открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе: "Дифференциация звуков Л-Ль. Лесные дикие животные".
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Константинова Эльвира Николаевна

В сказочно-игровой форме, дети закрепляют навыки произношения и различения звуков Л-Ль в словах, словосочетаниях, предложениях, рассказе с игровыми персонажами - Прокурор Согласных, Леший, заяц, белка, волк.

И получают положительные  эмоции, мотивацию для логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diff_zvukov_l-l.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ №30 г.о. Химки Дошкольное отделение «Бибигон»

Открытое логопедическое занятие

в подготовительной к школе группе:

«Дифференциация звуков Л–Ль», «Лесные дикие животные».

Подготовила и провела 26.02.2021г.:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 Константинова Эльвира Николаевна

Химки-2021г.

Открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

«Дифференциация звуков Л–Ль», «Лесные дикие животные».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять навыки произношения и различения звуков “Л”-“Ль” в словах, словосочетаниях, предложениях, в рассказе.
  • закреплять понятия “согласный твердый звук”, “согласный мягкий звук”, “предложение”.
  • совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык правильного согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; закреплять навык правильного согласования имен существительных и числительных; закреплять умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать слова со значением преувеличения.
  • упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов, совершенствовать навык согласования слов в предложениях.
  • совершенствовать связную речь, общие речевые навыки.
  • продолжать формировать фонематический слух.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание.
  • развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга.
  • воспитывать сотрудничество в совместной деятельности.

Материал: магнитная доска, мяч, конверты с изображением геометрических фигур разного цвета, предметные картинки со звуками “Л”, “Ль”, звуковички согласных, схема звукового домика, мягкие игрушки – белка, заяц, волк. Сказочные персонажи – Прокурор Согласных; Леший, две елочки, корзиночка с грецкими орехами. Звуки леса – ТСО.

Ход занятия

   

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Ребята, хотите отправиться  в увлекательное путешествие?

Дети: Да!

Логопед: Тогда не забудьте взять в дорогу своих друзей и  хорошее настроение.

Логопед берёт волшебную палочку:

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придёт,

В сказку быстро унесёт,

Мы реснички опускаем,

Крепко глазки закрываем,

                                                               (музыка)

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять.

Посмотрите, ребята мы попали в страну Звуков. Нас встречает Прокурор Согласных  города.

- Ребята, а вы знаете, что такое звуки?

- А что такое буквы?

Какие звуки мы называем согласными?

- А чем отличаются согласные звуки от гласных?

Ребята, Прокурор Согласных  потерял своих помощников, Звуковичков. Поможем  ихнайти?

 Но сначала вы должны найти конверты с белыми овалами и зелеными треугольниками” (Дети находят конверты с названными фигурами и передают их логопеду).

Логопед: “Ребята, посмотрите на конверт – на нем белый овал. Выделите  общий звук в это словосочетании – беллллый оваллл!

 Это звук Л. Характеристика этого звука – согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом. Мы нашли первого звуковичка с колокольчиком!

Игра «Звуковой домик»

Посмотрите на картинки и выделите:

Первый звук в слове – лампа,  лопата, ложка

Выделите последний звук в слове – стол, стул

Выделите звук Л в середине слова – халат, платье, вилка

-Что обьединяет эти предметы? Эти предметные картинки белые.

Назовите их: белая лампа, белая лопата, белая ложка, белый стул, белый стол, белый халат, белое платье, белая вилка

Игра «Посчитай от 1 до 5» со словосочетаниями белый халат, белое платье

Расскажите стих: «Белый снег, белый мел

                                 Белый заяц тоже бел.

                                 А вот белка не бела.

                                 Белой даже не была

Логопед: “Ребята, посмотрите на конверт – на нем зеленый треугольник. Выделите  общий звук в это словосочетании – зеленый треугольник!

 Это звук Ль. Характеристика этого звука – согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым цветом. Мы нашли второго звуковичка с колокольчиком!

Игра «Звуковой домик»

Посмотрите на картинки и выделите:

Первый звук в слове – лейка, лента

Выделите последний звук в слове – корабль,

Выделите звук Л в середине слова – пальма, пальто, шляпа, кегли

-Что обьединяет эти предметы? Эти предметные картинки белые.

Назовите их: зеленая лента, зеленая лейка, зеленый корабль, зеленая пальма, зеленая шляпа, зеленые кегли

Логопед: Прокурор Согласных и Звуковички хотят с вами поиграть в игру 1. «Хлопните, если улышите слова с твердым звуком Л, топните, если услышите слова с мягким звуком Ль» - лак, лужа, лодка, лед, лес, ластик, лещь, лень, лечь, лампа, самолет, люк, локоть, колесо, ложка

Логопед: “А сейчас мы отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть. Логопед берёт волшебную палочку:

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придёт,

В сказку быстро унесёт,

Мы реснички опускаем,

Крепко глазки закрываем,

                                                               (музыка)

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять.

Логопед: “Давайте подышим чистым лесным воздухом.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Мы подуем высоко,

Мы подуем низко,

Мы подуем далеко,

Мы подуем близко.

Наполнились волшебной силой?

                                                                    Молодцы!”.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

(В.Пальчинскайте)

Смотрите кто это? Это хозяин леса -  ЛЕСОВИЧОК.

