Конспект открытого логопедического занятия для воспитанников 5-7 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность по автоматизации звука "Р". Лексическая тема "Цирк", для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_tsirk.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия для воспитанников
5-7 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
Тема: Автоматизация звука «Р». «Цирк».
Цель - Формировать умение четко и правильно произносить звук «Р» в слогах, словах, фразовой речи. Закреплять умение связывать данный звук с наглядным образом буквы.
Задачи:
1.Обучающие: формирование и закрепление навыка автоматизации изолированного звука «Р» в слогах, словах, фразовой речи; развитие навыков соотнесения звука со зрительным образом буквы.
2. Коррекционные: развитие фонематических процессов, высших психические функций (памяти, мышления, восприятия, внимания), мелкой моторики, кинестетических ощущений, языковой интуиции; формирование межполушарных связей; формирование просодической стороны речи.
3. Развивающие: формирование лексико – грамматической стороны речи (обогащение и уточнение словаря по теме «Цирк», словоизменение, словообразование); активизация речевой деятельности учащихся; развитие пространственных представлений; формирование мотивационного компонента и функций самоконтроля.
4.Воспитательные: воспитание доброжелательного и дружеского отношения к товарищам, любви к родному языку.
Оборудование: Зеркала на каждого ребёнка; диск с музыкой; салфетки на каждого воспитанника; рамки, покрытые пластилином на каждого ребёнка, макароны в вазочках; предметные картинки по теме «Цирк»; костюм клоуна; игрушки – животные; обруч; мяч; магниты, столы, стулья.
Ход занятия:
- Организационный момент. (Детей приводит в зал воспитатель, они становятся около столов).
(Под весёлую музыку вбегает клоун, пожимает руки детям).
Л: - Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки! А давайте с вами познакомимся?!
1.1. Задание на посадку:
- Прежде, чем сесть на место, назовите своё имя ласково (дети называют).
- Объявление темы занятия.
- А я клоун, зовут меня Рома, а ласково Ромашка. Какой 1-й звук вы услышали в моём имени? (р).
- Ребята, вы когда - нибудь были в цирке? Сегодня мы туда и отправимся, а помогать нам будет этот звук.
3. Артикуляционная и мимическая гимнастика.
3.1. Уточнение артикуляции звука Р (зеркала и салфетки уже на столах).
- Давайте возьмём волшебные зеркала и сделаем зарядку для язычка, чтоб правильно и красиво произнести этот звук. Я клоун и поэтому очень люблю гримасничать.
Люблю улыбаться, вот так (показывает), а вы?
а) «Улыбка».
А как вы надуваете щечки?
б) «Надуй щечки».
А как вы хмуритесь?
в) «Нахмурь брови».
А как вы язычок показываете?
г) «Язычок».
Клоун: Его немного покусаем (выполняют), и причесать не забываем, и пошлепать, и погладить, надо с язычком поладить. Теперь его мы пожуем и обратно уберём!
А теперь всех напугать хотим, громко мы как тигры зарычим.
д) «ТИГРЫ» (дети утрировано произносят звук «Р»).
- Когда мы произносим звук «Р», то язычок у нас поднимается вверх к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая воздушная струя сильная, язычок дрожит.
3.2. Характеристика звука по акустическим признакам:
- Как мы произносим звук, твёрдо или мягко?
- Ребята, звук «Р» согласный или гласный? (согласный, т.к. есть преграды). Какие преграды? (зубки, язычок).
- А воздух холодный или тёплый выходит, когда мы произносим звук «р»? Приложите руку к губам (тёплый).
- Закроем ушки, произнесём этот звук. Хорошо его мы слышим? (звонкий). Положите руку на горлышко, ещё раз порычим. Голос нам помогает? (да, горло дрожит, звук звонкий).
Итог: - Ребята, какой звук мы научились произносить правильно (звук «р»).
- Промокните рот салфеткой (клоун собирает зеркала).
Л: - Ребята, скоро мы отправимся в цирк, и будем выполнять много интересных заданий. Когда все задания будут выполнены, вас ждёт сюрприз.
4. Развитие мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы, формирование кинестетических ощущений.
Л: - Чтобы нам попасть на цирковое представление, нужны входные билеты. Подойдите к столу, возьмите синие рамки. Почему они синего цвета? (т.к. звук «Р»- твердый). Вам нужно напечатать портреты буквы, которая обозначает этот звук «Р». Выкладывать буквы будем макаронами, кто догадался, почему? (в этом слове есть звук «Р»). Приступаем к работе (фоном звучит музыка).
Итог: - Ребята, покажите, какие портреты букв у вас получились? Портреты какой буквы вы напечатали?
- Обведите указательным пальчиком эту букву, запомните её.
- Все справились с заданием, теперь у вас есть входные билеты. Возьмите их и подойдите ко мне.
5. Уточнение и обогащение словаря воспитанников по теме «Цирк». Подбор родственных слов.
