Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ж] . Путешествие Жука.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трушникова Алла Геннадьевна

Цель: автоматизация [Ж] в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука [Ж] .27.29 КБ

Предварительный просмотр:

                            Конспект подгруппового логопедического занятия

(вид занятия:  открытие нового знания)

Авторы конспекта:

 Трушникова Алла Геннадьевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»

г. Исилькуль                         

Дата проведения занятия: ________

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р.у.)

Возраст детей: 6-7 лет

Тема: Автоматизация  звука [Ж] . Путешествие Жука.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие

                                     Познавательное развитие

                                                                     Физическое развитие

                                                                     Художественно - эстетическое развитие

Цель: автоматизация [Ж] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:                                  - учить  соотносить  звук  с  символом  и  буквой;

                                               - развивать  кинетические  ощущения  и  оптические  

                                                 представления;

                                               - учить  образовывать  родственные  слова  к  слову  «морж,

                                                 ёж»;

                                               - закреплять  умение  употреблять  в  речи  предложения  с  

                                                 противительным  союзом  «а», антонимов;

                                               - упражнять  в  образовании  существительных  уменьши-

                                                 тельно- ласкательного  значения;

                                               -закрепление употребления  в  речи  относительных  прила-

                                                 гательных;

                                               - отрабатывать  дикцию;

                                               - закрепление  обобщающего  понятия  «Одежда».

                                               - развитие  фонематического  восприятия;

                                               - развитие  логического  мышления.

Оборудование: разрезные  картинки, зеркала, карточки  для  фронтальной, текст  

                                 рассказа  «Жук» стилизованное  изображение  буквы.

Ход  занятия:

1.Орг. момент.

    Игры  для  формирования  движений  губ  и  языка.

    ПОКУСАТЬ:

    а) язык  от  кончика  к  середине.

    б) «Хобот  слонёнка» Подражаю  я  слону:

                                          Губы  хоботком  тяну…

                                          Даже  если  я  устану,

                                          Их  тянуть  не  перестану.

                                          Буду  долго  так  держать,

                                          Свои  губы  укреплять.

        «Бублик»                  Сделаем  губами  бублик:

                                          Бублик  мы  изобразили-

                                          Плавно  губы  округлили,

                                          Их  теперь  нельзя  смыкать:

                                          Бублик  надо  удержать.

        «Вкусное  варенье» Ох  и  вкусное  варенье!

                                          Жаль, осталось  на  губе.

                                          Язычок  я  подниму

                                          И  остатки  оближу.

        «Чистим  зубы»      Чистим  зубы, чистим  зубы

                                          И  снаружи  и  внутри,

                                          Не  болели, чтоб  они.

2.Основная  часть.

а)Развитие  слухового  внимания.

   - Послушайте  скороговорку   и  назовите  часто  встречающийся  звук. О  ком  загадка?

                                        Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

                                        Я  на  ветке  сижу.

                                        Я  на  ветке  сижу

                                        И  жужжу, жужжу, жужжу

- Как вы думаете, о ком эта загадка?

 б)Пальчиковая  гимнастика.

Жук  летит, жук  жужжит

И  усами  шевелит.

Сжать  кулачок. Указательный  палец  и  мизинец   развести  в  стороны («усы»). Шевелить « усами».

в) Уточнение  артикуляции  звука  «Ж».

    - Наш  друг  Жук живет в необычной стране- Жужжандия, но вот беда- живет о совсем один, без друзей. Сегодня  мы  с  вами  отправляемся  в  эту страну, чтобы помочь Жуку найти друзей и слова со звуком «Ж». Ну, что отправляемся на поиски друзей?

Как  жужжит  Жук? Произнесите  этот  звук  «ж», наблюдая  за  

      артикуляцией  в  зеркале.

     Ж- согласный, звонкий, твёрдый.

         - губы  округлены, язык  за  верхними  зубами, голос  участвует.

г) Знакомство  со  стилизованным  изображением  буквы  «Ж».

             Буква  Ж  

             Жужжит  как  жук

             На  жука  похожа-

             У  жука  шесть  лапок  есть

             И  у  буквы  тоже.

3. Упражнение  в  произношении, работа  над  дикцией.

 а) Произношение  изолированного  звука  «Ж».

     - Жук  жужжит  громко; тихо; протяжно; отрывисто.

