Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
консультация по коррекционной педагогике на тему
Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_triz.ppt | 1.05 МБ |
soprovozhdenie_k_prezentatsii.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДО 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: … 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через … создание видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно – эстетического развития детей;…
«…Многие педагоги понимают, что необходимо организовать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни...» Т.А.Сидорчук, заведующая кафедрой педагогических технологий социально-педагогического колледжа, кандидат педагогических наук. «…ТРИЗ – педагогика известна как эффективная методология творчества, в основе которой лежат мыслительные операции алгоритмического характера. Технология ТРИЗ – одна из современных технологий, способных творить чудеса в развитии речевой деятельности дошкольника…» Шилова Г.А. специалист кафедры управления дошкольным образованием, к.п.н.
Методы и приемы ТРИЗ: Метод противоречий Системный оператор Морфологический анализ Метод каталога Синектика Дихотомия Круги Луллия Типовые приемы фантазирования Оператор РВС, ММЧ и др.
Преимущества ТРИЗ технологии Активизация познавательной деятельности детей. Создание мотивационных установок на проявление творчества. Создание условий для развития образной стороны речи детей, выразительности. Повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами. Формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций. Развитие гибкости аналитико–синтетических операций в мыслительной деятельности.
«КРУГИ ЛУЛЛИЯ» Назови букву, звук (обозначен сигналом-кружочком) и подбери картинку
Какой звук в начале слова (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой)
Раздели слово на слоги, подбери схему, используя подсказку
На каком круге буква написана правильно
Употребление предлогов
Согласование имен числительных и существительных
«Морфологический анализ»
«Типовые приемы фантазирования» «Волшебник Увеличения размера» «Волшебник Уменьшения размера» «Волшебник Ласки» «Волшебник Оживления – Окаменения» «Волшебник нАоборот» «Волшебник Дробления – Объединения» «Волшебник Быстрых и Медленных минут» «Волшебник Перемещения во времени»
«Лимерики» Лимерики - это не чудо из Америки Или - это не что-то из Америки Это технология ТРИЗ Посмотри и удивись! Жил-был Незнайка В лесу он встретил зайку Но он ведь был Незнайка И не знал ,что это зайка. Вот сейчас мы с Вами сидим И на монитор или экран глядим. Скажем «спасибо» технологии ТРИЗ За то, что сегодня мы здесь собрались.
Метод «Синектика» (аналогия) может быть - связана с составлением загадок: Например: Воздушный шар: большой, как арбуз, легкий, как перышко, прозрачный, как стекло. Получаем загадку: Большой, но не арбуз, Легкий, но не перышко, Прозрачный, но не стекло. - метод эмпатии: представление детьми себя каким-либо предметом или явлением и передача чувств, настроений, переживаний данного образа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Методы ТРИЗ – неисчерпаемый источник творчества педагогов, детей и их родителей.
Предварительный просмотр:
Сопровождение презентации
«ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Слайд 1. Предлагая Вашему вниманию следующую презентацию, надеюсь найти сторонников и единомышленников использования методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Слайд 2. Педагогика, как наука, призвана подготовить растущее поколение к жизни в обществе. Необходимость развития у детей еще в дошкольном возрасте базисных интеллектуальных способностей: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи – ни для кого не секрет. Как следствие, такой ребенок начинает более успешно учиться в школе, повышается его интерес к обучению, к познавательной деятельности вообще, укрепляется его уверенность в себе, своих силах и возможностях.
Слайд 3. В 80-е гг. прошлого века возникло новое направление в образовании - ТРИЗ педагогика. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности; происходит развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, появляется стремление к новизне, поисковая активность. Но, что самое главное и ценное для нас – с помощью методов и приемов ТРИЗ мы можем развивать и корректировать речь воспитанников.
Слайд 4. Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, который позволяет традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; методы ТРИЗ учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Слайд 5. Усвоение языка – процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил строит свои высказывания. Поэтому считаю, что главным в обучении родному языку должен быть не метод имитации, а организация творческого познания слова, действий с ним. В основе ТРИЗ технологии как раз лежит работа с проблемой, воспитание способности увидеть проблему, желания и умения ее решать.
Слайд 6, В коррекционно-логопедической работе можно использовать
7, 8, 9, следующие адаптированные методы ТРИЗ. Круги Луллия.
10, 11 Могут использоваться не только как средство развития воображения, но и как средство коррекции всех сторон речи. (Рассматривание примеров на слайдах).
Слайд 12. Морфологический анализ. Мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показания. Цель: развивать чувствительность к правильным грамматическим формам, развитие умения составлять предложения. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материл и др. (в зависимости от цели). По этой дорожке путешествует Герой (объект) и
с ним происходят самые невероятные изменения.
Слайд 13. В гости к детям приходит, например, колобок. Он какой? Круглый,
румяный, мягкий, веселый… Решил погулять колобок по разноцветной дорожке… Сначала он попадает на красную дорожку, затем на синюю и т.д. На каждой дорожке происходит аналогичная работа. Например, на синей: закатился Колобок на синюю дорожку. Каким стал теперь Колобок? На что похож?
Слайд 14. Аналогично Колобок путешествует и по другим дорожкам, изменяясь по форме, размеру, материалу и т.д. Далее таблицу можно усложнять и соединять несколько признаков.
Слайд 15. На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели (или картинки) частей суток. На вертикальную ось – объект, который будем рассматривать. Начать лучше с ребенка, используя одномерную таблицу. Перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с ребенком, что делает человечек в каждой ячейке: утром – просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т.д. Так в каждой ячейке. Потом к человечку можно добавить другой объект, например, петушка, кошку, сову и др. Очень интересно рассмотреть какие-нибудь объекты рукотворного мира. Например, сандалии: утром одеваются на ноги, днем бегают и прыгают, вечером слушают сказку, ночью спят под кроваткой. Аналогичная работа по таблице о временах года. А с фантазерами можно с увлечением сочинять сказки, объединяя и придумывая взаимодействия между разными персонажами разных сказок.
Слайд 16. Цель данного метода: активизация мыслительной деятельности, словаря, преобразование и образование слов. Например, Волшебник Перемещения во времени позволяет узнать, какие транспортные средства были раньше; Волшебник Увеличения Размера помогает маленькие предметы делать огромными (дом – домище, камень – камнище) и т.д. Также применять эти навыки при придумывании сказок.
Слайд 17. Короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса /узаконенной нелепицы/, т.е. строчки рифмуются между собой, и в завершении текста имеется вывод. Основная форма работы по составлению лимерик – игровые задания и упражнения, которые проводят с детьми в определенной последовательности, начиная с игр: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово (строчки)», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики», «Сочини дальше», «Исправь меня» и т.д.
Слайд 18. Метод, позволяющий менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий. Прямая аналогия – сравнение объекта с более или менее похожим. Символистическая аналогия – использование метафор, символов, поэтических образов, сравнений. Личностная аналогия – эмпатия. Фантастическая аналогия – наделение объектов несвойственными им качествами.
Слайд 19. Это лишь часть методов ТРИЗ, которые могут использоваться в коррекционно-логопедической работе. Тем не менее, они позволяют создать методики по развитию, обогащению и коррекции речи дошкольников, которые наилучшим образом (быстро и качественно) помогают решать проблемы речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие выс...
Комплексный подход к системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Материал о всзаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР (ОНР)...
Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...
Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Использование современных технологий - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность повышают результаты корр...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Материал предназначен для педагогов детского сада....
Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В статье обобщен материал о традиционных и инновационных технологиях в работе логопеда с детьми с ТНР...