ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике на тему
Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого и психического развития дошкольников с ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Гришина И. Ю.
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 110»
г. о. Самара
В условиях введения обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного подхода к организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетным направлением деятельности МБДОУ «Детский сад № 110» г. о. Самара является речевое развитие детей. Почти двадцать лет в детском саду успешно функционируют специализированные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционно-развивающая работа дошкольного учреждения направлена на обучение и воспитание детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи, посещающих группы компенсирующей направленности. В ДОУ организована система комплексной помощи детям с речевым недоразвитием в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию.
Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса, что является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и обеспечения полноценного участия в жизни общества.
Цель коррекционной работы: обеспечить системный подход к полноценному личностному развитию и устранению речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого и психического развития дошкольников с ОНР.
• диагностическая работа направлена на своевременное выявление детей с общим недоразвитием речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа включает специализированную помощь в освоении обучения и коррекцию недостатков речи, способствует формированию коммуникативных, личностных, познавательных и др. навыков;
• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР, создание психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями и педагогами ДОУ.
Коррекционно-развивающее направление работы ДОУ включает выбор оптимальных для развития ребёнка с ОНР коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями. Педагогами и специалистами проводится эффективная индивидуальная и групповая коррекционно–развивающая деятельность по преодолению нарушений развития и трудностей обучения, коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально–волевой и личностной сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения, социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Для реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ создана комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие успешного речевого развития ребёнка с ОНР. При построении системы коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР деятельность специалистов ДОУ основывается на общих педагогических принципах не обособленно, а дополняя и углубляя воздействие каждого. В ДОУ разработано и внедрено планирование работы педагогов ДОУ в процессе комплексного сопровождения детей с ОНР (5-6 и 6-7 летнего возраста). Прослеживается тесное взаимодействие и сотрудничество специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию с воспитателями в целях повышения эффективности коррекционного воспитательно-образовательного процесса.
Особую значимость приобретает проблема организации предметно-развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная деятельность старших дошкольников с нарушениями речи (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна и составляет до 5/6 всего времени пребывания в детском саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда обогащает эмоционально-практическое взаимодействие ребёнка со сверстниками и педагогом, включает в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности у дошкольников с ОВЗ.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционная зона компенсирующей группы. Она представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных или подгрупповых игр. Материал, содержащийся в коррекционной зоне, имеет многофункциональный характер, подобран в порядке нарастающей сложности и направлен на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. В группах создана насыщенная, трансформируемая, полифункциональная предметно-развивающая и образовательная среда, которая является основой для организации разностороннего развития каждого ребенка (с учетом гендерного подхода, источником знаний и социального опыта, обеспечивая комфортное пребывание ребенка в группе, и в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам его построения).
В процессе коррекционно-развивающей работы результативно осуществляются проекты «Наглядное моделирование», Кубигород», «Мнемотехника», «Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР», разработана богатая картотека игр по развитию сенсо-моторной сферы дошкольников с речевой патологией.
В дошкольном учреждении систематически реализуются здоровьесберегающие, игровые технологии, проектно-исследовательская деятельность, находят применение возможности ИКТ и интерактивной доски, современные коррекционные технологии, технологии ТРИЗ, технологии мастерских, личностно-ориентированные технологии, используются ресурсы пескографии, песочной терапии и др., что дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Практика использования ресурсов песочной терапии и пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ показала, что эти средства предоставляют уникальную возможность значительно оптимизировать развитие ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дают максимальный воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением пескографа позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решать задачи формирования социального опыта у дошкольников, развивать творческий потенциал самостоятельной личности.
В дошкольном учреждении создана медиатека образовательных и игровых ресурсов, электронных дидактических пособий и демонстрационных презентаций (интерактивные обучающие программы, создание проектов в специальных графических программах, разработка НОД с использованием презентаций сети Интернет, применение специализированных компьютерных программ в ДОУ и родителями в домашних условиях и т.д.).
В МБДОУ «Детский сад № 110» ведется качественная подготовка детей к школе. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Моделирование, как наглядно-практический метод, широко используется для формирования представлений о единицах речи и обучения грамоте дошкольников.
Информационно-просветительское направление коррекционной работы ДОУ включает различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации и др.), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, родителям, педагогам ДОУ, вопросов, связанных с особенностями воспитательно-образовательного и коррекционного процессов.
МБДОУ № 110 является площадкой для подготовки будущих специалистов в области логопедии и специальной психологии. На протяжении нескольких лет регулярно осуществляет активное и плодотворное сотрудничество в организации и проведении логопедической практики студентов факультета специального образования ФГБОУ ВПО ПГСГА г. Самара.
Овладение эффективными современными образовательными технологиями, предметно-технологическая компетентность педагогов ДОУ определяет их способность к педагогической инновационной деятельности. Уровень педагогического мастерства зависит от технологической компетентности и основывается на целесообразности, творчестве, оптимальности, продуктивности.
Высококвалифицированный педагогический коллектив принимает активное участие в районных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, семинарах и др. мероприятиях. Методические разработки педагогов коррекционных групп ДОУ представлены на международных образовательных порталах, сетевых журналах и др. Интернет-проектах.
С 17 по 19 апреля 2015 г. в Санкт-Петербурге проводился Всероссийский образовательный форум «Проблемы и перспективы современного образования в России» в целях поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений по созданию и внедрению эффективного коррекционного обучения в коррекционных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, выявления, поддержки и поощрения, творчески работающих коллективов образовательных организаций, распространения инновационного опыта в системе коррекционного образования.
Для оценки деятельности образовательного учреждения использовалась «Система рейтингования образовательной организации», разработанная экспертным Советом конкурса. МБДОУ «Детский сад № 110» признан лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшее коррекционное образовательное учреждение-2015» и награжден памятной медалью и дипломом оргкомитета, экспертного Совета конкурса, органов управления образованием.
Целеустремленность, профессионализм, инициативность, творчество, энтузиазм педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 110» г. о. Самара является залогом успешности, дальнейшего развития и распространения инновационной деятельности в системе коррекционного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....
Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Комплексный подход к системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Материал о всзаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР (ОНР)...
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...