Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
«Детский сад № 217»
_____Г.Г. Павлинова
Конспект подгруппового логопедического занятия
с детьми 6-ти летнего возраста на тему:
«Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
Занятие подготовила
и провела учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №217»
Журавская Ольга Вячеславовна
Саратов 2013
Тема: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
Цель: Закреплять произношение звука «Р» в словах и предложениях.
Задачи:
- создавать эмоциональный фон занятия,
- подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука «Р»,
- уточнить артикуляционный уклад при произнесении звука «Р»,
- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях,
- развивать фонематический слух, фонематический анализ, мышление, мелкую и общую моторику, память, зрительное восприятие, внимание,
- уточнить словарь по лексической теме «Одежда»,
- подвести итоги занятия и оценить работу каждого ребёнка на данном занятии
Оборудование: иллюстрации с изображениями сказочных персонажей, иллюстрации к загадкам, индивидуальные зеркала, магниты, пособие к артикуляционной гимнастике, корзинка с сюрпризами, игра «Посмотри и отгадай», иллюстрации шкафа и стиральной машины, карточки с изображением одежды, массажные мячики, салфетки.
Методы: словесные, наглядные.
Логопедическое заключение: фонетическое недоразвитие речи,
артикуляторно-фонетическая дислалия (ротацизм).
Предварительная работа:
- подготовка артикуляционного аппарата к постановке неправильно произносимых детьми звуков; развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;
- постановка звука «Р»;
- автоматизация звука «Р» в слогах;
- автоматизация звука «Р» в словах;
- автоматизация звука «Р» в предложениях.
План занятия:
- Организация начала занятия.
- Артикуляционная гимнастика.
- Уточнение артикуляционного уклада.
- «Отгадывание загадок».
- Физкультминутка.
- «Поймай звук».
- «Посмотри и отгадай».
- «Разложи вещи».
- «Разноцветные мячики».
- Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.
Литература:
- Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры [Текст] / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 32с. : ил.
- Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2008. – 120 с. : ил.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС,2013. – 96с.
- Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях [Текст] / Н. Г. Метельская. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
- Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить [Текст] : логопедическое пособие в стихах / И. Ю. Синицына. – М. : Издательство института психотерапии, 2002. : 284 с. : ил.
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Примечание |
1. Организация начала занятия. | ||
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. А поможет нам в этом наша сказочная гостья. Кто она вы узнаете, отгадав загадку. Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. - Да, это действительно Красная Шапочка. Она пришла нам помочь не только отправиться в сказочную страну, но и посмотреть наше с вами занятие. Сначала давайте покажем ей, как мы выполняем артикуляционную гимнастику. | -Здравствуйте - Красная Шапочка | Логопед на протяжении всего занятия следит за правильной осанкой детей и за правильным произношением и построением ими фраз. Иллюстрация Красной Шапочки. |
2. Артикуляционная гимнастика. | ||
Покажите, пожалуйста, упражнения:
- Молодцы. Теперь Красная Шапочка запомнила все артикуляционные упражнения, которые вы сейчас выполняли. | Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами. | Индивидуальные зеркала. Пособие к артикуляционной гимнастике. Логопед следит за правильным выполнением артикуляционных упражнений. |
3. Уточнение артикуляционного уклада. | ||
-Давайте все вместе произнесём звук «Р». - Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный? - Звук «Р»: глухой или звонкий? - Звук «Р»: твёрдый или мягкий? - Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»? - Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»? - При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка? - Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. А теперь давайте проговорим звук «Р» в слогах, повторяйте за мной: Ра – ра – ра, Ро – ро – ро, Ру – ру – ру, Ры – ры – ры. -Молодцы, ребята. | Дети вместе с логопедом произносят звук «Р». - Звук «Р» согласный. - Звук «Р» звонкий. - Звук «Р» твёрдый. - Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку. - Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р». - При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит». Дети повторяют слоги за логопедом. | Индивидуальные зеркала. |
4. «Отгадывание загадок» | ||
- Красной Шапочке понравилось, как вы отвечали на вопросы, и она зовёт нас с собой в сказочную страну. Вы согласны отправиться навстречу приключениям? По тропинке мы пришли к высокой башне, в которой сидит девушка с длинными золотыми волосами, по имени Рапунцель. Чтобы спуститься с башни ей нужно отгадать загадки злой феи. Поможем ей в этом? Будьте внимательны, в каждом слове-отгадке есть звук «Р», определите место этого звука в слове. Логопед читает загадки: Что за чудо-красота! Расписные ворота Появились на пути!.. В них ни въехать, ни войти. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее ... Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трехглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. Приманку сорвала И, не сказав «спасибо», Куда – то уплыла Невежливая … Голодна - мычит, Сыта - жует, Малым ребяткам Молочка дает. Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый ... Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он ... - Молодцы. Рапунцель благодарит вас за помощь, а сама отправляется во дворец искать своих родителей. | Дети отвечают. Дети отгадывают загадки и определяют место звука «Р» в словах. - Радуга. Звук «Р» находится в начале слова. - Сорока. Звук «Р» находится в середине слова. - Арбуз. Звук «Р» находится в середине слова. - Светофор. Звук «Р» находится в конце слова. - Рыба. Звук «Р» находится в начале слова. - Корова. Звук «Р» находится в середине слова. - Мухомор. Звук «Р» находится в конце слова. - Жираф. Звук «Р» находится в середине слова. | Иллюстрация Рапунцель Иллюстрации к загадкам. |
