ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в поведении
рабочая программа (подготовительная группа)
ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
для детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями в поведении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Краснохолмский детский сад №3 «Петушок» Муниципального района
Калтасинский район Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий МБДОУ №3 «Петушок»
с. Краснохолмский
___________ Г.Ф.Садрисламова
ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
для детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями в поведении
Составитель: педагог-психолог МБДОУ №3 «Петушок»
Пронина Н.А.
с. Краснохолмский 2021г.
ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в поведении
№ | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка. | 2 |
1.1. | Актуальность и практическая направленность | 2 |
1.2. | Цели и основные задачи программы | 4 |
1.3. | Новизна программы | 4 |
1.4. | Основные этапы и формы реализации программы. | 4 |
1.5. | Ожидаемые результаты | 4 |
2 | Форма проведения, условия организации, структура занятий. | 5 |
2.1 | Тематический план | 5 |
3 | Методическое и материальное обеспечение программы | 6 |
4 | Список литературы | 6 |
5 | Приложение. | 7 |
5.1 | Конспекты занятий. | 7-14 |
5.2 | Диагностический инструментарий | 15-17 |
5.3 | Рекомендации воспитателям и родителям | 18-19 |
- Пояснительная записка
1.1 Актуальность
Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.
Повышенная агрессивность детей является одной из самых больших проблем в детском коллективе. В ходе наблюдения за воспитанниками ДОУ можно сделать вывод, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.
В ходе психодиагностической работы коллег было установлено, что большинство параметров возрастного развития агрессивных дошкольников почти не отличается от аналогичных показателей у их ровесников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастным нормам, а в некоторых случаях даже превышает их. Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети хорошо владеют игровой деятельностью и могут организовать самостоятельно интересную игру. Следовательно, уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Исследования учёных, проведенные среди воспитанников старших групп показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных детей, но существуют существенные различия между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. По результатам исследования было выявлено, что своим социальным статусом в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть те, которых предпочитают, которыми пренебрегают, и даже лидеры.
Существенно отличается отношение агрессивных детей к ровесникам. Другой ребенок является для них конкурентом, препятствием, которое нужно убрать. Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере взаимоотношений с ровесниками.
Кроме того, всех агрессивных детей объединяет общее свойство - неспособность видеть и понимать другого.
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Формы проявления агрессии:
Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.
Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольники с признаками агрессивного поведения встречаются всё чаще. Данная программа поможет научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, освоить позитивные формы общения со сверстниками и взрослыми.
1.2 Цель программы - преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Основные задачи программы:
- снизить уровень детской агрессивности.
- гармонизировать уровень базальной эмоциональной регуляции путем обучения способам регуляции эмоциональных состояний;
- развить умение анализировать свое внутреннее состояние и состояние других детей;
- снизить уровень личностной тревожности.
- научить детей конструктивным формам общения, поведенческих реакций, снятию деструктивных элементов в поведении.
- обучить приемлемым формам выражения гнева агрессивных детей, техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями.
- развить адекватный уровень самооценки и самоконтроля.
-сформировать нравственные представления, альтруистические формы поведения.
1.3 Новизна программы заключается в том, что:
- Обоснована множественность причин проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
- Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.
- Обоснована необходимость использования значимой для детей деятельности, с целью повышения эффективности диагностики, коррекции, профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста.
1.4 Этапы реализации программы:
I этап – ориентировочный (диагностический) направленный на проведение диагностического обследования, наблюдений за поведением детей в группе и выявлению признаков агрессивного поведения ребёнка (детей). Перед началом реализации программы проводится совместно с воспитателем тест по степени агрессивности ребёнка (диагностический материал-в Приложении).
II этап – основной - проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение высокого уровня агрессивности воспитанника, выработка навыков конструктивного общения ребёнка со сверстниками; развития умения понимать своё и чужое настроение и регуляции своего поведения в момент появления чувства агрессии.
III этап – аналитический: повторное психолого-педагогическое обследование ребёнка с целью прослеживания результативности ИОП, проведение консультаций с воспитателями, родителями воспитанника.
В Программе предусмотрены Конспекты занятий, диагностический материал, рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение ).
1.5 Ожидаемые результаты
По итогам реализации программы планируются следующие результаты:
У ребенка:
- снизится уровень агрессии;
- разовьются личностные качества, способствующие формированию эмпатии и доверительного отношения к окружающим;
- сформируются и закрепятся навыки адаптивного поведения и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками;
- разовьются способности распознавания и контроля негативных эмоций своих и чужих.
