Авторская образовательная практика "Веселый алфавит"
методическая разработка по логопедии
В современном дошкольном образовании обучение грамоте тесно связано с подготовкой детей дошкольного возраста к школе. Однако важно создать условия, которые позволят осуществить обучение грамоте исключительно дошкольными методами, сохраняя психическое и физическое здоровье детей, чтобы овладеть чтением и письмом, как средством коммуникации, а не только как техническим навыком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_alfavit.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская образовательная практика «Веселый алфавит».
В современном дошкольном образовании обучение грамоте тесно связано с подготовкой детей дошкольного возраста к школе. Убеждена, что важно создать условия, которые позволят осуществить обучение грамоте сугубо дошкольными методами, сохраняя психическое и физическое здоровье детей, чтобы овладеть чтением и письмом, как средством коммуникации, а не только как техническим навыком.
Занятия с «Веселым алфавитом» выстраиваются на основе интереса ребенка, как одном из необходимых условий результативности работы. Иду от возможностей детей, на занятиях открыт широкий путь игре. Детям не навязываю взрослые представления, а создаю условия для высказывания ими собственных представлений.
Дети учатся общаться не только со взрослыми, но и между собой. Они точно знают и понимают, что:
- никто не будет ругать, если ответ неверный
- не нужно поднимать руку, чтобы ответить
- можно обсудить проблему с товарищами
- можно посоветоваться с педагогом.
Ценность такой практики в том, что она реализуется не на одном-двух занятиях, и даже не месяц-два, а в течении всего учебного года. На первом занятии с детьми обсуждаются вопросы о буквах, о том, как они выглядят, кто какие буквы знает. Сколько их, где они все вместе находятся? И на первом занятии, возможно, прозвучит слово «алфавит», и будет ребенок – «умелец», который скажет, сколько же букв в русском алфавите. Если этого не происходит, дети предлагают варианты, где можно узнать данную информацию. На следующем занятии вносится лист ватмана с расчерченной сеткой, и дети начинают знакомится с буквами и самостоятельно их изготавливать и клеить в свой алфавит. При этом вместе с буквой дети печатают цифру, обозначающую ее место в алфавите: А-1, И – 10, и.т.д.
При проведении занятий с алфавитом использую формы работы в маленьких командах, в которые дети объединяются самостоятельно. Дети свободно двигаются, переходят от одного вида деятельности к другому, обсуждают увиденное, ведут диалог. В командах благоприятный климат.
Таблица «Веселый алфавит» создается детьми на протяжении всего периода обучения. По ней они знакомятся с печатными буквами русского алфавита, в дальнейшем постоянно обращаются к ней при знакомстве с новым материалом, касающимся букв, слогов и слов. Постепенно заполняя свой алфавит, дети начинаю играть в «шифровальщиков», зашифровывая слова цифрами и, наоборот, расшифровывая ряд цифр, угадывая при этом слова. Затем они начинают преобразовывать слова путем замены или добавления букв. А затем из этих слов составляют предложения и объединяют их в небольшие рассказы.
Овладение детьми грамотой осуществляется на основе использования знаковых объектов, которые становятся средствами построения совместной работы детей и являются одним из важнейших условий начальной организации обучения чтению, письму
Дети играют не только в группе, но и дома с родителями, используют такие задания в квест-играх, играх-бродилках.
Главная роль на таких занятиях отводится игровой деятельности. Это способствует устойчивости интереса детей, созданию положительного настроя, желанию учиться играя. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей уверенность в своих силах, создает радостное настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей, делает коррекционное обучение успешным, отлично готовит к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)
Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...
Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"
Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...
Перспективное планирование к авторской образовательной программе "Я - Мир" для детей с 1 до 3-х лет групп кратковременного пребывания ДОУ
Перспективное планирование разработано в соответсвии с ФГОС ДО к авторской образовательной программе "Я - Мир". В условиях ограниченного времени максимально компактно организуется образовательный проц...
Авторская образовательная программа в ОО "Социально-комуникативное развитие" здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"Будь здоров, малыш!"
Пояснительная записка к блоку «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»Составитель: воспитатель Ковалёва Татьяна Александровна. Программа направлена на воспитание основ кул...
Авторская образовательная программа по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» «Умные пальчики»
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики кистей рук, художественно- творческих способностей у дошкольников посредством создания пластилиновых картин....
Авторская образовательная программа по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» «Волшебный листок»
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Авторская образовательная программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Родные тропинки»
В современном мире дети мало знают о своей семье, поселке, стране, особенностях северного народа. Родители тоже недостаточно осведомлены об истории родного края. В связи с э...