Л: - Смотрите, нас уже встречают артисты цирка (карточки на мольберте).
- Ребята, а вы знаете, кто выступает в цирке? (дети называют, логопед показывает на мольберте картинку, уточняет название и даёт понятие о том, чем занимается тот или иной цирковой артист, например: фокусник (картинка) - показывает фокусы; повторим еще раз, фокусник, жонглёр - жонглирует, т.е. управляется сразу с несколькими предметами; дрессировщик - дрессирует животных, учит их выполнять различные команды; акробат - исполняет разные трюки под куполом (крышей) цирка, на большой высоте; клоун – веселит зрителей, показывает смешные сценки; канатоходец – ходит по канату; факир - смело показывает разные трюки с опасными предметами (ножами, саблями, огнем)).
Л: - Все эти люди одним словом называются АРТИСТАМИ. А если они артисты цирка, то какие это артисты? Подберите похожее слово от слова «цирк» (цирковые артисты).
6. Автоматизаизация звука в словах. Развитие фонематических процессов. Закрепление понятий единственного и множественного числа существительных.
Л: - Первое задание от меня, клоуна.
–Я буду снова называть цирковых артистов, если вы услышите в слове звук «Р», то поднимете «билет». Будьте внимательны.
- Фокусник, а если их много, как мы их назовем? (фокусники); дрессировщик – дрессировщики; акробат - акробаты, канатоходец -канатоходцы, жонглёр - жонглёры, клоун – клоуны, факир – факиры, (форму множественного числа указывают дети).
Л: - Какой звук мы учились находить в словах? («Р»).
Итог: - Вижу, вы запомнили цирковых артистов. Первое задание выполнено…(открываю первую букву). А я – клоун, дарю вам 1-ю букву волшебного слова (переворачивает картинку клоуна, на обратной стороне изображена буква «Д»). (Клоун прикрепляет соответствующую картинку на стену).
- Билеты у нас есть, отдадим их контролеру (собрать рамки с буквами), артисты нас ждут, пора отправляться на цирковое представление. Встаньте напротив меня.
- Игра – физминутка (развитие общей моторики, координации, внимания, пространственных представлений).
Л: - Встаньте ровно, не зевайте, и глазами не моргайте. Сейчас мы шофёры, заводим моторы: ррррррррр (выполняют соответствующие движения).
- Повернули руль влево, улыбнулись друг другу, вот это дело!
- Теперь поворачиваем вправо, строим смешные рожицы, вот это забава!
- Руками мы похлопаем!
- Ногами мы потопаем!
- Стоп машины, детвора, мы приехали «Ура»!
- Вот мы и в цирке.
- Прошу вас занять места в зрительном зале (дети садятся за столы).
- Дыхательная гимнастика «Факиры» (развитие фонационного дыхания, формирование правильной воздушной струи. Фоном звучит музыкальное сопровождение).
Л: Сейчас мы с вами, как настоящие факиры, будем дуть на огонь. Для этого надо выпрямить спину, вдохнуть плавно через нос, выдохнуть через рот плавно, не спеша (повторить 3-4 раза). Вы справились с заданием и факир дарит нам следующую волшебную букву (открываю букву «Р»).
- Развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики, межполушарных связей.
Л: Ребята, нам задание от канатоходца. Чтоб ходить по канату, надо держать равновесие, быть внимательным. Стройтесь за мной. Руки в стороны. Мы пройдем по канату, но необычно. Будем шагать и проговаривать слоги: БРА, БРО, БРУ, БРЫ; АБР, ОБР, УБР, ЫБР. ТРА,ТРО, ТРУ, ТРЫ; АТР, ОТР, УТР, ЫТР (дети по очереди проходят по канату и произносят необходимые слоги).
Л: - Вот мы и прошли по канату.
Л: - С заданием справились, вот следующая буква от канатоходца (переворачивает букву «У»).
- Игра на развитие слухового внимания, знание слогового состава слова «Доскажи словечко».
Л: - Теперь мы с вами научимся жонглировать мячом. Подойдите ко мне, встаньте в полукруг. Игра называется «Доскажи словечко». Я вам бросаю мяч, говорю начало слова, а вы должны его закончить, используя слог «ра», например: я говорю но…вы мне должны сказать «ра». Это слово нора.
Го…, по…., кону…, ды…;
- Теперь вы должны добавить слог «ры»:
шпо…, ша…, шну…, топо…, кома… .
Л: - Ребята, что нужно было досказать? (слова). Какой звук вам помогал? («Р»).
Л: - Задание выполнено. Вот и ещё одну букву нам подарил жонглёр (открывает букву « Ж»).
- Подвижная игра «Акробаты». Развитие фонематических процессов, общей моторики, координации; воспитание дружеского отношения к товарищам, командного духа. Сочетание активных и расслабляющих движений.