5. Физкультминутка. | ||
- А мы с вами вышли на залитую солнцем лужайку, по которой бежал мальчик с золотым ключиком в руке. Ребята, кто же это? - Правильно. Мы с вами знаем физкультминутку про Буратино. Давайте её вспомним. Выходите из-за своих парт. Проговаривайте слова и повторяйте все движения за мной. Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. - Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик видимо нашёл, Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать. -Молодцы, занимайте свои места. | - Это Буратино. Дети выходят из – за парт. Проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом. Дети занимают свои места. | Иллюстрация Буратино. |
6. «Поймай звук» | ||
- Ребята, а вы знаете, что Буратино пошёл учиться в школу. Там ему задали очень сложное задание. И он просит нас с вами помочь ему. -Для этого нам надо отделить друг от друга слова, в которых есть звук «Р» от слов, в которых звука «Р» нет. -Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете. Логопед читает слова: - Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, ручей, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, кролик, воробей. -Молодцы, ребята, Буратино благодарит вас за то, что вы помогли ему выполнить это задание. И теперь он смело может идти в школу. А нам пора идти дальше. | Дети, услышав слово со звуком «Р», хлопают в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопают. | |
7. «Посмотри и отгадай» | ||
- Весело шагая по дорожке, мы вышли к морю. Там на берегу сидела и скучала Русалочка. Увидев нас, она предложила сыграть с ней в игру «Посмотри и отгадай». - Ну, что поиграем ребята? - Перед вами 6 разных ячеек и 6 разных носков. Давайте назовём, что в каждой ячейке находится. - Вам нужно определить, что находится в носке и положить его на ячейку с тем же содержимым. А теперь берите носочки. - Русалочке понравилось играть с вами, но ей нужно торопиться на встречу к своим друзьям. А мы отправляемся путешествовать дальше по сказочной стране. | Дети отвечают. Дети называют. Ребёнок берёт носок, наощупь определяет, что в нём лежит, называет и кладёт на ячейку с тем же содержимым. | Иллюстрация Русалочки. Перед детьми разложена игра «Посмотри и отгадай» |
8. «Разложи вещи» | ||
- Красная Шапочка вспомнила, что её дома тоже ждут дела. И пригласила нас к себе в гости. Ей нужно разложить вещи на свои места. Поможем ей в этом? - Вещи, в названии которых есть звук «Р» мы кладём в стиральную машину. А вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф. -Молодцы. Красная Шапочка очень обрадовались, что вы помогли ей разложить вещи. | Дети отвечают. Дети называют и кладут вещи, в названии которых есть звук «Р» - в стиральную машину. Вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф. | Иллюстрации шкафа и стиральной машины. Карточки с изображением одежды. |
- Ребята, давайте покажем Красной Шапочке, нашу игру «Разноцветные шарики». Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. Жираф у озера бродил, А крокодил его дразнил. - Жара, не правда ли, жираф? - А мне прохладно. Я не прав? Вам крокодил узнать пора, Жирафам не страшна жара! -Красной Шапочке понравилась наша игра. Ребята, но нам уже пора возвращаться из сказочной страны в наш садик. | Проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом. (Катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями) | Массажные мячики. |
10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей. | ||
-Наше с вами занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили? - Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный? - Звук «Р»: глухой или звонкий? - Звук «Р»: твёрдый или мягкий? - Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»? - Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»? - При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка? - Да, это действительно так. Кто мне скажет, какие задания мы выполняли сегодня на занятии? -Какое задание вам понравилось больше всего? -Каких сказочных персонажей мы сегодня с вами встретили? -Ребята, скажите, а какая гостья помогла нам отправиться в сказочную страну? -Молодцы, ребята правильно ответили на все мои вопросы. -Красной Шапочке очень понравилось, как вы выполняли артикуляционные упражнения, быстро и правильно справлялись с заданиями, которые нам приготовили другие сказочные персонажи. Логопед оценивает работу каждого ребёнка и предлагает детям дома поиграть с родителями в игру «Разноцветные мячики». -Красная Шапочка обещает прийти к нам в гости ещё. А теперь она благодарит каждого из вас за занятие и дарит вам по маленькому сюрпризу. Логопед раздаёт «сюрпризы» детям. -Спасибо за занятие. До свидания. | Мы говорили о звуке «Р». - Звук «Р» согласный. - Звук «Р» звонкий. - Звук «Р» твёрдый. - Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку. - Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р». - При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит». Дети перечисляют выполненные задания. Дети отвечают. -Это Красная Шапочка. -До свидания. | Индивидуальные зеркала. Корзинка с сюрпризами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»
Вашему вниманию предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»....
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»
Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;-совершенствовать фонематическое восприятие;-упр...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...
Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация Р в словах и предложениях"
quot;Автоматизация Р в словах и предложениях"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».
В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ж] . Путешествие Жука.
Цель: автоматизация [Ж] в слогах, словах и предложениях....
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах"
Задачи:Коррекционно-образовательные:• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах;· Развивать фонематическую базу;· Расширять словарный запас;·...