Ребенок познакомится:
- с адекватными способами реагирования на провоцирующую ситуацию;
- с различными приемами самоконтроля и снятия накопившегося эмоционального напряжения.
И самое главное, Ребенок научится использовать приобретенные знания, умения и навыки в повседневную жизнь и у него обязательно появятся друзья.
- Форма проведения и условия организации занятий.
Формы проведения коррекционно-развивающих занятий: индивидуальная, при необходимости – подгрупповая: для закрепления навыков приглашаются 3-е детей, «помощники» для психолога, т.е. дети с хорошо сформировавшимися навыками конструктивного общения со сверстниками.
Программа включает 9 занятий; периодичность проведения: 2 занятия в месяц; продолжительность занятий - 25-30 мин.
Структура занятий.
- Вводная часть(2-3 мин.): приветствие, игры на понимание, сплочение и доверие.
2. Основная часть (15-20мин.), во время которой используются игры и упражнения направленные на:
- выработку социально приемлемых способов выражения эмоциональных реакций: гнева, ревности, обиды и т.д.;
- формирование адекватных способов эмоционального реагирования на негативные переживания;
-упражнения на снятие психоэмоционального напряжения: психогимнастика, арт-терапия, игры с песком .
3. Заключительная часть, направлена на рефлексию занятия (Что нового сегодня мы узнали на занятии? Что особенно понравилось?)
Ритуал прощания.
2.1 Тематическое планирование.
Тема занятий | Цель | Форма работы |
1-3 Мир моих Эмоций | 1.Формирование осознания собственных эмоций, снятие эмоционального и мышечного напряжения. | индивидуальная |
2.Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами. | индивидуальная | |
3.Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения (закрепление навыка) | индивидуальная | |
4-6 Мир вокруг меня | 4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные каналы, снятие напряжения. Обучение приемам саморегуляции. | индивидуальная |
5. Гармонизация эмоционального состояния, позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения. | индивидуальная | |
6. Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности. | индивидуальная | |
7-9 Я и мои друзья | 7. Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения, развитие эмпатии. | подгруппа из 3-5 детей |
8. Обучение конструктивным поведенческим реакциям. | подгруппа из 3-5 детей | |
9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении, развитие эмпатии, регуляторных способностей. | подгруппа из 3-5 детей |
3. Методическое и материальное обеспечение программы
Формы и методы работы | Методическое обеспечение программы | Формы оценки результативности | Материальное обеспечение программы |
Беседа (вводная, аналитическая, итоговая); Игровые упражнения: для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, упражнения для развития эмоциональной, коммуникативной сферы; игры с песком, с водой, изо-арт-терапия. | В программе используются упражнения, предложенные Н.В. Клюевой, Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеевой, Н.Л. Кряжевой. | -Рисуночный тест «Моя семья». -Рисуночный тест «Несуществующее животное». -Тест тревожности Тэмпл,Дорки. -Тест «Лесенка» В.Г.Щур. -Диагностический комплект Н.Н.Павлова, Л.Т.Руденко -Метод включенного наблюдения. -Анкетирование и собеседование с родителями и педагогами. | Воздушно-пузырьковая колонна, свето-звуковой проектор, магнитофон, массажные разноцветные мячи, фото эмоций, Куб и Панно Эмоций, «пальчиковые»краски, Песочницы. |
- Использованная литература
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» .- СПб.: ООО Изд. «Речь», 2001.- 190 с.
- Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.
- Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи / Н.В. Кузуб, Э. И. Осипук. - СПб. : ТЦ «Сфера», 2011. - 126 с.
- Клюева Н.В. «Учим детей общению», Ярославль, 2015-130с.
- Н.В. Клюева Филиппова Ю.В. «Общение. Дети 5-7 лет»- 2-е изд., перераб. и доп.- Ярославль: Академия Холдинг, 2001.- 160
- Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет »- Ярославль: Академия развития, 2000.- 160 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Конспекты занятий.
- Диагностический материал.
- Организация работы с участниками образовательного процесса
Занятие 1.
Цели: создание атмосферы доверия; формирование осознания собственных эмоций, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Материалы: массажные мячи, пиктограммы эмоций, изо-материалы, магнитофон.
- Вводная часть.
- Приветствие. Упражнение « Моё ласковое Имя».
