Авторская образовательная программа по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» «Волшебный листок»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Кузнецова Елена Николаевна

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_origami.docx53.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березниковская средняя школа»

детский сад №2 «Катюша»

Принята на заседании

педагогического Совета

от «    »__________2017г.

Протокол № __

Утверждаю:

директор МБОУ «Березниковская средняя школа»____________/Тимкина С.Б./

Приказ № __от «___»____________2017г.

Авторская образовательная программа

по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

«Волшебный листок»

Возраст обучающихся 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

Кузнецова Елена Николаевна,

 Воспитатель I квалификационной категории

п.Березник, 2017 г.

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………...

с.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы………………….....................

с.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в рамках Программы……………...

с.

2.2.Учебно-тематический план………………………………………….....................

с.

2.3. Перспективный план……………………………………………………………..

с.

3. Организационный раздел

3.1. Место в режиме дня (расписание)………………………………………………

с.

3.2. Условия реализации Программы………………………………………………..

с.

3.3. Список информационных источников…………………………...……………..

с.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

 (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям)

Актуальность.

Дошкольное  детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь.

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических  сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

•        умение слушать воспитателя;

•        принимать умственную задачу и находить способ ее решения;

•        переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;

•        развитие самоконтроля и самооценки;

•        осознание собственных познавательных процессов.

Складывание из бумаги -  это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным.

 

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи программы:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- знакомить с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- знакомить  различным приемам работы с бумагой;

- знакомить с различными техниками оригами для  изготовления различных игрушек в и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей.

        

- расширять знания об окружающем мире, природе;

- развивать конструктивное мышление и сообразительность;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- показать способ экономного и разумного использования бумаги;

- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

- формировать коммуникативные умения.

- воспитать любовь к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду;

- прививать настойчивость в достижении цели;

- воспитывать интерес к искусству оригами.

Участники: дети 5 - 6 лет (старшая группа)

Сроки реализации: работа кружка рассчитана на один учебный год

Год обучения

Количество занятий /часов

Количество детей

в группе

В месяц

В год

1

4 / 100 (мин.)

36 / 900 (мин.)

24

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;

- дети знают  основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;

- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);

- дети приходят на помощь своим товарищам  при изготовлении поделок;

- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);

- дети  придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.

Способы диагностики:

Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение.  По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ  воспитанников.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в рамках Программы

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы

Формы работы

с детьми

Формы

организации

Дидактические принципы

- Экспериментирование с бумагой;

 -создание и решение проблемных ситуаций;

- игровые приемы;

- рассматривание и обсуждение;

- показ технических приемов;

- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

- использование сюрпризных моментов;

- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности

- самостоятельная деятельность;

- совместная  деятельность воспитателя и детей

- подгрупповая

- индивидуальная

- парная

- наглядности;

- доступности;

- последовательности и постепенности;

- активности;

- систематичности;

- научности и достоверности;

- сознательности

Принципы работы с детьми:

- принцип доступности отбираемого материала;

- принцип постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

- принцип индивидуального  подхода  к детям;

- принцип интегративности;

- принцип наглядности -  широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2.2. Учебно-тематический план

Месяц

Название темы

Количество минут

сентябрь

Что такое оригами?

Базовая форма «Книжечка».

25

сентябрь

«Бабочка и лягушка»

25

сентябрь

Композиция «Два весёлых гуся».

25

октябрь

«Веселые зверюшки: петушок,

25

октябрь

щенок,

25

октябрь

котёнок»

25

октябрь

«Рыба»

25

ноябрь

«Зайчик»

25

ноябрь

«Лисичка»

25

ноябрь

«Волшебное превращение стрелы»

25

декабрь

«А снег идет, а снег идет – Снежинки»

25

декабрь

 «Конфетка»

25

декабрь

«Снеговик»

25

декабрь

«Новогодняя открытки»      

25

январь

«Волшебное превращение квадрата»

25

январь

Кораблик

25

январь

Домик

25

февраль

«Тюльпан»

25

февраль

«Василек»

25

февраль

«Хризантема»

25

февраль

«Колокольчики»

25

март

«Букет цветов для мамы»

25

март

«Грачи прилетели»

25

март

«Птицы»

25

апрель

«Журавушка»

25

апрель

«Поросенок»

25

апрель

«Парусник»

25

апрель

«Лебедь»

25

май

«Грибок»

25

май

«Умелые ручки»

25

май

«Бабочки летают»

25

май

«По своему замыслу»

25

2.3. Перспективный план

Сроки

Тема

Программное содержание

сентябрь

Что такое оригами?

