Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_konkurs_2016.doc | 62 КБ |
1_pr_otk_logopzanyatiya_.ppt | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский Сад «Счастливое детство»
План – конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков
с элементами нейропсихологического подхода
и сенсорной интеграции»
Выполнила
Учитель-логопед, педагог - психолог
Муравцова Марина Витальевна.
2016
План – конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков
с элементами нейропсихологического подхода
и сенсорной интеграции»
Учитель - логопед
Муравцова Марина Витальевна.
Форма занятия: подгрупповая.
Тип занятия: интегрированное
Количество детей – 8 детей из старшей и подготовительной групп
Продолжительность занятия - 20 минут (по регламенту положения конкурса «Воспитатель - 2016»)
Цель: дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в словах, словосочетаниях, предложениях для предупреждения смешения звуков в речи и профилактики дисграфических ошибок в школьном возрасте.
Задачи:
1.Нормализация тонуса мышц и моторики органов артикуляции
2. Нормализация голоса, речевого дыхания, просодии
3.Развитие динамического праксиса - тонких, дифференцированных движений в пальцах рук и синхронности, ритмичности общей двигательной сферы.
4. Развитие стереогноза,
5.Формирование графомоторных навыков
6.Тренировка правильных произносительных навыков в различных ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разного лексико – грамматического материала.
7. Развитие звуковой культуры речи воспитанников, связной речи и ее грамматического строя посредством речевой игры, знакомство с новыми словами для активизации.
8. Развитие звуко - буквенного анализа слова, внимания, памяти, логического мышления.
Материалы и оборудование: поднос, платки, магниты на доску, слайдовая презентация «Дифференциация свистящих и шипящих звуков на основе нейропсихологического подхода», мультимедиа - установка, компьютер - ноутбук, смайлики «настроение», стаканы пластиковые с водой и трубочки для коктейля на подносе – 6, прикрытые салфеткой; доска магнитная большая – 1 и маленькая -1 , маты - 3, столы для детей старшей дошкольного возраста -2, столы с подсветкой для песочного рисования -2, модули – цилиндры -7, ковёр -1, скотч зелёного цвета -1, мягкие игрушки: кошка, змея, жираф, ёж, мишка, заяц; настольная игра «Весёлые звуки», геометрические фигуры из картона: зелёные, жёлтые, красные – по 12; квадраты зелёные -30.
Музыка: «Звуки волшебной палочки»; «Утро» Э. Грига; «Бубенчики – колокольчики»; «Доброта»; «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева);
Планируемые результаты:
Предметные: отчетливое произношение детьми звуков (з – с; ш – ж); их дифференциации в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях и отработка слов сложной слоговой структуры;
Метапредметные: овладеют вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта; получат навыки сотрудничества со взрослыми, со сверстниками;
Личностные: способствуют формированию чувства сплоченности коллектива, доверия, поддержки у всех участников и гостей данного открытого мероприятия.
Формы обучения: индивидуальные, в парах, фронтальные.
План занятия:
1.Приветствие. Знакомство с детьми
Цель: создание психо - эмоционального контакта.
2. Разминка: тема мероприятия. Знакомство с детьми.
Цель: сбросить психо–эмоциональное напряжение, привлечь внимание детей и настроить детей на активную работу в партнерстве.
Основная часть:
3.Двигательная гимнастика
Цель: развитие крупной моторики и пространственных представлений.
4.Логоритмика и кинезитерапия
Цель: постановка голоса, голосовых модуляций с координацией речи и движений.
5.Комплексная артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика с использованием фрукта.
Цель: сенсорная интеграция направлена на совершенствование артикуляционной моторики.
6. Звуко-буквенный анализ слова
Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти (на слайдах):
а) по зрительному восприятию;
б) по слуховому восприятию;
в) слоговая структура слова.
7.Дыхательная гимнастика
Цель: направлена на развитие речевого выдоха.
8.Грамматический строй речи
Цель:правильное употребление существительных; глаголов.
9. Пальчиковая гимнастика с рисованием на песке
Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности, координации речи с движением.
10. Рефлексия.
Цель: закрепление приобретенного опыта, усвоенного материала на занятии, умения формулировать эмоции и чувства словами, развитие речи.
Итог занятия. Сюрпризный момент.
Цель: развитие чувства сплоченности, доверия, воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.
Ход занятия:
1 слайд – презентации, звучит музыка «Доброта»
Марина Витальевна, (далее М. В.) встречает гостей в зале:
- Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки!
Я – Марина Витальевна, учитель –логопед (Дети здороваются)
«Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро,
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера. (Валентина Котенёва)
Пожелаем здоровья и тепла нашим дорогим гостям! Назовите нам ваши имена полным ответом.