2. Основная часть.
- Пластический этюд «Солнышко»
Ведущий: от ласковых имен стало тепло как от солнышка. Сейчас мы все станем маленькими солнышками и согреем друг друга.
«Я - маленькое солнце. Я просыпаюсь, я умываюсь. Я расчесываю свои лучи и поднимаюсь медленно и торжественно. Я - большой шар. Во мне много тепла и света. Я - большой солнце. Я дарю свое тепло всем: небу, тучка, рекам, полям, людям. Я выдыхаю тепло. Я превращаюсь в тонкий солнечный луч. Я лечу к земле и ныряю в мягкую зелень листвы, я купаюсь в волнах моря, я играю в белой пене».
- Игра «Доброе животное»
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань, пожалуйста, в наш маленький круг и возьмёмся с тобой за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давай послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется ее большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы с тобой чувствуем дыхание и стук сердца этого животного».
- Психологический этюд «Спаси птичку»(пиктограммы Эмоций)
Психолог: Представь, что у тебя в руках маленькая беспомощная птичка. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей ее, медленно, по одному пальчику складывай ладони, спрячь в них птичку, подыши на нее, согревая своим ровным, спокойным дыханием, прижми ладони к груди, отдай птичке доброту своего сердца и дыхание. А теперь открой ладони - и ты увидишь, что птичка радостно взлетела, улыбнись ей и не грусти, она еще прилетит к тебе.
- Изо-терапия ( «свободное» рисование) под музыку.
3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 2.
Цель: обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами;
- снять эмоциональное напряжение;
- сформировать положительную самооценку;
- научить осознавать свои положительные черты; способствовать повышению чувства личностной значимости.
Материалы: бумага, цветные краски.
1.Вводная часть. Приветствие.
2. Основная часть.
- Игра «Котик»( психогимнастика)
Ребёнок находятся на коврике. Под спокойную музыку он придумывают сказку о котике, который нежится на солнышке (лежит на коврике), потягивается, умывается, царапает коготками коврик, и тому подобное.
В качестве музыкального сопровождения можно использовать записи аудиокассеты «Волшебные голоса природы».
- Упражнение «3а что меня любит мама?»
Ребенок говорит за что его любит мама. Если возникают трудности, то надо ему помочь.
- Упражнение «Какой я?»
Ребёнок свои положительные и отрицательные черты.
- Беседа психолога по сказке «Гуси-лебеди»
Анализ поведения героев сказки: гусей и сестрички. Какие герои нравятся? Почему? А какие не нравятся?
Ребёнок называет и показывает мимикой основные черты сказочных героев и отвечает на вопросы:
Кого бы ты выбрал себе в друзья? Почему?
У кого из сказочных героев сердце было: хорошее, доброе, прекрасное, а у кого плохое, каменное, холодное. Ролевое проигрывание сцен сказки.
- Игра «Подари свое сердце»
Предложить ребёнку «подарить» свое сердце (из ладошек) тем героям, которые нравятся.
- Изо-терапия ( «свободное» рисование) под музыку.
3.Заключение.
Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 3.
Цель: гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения (закрепление навыка).
Материалы: колокольчик, пиктограммы «Злость», «Радость», Зеркальный Куб, песочница, изо-материалы (« пальчиковые» краски).
1.Вводная часть. Приветствие. Упражнение «Доброе утро»
Ведущий: Я рад вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу; «Доброе утро!».
2. Основная часть.
- Упражнение «Знакомство с чувством Злости»(Зеркальный Куб)
Детальное рассмотрение пиктограммы «Злость», сравнение с пиктограммой «Радость».
Вопросы к ребёнку:
- Когда бывает весело? Почему печально? Когда люди сердятся? Почему злятся? На что похожа злость? Какая злость на вкус? Какого цвета может быть злость?
По команде ведущего «Зло, зло, зло ...» ребенок своей мимикой изображает Зло. По команде «Добро» - изображают доброго и ласкового ребенка и смотрит в Зеркало.
- игровое упражнение «Разыгрывание ситуаций»
Ситуации:
- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их.
- Тебе очень хочется поиграть такой же интересной игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси её.
- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
- Ты нашёл на улице слабого, замёрзшего котёнка. Пожалей его.
- игровое упражнение «Рисование в песочнице»: рисуем пиктограмму Злости и радости.
- упражнение «Свободное рисование» пальчиковыми красками.
