конспект занятия "Весеннее путешествие" Формирование лексико- грамматических категорий
консультация (подготовительная группа)

Переяславцева Ольга Витальевна

Формирование лексико- грамматических категорий и связной речи у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesennie_puteshestvie.doc116 КБ
Microsoft Office document icon met.rekom_dlya_bud.pervoklas.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие  «Весенние путешествие»

(в старшей логопедической группе)

                                               Цели

  • Закрепить и расширить знания детей  зимующих и перелётных птицах, диких и домашних животных, об их жилищах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование и употребление относительных прилагательных).
  • Закрепить понятие  – признак, действие.
  • Закрепить понятие  о родственных словах.
  • Закрепить звукопроизношение трудных по артикуляции звуков.
  • Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, языкового анализа.
  • Развивать связную речь, зрительное внимание, общую моторику.
  • Развивать мышление, концентрацию  внимания.
  • Воспитывать дружеское отношение, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование

Цветик - семицветик, схемы-символы, предметные картинки: домашних и диких животных, зимующих и перелётных птиц, лиственных деревьев, цветов, бабушка, девочка, мальчик, ребенок, ученик, женщина, учитель, маски диких и домашних животных, звуковые линейки, фишки для обозначения гласных и согласных звуков.

Организационный момент.

     Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала отгадайте загадки:

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернется,

А в лесу медведь проснется.

Слышны трели соловья.

Это к нам пришла…

Дети: Весна

Тает снежок,

Цветет лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

Дети: Весной.

                    Игра «Так – не так»

Логопед: Весной падает белый пушистый снег.

Так или не так?- (дети отвечают)

Логопед: Весной дети загорают и купаются в море.

     Логопед: Весной листья желтеют, кружатся и падают.

Так или не так?- (дети отвечают)

Логопед: Весной цветы расцветают и всю землю украшают.                                                                                      

А какие весенние цветы вы знаете?                                                                                        

Дети: подснежники, пролески, мать-и-мачеха, колокольчик.

Логопед:  А у меня для вас сюрприз – весенний цветик-семицветик. Но он не только землю украшает, но и с детьми играет. Сколько у него лепестков? – 7. Посчитайте. Какого они цвета (дети называют цвета)

Цветок не простой на каждом лепестке задание.

        1. Логопед отрывает первый лепесток:

- Ребята, этот лепесток не простой. На нем изображен символ. Посмотрите и скажите какой.

                                                 

Дети: Символ солнца.

Логопед: Правильно.

                         Игра: «Подбери признак»

                                  «Подбери действие»

Логопед: Солнышко какое? – яркое, радостное, веселое…

Солнышко весной что делает? – греет, припекает, ярко светит, чаще появляется…

- Давайте позовем солнышко (закличка)

Дети стоят полукругом:

        Солнышко-колоколнышко

        Ты рано взойди, нас пораньше разбуди.

        Нам рано вставать,

        Нам весну встречать.

2. Второй лепесточек.

Логопед загадывает загадку: Голубой шатер весь мир покрыл

- Что это? – небо.

Вывешивается на доску символ неба.

                                           

                                                                                         

Логопед: Дети, садитесь за столы и сделайте звуковой анализ слова ТУЧА.

                        Игра: «Делим слова на слоги»

                        Игра: «На что похожи облака»

3. Третий лепесточек.

Логопед загадывает загадку:

Много рук одна нога. (Дерево)

На доску  вывешивается символ дерева.

                                                       

Логопед:  Дети, назовите, что происходит с деревьями весной.

Дети отвечают.

Логопед: А вы были в лесу, слышали, как шумят деревья – ш-ш-ш.

 А как свистит ветер – с-с-с-с.

              Игра: «С какого дерева лист, ветка, полено»

У березы – березовый лист, березовая ветка, березовое полено.

(у клена, у рябины, у дуба,  у сосны)

       Физкультминутка.

4. Четвертый лепесточек.

На доску вывешивается символ птицы.

                                                                                                 

                                                     

Логопед:

- Дети, что происходит в жизни птиц весной?

- Как называются птицы, которые прилетают весной? (перелетные)

- А птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)

 Пальчиковая гимнастика: Птички.

                    Игра: «Четвертый лишний»

                  Сорока, аист, воробей, голубь.

                  Ласточка, ворона, скворец, грач.

     Игра: «Кто как голос подает?»

