Открытое логопедическое занятие для воспитанников 7-го года жизни "Автоматизация звука л"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Воспитанники подготовительной группы побывали на цирковом представлении, познакомтлись с клоуном, цирковой лошадкой, фокусниками и другими артистами цирка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_tsirk.docx | 661.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуально-подгрупповой непрерывно-образовательной деятельности по формированию звукопроизношения с воспитанниками 7-го года жизни с ФФНР
Занятие разработано для детей 6–7 лет с ФФНР. В ходе НОД в увлекательной игровой форме (с применением различных активных методов обучения) проводится автоматизация звука л в предложениях.
Цель: автоматизация звука л в предложении
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закреплять слуховое и фонематическое восприятие;
- отрабатывать навык деления слов на слоги;
- отрабатывать навык фонематического синтеза;
- закреплять умение правильно понимать и различать языковые термины: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;
- формировать умение составлять предложения по виммельбуху
- формировать умение воспроизводить заданный ритмический рисунок с помощью детских духовых музыкальных инструментов
- Коррекционно-развивающие:
- повторить словарь по лексической теме «Цирк»;
- отрабатывать навык ответа полными предложениями на поставленные вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
- развивать ВПФ,
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитывать умение слушать и анализировать ответы друг друга.
СЛАЙД 1
- Организационный момент
Ребята, давайте поздороваемся с гостями и больше отвлекаться не будем.
Логопед Сегодня я предлагаю вам отправиться в замечательное место, где случается много разных чудес. Хотите?
Логопед. Тогда я приглашаю вас и наших гостей на цирковое представление.
СЛАЙД 2
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Цирк»
Все сюда! Скорей! Скорей! (упр. «Приглашение»)
Приглашает цирк гостей!
Приходите в цирк, ребята, (упр. «Идем»)
Выступают там зайчата, (упр. «Зайцы»)
И колючие ежи, (упр. «Еж»)
И ползучие ужи, (упр. «Змеи»)
И плавучие моржи, (упр. «Моржи»)
И летучие стрижи… (упр. «Птица»)
СЛАЙД 3
Основная часть
Логопед. Только вот без билетов на представление не попасть. Чтобы получить билет, нужно выполнить задание: найти на виммельбухе и показать слова со звуком л.
Занимайте свои места, наше представление начинается.
СЛАЙД 4
ЭМОЦИОНАЛЬНО - МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Слон летает, будто птица!
Как же тут не удивиться? (упр. «Удивление»)
Тигры кроликов боятся!
Как же тут не рассмеяться? (упр. «Смех»)
Начал в клетке Лев метаться!
Как же тут не испугаться? (упр. «Страх»)
А у зрителей в глазах
Удивленье, радость, страх! (чередование упражнений)
Радость, удивленье, страх!
Удивленье, радость, страх!
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Цирковое представленье
Всем поднимет настроенье! (упр. «Улыбка»)
Кто бы мог представить: Кошка
Там играет на гармошке! (упр. «Заборчик»)
Посильней в ладоши бейте -
Кот играет нам на флейте! (дыхательное упр. «Дудочка»)
Обливают всех водой
Толстый Клоун и худой! (упр. «Толстячок» и «Худышка»)
Крокодил по кличке Тутти
Ловко пляшет на батуте. (упр. «Накажем язычок»)
Посмотрите! Посмотрите!
Куры плавают в корыте! (упр. «Чашечка»)
Поднял Слон корыто вверх…
Слышен шум! Какой успех! (упр. «Вкусное варенье»)
На качели Куры сели,
Вверх под купол полетели. (упр. «Качели»)
Вверх – вниз, вверх – вниз…
Крепче, Курочка, держись! (упр. «Качели»)
Обезьянки - акробатки
Резво скачут на лошадке. (упр. «Лошадка»)
Медвежат из пульпомета
Леопардик красит … мёдом! (упр. «Маляр»)
На арене цирка Кит
Вальс танцует и «лычит» (упр. «Лычание»)
СЛАЙД 5
Характеристика звука л по схеме
Губы
Зубы
Язык
Воздушная струя
Звонкий (глухой) звук
Звук л –согласный, твердый, звонкий.
СЛАЙД 6
На арене цирка дрессированный кит!
Ну-ка, дети, не зевайте, за китенком повторяйте.
Ла - ло - лу – лы ол-ул-ил-эл
Ло - лу - ла – лы кла-кло-клу-клы
Лу - лы - лы – ло апл-ипл-эпл -упл
СЛАЙД7
Ребята, как вы думаете, каких артистов мы можем увидеть в цирке?
Дети: в цирке мы можем увидеть клоунов, фокусников, дрессировщиков, воздушных гимнастов, жонглеров, акробатов, и т.д.
Развитие фонематического слуха, определение наличия звука в слове
Логопед. В цирке выступают и люди, и животные. Как называют артистов, которые выступают с животными?
Дети. С животными выступают дрессировщики.
Логопед. Вспомните, какие животные в цирке прыгают через препятствия?
Дети. Лошади.
СЛАЙД 8
Логопед показывает детям игрушечную лошадку.
Логопед
В цирке идет дрессировка,
Лошадь скачет ловко.
Логопед. Хотите стать дрессировщиками?
Дети. Да!
Логопед. Лошадка перепрыгнет через обруч только когда услышит ваш хлопок. Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [л].
Логопед держит обруч и произносит слова: «клавесы», «балалайка», «пианино», «кларнет», «баян», «блокфлейта», «металлофон», «бубен», «барабан», «мелодика».
Двое детей перебрасывают игрушечную лошадку через обруч под хлопки остальных детей - зрителей.
