Авторская образовательная программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Родные тропинки»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Бобылева Ольга Васильевна

      В современном мире дети мало знают о своей семье, поселке, стране,  особенностях северного народа. Родители тоже недостаточно осведомлены об истории родного края. В связи с этим возник вопрос по проблеме нравственно- патриотического воспитания в ДОУ.

      Музыка всегда считалась средством формирования личностных качеств человека. Поэтому я считаю, что именно через музыкальную деятельность детям проще всего привить любовь к нашей необъятной Родине. Неслучайно музыкальные впечатления обогащают духовный мир человека.

      Главная идея создания кружка «Родные тропинки» - вызвать у детей чувство гордости за свое отечество!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_rodnye_tropinki.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березниковская средняя школа»

детский сад №2 «Катюша»

Принята на заседании                                           Утверждаю:

Педагогического совета                                        директор МБОУ «Березниковская средняя

от «___» _______20__г.                                         школа» ______________(Тимкина С.Б.)

Протокол №___                                                      Приказ №___  «___» сентября 2016г.                                    

Авторская образовательная программа

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Родные тропинки»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы 2 года

                                                                         Автор-составитель:

                                                                         Бобылева Ольга Васильевна,

                                                                         музыкальный руководитель

                                                 п. Березник, 2017г.

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….с.3

1.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………с.5

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в рамках Программы……….с.6

3. Организационный раздел

3.1. Условия реализации Программы………………………………………….с.7

3.2. Место в режиме дня (расписание)…………………………………………с.7

3.3.Учебно-тематический план………………………………………………...с.8

3.4. Перспективный план…………………………………………………..….с.9

3.5. Список информационных источников…………………………...……...с.13

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

      Не секрет, что нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. А от педагога зависит будущее каждого воспитанника и страны в целом.

     Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

     Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок – это частица нашей огромной страны «России».

Актуальность

      В современном мире дети мало знают о своей семье, поселке, стране,  особенностях северного народа. Родители тоже недостаточно осведомлены об истории родного края. В связи с этим возник вопрос по проблеме нравственно- патриотического воспитания в ДОУ.

      Музыка всегда считалась средством формирования личностных качеств человека. Поэтому я считаю, что именно через музыкальную деятельность детям проще всего привить любовь к нашей необъятной Родине. Неслучайно музыкальные впечатления обогащают духовный мир человека.

      Главная идея создания кружка «Родные тропинки» - вызвать у детей чувство гордости за свое отечество!

Отличие

        Отличие данной программы в том, что занятия проходят не по подгруппам, а с целой группой детей. В первый год обучения занятия разделены на тематические блоки, каждый из которых носит определенную тему и охватывает все разделы музыкальной деятельности. На втором году обучения с детьми будет проводиться углубленная работа над развитием певческих способностей, на основе патриотических песен.

                     

                                  Цели и задачи программы

Основная цель  педагогической работы в кружке «Родные тропинки » - это прежде всего развитие музыкальных способностей детей через нравственно – патриотическую деятельность.

В течение учебного года также решаю следующие задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с  символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их значении в жизни семьи, сохранении чести рода.

Развивающие:

  • Развивать музыкальные способности детей;
  • Способствовать проявлению потребности в получении информации о развитии цивилизации и истории семьи, города, страны;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
  • Развивать нравственно-патриотические чувства у детей через знакомство с русскими народными инструментами, с их основными группами и выразительными возможностями.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство признательности и любви к своей семье,  городу стране;
  • Воспитывать интерес к объектам русской традиционной культуры, чувство восхищения красотой национального костюма.
  • Воспитывать творческую инициативу;

                                         

 Участники.  Данная программа рассчитана на возраст 5-7 лет

 (старшая и подготовительная к школе группа)

Сроки реализации. Программа рассчитана на 2 учебных года.

Количество занятий:

Октябрь – 5

Ноябрь – 4

Декабрь – 4

Январь – 4

Февраль – 4

Март – 4

Апрель – 4

Май – 5

В год: 34 занятия,    14  ч 10 минут.

Количество детей в группе:  23 человека.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемые результаты:

дети должны уметь:

  • С удовольствием исполнять народные песни , танцы, водить хороводы, слушать игру на русских народных инструментах

должны знать:

  • - Краткую историю своего поселка и страны в целом.
  • - Историю создания русских народных инструментов.

должен иметь представление:

  • - о родном крае.
  • - о стране.
  • - об обычаях русского народа.
  • - о жизни и быте северян.
  • - о происхождении русских народных инструментов.

Форма проведения педагогической диагностики: Игровые задания, наблюдения (Приложение 1)  

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в рамках Программы

Форма организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.

Форма организации занятия:

студия, беседа, встреча с интересными людьми, гостиная.

Структура занятий

       На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:

Занятие состоит из 4 разделов:

  1. Приветствие
  2. Беседа (по мере необходимости)
  3. Подготовка (тренинг). Упражнения определенной направленности (например, на развитие танцевальных движений, развитии е певческого аппарата и.т.д.)
  4. Работа над музыкальными произведениями разной направленности.
  5. Игра.

     На первых занятиях я знакомлю детей с семейными ценностями, провожу беседу о близких и дальних родственниках. Основная задача таких встреч – вызвать интерес к занятиям, создать теплую, доброжелательную атмосферу взаимодействия с детьми.

Методы обучения:

словесный, наглядно-практический, объяснительно – иллюстративный.     

                             

Формы подведения итогов реализации программы:

1. Выступления на утренниках, праздниках и вечерах развлечений

2.Итоговые развлечения

3. Организационный раздел

3.1. Условия реализации Программы

Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут (с октября по май) во второй половине дня.

Материально-техническое оснащение: Музыкальные инструменты.

Пособия: атрибуты для танцев и песен.

Информационное обеспечение: Аудиозаписи, мультимедиа (видеоролики, презентации)

                                     

3.2. Место в режиме дня

Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут (с октября по май)  во второй половине дня.

3.3. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Октябрь

«Моя семья»

125 мин.

Ноябрь

Декабрь

«Моя страна»

200 мин.

Январь

Февраль

«Русское народное творчество»

200 мин.

Март

Апрель

«Русские народные инструменты».

200 мин.

Май

«Наш северный край»

125 мин.

                                         

                                               

3.4. Перспективный план

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Подготовительный этап: Разработка программы кружка, изучение литературы, подбор материалов

Октябрь

Занятие 1

«Моя семья»

  • Формировать основы уважительного отношения к членам своей семьи.
  • Развивать музыкальные способности детей.
  • Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи

Занятие 2

«Моя семья»

  • Формировать основы уважительного отношения к членам своей семьи.
  • Развивать музыкальные способности детей.
  • Воспитание уважения к представителям старшего поколения.

Занятие 3  

«Моя семья»

  • Формировать интерес к своей родословной
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Заинтересовать детей историей их семей

Занятие 4

«Моя семья»

  • Формировать интерес к своей родословной
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Заинтересовать детей историей их семей

Занятие 5

«Моя семья»

  • Формировать интерес к семейным традициям
  • Развивать музыкальные способности детей

Ноябрь

Занятие 1

«Моя страна»

  • Формировать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
  • Развивать музыкальные способности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну

Занятие 2

«Моя страна»

  • Формировать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
  • Развивать музыкальные способности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну

Занятие 3

«Моя страна»

  • Формировать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
  • Развивать музыкальные способности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Занятие 4

«Моя страна»

  • Формировать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
  • Развивать музыкальные способности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Декабрь

Занятие 1

«Моя страна»

  • Формировать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
  • Развивать музыкальные способности детей.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Занятие 2

«Моя страна»

  • Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Сформировать представления о героизме, воспитать уважительное уважение к воинам защитникам

Занятие 3

«Моя страна»

  • Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Сформировать представления о героизме, воспитать уважительное уважение к воинам защитникам

Занятие 4

 

«Моя страна»

  • Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Сформировать представления о героизме, воспитать уважительное уважение к воинам защитникам

Январь

Занятие 1

«Русское народное творчество»

  • Формировать дифференцированные представления детей о различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Воспитывать чувство восхищения, уважительное отношение к результатам труда русских умельцев, бережное отношение к предметам культуры

Занятие 2

«Русское народное творчество»

  • Формировать дифференцированные представления детей о различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Воспитывать чувство восхищения, уважительное отношение к результатам труда русских умельцев, бережное отношение к предметам культуры

Занятие 3

«Русское народное творчество»

  • Формировать представления  о национальной одежде
  • Развивать музыкальные способности детей

Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма

Занятие 4

«Русское народное творчество»

  • Формировать представления  о национальной одежде
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма

Февраль

Занятие 1

«Русское народное творчество»

  • Формировать дифференцированные представления о назначении избы, ее убранстве.
  • Развивать музыкальные способности детей

Занятие 2

«Русское народное творчество»

  • Систематизировать знания детей о значении природы в жизни человека
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности русской природы

Занятие 3

«Русское народное творчество»

  • Формировать дифференцированное представление  о русском фольклоре
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности русского фольклора

Занятие 4

«Русское народное творчество»

  • Формировать дифференцированное представление  о русском фольклоре
  • Развивать музыкальные способности детей

Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности русского фольклора

Март

Занятие 1

«Русские народные инструменты»

  • Прививать любовь к русским народным инструментам
  • Развивать музыкальные способности детей

Занятие 2

«Русские народные инструменты»

  • Прививать любовь к русским народным инструментам
  • Развивать музыкальные способности детей

Занятие 3

«Русские народные инструменты»

  • Прививать любовь к русским народным инструментам
  • Развивать музыкальные способности детей

Занятие 4

«Русские народные инструменты»

  • Прививать любовь к русским народным инструментам
  • Развивать музыкальные способности детей

Апрель

Занятие 1

«Русские народные инструменты»

  • Прививать любовь к русским народным инструментам
  • Развивать музыкальные способности детей

Занятие 2

«Русские народные инструменты»

  • Прививать любовь к русским народным инструментам
  • Развивать музыкальные способности детей

Занятие 3

«Русские народные инструменты»

  • Прививать любовь к русским народным инструментам
  • Развивать музыкальные способности детей

Занятие 4

«Русские народные инструменты»

  • Прививать любовь к русским народным инструментам
  • Развивать музыкальные способности детей

Май

Занятие 1

«Наш северный край»

  • Познакомить детей с историей поселка, привить чувство гордости за него.
  • Развивать музыкальные способности детей
  • Вызвать интерес к своим родным местам

Занятие 2

«Наш северный край»

  • Формировать представления об исторических корнях поселка
  • Развивать музыкальные способности детей

Занятие 3

«Наш северный край»

  • Развивать музыкальные способности детей
  • Расширять представления о достопримечательностях поселка

Занятие 4

«Наш северный край»

  • Развивать музыкальные способности детей
  • Закрепление и расширение знаний о родном крае

3.5. Список информационных источников

1. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.-160с.

2. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016.-192 с.

3. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – Спб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕСТВО - ПРЕСС», 2013. – 192 с.

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нетрадиционной образовательной деятельности по рисованию. Область: Художественно – эстетическое развитие. Тема «На далёкой, удивительной планете…»

Цель: Совершенствование техники рисования  используя  различные материалы;систематизация приёмов создания фантазийных образов;развитие воображения любознательности;воспитание у детей в...

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)

Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Семь чудес цвета»

Рабочая программа «Семь чудес цвета» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Вдохновение"

Иногда в рамках непосредственно-образовательной деятельности очень сложно дать тот материал, который бы ты хотела передать детям. В этом случае очень помогает дополнительное образование в детском саду...

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...