Развитие финансовой грамотности через использование экономических сказок для детей с ТНР
консультация по логопедии

: Речевое развитие детей имеет большое значение в процессе изучения основ финансовой грамотности и является неотъемлемой частью активного коммуникативного поведения, как важнейшего элемента социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых, особенно это актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи.    При формирования у детей понимания многих экономических явлений, развитии познавательного интереса к экономике, создании положительной мотивации к ее изучению мы отдаем предпочтение сказкам. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_67_d.s.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие финансовой грамотности через использование экономических сказок для детей с ТНР

Скомаровская И.А.,

учитель-логопед МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

Аннотация: Речевое развитие детей имеет большое значение в процессе изучения основ финансовой грамотности и является неотъемлемой частью активного коммуникативного поведения, как важнейшего элемента социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых, особенно это актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи.    При формирования у детей понимания многих экономических явлений, развитии познавательного интереса к экономике, создании положительной мотивации к ее изучению мы отдаем предпочтение сказкам. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Известный писатель Джанни Родари писал:

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра – она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

  Используя народные, и авторские сказки для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме способствуем формированию первичных представлений, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. В подобранных сказках дети знакомятся с основными экономическими категориями, такими как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются с героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.

Современные  дети, так или иначе, рано начинают включаться в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, наличными деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями. В настоящий момент в нашем современном обществе  финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста является достаточно сложной социальной проблемой, т.к. финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста как нормотипичных, так  и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а в частности, детей с  тяжелыми нарушениями речи, является  достаточно новым и недостаточно изученным направлением в дошкольной педагогике, поэтому, в настоящее время финансовую грамотность начали активно включать в систему образования, в частности, дошкольное образование.

Задачи при формировании  основ финансовой грамотности у детей с ТНР

  • автоматизация и дифференциация звуков речи у детей на речевом материале, соответствующем формированию элементарных экономических знаний;
  • формирование лексического и грамматического  компонентов речи (введение в активный и пассивный словарь основных финансово-экономических понятий, соответствующих  возрастным и индивидуальным особенностям детей, имеющим ТНР, формирование навыка употребления грамматических категорий на основе элементарных финансово-экономических понятий);
  •  развитие диалогической и монологической речи в процессе формирования у детей финансовой грамотности;
  • формирование умения принятия детьми самостоятельных решений при выполнении каких-либо финансовых действий;
  • формирование навыка правильного отношения детей  к деньгам, способам их получения и разумному использованию;
  • формирование у детей позитивной социализации и личностного развития в процессе формирования финансовой грамотности/

Для усвоения детьми финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы обучения.

Методы и приёмы работы с детьми по финансовой грамотности:

- Непосредственная образовательная деятельность,

- Сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,

- Логические задачи, задачи-шутки

- Решение проблемно-игровых ситуаций.

- Викторины по экономическому воспитанию

- Экономические кроссворды, загадки.

- Экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.

- Чтения художественной литературы, стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок.

 -Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тётушки Совы. Азбука денег»

  Все представленные методы и приемы способствуют развитию у детей экономического мышления, усвоению основных экономических понятий, воспитывают нравственные ценности, эмоционально-положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Почему сказки?

Во-первых, сказка — это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Сказки расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость.                

  Во-вторых, именно сказка экономического содержания является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Совместное чтение сближает взрослого и ребёнка, через сказку взрослый поможет разобраться ребёнку в тех случаях, когда тот что-то сам не понимает.

  При формирования у детей понимания многих экономических явлений, развитии познавательного интереса к экономике, создании положительной мотивации к ее изучению мы отдаем предпочтение сказкам.

Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Сказка – это особый литературный жанр и у неё огромные дидактические возможности.  Что бы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, учитель-логопед должен поставить перед собой:

Цель – изучить возможности сказки в обучении азам экономики и формировании экономических представлений.

В соответствии с целью поставить задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки.

2. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).

3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.

4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).

5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».

Принципы построения работы:

1. Возрастное соответствие – предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.

2. Доступность предлагаемого материала.

3. Системность и постепенность его усвоения.

4. Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

В качестве средств экономического воспитания использовать:

- сказочные персонажи,

- игровые формы,

- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,

- создание проблемных ситуаций.