ИГРА «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА» - Подберите похожие слова со словом ЛЕС

- лесок, лесник, леший, лесной,  перелесок

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ:

Леший - лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, дикий мужичок, лес.

Перелесок Небольшой лесной участок, отделённый от леса или других таких участков поляной, лужайкой; небольшой молодой лес, полоса земли с редкими деревьями, соединяющая два леса.

ЛЕСОВИЧОК приготовил для вас задания. Готовы выполнить?

- Назовите, какие дикие животные живут в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, еж...)

- ИГРА «НАЗОВИ ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ?»

Назовите, чья это лапа – беличья или волчья ?

А вот этот хвост чей? (беличий), а этот? (волчий)

Чье ухо? (беличье) Угадали, не ошиблись!

Чья лапа больше – волчья или беличья?

Чей хвост длиннее - беличий или волчий?

- ИГРА “ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ”, объясните почему?

- сорока, голубь, волк, ворона  (волк)

- корова, собака, лошадь, белка (белка)

Лесовичок: Я вам расскажу про белку и волка. Слушайте, потом обыграете. (Составление рассказа с использованием мягких игрушек с элементами театрализации)

ГОЛОДНЫЙ ВОЛК

   Блуждал в лесу голодный ВОЛК . И вдруг он увидел на колючей ЕЛОЧКЕ (дети проговаривают это слово вместе с логопедом) пушистую БЕЛКУ .“Вот я ее съем,- подумал ВОЛК и ласково говорит - Слезай, белочка, с ЕЛОЧКИ, иди сюда. Мы покатаемся с тобой на САЛАЗКАХ” .Улыбнулась БЕЛКА: “Не могу, волк, пойти с тобой, у меня нет САЛАЗОК. Ты лучше покатайся с ЛИСОЙ!” .

Вопросы по содержанию:

- Кто блуждал в лесу?

Игра: «Живое предложение» (Начало предложения с шапочкой, конец предложения точка)

Голодный волк блуждал в лесу.

- Где волк увидел пушистую белку? (Волк увидел пушистую белку на колючей елочке)

- Как волк хотел перехитрить белку? (“Вот я ее съем,- подумал ВОЛК и ласково говорит - Слезай, белочка, с ЕЛОЧКИ, иди сюда. Мы покатаемся с тобой на САЛАЗКАХ”)

- С кем предложила волку белка покататься на салазках? (Улыбнулась БЕЛКА: “Не могу, волк, пойти с тобой, у меня нет САЛАЗОК. Ты лучше покатайся с ЛИСОЙ!”)

Ребята давайте обыграем сценку, как артисты. Нам надо выбрать автора, волка и белку.

Дети инсценируют сценку.

Леший хвалит детей и предлагает пальчиковую игру

   

ИГРА ПАЛЬЧИКОВАЯ:

«Сидит белка на тележке раздает она орешки

Кому в лапочку, кому в лапоньку, а кому в лапище!

Логопед: “ Мы составляли с вами рассказ о волке и белке, наших лесных обитателях.

“Не смог волк перехитрить маленькую белку. “А теперь давайте сравним волка и белку.

-У белки глаза, а у волка ГЛАЗИЩИ,

- У белки зубы, а у волка ЗУБИЩИ.

- У белки лапы, а у волка ЛАПИЩИ,

- У белки усы, а у волка УСИЩИ!

- У белки когти, а у волка КОГТИЩИ!

Лесовичок, Вы очень хорошо справились с заданиями.

Логопед. Лесовичок,  наши дети приготовили  для тебя необычный подарок. Посмотри и послушай, пожалуйста, какие книжки-малышки ребята сделали с родителями.

Самопрезентация детских книжек малышек.

Логопед: “Ребята! Наше увлекательное путешествие подошло к концу.

Что вам понравилось? Какие звуки вы учились правильно произносить и различать? (Звуки “Л” и “Ль”) При составлении предложений, пересказе рассказа мы также использовали много слов с этими звуками. Вы старались их красиво произносить и не смешивать. Молодцы!

  Лесовичок. Дорогие друзья, примите  от моих лесных зверей сладкое угощенье - орешки! (детям раздается сладкое угощение - печеные орешки)

Спасибо Вам ребята, до свидания!     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...

Конспект открытого логопедического занятия для подготовительной к школе группы "Мир профессий"

Конспект для использования в работе учителей-логопедов ГБДОУ при работе со старшим дошкольным возрастом....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей возрастной группы "Дифференциация шипящих звуков Ш-Ж"

В конспекте излагается дидактический материал, игровые приёмы по развитию навыков дифференциации шипящих звуков Ш-Ж....

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Дифференциация звуков [с] — [с\'] в слогах, словах, фразах.

Цель:Закрепление навыка произношения звуков [C]-[C’], навыка различения звуков [C]-[C’] в слогах, словах, фразах.Развитие фонематического восприятия и слуха.Развитие общей, мелкой и ...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков» (дети с ОНР)

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР). Занятие относятся к категории обобщающих. На занятии используются элементы сказкотерапии, игровые, здоровьесбе...

Конспект открытого группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.

Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [З] и [З’] в речи детей.Задачи:Коррекционно -образовательные: учить детей давать сравнительную х...