Базовая форма «Книжечка».

Познакомить  детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный  лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.  Расширять словарный запас.                                                                                           Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.

«Бабочка и лягушка»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры. Познакомить с изготовлением простейших фигурок, приемам декоративного украшения поделок. Воспитывать усидчивость и аккуратность. Расширять словарный запас.

Композиция «Два весёлых гуся».

Используя новую базовую форму, показать детям как изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.  Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой.

октябрь

«Веселые зверюшки: петушок, щенок, котёнок»

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния», перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

 «Рыба»

Познакомить с новой базовой формой «рыба». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Расширять словарный запас.

ноябрь

«Зайчик»

Закрепить умение детей мастерить поделки, вызвать у детей радостное настроение, воспитывать самостоятельность, аккуратность, развивать объяснительную речь

«Лисичка с челкой»

Повышать интерес к работе в технике оригами. Показать детям как  делать новую игрушку. Воспитывать аккуратность.     Развивать глазомер. Укреплять мелкие мышцы рук.

«Волшебное превращение стрелы»

Познакомить с новой базовой формой «стрелой». Научить трансформировать в другие поделки.

декабрь

«А снег идет, а снег идет – Снежинки»

Развивать умение проводить сгибание углов с обоих концов сложенного треугольника, проводить доработку с помощью ножниц.

 «Конфетка»

Познакомить  детей с новым способом складывания квадратного листа бумаги, следуя словесным указаниям воспитателя.

«Снеговик»

Закреплять умение детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое

«Новогодняя открытки»      

Создать условия для того, чтобы дети создавали композиции из поделок. Помогать каждому ребенку добивать желаемого результата. Расширять словарный запас.
Воспитывать у детей желание доставить радость окружающим.

январь

«Волшебное превращение квадрата»

Создавать у детей хорошее настроение. Повышать интерес к занятиям оригами. Закреплять умения следовать инструкциям педагога. Познакомить детей с новой базовой формой «катамаран». Развивать фантазию и конструктивное мышление.

Кораблик

Продолжать развивать интерес к изготавливанию фигурок в технике оригами, познакомить с новой базовой формой «блинчик».

Домик

Продолжать учить детей мастерить поделки. Повышать интерес к оригами.  Продолжать развивать конструктивные способности. Расширять словарный запас. Воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца.

февраль

«Тюльпан» «Василек»

«Хризантема»

«Колокольчики»

Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Закрепить условное обозначение, воспитывать внимание, усидчивость. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы. Помогать  подбирать красивые сочетания цветов. Развивать фантазию и творчество.

март

«Букет цветов для мамы»

Продолжать учить детей делать цветы в технике оригами, развивать воображение, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, развивать глазомер.

«Грачи прилетели»

Продолжать учить детей делать поделки в технике оригами. Развивать конструктивное мышление.

«Птицы»

Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Закрепить условное обозначение. Расширять словарный запас. Воспитывать внимание, усидчивость.

Апрель

«Журавушка»

Развивать конструктивные способности. Развивать умение самостоятельно применять изобразительные навыки и умения, последовательно выполнять все этапы работы. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность.

«Поросенок»

Продолжать учить детей мастерить поделки, повышать интерес к оригами. Расширять словарный запас. Продолжать развивать конструктивные способности. воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца.

«Парусник»

Закрепить у детей умение делать поделки из бумаги. Развивать фантазию.

«Лебедь»

Закреплять умения  детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Воспитывать внимание, усидчивость.

Май

«Грибок»

Формировать умение выполнять изделия из бумаги в технике оригами. Развивать навыки мыслительного анализа, последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания. Развивать творческое воображение и смекалку. Расширять словарный запас. Воспитывать аккуратность, усидчивость, точность.