Ребенок рисует свои фантазии. Взрослый помогает вопросами, постепенно усиливая положительную окраску элементов.
3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 4.
Цель: гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные каналы, снятие напряжения; обучение приемам саморегуляции.
Материалы: массажный мяч, игра «Театр настроений», подушки «Злости» и «Добра».
1.Вводная часть. Приветствие.Упражнение «Моё настроение (какого?)… цвета».
2. Основная часть.
Беседа « Моё настроение сейчас».
- Игра «Как поступить?»( используются карточки игры «Театр настроений») ребёнку предлагаются карточки с изображением различных событий, которые они должны оценить как положительные или отрицательные, и расставить соответственно пиктограммы. Вопросы: А как бы поступили ты? Как поступить иначе? Как научить злого героя совершать добрые поступки?
- Упражнение «Овладей собой»
Психолог учит ребёнка приемам саморегуляции. Он говорит, что только ребенок почувствует, что хочется кого-то стукнуть, или что-то бросить, есть очень простой способ доказать себе свою силу: нужно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это тренирует выдержку и силу духа человека.
- Игра «Волшебные подушки». Психолог: «Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева:
- Кулачки (молотки) стучат,
Злость прогнать они хотят,
Чтобы злость не обижала
Ни меня и ни ребят!
Уходи, злость! Уходи!- повторить вместе с ребёнком 2-3 раза.
Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия со словами:
- Ах ты, моя душечка, Добрая подушечка,
Мои ладошки успокой, Я люблю играть с тобой! – 2-3 раза повторить.
3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 5.
Цель: гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные каналы, снятие напряжения; обучение приемам саморегуляции.
Материалы: мячик «Улыбка»,мешочек Гнева, коврики Злости и Радости, изо-материалы.
1.Вводная часть. Приветствие ( мячик «Улыбка» приветствует)
2. Основная часть.Психолог показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции и предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.
- игровое упражнение «Мешочек гнева»:
Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»
- Игровое упражнение «Волшебные коврики»
«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.
Психолог читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство
гнева:
- Коврик злости — вот потеха! Ну а если не до смеха?
Топну ножкой: раз-два-три… Улетела злость — смотри!
Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие:
- Коврик радости, привет! Даришь ты сердечку свет.
На тебе могу лежать, На тебе могу мечтать,
Отдыхать, летать, кружить. Я хочу с тобой дружить!
Комментарий: в процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.
- упражнение «Свободное рисование» пальчиковыми красками.
- Ребенок рисует свои фантазии. Взрослый помогает вопросами, постепенно усиливая положительную окраску элементов.
3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 6.
Цель: гармонизация эмоционального состояния ребёнка, развитие креативности; обучение приемам саморегуляции.
Материалы: мячик «Улыбка», макет Домика Эмоций, песочница с набором игрушек «добрых» «злых», коврик.
1.Вводная часть. Приветствие ( мячик «Улыбка» приветствует)
2. Основная часть.
- игровое упражнение «Взаимоотношения»
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком», используется Домик Эмоций. Психолог читает чтихотворение:
- Стоит небольшой старинный Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик, Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо В него позвонишь,То поверь,
Что в доме проснётся старушка, Седая-седая старушка и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок. –
На стол самовар поставит,В печи испечёт пирожок
И будет с тобою вместе Чаёк распивать до темна.
И старую добрую сказку Расскажет тебе она.
Но если, Но если, но если Ты в этот уютный дом
Начнёшь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка, А выйдет Баба-Яга.
И не слыхать тебе сказки, И не видать пирога!
После стихотворения идёт обсуждение с ребёнком, почему во второй части стихотворения ребёнку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.
- игровое упражнение «Брыкание» Цель: способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребёнок ложится на спину на ковёр. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок говорит: «Нет», увеличивая интенсивность удара. - игровое упражнение «Кулачок» Дайте ребёнку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка. - игровое упражнение «Превратись в игрушку» ( игра в песочнице) Ребенок выбирает из маленьких пластмассовых игрушек, изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он хотел или мог бы превратиться. Затем от имени этой игрушки составляет рассказ. 3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 7 |
Тема « Я и мои Друзья»
( приглашаются «помощники» - 3 сверстника из группы «агрессивного» ребёнка).
Цель: осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения, развитие эмпатии; обучение приемам саморегуляции; повышение уровня адаптации в коллективе; развить умение распознавать эмоциональные состояния других людей.