б) Произнесение  слогов.

             Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

             Я  по  разному  жужжу.

    - Произнесите  и  вы  слоги  по-разному:

              Жа- жо- жу                    же-жи-жа

              Жи-жу-жо                     жо- жу-жи

в) Произношение  скороговорки: без  голоса- медленно, шепотом – быстро,  громко.

             Скороговорку  повторите

             На  звук  Ж  сильней  нажмите:

             ЖУТКО   ЖУКУ   ЖИТЬ   НА  СУКУ.  

4. Упражнение   «Подскажи  словечко».

  - Жужжал, жужжал  жук, скучно  ему  стало. С  кем  бы  подружиться? Мы  сможем  ему  

     помочь?(Сможем! Поможем!)

   - А  сейчас  познакомим  Жука  с будущими  друзьями. Если  вы  произнесёте  вместе  У  

     и  Ж . (УЖ).

   - Узнай  имя  второго  друга  по  перепутанным  слогам : ЖИ-Е, третьего:  ЖА- ТА- Е.

  - Имя  следующих  друзей вы  можете  составить  из  первых  звуков, взятых  из  слов

    Журавль-Арбуз-Барабан-Апельсин (ЖАБА)         

    Жеребёнок-Игла-Ракета-Автобус-Флажок (ЖИРАФ).

  - Имя  ещё  одного  друга  вы  узнаете, если  соберёте  «рассыпанные  звуки»  Р, М, О, Ж     

    МОРЖ.

 -  Назовите, с  кем  подружился  ЖУК?

    (вывешиваются  картинки  УЖ, ЖАБА, ЁЖ, ЕЖАТА, МОРЖ, ЖИРАФ)

5. Развитие  звукового  анализа  на  уровне  слова. Разрезные  картинки.

  - Подбежал  Жук  к  Ежу. Смотрит, под  кустом  ежевики  сидит Ёжик  и  шьёт  одежду.    

  - Возьмите  лоскутки  и помогите  Ежу  сшить  одежду. Назовите  её. Выберите  одежду  

      со  звуком «Ж» (пиджак, джинсы, пижама, жилет).(начертите  схемы  слов  в  

      тетради)

  - Определите  место  звука  «Ж»  в  слове.

6. Упражнение  «Четвёртый  лишний».

  - Прибежали  Ежата  и  попросили  Жука  поиграть  с  ними. Ежата  назовут  слова, а  вы  

    помогите  Жуку  выделить  лишнее  и  объясните, почему  оно  лишнее.

    Одежду  стирают, купают, гладят, сушат.

   Одежду  моют, чистят, отжимают, складывают.

7. Употребление  слов  с  противоположным  значением.

  - Пошёл  Жук  к следующему  другу  в  гости  к  Ужу. Уж  жил  на  Жёлтой  лужайке. Ёж    

     стал  рассказывать,  какую   замечательную  одежду  шьёт  Ёж. Посмотрите  на  

     картинки  и  помогите  Жуку  рассказать  об одежде.

     Плащ  длинный, а  (пиджак)….

     Футболка  чистая, а  (джинсы)….

     Пиджак  тёмный, а  (пижама)…..

     Шорты  короткие, а  (джинсы)….

8.Физминутка   «Дышим  носом  глубоко».

     

Дышим  носом  глубоко.

Поднимаемся  легко.

Приседания.

Наклоняемся  вперёд,

Прогибаемся  назад.

Как  деревья  ветер  гнёт,

Так  качаемся  мы    лад.

Наклоны  взад-вперёд.

Головой  теперь  покрутим.

Так  мы  лучше  думать  будем!

Поворот  и  поворот, а  потом наоборот.

Вращение  головой  в  стороны.

Встанем  дети  на  носочки,

На  зарядке  ставим  точку.

Потягивания-руки  вверх.

9. Образование  относительных  прилагательных.

 - Идёт  Жук  по  Жужжандии, смотрит  около  лужи  Жаба  сидит. Рассказал  Ей  Жук  об  

   одежде, которую  шьёт  Ёж, а  Жаба  и  спрашивает: «А  из  чего  он  такую  красивую  

   одежду  шьёт?». Помогите  Жуку  рассказать  какая  одежда, если  её  сшили  из  кожи,

   из  трикотажа. Если одежду  носят  женщины, то  она….. (женская), а  если  мужчины,    

   то  она (мужская.)