«Умелые ручки»

Воспитывать у детей эстетическое отношение к результатам своей деятельности и устойчивый интерес к ручному труду. Самостоятельно применять изобразительные навыки и умения, последовательно выполнять все этапы работы. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты.  Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность.

«Бабочки летают»

Развивать фантазию. Способствовать в применении различных узоров для украшения бабочки.  Развивать мелкие мышцы руки, координацию движений, пространственную ориентацию. Развивать речь. Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения. Развивать воображение, творческие способности, вызывать интерес к рисованию и конструктивной деятельности. Расширять знания об окружающем мире, воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

«По своему замыслу»

Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения. Развивать воображение, творческие способности, вызывать интерес к рисованию и конструктивной деятельности. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях оригами.


3. Организационный раздел

3.1. Место в режиме дня

Занятия проводятся один раз в неделю  по 25 минут (с сентября по май)  во вторую половину дня.

3.2. Условия реализации Программы

Материалы для работы в технике Оригами:

Правила работы в технике Оригами:

1. Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Например, изготовляя жирафа, можно предварительно на жёлтую бумагу наносится характерные коричневые пятна. А для зебры или тигрёнка готовится бумага с нарисованными полосками на серой или жёлтой основе.

2. Ножницы. Перед каждым занятием нужно напоминать о правилах пользования ножницами.

3. Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Лучше использовать клей – «карандаш».

4. Салфетки. Салфетки нужны, чтобы убирать с поделки остатки клея.

5. Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др.

1. Перед началом работы нужно застелить стол клеенкой, а по окончании - убрать рабочее место.

2. Нельзя  разбрасывать инструменты.

3. Ножницы нужно передавать только за сомкнутые лезвия.

4. Листы бумаги нужно хранить в развернутом виде.

5. При склеивании нужно использовать салфетку.

 6. Кисточку  нужно класть на специальную подставку. После работы кисточку нужно обязательно вымыть и хорошо просушить, поставив ворсом вверх.

7. Для материалов, инструментов и обрезков бумаги у каждого ребенка должны быть специальные подносы.

3.3. Список информационных источников

Список используемой методической литературы:


1.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома : [Эксперим. учеб. для нач. шк.] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. - [2-е изд.]. - М. : Аким, [1995]. - 207 с.

2.  Долженко Г.И. «Оригами»  Издательство: Академия Развития, 2011 г.
3. Т.Проснякова. «Забавные фигурки, модульное оригами»,  2010.
 

Список используемых интернет - ресурсов

1. Сайт «Уроки оригами»

http://urokiorigami.ru/

2. Сайт «Планета оригами»

http://planetaorigami.ru/

3.Свободная энциклопедия «Википедия»

http://ru.wikipedia.org

4. Сайт «Оригами для детей и начинающих»

http://www.zonar.info/node/31

5. Сетевые образовательные сообщества «Открытый урок»

http://www.openclass.ru

6. Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/detskii-sad

7. Издательский дом «1 сентября»

http://1september.ru/

8. ЭХО журнала «ОРИГАМИ»

 http://jorigami.narod.ru/

9. Сайт «Детские оригами»

http://podelki-samodelki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нетрадиционной образовательной деятельности по рисованию. Область: Художественно – эстетическое развитие. Тема «На далёкой, удивительной планете…»

Цель: Совершенствование техники рисования  используя  различные материалы;систематизация приёмов создания фантазийных образов;развитие воображения любознательности;воспитание у детей в...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Семь чудес цвета»

Рабочая программа «Семь чудес цвета» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...

Консультация для родителей по образовательной области "художественно-эстетическое развитие"- "Волшебное рисование"

Известно, что важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование.Рисование – очень интересный и в тоже время ...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию дошкольников «ВОЛШЕБНАЯ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе.Основное преимущество пла...

Практическая работа на аттестацию- Конспект непосредственной образовательной деятельности по образоательной области"художественно-эстетическое развитие(аппликация)на тему"Чудо-пылесос" для детей 5-6 лет

Цель: изготовление детьми старшей группы пылесоса в технике предметная аппликацияОбразовательные задачи: закреплять умение вырезать предметы круглой (из квадрата) и овальной (из прямоугольника)фо...