2 слайд М. В. - Ребята, какое у вас сейчас настроение, выбирайте смайлик «настроение» и прикрепите в верхний ряд (радостное, грустное, спокойное). Подойдите ко мне. Сегодня тема нашего мероприятия «Конкурс». Что это? (Ответы детей)
М. В. Показывает на магнитной доске и перечисляет напечатанные на карточках слова: конкурс, жюри, участники, зрители. У нас будет 2 команды. Рассчитайтесь по – порядку от 1 до 6. 1, 3, 5 сделайте 2 шага назад – это команда: синие треугольники; 2, 4, 6 – команда: красные прямоугольники. Наш лозунг: «Уважение, помощь, доброта – наши верные друзья!» (слова напечатаны и прикреплены к магнитной доске). Я всегда рядом с вами и помогу в случае затруднения. За правильное выполнение заданий вы получаете зелёные квадраты и победит та команда, у которой их будет больше по окончанию занятия.
М. В. Упражнение «Брёвнышко» (звучит весёлая музыка) - надо лечь на спину вдоль зелёной полоски на уровне пояса, руки за голову, переворачиваться и жужжать, откатываясь от «пилы», чтобы она не догнала его. Обратно вернуться, как «Кошечка» и шипеть, в третий раз – зажать между коленями игрушку – помощника, поздороваться, назвать его полным ответом, проползти, как «Большая гусеница», поворачивая голову вправо – произносить песенку «воды» - звук (с), а влево песенку «комарика» - (з).
М. В. упражнение «Логоповторялки» с движениями рук на ковре, встали в круг и повторяют за мной (громко, тихо, шёпотом: слоги: Па, Да, Ба, Ма, Та, Ка; гласные: А, О, У, Э, И, Ы) 2 – 8 слайды М. В.
3–8 слайды Артикуляционная гимнастика» (звучит спокойная музыка) Перейдем ребята за стол и присядем на модули. Повторяйте по 3 раза упражнение за мной: «Часики», «Качели», «Лопата», «Парус», «Иголка», «Вкусное варенье», «Чашечка» с одновременными движениями рук, имитирующие действия с этими предметами. 1,2,5,6 упражнения гимнастики выполняем с использованием круглых долек, нарезанного апельсина. Салфетки взяли, слюни и сок промокнули, положили салфетки на тарелочку.
9–20 слайды М. В. Упражнение на звуко-буквенный анализ слова и разбор слова по слогам. Сегодня мы много раз называли слова, где присутствуют шипящие и свистящие звуки. Знаково – символическая характеристика слов с называнием звуков (З, Ш, Ж, С) по их местонахождению в словах: в начале, середине, в конце: конкурс, жюри, зрители; названия животных.
24 слайд М. В. Дыхательная гимнастика (звучит спокойная музыка, фотография «Озеро в горах».). Возьмите трубочки, пододвиньте к себе стаканчики. Дети пускайте пузыри в стаканчиках, соблюдая правила: в нос воздух набрали, щёки прижаты к скулам, губы в «трубочку» собрали и медленно, плавно выдуваем, без брызг.
25 слайд М. В. Упражнение на развитие грамматического строя речи (правильное употребление и произношение существительных и глаголов):
- по фотографии картины «Домашнее рукоделие». Повторите за мной по командам предложения: «Елизавета Сергеевна вяжет носки из шерстяной пряжи», «Машенька стоит за спиной у своей мамы - мастерицы».
26 слайд - Игра настольная «Весёлые звуки». Возьмите со стола по 1 маленькой карточке, я начинаю предложения, а вы ищите подходящую картинку, называете её и кладёте на большую карту, заканчивая его.
27 слайд М. В. Для выполнения следующего упражнения подойдём к столам для рисования песком по соответствию цвета команд, встанем паровозиком, друг за другом вправо повернётся команда красных, а влево – команда - синих. Я рисую на спинах участников, стоящих рядом буквы по очереди (З, Ш, Ж, С), а они рисуют впереди стоящему и так далее, и последний называет её вслух.
27 слайд М. В. Рефлексия. Пальчиковая гимнастика - рисование на песке. Нарисуйте буквы (З, Ш, Ж, С) на песке, каждый в своём квадрате.
М. В. Посчитайте фишки на ковре, чтобы мы узнали победителя в конкурсе.
Итог занятия. Сюрпризный момент (звучит музыка о дружбе) Победила дружба и я вам дарю частичку душевной теплоты, девочкам и мальчикам открытки в виде сердечка, чтобы здоровы были фруктовое мыло.
27 слайд М. В. Ребята, какое у вас настроение? Выбирайте картинку вашего настроения, и прикрепите к доске нижний ряд. Давайте сравним? (На магнитной доске дети выбирают и прикрепляют смайлики, формируя второй ряд, характеризующий их настроение после занятия). Как хорошо, у кого было хорошее настроение и осталось таким, а у кого было грустным - стало весёлым и озорным! Спасибо вам ребята за участие и гостя за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ш Ж
о к у с н к р
ж ю и р
и З т р е л и
С о л н
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"
Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Развитие звуковой культуры речи и ознакомление с литературным произведением для детей старшего дошкольного возраста»
Ознакомление детей с правильным произношением звуков, анализ литературного произведения с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [ С ] и [ З ] (для детей подготовительной к школе группы)
Цели:- Различие звуков С и З на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными- Закрепление навыков звукового...
Конспект занятия по теме: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование знаний дошкольников о финансовой грамотности....
Конспект занятия по теме: «Путешествие в страну взрослых дел» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....
Конспект занятия на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Конспект интегрированного занятия на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой для детей стршего дошкольного возр...