Материал: набор карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний людей, мягкая игрушка Мышонок, изо-материалы.
1.Вводная часть. Приветствие ( мячик «Улыбка» приветствует)
2. Основная часть.
- Этюд «Улыбка по кругу»
Все берутся за руки и «передают улыбку по кругу»: каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав ему что-то хорошее и приятное, улыбается ему, тот улыбается следующему соседу и т.д. При этом можно образно «взять улыбку» в соединенные ладони и бережно «передавать» ее по кругу, из рук в руки.
- Упражнение «Наши эмоции»
Для выполнения упражнения понадобится набор из шести карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радость, страх, злость, грусть, вина, спокойствие.
Для работы с карточками предлагается серия заданий:
- Назвать эмоциональные состояния (чувства, настроения), изображенные на карточках.
- Разделить лист на 2 половины и перерисовать схематические рисунки так, чтобы слева были изображения эмоциональных состояний, которые детям нравятся, а справа - какие не нравятся. После выполнения задания дети объясняют, почему им нравятся либо не нравятся определенные эмоциональные состояния.
- Беседа психолога с детьми «Волшебное слово»
Логическим продолжением игры становится короткая беседа о силе «волшебного» слова «пожалуйста», о последствиях вежливости и грубости, о том, какое впечатление производит на людей вежливый человек, а какое - грубый человек.
- Игра «Мой хороший мышонок»
Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Дети! К нам в гости пожаловал мышонок. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова? Взрослый бережно передает кому-то из них игрушечного мышонка. Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) мышонка другому ребенку.
- упражнение «Свободное рисование»
3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 8
( приглашаются «помощники» - 3 сверстника из группы «агрессивного» ребёнка).
Цель: обучение конструктивным поведенческим реакциям; развить умение распознавать эмоциональные состояния других людей.
Материал: клубок ниток, мягкая игрушка Паучок, 4 теннисных шарика, пиктограммы эмоций, изо-материалы.
1.Вводная часть. Приветствие:
- игровое упражнение «Паучок приветствует»
Дети стоят в кругу и передают клубок ярких ниток тому, кому захотят, говоря при этом добрые пожелания. Во время игры образуется паутинка, которая соединяет детей.
2. Основная часть.
- игровое упражнение «Волшебные шарики».
Дети сидят в кругу. Психолог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «Челнок». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки пластиковый шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покачайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза.
Посмотрите на шарик и по очереди расскажите о чувствах, возникших у вас во время выполнения упражнения».
- Игра «Эмоции героев»
Взрослый напоминает детям сказку «Красная шапочка».
Детям заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. Каждый ребенок откладывает несколько карточек, которые, по его мнению, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. Каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был веселый, грустный, подавленный ...
Вопросы к детям:
- Что бы ты ответил герою сказки, если бы он тебя спросил?
Что бы ты сделал на месте героя? Что бы ты чувствовал, если бы герой сказки появился здесь?
Ролевое проигрывание сцен сказки.
3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.
Занятие 9.
( приглашаются «помощники» - 3 сверстника из группы «агрессивного» ребёнка)
Цель: расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении, развитие эмпатии, регуляторных способностей.
Материал: массажный мячик, песочницы, пиктограммы эмоций, «Волшебные» мешочки (2 шт.), изо-материалы.
1.Вводная часть. Приветствие :
- игровое упражнение «Я рад вас видеть!»: дети передают мячик и говорят слова приветствия ( по типу «Снежный ком»)
2. Основная часть.
- игровое упражнение «Доброе животное»( см. Занятие №1)
Повторяются упражнения игры на снятие Агрессии (дети вспоминают сами: когда я злюсь, надо ….прогнать Злость на коврике, подушке …)
- игровое упражнение «Овладей собой»
Психолог учит детей ещё одному приёму: как только ребенок почувствует беспокойство, то ему захочется кого-нибудь стукнуть, или что-то бросить, это очень простой способ доказать себе свою силу. Но можно и нужно поступать по-другому - обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди, это поможет сохранить выдержку и силу духа.
- психологический этюд «Добрый мальчик ».
Психолог читает текст: Зима. Маленькая девочка играла со снегом и потеряла перчатку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел ей на руку свою варежку. Ролевое проигрывание этюда.