Воробей - чирикает – чик-чирик.

Ворона – каркает – кар-р

Кукушка – кукует – ку-ку

Дятел – долбит – д-д-д

Сорока – стрекочет – ч-ч-ч

Голубь – воркует – гру-гру

- Дети, а есть птица, у которой нет своей песни. Отгадайте, кто это?

        На дереве висит дворец

        Во дворце сидит певец

        А зовут его - … (скворец)

     Игра: «Образование однокоренных слов»

Логопед:

- Как назвать скворца ласково? – скворушка.

- Кто у скворца птенец? – скворчонок

- А много птенчиков? – скворчата.

- А как зовут их маму? – скворчиха.

- Какой домик строят для скворцов люди? – скворечник.

- Что делают все птицы весной? – радуются, чирикают, поют, щебечут.

5. Пятый лепесток.

На нем символ  – животного  

                                                                                   

Логопед: Назовите, что происходит с животными весной? (ответы детей)

Детям раздаются маски диких и домашних животных

      Игра с мячом.

Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь логопеда.

- Утро наступает, зверюшки гуляют

   1,2,3 – зверюшки замри.

 Бросая мяч ребенку логопед спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?

Дети: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.

(Волк, медведь, еж, собака, заяц)

6. Шестой лепесток.

На доску выставляется символ человека.

                                                             

Логопед:

- Что это за символ? – Человек.

Что делает человек весной? Какую носит одежду? Кто такой человек? Как еще можно назвать человека? (выставляются картинки)

- бабушка, девочка, мальчик, ребенок, ученик, женщина, учитель…

 Дети отвечают.

     Игра: «Составь предложения по картинке»

Логопед: Дети, вот и остался последний лепесток и последнее задание.

Составьте  рассказ о весне (по цепочке) по схеме.(Дети составляют)

8. Итог занятия.

9. Сюрпризный момент.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Цветик-семицветик дарит всем вам по весеннему цветочку.

Ход занятия

1. Организационный момент.

 Логопед: ребята, целый год мы с вами трудились: учились красиво произносить звуки, составлять интересные рассказы, пересказывать сказки, делать звуковой анализ слов. Узнали много нового и интересного. Я очень этому рада. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебной стране.

Логопед: на каком виде транспорта можно отправляться в путешествие

(на машине, поезде, самолёте, велосипеде…..)

Логопед: Ребята, не забывайте, что страна волшебная и транспорт, на котором мы сможем туда добраться тоже волшебный, необычный. На чём мы сможем туда добраться (метла, ступа, облако, дракон, сапоги скороходы, ковёр – самолёт..)

Вот мы с вами и отправимся на ковре – самолёте.

 Волшебный колокольчик нам поможет. (Звенит колокольчик).

Вот мы и в волшебной  стране.

Жители страны не знают какое у них время года. А время года у них такое же как и у нас.

- Какое сейчас время года? – весна

- Сколько месяцев у весны? Какие?

- Что происходит в природе весной:

- Сейчас мы с вами поиграем с мячом.

    Что может быть - весенний, весенняя, весенние.

     (день, утро, погода, лес, небо, трава, настроение)

Логопед: Ребята, а кто знает стихотворение о весне.

 (чтение стихов)

Логопед: на нашем пути волшебный  лес.

-    Как шумят листья под ветром – ш-ш-ш.

-  А как свистит ветер – с-с-с-с.

-  А комары в лесу звенят – з-з-з-з

В лесу очень много разных деревьев. Мы с вами узнаем какие деревья растут в этом лесу поиграв в игру.

* Игра: «С какого дерева лист, ветка, полено».

У березы – березовый лист, березовая ветка, березовое полено.

(у клена, у рябины, у дуба,  у сосны)

  Логопед: Но в лесу много птиц и слышны их голоса.      

- Какие  птицы, прилетают весной? (перелетные)

- А птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)

* Пальчиковая гимнастика « Птицы»

* Игра: «Четвертый лишний»

Сорока, аист, воробей, голубь.

Ласточка, ворона, скворец, грач.

* Игра: «Кто как голос подает?»

Воробей - чирикает – чик-чирик.

Ворона – каркает – кар-р

Кукушка – кукует – ку-ку

Дятел – долбит – д-д-д

Сорока – стрекочет – ч-ч-ч

Журавль - курлычет,

Ласточка – щебечет

Логопед: дети, что делают птицы весной?- вьют  гнёзда, радуются, чирикают, поют, щебечут.

