Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ж] . Путешествие Жука.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: автоматизация [Ж] в слогах, словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация звука [Ж] . | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
(вид занятия: открытие нового знания)
Авторы конспекта:
Трушникова Алла Геннадьевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
г. Исилькуль
Дата проведения занятия: ________
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р.у.)
Возраст детей: 6-7 лет
Тема: Автоматизация звука [Ж] . Путешествие Жука.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно - эстетическое развитие
Цель: автоматизация [Ж] в слогах, словах и предложениях.
Задачи: - учить соотносить звук с символом и буквой;
- развивать кинетические ощущения и оптические
представления;
- учить образовывать родственные слова к слову «морж,
ёж»;
- закреплять умение употреблять в речи предложения с
противительным союзом «а», антонимов;
- упражнять в образовании существительных уменьши-
тельно- ласкательного значения;
-закрепление употребления в речи относительных прила-
гательных;
- отрабатывать дикцию;
- закрепление обобщающего понятия «Одежда».
- развитие фонематического восприятия;
- развитие логического мышления.
Оборудование: разрезные картинки, зеркала, карточки для фронтальной, текст
рассказа «Жук» стилизованное изображение буквы.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Игры для формирования движений губ и языка.
ПОКУСАТЬ:
а) язык от кончика к середине.
б) «Хобот слонёнка» Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
«Бублик» Сделаем губами бублик:
Бублик мы изобразили-
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
«Вкусное варенье» Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
«Чистим зубы» Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи и внутри,
Не болели, чтоб они.
2.Основная часть.
а)Развитие слухового внимания.
- Послушайте скороговорку и назовите часто встречающийся звук. О ком загадка?
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу
- Как вы думаете, о ком эта загадка?
б)Пальчиковая гимнастика.
Жук летит, жук жужжит И усами шевелит. | Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить « усами». |
в) Уточнение артикуляции звука «Ж».
- Наш друг Жук живет в необычной стране- Жужжандия, но вот беда- живет о совсем один, без друзей. Сегодня мы с вами отправляемся в эту страну, чтобы помочь Жуку найти друзей и слова со звуком «Ж». Ну, что отправляемся на поиски друзей?
Как жужжит Жук? Произнесите этот звук «ж», наблюдая за
артикуляцией в зеркале.
Ж- согласный, звонкий, твёрдый.
- губы округлены, язык за верхними зубами, голос участвует.
г) Знакомство со стилизованным изображением буквы «Ж».
Буква Ж
Жужжит как жук
На жука похожа-
У жука шесть лапок есть
И у буквы тоже.
3. Упражнение в произношении, работа над дикцией.
а) Произношение изолированного звука «Ж».
- Жук жужжит громко; тихо; протяжно; отрывисто.
б) Произнесение слогов.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я по разному жужжу.
- Произнесите и вы слоги по-разному:
Жа- жо- жу же-жи-жа
Жи-жу-жо жо- жу-жи
в) Произношение скороговорки: без голоса- медленно, шепотом – быстро, громко.
Скороговорку повторите
На звук Ж сильней нажмите:
ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.
4. Упражнение «Подскажи словечко».
- Жужжал, жужжал жук, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему
помочь?(Сможем! Поможем!)
- А сейчас познакомим Жука с будущими друзьями. Если вы произнесёте вместе У
и Ж . (УЖ).
- Узнай имя второго друга по перепутанным слогам : ЖИ-Е, третьего: ЖА- ТА- Е.
- Имя следующих друзей вы можете составить из первых звуков, взятых из слов
Журавль-Арбуз-Барабан-Апельсин (ЖАБА)
Жеребёнок-Игла-Ракета-Автобус-Флажок (ЖИРАФ).
- Имя ещё одного друга вы узнаете, если соберёте «рассыпанные звуки» Р, М, О, Ж
МОРЖ.
- Назовите, с кем подружился ЖУК?
(вывешиваются картинки УЖ, ЖАБА, ЁЖ, ЕЖАТА, МОРЖ, ЖИРАФ)
5. Развитие звукового анализа на уровне слова. Разрезные картинки.
- Подбежал Жук к Ежу. Смотрит, под кустом ежевики сидит Ёжик и шьёт одежду.
- Возьмите лоскутки и помогите Ежу сшить одежду. Назовите её. Выберите одежду
со звуком «Ж» (пиджак, джинсы, пижама, жилет).(начертите схемы слов в
тетради)
- Определите место звука «Ж» в слове.
6. Упражнение «Четвёртый лишний».
- Прибежали Ежата и попросили Жука поиграть с ними. Ежата назовут слова, а вы
помогите Жуку выделить лишнее и объясните, почему оно лишнее.
Одежду стирают, купают, гладят, сушат.
Одежду моют, чистят, отжимают, складывают.
7. Употребление слов с противоположным значением.
- Пошёл Жук к следующему другу в гости к Ужу. Уж жил на Жёлтой лужайке. Ёж
стал рассказывать, какую замечательную одежду шьёт Ёж. Посмотрите на
картинки и помогите Жуку рассказать об одежде.