Л: - А сейчас мы станем акробатами. Чтобы добраться до места, нужно идти за мной по кругу, высоко поднимая колени (музыкальное сопровождение).
- Мы пришли. Вот волшебный обруч, но попасть в него сможет только тот, кто назовёт слово, которое начинается со звука р. Например: я называю слово «рот», запрыгиваю в обруч. Следующий, кто называет нужное слово, делает так же, как я. И так, пока в обруче не соберутся все (дети по очереди называют соответствующие слова).
- А теперь мы взлетаем под купол цирка (звучит расслабляющая музыка, педагог поднимает вверх обруч), подняли руки вверх, потянулись, встали на носочки. Вот мы с вами высоко – высоко. Давайте посмотрим на всех зрителей с высоты (руку приложить, как «козырёк»). Опускаемся вниз.
- Кем мы сейчас были? (акробатами).
- Что придумывали? (слова). Какой звук нам помогал? («Р»).
- Молодцы! Занимайте свои места.
- Ещё одно задание выполнено.
- Очередную букву нам дарит акробат (буква «Б»).
- Уточнение и обогащение словаря по теме «Животные жарких стран». Развитие грамматического строя речи, внимания, памяти, наблюдательности.
Л: (перед воспитанниками на круглом столе – арене в плетеной прямоугольной корзине - клетке фигурки животных).
- Ребята, теперь мы с вами настоящие дрессировщики. Посмотрите, кто это, как мы их назовем одним словом? (животные). - Давайте их выпустим из клеток на арену цирка. Для этого их надо назвать: тигр, мартышка, крокодил, леопард, корова.
- Кто из них лишний и почему? (корова, т.к. это домашнее животное), (клоун убирает корову).
Л: - Ребята, а где живут, обитают все эти животные? (в жарких странах). Значит как мы их назовем? (животные жарких стран).
- А каких еще животных жарких стран, в названии которых есть звук «Р», вы знаете? (жираф, зебра, носорог, кенгуру).
12 (а). Игра «Чьё это?» (на образование притяжательных прилагательных).
- Ребята, подойдите к столу и посмотрите, кто- то из животных что-то потерял (там картинки с частями тела животных). Это горб верблюда, значит чей горб?- верблюжий. Шея жирафа, значит шея чья? - жирафья. Рог носорога, значит чей рог?- носорожий. Хвост тигра, значит он чей? – тигриный. Вы молодцы, помогли диким животным отыскать свои части тела.
12 (б). Игра «Кого не стало»?
- Теперь вернемся на арену цирка. Ещё раз внимательно посмотрите на всех зверей, запомните их. Назовём этих животных. Закройте глазки (убирает 1 игрушку). Открывайте. Кого не стало? (мартышки; тигра…)
(2 – 3 раза).
Л: - Ребята, чтобы нашим животным не было грустно, давайте споем им песню про солнышко, и они вспомнят о своей Родине. Выходите в круг. Повторяйте за мной движения.
- Логоритмика «Солнышко» (развитие координации движений с музыкой и текстом), (музыкальное сопровождение).
Л: - Кем мы сейчас были? (дрессировщиками). Кого дрессировали? (животных).
Л: - Вы вновь справились с заданием, в награду за это дрессировщик дарит вам последнюю букву волшебного слова «А».
Л: - Вот какое волшебное слово нам подарили цирковые артисты (читаю: «ДРУЖБА»).
Л: - Если мы открыли слово дружба, значит мы какие? (дружные). Значит мы что делаем? (дружим). Значит мы кто? (друзья). Как мы сегодня работали? (дружно).
- Посмотрите на наше волшебное слово, почему буквы «У» и «А» выделены красным цветом? (они гласные). А остальные почему выделены синим? (согласные, твёрдые). Сколько гласных букв мы видим? (2). Все цирковые артисты любят аплодисменты. Давайте мы прохлопаем и одновременно протопаем слово «дружба» и узнаем, сколько в нем слогов (хлопнули 2 раза, значит 2 слога).
- Рефлексия.
Л: - Ребята, где мы сегодня побывали? Что вам понравилось? Что запомнилось? Какие новые слова узнали?
- Ребята, вы сегодня были немного волшебниками. Вы смогли превратить звуки в буквы, произносили слоги, называли слова. Всё это очень трудно, но вы справились с заданиями. Какой звук вам помогал? («р»).
- За то, что вы так хорошо работали, вам в подарок я вручаю раскраски! Кто догадался, почему именно раскраски? (в этом слове есть 2 звука «р»).
Л: - Подарки я вручил, пришло время прощаться. До новых встреч и в добрый час, я рад был очень видеть вас! Приходите в цирк за хорошим настроением!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ФФНР)...
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, применяемая в индивидуальной работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
В презентации представлены направления в работе по преодолению ФФНР....
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ старшей группы, имеющим фонетико-фонематическое нарушение речи
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ старшей группы, имеющим ФФНР...