Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_-_differentsiatsiya_zvukov_l-l._bukva_l.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»
Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л»
в подготовительной к школе логопедической группе
.
Подготовила:
Учитель-логопед: Старикова Е.К.
Клин, 2019 г.
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Л-Ль». Буква Л».
Цели:
- Дифференциация звуков «Л-Ль»;
- Ознакомление с буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: - Закрепление правильного произношения звуков «Л» и «Ль»; Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Ознакомление с буквой Л; Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; Расширение и активизация словаря по теме «Весна».
Коррекционно-развивающие: - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений; - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.
Коррекционно-воспитательные: - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
Предметные картинки, картинки «Домики», карточки с картинками для звукового анализа, прописи, пособие - конверты, цветные карандаши, простые карандаши, карточка с изображением буквы Л, счетные палочки, зеркала, мяч.
Ход:
1. Организационный момент: Учитель-логопед встречает детей в группе.
Учитель-логопед: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:
«Здравствуй, здравствуй, не зевай
И ладошки нам давай. (Дети берутся за руки)
Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)
С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)
Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)
Учитель-логопед: Молодцы! А теперь повернитесь к нашей гостье и поздоровайтесь.
Учитель-логопед:
Дети, прошу вас повторить правило чистой речи.
Дети:
Каждый день, всегда и везде:
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Учитель-логопед:
А сейчас друг к другу повернитесь
И скорее улыбнитесь.
А теперь тяните губки
Мы увидим ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
А теперь ваш язычок-это кисточка, а нёбо потолок.
Красит нёбо кисточка за мазком мазок.
Ох, устал наш язычок,
Лег в кроватку на бочок.
Пя-пя-пя, - отдыхаем все, друзья!
Учитель-логопед предлагает детям присесть на ковер.
2. Основная часть занятия:
Учитель-логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Учитель-логопед: Почему вы считаете, что именно весна?
Дети перечисляют приметы весны.
Учитель-логопед: Как мы радуемся весне?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель-логопед: Я думаю, что нам очень хочется танцевать, петь песни. Согласны?
Дети: Да.
Учитель-логопед: Поэтому предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной: Ла-ла-ла – лопата и пила. Ля-ля-ля – зеленые поля. Лы-лы-лы – шпалы и полы. Ли-ли-ли – малину мы несли. Лу-лу-лу - купили мы пилу. Лю-лю-лю – малину я люблю.
Учитель-логопед: Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки встречались в песенках-чистоговорках чаще других.
Дети: Это звуки «Л-Ль».
Учитель-логопед: Сегодня на занятии мы будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки «Л-Ль»; познакомимся с символом, который их обозначает.
Далее учитель-логопед с детьми вспоминают
- артикуляционную позу звуков:
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
— горлышко «работает, звенит».
- характеристику звуков:
Звук «Л» - согласный, твердый, звонкий. Звук «Ль» - согласный, мягкий, звонкий.
- обозначение звуков:
Звук «Л» обозначается квадратом синего цвета. Звук «Ль» обозначается квадратом зеленого цвета.
Учитель-логопед: Дети, сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Удивительные слова». Для этого вам необходимо разделиться на две команды, рассчитавшись на первый и второй, затем задача первой команды – назвать слова, содержащие звук «Л», второй команды - назвать слова, содержащие звук «Ль». За название слова участникам будут вручаться фишки соответствующих цветов (синего или зеленого).
После завершения игры подводятся итоги результатов и награждаются победители.
Учитель-логопед: Объявляется физкультминутка:
Раз, два – все вставайте, Три, четыре – приседайте, Пять, шесть – повернись, Семь, восемь – улыбнись, Девять, десять – не зевай, Свое место занимай. (Учитель – логопед предлагает детям сесть за столы).
Далее учитель-логопед обращает внимание детей на доску с целью проведения дидактической игры «Разноцветные домики».
Учитель-логопед: Что вы видите?
Дети: Картинки.
Учитель-логопед просит детей внимательно рассмотреть картинки и назвать их.
Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо сейчас сделать?
Дети: Нам необходимо заселить синий и зеленый домики. Картинки, в названии которых есть звук «Л», заселим в синий домик. Картинки, в названии которых есть звук «Ль» - в зеленый домик.
Учитель-логопед: Почему? Объясните свои решения.
Далее дети приводят аргументы своих решений (вспоминают характеристику и обозначение звуков; определяют их позиции)
Учитель-логопед: Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки с изображением двух картинок, которые лежат у вас на столах. Назовите картинки.
Дети: Это лук и лиса.
Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?
Дети: Нам необходимо выполнить звуковой анализ этих слов и раскрасить кружки под картинками.
Дети выполняют звуковой анализ слов ЛУК и ЛИСА с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.
Учитель-логопед: Дети, мы с вами знаем, что у звуков есть символ. Кто из вас напомнит его название?
Дети: Это буква.
Учитель-логопед: Да, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о букве Л (выставляется демонстрационная карточка):
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»
О. Гофман
Дети совместно с учителем-логопедом рассматривают образ буквы.
Учитель-логопед: На что еще похожа буква Л? Из каких элементов она состоит?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель-логопед: А сейчас ребята мы сконструируем букву Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок; затем выкладываем ее из счетных палочек.
Далее учитель-логопед предлагает открыть прописи на стр. 17 (Н.В. Нищевой).
Учитель-логопед: Что вы видите в верхней части страницы?
Дети: Букву Л.
Учитель-логопед: Подумайте, карандашами - какого цвета вы раскрасите буквы Л.
Дети: Мы будем раскрашивать большую букву – карандашом синего цвета, а маленькую букву – карандашом зеленого цвета.
Учитель-логопед: Почему?
Дети: Потому что буква Л обозначает два звука - «Л», «Ль».
Учитель-логопед: А теперь давайте напишем букву Л: сначала в воздухе, затем в прописях: одну палочку снизу вверх слева направо, потом другую палочку сверху вниз справа налево.
Дети выполняют задание.
Учитель-логопед: Мне кажется, что мы устали. Поэтому объявляется минутка отдыха.
«Считалка» Сколько пальчиков у нас? Посчитаем? - Это – раз! Загибаем? - Это – два! Продолжаем? - Три, четыре… Где же пятый? - Вот, смотрите! Продолжаем на другой: Вот шестой, седьмой, восьмой… Пиф-паф-ой-ой-ой! Да, девятый он такой! Сколько пальчиков всего? - Ровно десять! О-го-го!!! |
Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.
Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.
Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.
Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны. |
Учитель-логопед: Прочитайте слова и предложение, напишите их по образцу. Затем составьте схему предложения.
Дети выполняют задание с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда с последующим анализом предложения.
3. Заключительная часть.
Учитель-логопед: Какие звуки вспоминали? Какие это звуки? С какой буквой познакомились?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель-логопед: Ребята, что вам понравилось? Что больше всего заинтересовало, что запомнилось? И т.д.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель-логопед: Молодцы! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)
Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе
Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и с в подготовительной группе
Упражнять в умении характеризовать звуки З и С, делить слова на слоги....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Н, Нь. Буква Н." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Занятие привязано к лексической теме "Моя семья".Презентация большая по объёму, пришлось делить на д...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ "Звуки Р, Рь. Буква Р." + презентация. Подготовительная к школе группа.
Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [р],[р']. Буква Р. Презентация прилагается....
Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й...
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [ С ] и [ З ] (для детей подготовительной к школе группы)
Цели:- Различие звуков С и З на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными- Закрепление навыков звукового...