- А есть птица, которой люди делают домики? Что это за птица? –скворец.

* Игра: «Образование однокоренных слов»

- Как назвать скворца ласково? – скворушка.

- Кто у скворца птенец ? – скворчонок

- А много птенчиков? – скворчата.

- А как зовут их маму? – скворчиха.

- Какой домик строят для скворцов люди? – скворечник.

- Школа, в которой учат скворцов?- скворчиная.

Логопед: Ребята, весной часто идёт весенний дождик.

             Физминутка «Дождик».

     Логопед: в лесу живут дикие животные, которым  нужно помощь.    Однажды, лесные звери решили поменяться хвостами. Но чужие хвосты им не подошли, а вернуть свои у них не получается. Давайте им поможем. Каждому вернём свой хвост.

  • Игра «Чей хвост?»

У медведя-медвежий,

У зайца-…, у лисы-…, у волка-…, у барсука-.., у рыси-..

   Логопед: получив свой хвост звери побежали домой к своим детёнышам.

*  Игра «Назови детёнышей и дом диких животных»

      У медведя -  медвежата, они живут в берлоге.

   (заяц, белка, волк, рысь, лиса)

В волшебной стране протекает река. Пройти её поможет игра.

  • Игра «Наоборот»

Весёлый –грустный           сладкий -горький

Короткий –длинный          толстый -тонкий

Высокий – низкий            белый - черный  

Легкий –тяжёлый             день - ночь    

Сильный – слабый            зима - лето

Логопед: Перед нами два замки.

- Кто живёт в этих замках? – звуки

- Какие звуки живут в красном замке?- гласные.

- Какие звуки живут в сине- зелёном замке?- согласные: твёрдые и мягкие.

- Чем гласные звуки отличаются от согласных?- гласные звуки можно петь, им при произнесении ничего не мешает.

  • Звуковой анализ слова  ДОМ
  • Составь предложение по картинке.

Итог.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось из нашего путешествия.



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО                                                              УТВЕРЖДАЮ

 на заседании                                                         Директор  школы ___________                                       

МО учителей начальных классов                                     Полупанова Л.И.                            

Протокол №    от _________ 2009                                    Приказ №     от __________ 2009

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к школьному обучению

для родителей будущих первоклассников

Разработала

учитель-логопед  МОУ «СОШ№2»

Царевская Елена Геннадьевна

г. Старый Оскол, 2009

ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА

Посадка при письме

    При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

    В классе за партой и дома за столом леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

    Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук

    Руки должны лежать на столе так, чтобы  локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

Положение кисти руки

    Кисти левой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приемы держания ручки

    Существует несколько способов письма левой рукой.

    Первый способ является зеркальным отображением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

    Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети – левши.

    Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее наклонены влево. Но главное здесь – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Положение тетради

    Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

    Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления.

    Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • завязывание и развязывание лент, шнуровка;
  • перекладывание мелких предметов тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
  • всасывание и выпускание воды пипеткой из стакана;
  • плетение из ниток (лент, шнурков) закладок, ковриков, косичек;
  • завязывание узелков, нанизывание бусинок на проволоку

Необходимо обязательно заниматься

 гимнастикой для левой руки:

  • выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
  • выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;
  • руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
  • пальцы разомкнуты как можно шире, медленно соединяя их, опустить руку вниз;
  • сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.
  • соединять большой палец с остальными в «колечки» поочерёдно от указательного к мизинцу и обратно

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ХОРОШЕГО ПОЧЕРКА,

Подготовка кисти руки к нагрузкам при письме

Упражнение №1. Ладошки лежат на столе. Поднимаем по одному пальцы сначала одной руки, затем другой. Повторяем в обратном порядке.

Упражнение №2. Ладошки лежат на столе. Поочередно поднимаем пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение №3. Зажимаем ручку средним и указательным пальцами. Сгибаем и разгибаем эти пальцы, следим, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение №4. На столе лежит 8-10 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Количество карандашей постепенно увеличиваем.

Упражнение №5. Зажимаем ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делаем «шаги» по поверхности стола.

Упражнение №6.  Зажимаем конец  ручки средним и указательным пальцами правой руки. Противоположный конец ручки находится дальше от груди.  Переворачиваем ручку и вкладываем ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладываем ее в правую руку и так далее.

