном материале содержатся приемы работы по развитию и формированию лексических и грамматических категорий языка...