В процессе формирования у дошкольников экономических представлений используются следующие методы:

Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономической позиции.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений:

1. Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения:

- английская сказка «Три поросенка», РНС «Как коза избушку построила», белорусская сказка «Легкий хлеб», В. Г Сутеев «Мешок яблок», К. И. Чуковский «Телефон».

С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.)

Например: произведение К. И. Чуковского «Телефон», используйте наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека). После чтения произведения, задайте детям вопросы:

- Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)

- Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т. д.

- А что бы попросили вы, ребята?

Слушая ответы детей, придете к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности.

2. Сказки, отражающие труд. Например: «Терем – Теремок», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», Р. Н. С. «Мужик и медведь», РНС «Колобок».

В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Например, сказка «Колобок»: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.

3. Сказка, формирующая представление о рациональном выборе материала, например: английская сказка «Три поросёнка», где дети узнают не только о потребностях животных и человека в жилье, но и о том, из чего строят дома, почему необходимо учитывать свойства материалов при изготовлении различных предметов, а также свойства дерева и металла.

4. Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда. На примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», дети отвечают на вопросы:

- Как герои сказки помогли петушку?

- Каким образом получился продукт их труда?

- Почему все герои сказки помогали петушку?

- Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

В ходе беседы дети приходят к выводу: что с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.

Сказка «Морозко», задайте вопрос: «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?», который заставляет задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказывать осуждение ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

5. Русская народная сказка «Каша из топора» – дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

Знакомя детей со сказкой, стараемся вызвать эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения.

Например: тема «Товар и бережное отношение к нему» по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе». Эта сказка заставила детей задуматься над вопросами:

1. Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

2. Любили ли вещи свою хозяйку?

3. Когда они вернуться?

4. Каким образом Федора их вернула?

5. Как Федору отблагодарила за труд?

6. Кого называют бережливым, трудолюбивым?

6. Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «расходы», «выгода», «обмен», «реклама»: К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Кот в сапогах», грузинская сказка «Чужие деньги», С. Михалков «Как старик корову продавал». Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.

В сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал» дети отвечают на следующие вопросы:

1. Где старик продавал свою корову?

2. Почему старик не мог продать свою корову?

3. Что такое реклама?

4. Кто сделал рекламу корове?

7. Сказки о бартере: РНС «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений.

Дети учатся: различать виды потребности (Хочу – Надо), выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.

  Используя народные, и авторские сказки для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме способствуем формированию первичных представлений, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. В подобранных сказках дети знакомятся с основными экономическими категориями, такими как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются с героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.

 Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

  Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Мы консультируем родителей по вопросам формирования у детей основ финансовой грамотности, проводим анкетирование, привлекаем к изготовлению атрибутов к дидактическим играм экономического содержания. Рекомендуем для семейного просмотра мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» и «Смешарики. Финансовая грамотность», и чтение сказок.

Таким образом, в настоящее время возникла необходимость активно включать в педагогическую и коррекционную деятельность с детьми, имеющих ТНР,  формирование понятий о финансово-экономической  грамотности и культуре, и,  в первую очередь,  именно от педагогов, их компетентности, заинтересованности   зависит  не только эффективность  включения детей в понимание основ финансовой грамотности и культуры, но и коррекционная деятельность по речевому развитию, позволяющая оперировать и понимать данные определения. Работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Используемая литература:

1.Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.

2.Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.

3.Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.

4.Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16

5.Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.

6.Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.

Источник:

www.maam.ru; nsportal.ru;infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик-семицветик»

raquo;. Цель мероприятия – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект КВН по развитию финансовой грамотности с детьми старшей группы «Экономический цветик-семицветик»

Конспект КВН по развитию финансовой грамотностис детьми старшей группы«Экономический цветик-семицветик»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию « развитие финансовой грамотности » и развитие речи для детей подготовительной к школе группы Тема: КВН «Экономический цветик-семицветик»

Образовательные области:речевое развитие ,познавательное развитиеЦель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их ...

Конспект КВН по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик - семицветик»

   В конспекте я показала свой опыт работы по финансовой грамотности, представила практические материалы, где дети в игровой форме знакомятся со сложным миром экономики и финансов. Фо...

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дошкольные годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому педагогу  важно целесообразно продумать процесс развития формирования финансовой грамотности у...