    В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости. 

Упражнение №7. Катаем карандаш между большим и указательным пальцами, затем между большим и средним, безымянным, мизинцем. Следим, чтобы в упражнении принимали участие только два пальца.

Упражнение №8. Большим, указательным и средним пальцами вращаем карандаш по часовой и против часовой стрелки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

  Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

  1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
  2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.
  3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
  4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)
  5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»
  6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
  • «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
  • Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове
  • Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

  1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
  2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,
  • Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)
  • Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому, что поётся
  • Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)
  • Назови сам слова на звук «а»
  • Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»
  • Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»
  • Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».
  • Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.
  1. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на

     что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать

     пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  

     например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           Эта буква широка и похожа на жука (Ж)

           И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

            Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

  1. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
  2. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти    к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

  1. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
  2. Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ
  3. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
  4. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими
  5. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
  6.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

Желаю Вам терпения и успехов на пути обучения грамоте!

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

    Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.  Регулярные упражнения для пальцев рук способствуют речевому развитию ребёнка, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Это было известно нашим предкам: в традициях русского обучения и воспитания детей были игры с речевым сопровождением «Ладушки» и др.

  Развитие тонких движений пальцев рук особенно тесно связано со становлением речи. Не зря человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Современная медицина рассматривает кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

   Предлагаем Вашему вниманию несколько игровых упражнений для пальцев рук с речевым сопровождением, которые полезно разучить вместе с ребёнком.

      Упражнение «Колечко». Сначала предлагаем   ребёнку выполнять его каждой рукой

     отдельно, затем – двумя руками одновременно. Соединяем поочерёдно пальцы с большим от

     указательного к мизинцу  (1 и 3 строчки стихов) и в обратном направлении (2 и 4 строчки).

     Упражнение развивает также чувство ритма и дикцию.

                                                           Варианты стихотворного сопровождения:

                 Филин.

      Ухнул филин на суку:

      У него болит в боку.

      А у зайца сердце в пятки,

      В лес удрал он без оглядки.

                В зоопарке.

     В зоопарке мы бродили,

       К каждой клетке подходили

       И смотрели всех подряд:

       Медвежат, волчат, бобрят.

                В роще.

          В берёзовой роще,

          В чернеющей чаще

          И спрятаться проще,

          И ягоды слаще.

             Звери зимой.

       Ёж, медведь, барсук, енот

       Спят зимою каждый год.

       Волка, зайца, рысь, лису  

       И зимой найдёшь в лесу.

              Жёлтый жук.

      Жёлтый жук жужжит, бедняжка,

      Что ему живётся тяжко;

      На берёзке и осинке –

      Западни из паутинки.

                  Слон.

       Шли мы как-то по дороге,

       Видим: ходят чьи-то ноги.

       Смотрим выше: кто же он?

       Это серый толстый слон.

                                                         Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик рыл песок, этот делал пирожок,

Этот с горки катался, этот в травке валялся,

Этот умницей был, хорошо говорил.

Сжимаем-разжимаем кулачки;

пальчики «гуляют» по столу;

соединяем пальцы обеих рук от больших к мизинцам.

                                                                 Гусь.

Где ладошки? Тут? Тут!

На ладошке пруд? Пруд!

Палец большой – это гусь молодой.

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Безымянный суп варил,

А мизинчик печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот. Вот!

Пожать плечами, протянуть руки ладонями вверх;

указательным пальцем «рисуем» на ладошке пруд;

руки – в кулачки, большие пальцы отставить, двигать ими;

соединяем пальцы обеих рук с большими по очереди, касаемся несколько раз на ударные слоги соответствующих строчек;

машем руками по направлению ко рту;

гладим ладонью живот, разводим руками;

Лентяи.

- Братец, принеси дрова!

- Разболелась голова!

- Средний, ты наколешь дров?

 - Я сегодня нездоров!

- Ну, а ты затопишь печку?

- Ой, болит моё сердечко!

- Ты, меньшой, свари обед!

- У меня силёнок нет.

- Что же, сделаю всё сам,

  Но обеда вам не дам!

  Голодать готовы?

- Мы уже здоровы!

