Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й» в подготовительной к школе логопедической группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_-_differentsiatsiya_zvukov_l-y._bukvy_ly.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»
Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Ль-Й.
Буквы «Л», «Й»
в подготовительной к школе логопедической группе.
Подготовила:
Учитель-логопед: Старикова Е.К.
Клин, 2019 г.
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Ль-Й». Буквы «Л», «Й».
Цели:
- Дифференциация звуков «Ль-Й»;
- Закрепление знания пройденных букв «Л», «Й».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: - Закрепление правильного произношения звуков «Ль» и «Й»; Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Закрепление знания пройденных букв; Закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений с данными буквами.
Коррекционно-развивающие: - Развитие артикуляционной моторики; - Развитие фонематических представлений; - Развитие психических процессов; - Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; - Развитие моторики, координации движений.
Коррекционно-воспитательные: - Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; - Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
Предметные картинки, картинки «Домики», карточки с картинками для звукового анализа, прописи, пособие - конверты, цветные карандаши, простые карандаши, карточки с изображением букв Л, Й; счетные палочки, зеркала, волшебный мешочек с картинками, мяч.
Ход:
1. Организационный момент: Учитель-логопед встречает детей в группе.
Учитель-логопед: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:
«Здравствуй, здравствуй, не зевай
И ладошки нам давай. (Дети берутся за руки)
Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)
С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)
Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)
Учитель-логопед:
Дети, прошу вас повторить правило чистой речи.
Дети:
Каждый день, всегда и везде:
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Учитель-логопед:
А сейчас друг к другу повернитесь
И скорее улыбнитесь.
А теперь тяните губки
Мы увидим ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
А теперь ваш язычок-это кисточка, а нёбо потолок.
Красит нёбо кисточка за мазком мазок.
Ох, устал наш язычок,
Лег в кроватку на бочок.
Пя-пя-пя, - отдыхаем все, друзья!
Учитель-логопед предлагает детям присесть на ковер.
2. Основная часть занятия:
Учитель-логопед: Ребята, я предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной:
Аль-аль-аль-ай-ай-ай оль-оль-оль-ой-ой-ой иль-иль-иль-ий-ий-ий эль-эль-эль-эй-эй-эй
Учитель-логопед: Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки встречались в песенках-чистоговорках чаще других.
Дети: Это звуки «Ль-Й».
Учитель-логопед: Сегодня на занятии мы снова будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки «Ль-Й»; вспомним их символы.
Далее учитель-логопед с детьми вспоминают
- артикуляционную позу звуков:
«Ль»
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
— горлышко «работает, звенит».
«Й»
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— кончик языка за нижними зубками, спинка приподнята к твердому небу;
— горлышко «работает, звенит».
- характеристику звуков:
Звук «Ль» - согласный, мягкий, звонкий.
Звук «Й» - согласный, мягкий, звонкий.
- обозначение звуков:
Обозначаются квадратом зеленого цвета.
Учитель-логопед: Дети, сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Поймай звук». Попрошу вас закрыть глаза и внимательно меня послушать. Если вы услышите звук «Ль», хлопаете в ладоши. Если вы услышите звук «Й», топаете ногами. Будьте внимательны!!!
Далее учитель-логопед предлагает сесть на ковер и поиграть с «волшебным мешочком».
Учитель-логопед: Ребята, вы будете по очереди опускать руку в мешочек и доставать по одной картинке. Далее вам необходимо рассмотреть картинку, назвать ее и определить звук («Ль» или «Й») и его позицию, который слышится в ее названии.
Учитель-логопед благодарит всех ребят за активное участие.
Учитель-логопед: Объявляется физкультминутка:
Раз, два – все вставайте, Три, четыре – приседайте, Пять, шесть – повернись, Семь, восемь – улыбнись, Девять, десять – не зевай, Свое место занимай. (Учитель – логопед предлагает детям сесть за столы).
Учитель-логопед: Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки с изображением двух картинок, которые лежат у вас на столах. Назовите картинки.
Дети: Это лес и чай.
Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?
Дети: Нам необходимо выполнить звуковой анализ этих слов и раскрасить кружки под картинками.
Дети выполняют звуковой анализ слов ЛЕС и ЧАЙ с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.
Учитель-логопед: Дети, мы с вами знаем, что у звуков есть символ. Кто из вас напомнит его название?
Дети: Это буква.
Учитель-логопед: Да, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о буквах и угадайте их:
Она уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у этой буквы , не так ли?»
О. Гофман
Дети: Это буква «Л» (выставляется демонстрационная карточка)
Учитель-логопед:
Это буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая на ее плечах сидит
Наверху у нее – кавычка,
Словно маленькая птичка.
Дети: Это буква «Й» (выставляется демонстрационная карточка)
Дети совместно с учителем-логопедом рассматривают образы букв и вспоминают - из каких элементов они состоят с последующим их выкладыванием из счетных палочек.
Затем учитель-логопед предлагает детям положить перед собой картинки. которые лежат на столах, внимательно их рассмотреть, найти буквы Л, Й среди разных предметов и заштриховать их карандашом зеленого цвета.
Учитель-логопед: Мне кажется, что мы устали. Поэтому объявляется минутка отдыха.
«Считалка» Сколько пальчиков у нас? Посчитаем? - Это – раз! Загибаем? - Это – два! Продолжаем? - Три, четыре… Где же пятый? - Вот, смотрите! Продолжаем на другой: Вот шестой, седьмой, восьмой… Пиф-паф-ой-ой-ой! Да, девятый он такой! Сколько пальчиков всего? - Ровно десять! О-го-го!!! |
Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.
Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.
Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.
Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны. |
Учитель-логопед помещает на доску «Чудо-дерево» с закрепленными на нем слогами: ли, па; чай, ка; по,ля; лей, ка.
Учитель-логопед: Ребята, обращаю ваше внимание на доску.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
А на листочках дерева - слоги. Попробуйте составить из этих слогов слова.
Дети выполняют задание с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.
3. Заключительная часть.
Учитель-логопед: Какие звуки и их символы вспоминали?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель-логопед: Ребята, что вам понравилось? Что больше всего заинтересовало, что запомнилось? И т.д.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель-логопед: Молодцы! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. Тема." Дифференциация звуков К - Т"
Тема. Звуки К - Т. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звуков. Задачи образовательные: 1. Повторить характе...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)
Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе
Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и с в подготовительной группе
Упражнять в умении характеризовать звуки З и С, делить слова на слоги....
Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [с]-[сь]»
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте....
Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе
Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему "Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л"Цели:• Дифференциация звуков «Л-Ль»;• Ознакомление с буквой Л.Зада...
Конспект занятия По подготовке детей к обучении грамоте по тему: " Дифференциация звуков П-Т-К"
quot; Дифференциация звуков П-Т-К"...