Логопед. Вы заметили, что все слова, под которые прыгала лошадка, можно назвать одним словом? Каким?
Дети. Инструменты.
СЛАЙД 9
Логопед. Правильно. Это были музыкальные инструменты. В каждом цирке есть оркестр, который сопровождает все цирковые номера красивой музыкой. Давайте четко произнесем названия музыкальных инструментов, не забывая про звук «л».
СЛАЙД 10
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед. Чтобы хорошо играть на духовых музыкальных инструментах, надо часто тренироваться. Должно быть сильное дыхание. Давайте и мы с вами потренируемся. Для этого у нас есть тренажер «Парящий шарик», сделайте вдох носом и сильный выдох ртом. Как высоко поднимается шарик.
Дети выполняют задание.
СЛАЙД 11
Логопед. Давайте проверим, насколько хорошо вы потренировались. Кто хочет попробовать стать настоящим музыкантом? Проиграть надо по подсказке цирковых клоунов. Сколько клоунов изображено на картинке, столько звуков должен издать ваш инструмент. Большой клоун обозначает - громкий звук, маленький клоун - тихий звук.
Дети выполняют задание.
СЛАЙД 12
Ребята, на чем вы играли?
Яна. Я играла на блокфлейте.
Саша. Я играл на на мелодике
Сема. Я играл на мелодике.
Оливия. Я играла на блокфлейте.
Надя. Я играла на блокфлейте.
Арсений. Я играл на кларнете.
Соня.
СЛАЙД 13
Звуковой анализ
Логопед. А на арену цирка заступает новый артист – жонглёр.
Шары его ловко летают,
Из звуков слова составляют.
Жонглёр хотел выложить из шаров звуковую схему слов «цирк шапито ». Но случилось непредвиденное: все его шары рассыпались. Поможем жонглёру собрать шары и выложить звуковые схемы слов «цирк» и «шапито»?
Логопед предлагает детям подойти к столам. С помощью тико дети выкладывают звуковые схемы слов «шапито» и «цирк»(парами)
Один ребёнок выкладывает звуковые схемы из крупных пластиковых шаров, которые якобы рассыпал жонглёр. Затем ребёнок вслух характеризует звуки разобранных слов. Остальные проверяют его работу и составляют свои схемы.
СЛАЙД 14
Игра «Собери слово из букв»
Логопед. Жонглёру снова не повезло, он опять рассыпал шарики, из которых хотел собрать название своего любимого артиста. Думаю, мы сможем ему помочь. Для этого нужно собрать шары, располагая находящиеся на них буквы в правильном порядке. Затем прочитайте получившееся слово.
На шарики приклеены буквы, дети располагают их в нужном порядке и читают получившееся слово: «клоун».
СЛАЙД 15
Логопед. Молодцы! Конечно же, это клоун Клуня – самый веселый артист цирка. Клуня просит вас, ребята, составить про него рассказ.
Составление предложений от Клуни по «цепочке».
СЛАЙД 16
Физминутка-антракт
Логопед. Во время циркового представления всегда бывает перерыв, чтобы артисты могли отдохнуть. В цирке такой перерыв называется антракт. Давайте и мы с вами немножко отдохнем и потанцуем.
СЛАЙД 17
На арене цирка снова Клуня... Послушайте, правильно ли он говорит и исправьте, если нужно ошибки.
- Сахар ест осла.
-Лошадь скакала на всаднике.
-Цветы несут клоуна.
-Слон нарисовал художника.
- Лесенка скачет по белке.
- Платье полощет енота.
-Мяч подкидывает слона.
-У клыков белый слон.
(Дети исправляю деформированные предложения, выделяя в словах звук [л]).
Слайд 18
Логопед . Ребята, у каждого из вас кусочек виммельбуха, я предлагаю составить предложения про героев цирка.
По 2 предложениям дети составляют графические схемы. 1 ребенок на мольберте, остальные за столами.
СЛАЙД 19
Слоговой анализ
Логопед. Аты-баты, аты-баты – выступают акробаты. Этот номер называется акробатическая пирамида.
Логопед: - А мы с вами сейчас поможем зверятам – акробатам построить пирамиду, только она будет не совсем обычная, слоговая. В названии каждого животного есть звук л. При этом, ребята, вам могут встретиться слова-ловушки, это слова без звука [л].
Внизу 3 места, значит, здесь будут стоять звери, названия которых состоят из 3х слогов (лошадка, крокодил, ластохвост). Выше 2 места (белка, лама ), на вершине пирамиды 1 место (слон). (Дети стоят перед мольбертом, подходят по очереди, выбирают и прикрепляют по одной картинке). Слова-ловушки (носорог, бегемот)
Логопед. Молодцы! Вы настоящие дрессировщики.
Представление окончено,
Пора прощаться нам,
Давайте все похлопаем
Веселым циркачам. (Аплодисменты.)
Подведение итогов
Логопед. Вам понравилось наше цирковое представление? Скажите, выступление какого артиста вам особенно запомнилось?
Ответы детей.
Домашнее задание
Клоун приготовил нам билеты на следующее представление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия....
Конспект открытого логопедического занятия для воспитанников 5-7 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
Непосредственно образовательная деятельность по автоматизации звука "Р". Лексическая тема "Цирк", для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим не...
Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...
Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й...
открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе: "Дифференциация звуков Л-Ль. Лесные дикие животные".
В сказочно-игровой форме, дети закрепляют навыки произношения и различения звуков Л-Ль в словах, словосочетаниях, предложениях, рассказе с игровыми персонажами - Прокурор Согласных, Леший, заяц, белка...