Финансовая грамотность: формирование первичных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
консультация

Новикова Елена Анатольевна

Консультация для педагогов на тему "Финансовая грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Финансовая грамотность25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Финансовая грамотность:
формирование первичных экономических представлений

у детей дошкольного возраста.»

Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами.

Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово - экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Цели и задачи экономического воспитания дошкольников. Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

  • побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
  • побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Перечень базовых финансово-экономических понятий:

5-6 лет:

  1. Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

  1. Долг, должник, займ

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть. Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

  1. Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

  1. Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

  1. Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

  1. Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа – товар – цена – покупка».

6-7 лет:

  1. План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

  1. Потребность, капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

  1. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

  1. Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

  1. Богатство, бедность, жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность.

 Предпочтительно использование современных образовательных технологий:

  • Проектная деятельность
  • Ситуационные задачи
  • «Ситуация месяца»
  • Мастерская
  • Викторины и конкурсы
  • Театрализованные интерактивные мини-постановки
  • Моделирование
  • Технология «Клубный час»
  • И др.

Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности.  

Ребенок:

  • овладел         основными         культурными         способами         деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
  • осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
  • активно         взаимодействует         со         сверстниками         и взрослыми, участвует  в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную;
  • хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он
  • живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;  
  • знаком с произведениями детской литературы;
  •  обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность как средство формирования первичных экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста"

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обще...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При разработке представленной системы учитываются как этапы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, так и особенности руководства сюжетно-дидактическими играми ...

Формирование первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Ро...

Формирование первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Ро...