Плащ длинный, а (пиджак)….
Футболка чистая, а (джинсы)….
Пиджак тёмный, а (пижама)…..
Шорты короткие, а (джинсы)….
8.Физминутка «Дышим носом глубоко».
Дышим носом глубоко. Поднимаемся легко. | Приседания. |
Наклоняемся вперёд, Прогибаемся назад. Как деревья ветер гнёт, Так качаемся мы лад. | Наклоны взад-вперёд. |
Головой теперь покрутим. Так мы лучше думать будем! Поворот и поворот, а потом наоборот. | Вращение головой в стороны. |
Встанем дети на носочки, На зарядке ставим точку. | Потягивания-руки вверх. |
9. Образование относительных прилагательных.
- Идёт Жук по Жужжандии, смотрит около лужи Жаба сидит. Рассказал Ей Жук об
одежде, которую шьёт Ёж, а Жаба и спрашивает: «А из чего он такую красивую
одежду шьёт?». Помогите Жуку рассказать какая одежда, если её сшили из кожи,
из трикотажа. Если одежду носят женщины, то она….. (женская), а если мужчины,
то она (мужская.)
Пиджак из кожи… Футболка из трикотажа…..
Жилет из кожи….. Пижама из трикотажа …..
Плащ из кожи….. Джинсы из трикотажа …..
10. Образование родственных слов.
- Погостил Жук у Жабы и отправился дальше. Долго ли коротко ли шёл, и вот
пришёл к Оранжевому морю. Там жил старый Морж со своими родственниками.
Мы слова похожие, как родственники схожие,
Мы живём одной семьёй, поиграть хотим с тобой.
- Назовите слова-родственники к слову Морж.
- Как называют детёныша моржа? ….. МОРЖОНОК
- Как зовут их маму? …..МОРЖИХА
- Если морж не один, а их много. Их называют … МОРЖИ
- Чей хвост у моржа? …МОРЖОВЫЙ
- Чьи клыки у моржа? …. МОРЖОВЫЕ
- Решил Жук рассказать Моржу, какая большая семья у его друга Ежа. Помогите
ему. Припомните:
- Как называют детёныша ежа? …….ЕЖОНОК
- А если их много? ……ЕЖАТА
- Мама ежат? ……ЕЖИХА
- Домик у них?......ЕЖИНЫЙ
- Ласково называют ежа? ….ЁЖИК
- Помогите Жуку запомнить эти слова. Повторите их.
11.Образование существительных с уменьшительно- ласкательным
значением.
- Добрался, наконец, Жук до своего нового друга Жирафа. А он оказался такой
высокий, что все предметы казались ему малюсенькими. Звук «Ж» поможет нам
сделать большие предметы маленькими.
Луг- лужок флаг- снег- берег- утюг-
Друг- сапог- пирог- круг- рог-
12. развитие связной речи.
- Помог Жук Жирафу и побежал дальше. Вот и Желтый лужок.
Жучок вернулся домой после длительного путешествия. Вбежал в свой домик, а на
столе лежит книга. Это мама купила Жучку новую книжку с картинками. Сел
Жучок читать. Прочитайте рассказ вместе с ним.
Жук.
Однажды Жанна увидела большого …. .
- Папа, что это за, …. ?-спросила Жанна.
- Этот …. – жужелица,- ответил папа.
…. важно жужжал Ж-ж-ж.
Видит Жанна: у жука усы и 6 _____ .
Жанна хотела поймать жука, но он улетел.
ВОПРОСЫ:
1) Как зовут девочку?
2) Какого жука увидела Жанна?
3) Как называется жук?
4) Как жук жужжит?
5) Что увидела Жанна у Жука?
6)Что случилось, когда Жанна хотела поймать жука?
Пересказ рассказа 2-3 детьми.
13.Итог занятия.
- Как вы считаете, у вас получилось помочь жуку найти слова со звуком «Ж»?
- Как вы считаете, вы справились с заданиями?
- Вспомните и назовите слова со звуком «Ж». К кому в гости ходил жук?
Жук не зря у нас гостил,
Букву Ж он изучил.
И за знания в ответ
Нам оставил свой портрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Морское путешествие. Звук С"
Данный конспект был тспользован и составлен для проведения итогового занятия в 3 периоде обучения в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"
Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»
Вашему вниманию предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»....
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Африканские приключения"
Конспект подгруппового занятия на автоматизацию звука [Р] в предложениях и тексте по лексической теме "Животные жарких стран"...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей средней группы "Путешествие в зимний лес в гости к диким животным"
Итоговое занятие по лексическим темам "Зима", "Дикие животные"...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему Тема: « Школа. Школьные принадлежности»
-Закрепить с детьми полученные знания, продолжать учить находить слова противоположные по смыслу, активизировать словарь, уточнить знания о звуках, делить слова на слоги, звукового анализа слова...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Путешествие на лесную поляну" в старшей группе для детей с ТНР
Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи у детей...