    Пиджак  из  кожи…                              Футболка  из  трикотажа…..

    Жилет  из  кожи…..                               Пижама  из  трикотажа …..

    Плащ  из  кожи…..                                 Джинсы  из  трикотажа …..  

10. Образование  родственных  слов.  

- Погостил  Жук  у  Жабы  и  отправился  дальше. Долго  ли  коротко  ли  шёл, и  вот  

  пришёл  к  Оранжевому  морю. Там  жил  старый  Морж  со  своими  родственниками.

                     Мы  слова  похожие, как  родственники  схожие,

                     Мы  живём  одной  семьёй, поиграть  хотим  с  тобой.

- Назовите  слова-родственники  к  слову  Морж.

- Как называют  детёныша  моржа? ….. МОРЖОНОК

- Как  зовут  их  маму? …..МОРЖИХА

- Если  морж  не  один, а  их  много. Их  называют  … МОРЖИ

- Чей  хвост  у  моржа? …МОРЖОВЫЙ

- Чьи  клыки  у  моржа? …. МОРЖОВЫЕ

- Решил  Жук  рассказать  Моржу, какая  большая  семья  у  его  друга  Ежа. Помогите  

  ему. Припомните:

- Как  называют  детёныша  ежа? …….ЕЖОНОК

- А  если  их  много? ……ЕЖАТА

- Мама  ежат? ……ЕЖИХА

- Домик  у  них?......ЕЖИНЫЙ

- Ласково  называют  ежа? ….ЁЖИК

- Помогите  Жуку  запомнить  эти  слова. Повторите  их.

11.Образование  существительных  с  уменьшительно- ласкательным  

     значением.

- Добрался, наконец,  Жук до  своего  нового  друга  Жирафа. А  он  оказался  такой  

   высокий, что  все  предметы  казались  ему  малюсенькими. Звук  «Ж» поможет  нам  

   сделать  большие  предметы  маленькими.

   Луг- лужок                        флаг-                      снег-                    берег-           утюг-

   Друг-                                  сапог-                     пирог-                 круг-             рог-

   

12. развитие  связной  речи.

- Помог  Жук  Жирафу  и  побежал  дальше. Вот  и  Желтый  лужок.

  Жучок  вернулся  домой  после  длительного  путешествия. Вбежал  в  свой  домик, а  на  

  столе  лежит  книга. Это  мама  купила  Жучку  новую  книжку  с  картинками. Сел  

 Жучок  читать.  Прочитайте  рассказ  вместе  с  ним.

                                Жук.

Однажды  Жанна  увидела  большого  ….  .

- Папа, что это  за, ….  ?-спросила  Жанна.

- Этот  …. – жужелица,- ответил  папа.

….  важно  жужжал  Ж-ж-ж.

Видит  Жанна: у  жука  усы  и  6 _____ .

Жанна  хотела  поймать  жука, но  он  улетел.

 ВОПРОСЫ:

1) Как  зовут  девочку?

2) Какого  жука  увидела  Жанна?

3) Как  называется  жук?

4) Как  жук  жужжит?

5) Что  увидела  Жанна  у  Жука?

6)Что  случилось, когда  Жанна  хотела поймать  жука?

Пересказ  рассказа  2-3 детьми.

                         

13.Итог  занятия.

- Как вы считаете, у вас получилось помочь жуку найти слова со звуком «Ж»?

- Как вы считаете, вы справились с заданиями?

 - Вспомните  и  назовите  слова  со  звуком  «Ж». К кому в гости ходил жук?

                      Жук  не зря  у  нас  гостил,

                      Букву  Ж  он  изучил.

                      И  за  знания  в  ответ

                      Нам  оставил  свой  портрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Морское путешествие. Звук С"

Данный конспект был тспользован и составлен для проведения итогового занятия в 3 периоде обучения в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»

Вашему вниманию предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему Тема: « Школа. Школьные принадлежности»

-Закрепить с детьми полученные знания, продолжать учить находить слова противоположные по смыслу, активизировать словарь,  уточнить знания о звуках, делить слова на слоги, звукового анализа слова...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста "Путешествие на ферму"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста "Путешествие на ферму".Закрепление материала по лексической теме "Домашние животные", дифференциация звук...