Руки в кулачки, большие пальцы сгибаем-разгибаем, дотрагиваясь им до согнутых указательных;

Указательные пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы дотрагиваются до средних;

средние пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы  дотрагивается до безымянных;

безымянные пальцы распрямляем и сгибаем;

большие пальцы дотрагиваются до согнутых мизинцев;

мизинцы распрямляем и сгибаем;

сгибаем-разгибаем большие пальцы, остальные прижаты;

двигаем большими пальцами влево-вправо;

распрямить все пальцы, большие соединить.

Птичка.

Птичка крылышки сложила,

Птичка пёрышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

Птичка песенку запела,

Полетела, полетела!

Руки в «замок», пальцы выпрямить;

соединить большие пальцы с мизинцами, шевелить остальными;

прижать руки, сжатые в кулачки, соединить прямые мизинцы;

постучать мизинцами друг о друга;

постучать мизинцами по столу;

прижать раскрытые ладони, поочерёдно разъединяем-соединяем

одноимённые пальцы от указательных к мизинцу на ударные слоги;

скрестить кисти, «машем крыльями».

Точим нож.

Точим, точим, точим нож.

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Мясо, сало, лук, колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

Ребром правой ладони  двигаем по раскрытой левой ладони;

меняем положение рук;

ритмичные движения ребром обеих ладоней по столу;

«колечко» - соединяем пальцы с большими на обеих руках от указательного к мизинцу и назад на каждый ударный слог;

протянуть вперёд раскрытые ладони.

Мы пошли в лесок гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами, этот пальчик за малинкой.

Этот пальчик заблудился, очень поздно возвратился.

Сжимаем-разжимаем кулачки;

пальчики «гуляют» по столу;

шевелим каждым пальчиком отдельно, начиная с большого, стараясь не двигать при этом остальными.

Помидор

(логоритмическое упражнение с карандашами)

Толстопузый помидор

Перелез через забор,

Как весёлый красный шар

Покатился на базар.

Обежал за рядом ряд,

На ходу надел халат.

Подал звонкий голосок:

- Продаю томатный сок!

В кулачках зажато по карандашу, большие и указательные пальцы соединить, образуя круг, удерживая карандаши;

кладём карандаши на стол горизонтально, двумя руками берёмся за ближайший, перекладываем через другой, повторяя 4 раза;

держим карандаши на весу по одному в руке,  ритмично вращая друг вокруг друга;

в кулачках зажато по карандашу в вертикальном положении, одновременно перекладываем их из одной руки в другую;

один карандаш скользит по другому;

ритмично стучим торцами карандашей друг о друга;

ритмично стучим карандашами по столу одновременно.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.: Сфера, 2005.
  2. Безруких М. Леворукий ребёнок в школе и дома. –Екатеринбург, 2001.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.. Чтение без принуждения. – М.: 1993
  4. Волина В. В. Занимательное  азбуковедение: Книга для родителей, учителей и милых детей. — М.: Просвещение, 1994
  5. Елецкая Е.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической    работы в школе. М., 2005.
  6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко С. И. Организация работы на школьном логопункте. М., 1991.
  7. Залмаева Р. Сам себе логопед (Пособие для родителей).- С.- П. XXI век, 1995.
  8. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. М., 2004
  9. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. М.:.Флинта, 1998.
  10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М, 1995.
  11. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс упражнений для детей 5-7 лет. – М., Гном и Д, 2006.
  12. Коноваленко  С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.,1998.
  13. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., 1998
  14. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! С.-П., Литера, 2001.
  15. Логопедия в школе  /под редакцией Кукушина В.С. М., 2005.
  16. Максимук И.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М. Вако, 2004.
  17. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. ГИППВ Аквариум, 1998.
  18. Рузина С.М. Страна пальчиковых игр. С.-П. Кристалл, 2004.
  19. Ткаченко Т. А. В 1 класс – без дефектов речи. С.-П., Детство –пресс, 1999.
  20.  Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. С. — П. — Детство — Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Город профессий» (старшая группа)

Данное занятие для детей старшей группы расширяет представления о профессиях людей в контексте общей темы "Все профессии важны, все профессии нужны". Учит образовывать сложные слова. Развивает речевую...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Перелетные птицы»

Открытое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме "Перелетные птицы"....

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.ЗАДАЧИ:Расширение словаря существительн...

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы...

конспект по формированию лексико-грамматических категорий

конспект по формированию лексико-грамматических категорий...

Конспект занятия "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с ФФН"

Расширение , уточнение  и активизация словаря ,формирование  понимания  и  употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа....