открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе: "Дифференциация звуков Л-Ль. Лесные дикие животные".
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
В сказочно-игровой форме, дети закрепляют навыки произношения и различения звуков Л-Ль в словах, словосочетаниях, предложениях, рассказе с игровыми персонажами - Прокурор Согласных, Леший, заяц, белка, волк.
И получают положительные эмоции, мотивацию для логопедических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diff_zvukov_l-l.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ №30 г.о. Химки Дошкольное отделение «Бибигон»
Открытое логопедическое занятие
в подготовительной к школе группе:
«Дифференциация звуков Л–Ль», «Лесные дикие животные».
Подготовила и провела 26.02.2021г.:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Константинова Эльвира Николаевна
Химки-2021г.
Открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе
«Дифференциация звуков Л–Ль», «Лесные дикие животные».
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять навыки произношения и различения звуков “Л”-“Ль” в словах, словосочетаниях, предложениях, в рассказе.
- закреплять понятия “согласный твердый звук”, “согласный мягкий звук”, “предложение”.
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык правильного согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; закреплять навык правильного согласования имен существительных и числительных; закреплять умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать слова со значением преувеличения.
- упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов, совершенствовать навык согласования слов в предложениях.
- совершенствовать связную речь, общие речевые навыки.
- продолжать формировать фонематический слух.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание.
- развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга.
- воспитывать сотрудничество в совместной деятельности.
Материал: магнитная доска, мяч, конверты с изображением геометрических фигур разного цвета, предметные картинки со звуками “Л”, “Ль”, звуковички согласных, схема звукового домика, мягкие игрушки – белка, заяц, волк. Сказочные персонажи – Прокурор Согласных; Леший, две елочки, корзиночка с грецкими орехами. Звуки леса – ТСО.
Ход занятия
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Ребята, хотите отправиться в увлекательное путешествие?
Дети: Да!
Логопед: Тогда не забудьте взять в дорогу своих друзей и хорошее настроение.
Логопед берёт волшебную палочку:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придёт,
В сказку быстро унесёт,
Мы реснички опускаем,
Крепко глазки закрываем,
(музыка)
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Посмотрите, ребята мы попали в страну Звуков. Нас встречает Прокурор Согласных города.
- Ребята, а вы знаете, что такое звуки?
- А что такое буквы?
Какие звуки мы называем согласными?
- А чем отличаются согласные звуки от гласных?
Ребята, Прокурор Согласных потерял своих помощников, Звуковичков. Поможем ихнайти?
Но сначала вы должны найти конверты с белыми овалами и зелеными треугольниками” (Дети находят конверты с названными фигурами и передают их логопеду).
Логопед: “Ребята, посмотрите на конверт – на нем белый овал. Выделите общий звук в это словосочетании – беллллый оваллл!
Это звук Л. Характеристика этого звука – согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом. Мы нашли первого звуковичка с колокольчиком!
Игра «Звуковой домик»
Посмотрите на картинки и выделите:
Первый звук в слове – лампа, лопата, ложка
Выделите последний звук в слове – стол, стул
Выделите звук Л в середине слова – халат, платье, вилка
-Что обьединяет эти предметы? Эти предметные картинки белые.
Назовите их: белая лампа, белая лопата, белая ложка, белый стул, белый стол, белый халат, белое платье, белая вилка
Игра «Посчитай от 1 до 5» со словосочетаниями белый халат, белое платье
Расскажите стих: «Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была
Логопед: “Ребята, посмотрите на конверт – на нем зеленый треугольник. Выделите общий звук в это словосочетании – зеленый треугольник!
Это звук Ль. Характеристика этого звука – согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым цветом. Мы нашли второго звуковичка с колокольчиком!
Игра «Звуковой домик»
Посмотрите на картинки и выделите:
Первый звук в слове – лейка, лента
Выделите последний звук в слове – корабль,
Выделите звук Л в середине слова – пальма, пальто, шляпа, кегли
-Что обьединяет эти предметы? Эти предметные картинки белые.
Назовите их: зеленая лента, зеленая лейка, зеленый корабль, зеленая пальма, зеленая шляпа, зеленые кегли
Логопед: Прокурор Согласных и Звуковички хотят с вами поиграть в игру 1. «Хлопните, если улышите слова с твердым звуком Л, топните, если услышите слова с мягким звуком Ль» - лак, лужа, лодка, лед, лес, ластик, лещь, лень, лечь, лампа, самолет, люк, локоть, колесо, ложка
Логопед: “А сейчас мы отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть. Логопед берёт волшебную палочку:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придёт,
В сказку быстро унесёт,
Мы реснички опускаем,
Крепко глазки закрываем,
(музыка)
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Логопед: “Давайте подышим чистым лесным воздухом.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом –
Мы подуем высоко,
Мы подуем низко,
Мы подуем далеко,
Мы подуем близко.
Наполнились волшебной силой?
Молодцы!”.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
(В.Пальчинскайте)
Смотрите кто это? Это хозяин леса - ЛЕСОВИЧОК.
ИГРА «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА» - Подберите похожие слова со словом ЛЕС
- лесок, лесник, леший, лесной, перелесок
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ:
Леший - лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, дикий мужичок, лес.
Перелесок Небольшой лесной участок, отделённый от леса или других таких участков поляной, лужайкой; небольшой молодой лес, полоса земли с редкими деревьями, соединяющая два леса.
ЛЕСОВИЧОК приготовил для вас задания. Готовы выполнить?
- Назовите, какие дикие животные живут в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, еж...)
- ИГРА «НАЗОВИ ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ?»
Назовите, чья это лапа – беличья или волчья ?
А вот этот хвост чей? (беличий), а этот? (волчий)
Чье ухо? (беличье) Угадали, не ошиблись!
Чья лапа больше – волчья или беличья?
Чей хвост длиннее - беличий или волчий?
- ИГРА “ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ”, объясните почему?
- сорока, голубь, волк, ворона (волк)
- корова, собака, лошадь, белка (белка)
Лесовичок: Я вам расскажу про белку и волка. Слушайте, потом обыграете. (Составление рассказа с использованием мягких игрушек с элементами театрализации)
ГОЛОДНЫЙ ВОЛК
Блуждал в лесу голодный ВОЛК . И вдруг он увидел на колючей ЕЛОЧКЕ (дети проговаривают это слово вместе с логопедом) пушистую БЕЛКУ .“Вот я ее съем,- подумал ВОЛК и ласково говорит - Слезай, белочка, с ЕЛОЧКИ, иди сюда. Мы покатаемся с тобой на САЛАЗКАХ” .Улыбнулась БЕЛКА: “Не могу, волк, пойти с тобой, у меня нет САЛАЗОК. Ты лучше покатайся с ЛИСОЙ!” .
Вопросы по содержанию:
- Кто блуждал в лесу?
Игра: «Живое предложение» (Начало предложения с шапочкой, конец предложения точка)
Голодный волк блуждал в лесу.
- Где волк увидел пушистую белку? (Волк увидел пушистую белку на колючей елочке)
- Как волк хотел перехитрить белку? (“Вот я ее съем,- подумал ВОЛК и ласково говорит - Слезай, белочка, с ЕЛОЧКИ, иди сюда. Мы покатаемся с тобой на САЛАЗКАХ”)
- С кем предложила волку белка покататься на салазках? (Улыбнулась БЕЛКА: “Не могу, волк, пойти с тобой, у меня нет САЛАЗОК. Ты лучше покатайся с ЛИСОЙ!”)
Ребята давайте обыграем сценку, как артисты. Нам надо выбрать автора, волка и белку.
Дети инсценируют сценку.
Леший хвалит детей и предлагает пальчиковую игру
ИГРА ПАЛЬЧИКОВАЯ:
«Сидит белка на тележке раздает она орешки
Кому в лапочку, кому в лапоньку, а кому в лапище!
Логопед: “ Мы составляли с вами рассказ о волке и белке, наших лесных обитателях.
“Не смог волк перехитрить маленькую белку. “А теперь давайте сравним волка и белку.
-У белки глаза, а у волка ГЛАЗИЩИ,
- У белки зубы, а у волка ЗУБИЩИ.
- У белки лапы, а у волка ЛАПИЩИ,
- У белки усы, а у волка УСИЩИ!
- У белки когти, а у волка КОГТИЩИ!
Лесовичок, Вы очень хорошо справились с заданиями.
Логопед. Лесовичок, наши дети приготовили для тебя необычный подарок. Посмотри и послушай, пожалуйста, какие книжки-малышки ребята сделали с родителями.
Самопрезентация детских книжек малышек.
Логопед: “Ребята! Наше увлекательное путешествие подошло к концу.
Что вам понравилось? Какие звуки вы учились правильно произносить и различать? (Звуки “Л” и “Ль”) При составлении предложений, пересказе рассказа мы также использовали много слов с этими звуками. Вы старались их красиво произносить и не смешивать. Молодцы!
Лесовичок. Дорогие друзья, примите от моих лесных зверей сладкое угощенье - орешки! (детям раздается сладкое угощение - печеные орешки)
Спасибо Вам ребята, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия...
Конспект открытого логопедического занятия для подготовительной к школе группы "Мир профессий"
Конспект для использования в работе учителей-логопедов ГБДОУ при работе со старшим дошкольным возрастом....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей возрастной группы "Дифференциация шипящих звуков Ш-Ж"
В конспекте излагается дидактический материал, игровые приёмы по развитию навыков дифференциации шипящих звуков Ш-Ж....
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Дифференциация звуков [с] — [с\'] в слогах, словах, фразах.
Цель:Закрепление навыка произношения звуков [C]-[C’], навыка различения звуков [C]-[C’] в слогах, словах, фразах.Развитие фонематического восприятия и слуха.Развитие общей, мелкой и ...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков» (дети с ОНР)
Представлен конспект подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР). Занятие относятся к категории обобщающих. На занятии используются элементы сказкотерапии, игровые, здоровьесбе...
Конспект открытого группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.
Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [З] и [З’] в речи детей.Задачи:Коррекционно -образовательные: учить детей давать сравнительную х...