Наставничество в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Важность создания и внедрения практик наставничества в любой отрасли народного хозяйства, в том числе образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне.
Использование системы наставничества в МАДОУ позволяет НАСТАВЛЯЕМОМУ легче адаптироваться к условиям детского сада, избежать моментов неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему развитию, раскрыть свою индивидуальность.
НАСТАВНИКУ, использование этой системы, позволяет воспитывать в ребенке положительные общечеловеческие качества, такие как взаимопомощь, доброжелательность, взаимовыручка, отзывчивость.
ВИДЕОРОЛИК "Дети-детям" https://disk.yandex.ru/i/etBruUDMPNZasg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nastavnichestvo.docx | 19.75 КБ |
nastavnichestvo.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Шалдина Ирина Павловна
Учитель-логопед
МАДОУ «ДС № 482 г. Челябинска»
Важность создания и внедрения практик наставничества в любой отрасли народного хозяйства, в том числе образовании, осознается и поддерживается на государственном уровне.
Наставничество:
Это универсальная технология передачи опыта и знаний.
Это обучение личным примером иных навыков и знаний от старшего к младшему.
Это помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний.
Существует несколько форм наставничества.
Дети – детям.
Педагог – педагогу. Когда опытный специалист, располагающий ресурсами и навыками специалиста-педагога, оказывает молодому, неопытному педагогу разностороннюю поддержку.
Родитель – педагог. Предполагает привлечение родителей к активному участию в совместном с обучающимися коррекционном процессе группы для детей с ТНР.
Педагог – детям. Педагог транслирует знания, ребенок их усваивает. Педагог воспитывает нравственные ценности и моральные качества у подрастающего поколения.
Родитель - детям. Родитель защищает законные прав ребенка с ОВЗ. Участвует в совместных проектах и мероприятиях группы детей с ОВЗ.
В рамках годовой задачи МАДОУ: «разработка и внедрение модели наставничества для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого», учителем - логопедом группы компенсирующей направленности проводится работа в направлении: «дети-детям». Учитель- логопед ставит задачу воздействия на ребенка, где бы сам ребенок принял на себя инициативу заданной деятельности.
Одним из вариантов формы наставничества в коррекционной работе, дети со сформированным самоконтролем и нормативным звукопроизношением, помогают слабым детям контролировать звукопроизношение, тем самым, помогая педагогам и самому ребенку совершенствовать процесс автоматизации и дифференциации звуков у детей. Этот прием педагогического воздействия воспитывает и развивает положительные качества личности ребенка. Тем самым положительно сказывается на тех и других детях, так как сильный ребенок поднимает не только свою «зону ближайшего развития», но и своего сверстника подтягивает на определенный уровень.
Другим вариантом направления наставничества «дети - детям» является прием, когда старшие дети делятся опытом с младшими детьми, что положительно сказывается на адаптации и динамике развития младших.
Рассмотрим на примере педагогической ситуации: «особый ребенок - равные условия, нестандартный подход».
МАДОУ посещают два ребенка с тяжелым речевым нарушением ринолалия. Знакомьтесь это Артем и Егор. Один посещает подготовительную к школе группу компенсирующей направленности, второй - младшую общеобразовательную группу. Оба ребенка нуждаются в создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья для детей с тяжелыми нарушениями речи. Этим детям необходимо сопровождение учителя - логопеда.
С Артемом учитель-логопед ежедневно проводит занятия. С Егором учитель-логопед проводит лишь индивидуально - консультационные занятия.
Эффективность логопедической работы находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические нарушения отклонения в состоянии центральной нервной системы. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти. Такие дети быстро истощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, не могут спокойно сидеть. Они эмоционально неустойчивы, настороение быстро меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в обучении.
Перед учителем – логопедом встала задача, как включить в коррекционный процесс младшего ребенка, который еще не адаптирован к детскому саду, которому предстоят неприятные манипуляции, такие как массаж мягкого неба, многократно повторяющиеся задания по коррекции речи.
Помог случай. Егору впервые предстояло посетить кабинет логопеда. И чтобы заинтересовать ребенка и поддержать интерес к работе в новом помещении, с новым педагогом, было принято решение пригласить на занятие Артема. Артему была поставлена задача, показать упражнения для развития дыхания и укрепления небо –глоточного смыкания, давая установку Егору, «Делай так же!» Малышу в логопедическом кабинете понравилось, много новых предметов, хватал все то, что попадалось в руки и тянул в рот. Артем очень старался, обьяснял как надо дуть чтобы «паровозик поехал», как «плачет Натка», как надо делать вдох, «поднимая воображаемую штангу». Вот так и началась наша совместная деятельность двух мальчишек с одинаковыми диагнозами, но разными по возрасту, с разными уровнями речевого развития, с разной степенью поражения. С тех пор, Артем готовится к встречи и ждет своего «ученика» Егора.
Использование модели наставничества «дети - детям» дает положительный эффект. Наставничество - это сильный, грамотный инструмент, который способен помочь открывать в ребенке дополнительные потенциалы и достигать хороших результатов.
Таким образом, использование системы наставничества в МАДОУ позволяет НАСТАВЛЯЕМОМУ легче адаптироваться к условиям детского сада, избежать моментов неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему развитию, раскрыть свою индивидуальность.
НАСТАВНИКУ, использование этой системы, позволяет воспитывать в ребенке положительные общечеловеческие качества, такие как взаимопомощь, доброжелательность, взаимовыручка, отзывчивость.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наставничество:
Формы наставничества Дети – детям Педагог – педагогу Родитель – педагог Педагог – детям Родитель - детям
Наставничество модель: «Дети – детям»
«Особый ребенок - равные условия, нестандартный подход»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие выс...
Комплексный подход к системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Материал о всзаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР (ОНР)...
Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...
Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Использование современных технологий - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность повышают результаты корр...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Материал предназначен для педагогов детского сада....