- психогимнастика «Разное настроение»
Ведущий читает стихотворение И. Смирнова, дети изображают руками, мимикой соответствующее настроение.
Наш Саша веселый, когда друзья все в доме.
Наш Саша сердитый, когда ему лоб набили.
Наш Саша печальный бывает, когда нет игрушки,
Наш Саша, плаксивый бывает, когда заберут его мячик.
Наш Саша хитрит, когда фокусы мастерит.
А когда его поругают - он обиженный стоит.
Необычное увидит – удивляется!!!
- игровое упражнение «Волшебные мешочки»
Психолог перед этой игрой может обсудить с ребенком настроение, с которым он пришел на занятие, что он чувствует, может, он обиделся на кого-то, может, разозлился? Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешочек все негативные эмоции: злость, обиду, и тому подобное. И взрослый тоже складывает в этот мешок свои негативные эмоции. Этот мешок нужно выбросить. А из другого «волшебного» мешка взять положительные эмоции, которые захочет ребенок, а потом нарисовать их.
- упражнение «Свободное рисование»
3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.
Диагностический инструментарий
Рисуночный тест «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)
Цель: выявить уровень агрессивности.
Инструкция: нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни.
Проведение теста: детям предлагают лист белой бумаги и цветные карандаши. Им также можно детальнее разъяснить понятие «несуществующее животное». Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Взрослый после начала работы не вмешивается в её процесс.
После того как ребёнок закончит рисовать его просят ответить на следующие вопросы:
«Как зовут это животное?», «С кем оно живёт?», «С кем дружит?», «Чем питается?».
Ответы детей фиксируются.
Анализ результатов.
Фигура, вытянутая по вертикали говорит об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству. Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные ногти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д.
Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии – и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, проявляющейся в результате тревоги.
Наблюдение за детьми (М.Алворд и П. Бейкер)
Цель наблюдения:
а) изучение содержательных агрессивности;
б) изучение особенностей поведения детей, имеющих различный уровень агрессивности.
Предмет наблюдения: поведение детей, с разным уровнем агрессивности.
Ситуации наблюдения: мы наблюдали за поведением детей с различным уровнем агрессивности во время режимных моментов, игры, занятий и на прогулке.
Виды наблюдения:
- объективное наблюдение (направленность);
- выборочное наблюдение (полнота);
- не включённое наблюдение (позиция наблюдателя).
Программа наблюдения и обработка результатов.
Наблюдение включает в себя фиксацию проявлений агрессивности, так как через их фиксацию есть возможность познать наблюдаемый психологический феномен. Формой регистрации показателей агрессивности является протокол. Обработка результатов наблюдения предлагает следующие критерии агрессивности.
Ребёнок:
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и оказывается сделать что-либо.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует на разные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Оценка агрессивности детей возможна лишь в том случае, если в течение не менее четырёх месяцев в его поведении постоянно проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Анкета «Признаки агрессивности»
(Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко).
(Воспитателям и родителям предлагается понаблюдать за ребенком и провести тест. Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл)
Цель: выявление агрессивности у ребёнка.
Вид анкеты: малая – очная (включила 20 вопросов), персонифицированная, вопросы закрытого и прямого характера, так как подразумевают конкретные ответы «да» или «нет».
Вопросы:
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить ему тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
- Легко ссорится, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- У него нередки приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Анализ: 15 - 20 баллов – высокий уровень агрессивности;
7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности;
1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности.
Организация работы с участниками образовательного процесса
Сообщение на родительском собрании «Агрессия и агрессивность»
Агрессия (от лат. «aggression» - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.).
Понятия «агрессия» и «агрессивность» не идентичны.
Агрессия – это намеренные действия, направленные «на причинение другому человеку, группе людей или животному» (Реан А.А.).
Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности у агрессии».
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновение агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.
Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребёнка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.
Как это не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелом возрасте.
Если же родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое
поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Лекция для педагогов и родителей
Тема «Портрет агрессивного ребёнка»
Почти в каждой группе детского сада встречаются дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на остальных детей, обзывают и бьют их, отбирают и ломают игрушки, намеренно употребляют грубые слова и выражения.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско–родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. Как стать любимым и нужным – неразрешимая проблема, стоящая перд маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.
Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Правила взаимодействия с агрессивными детьми
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознавать собственное эмоциональное состояние и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребёнка. Терпение и внимание к ребёнку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот, что поможет родителям наладить взаимоотношения с их ребёнком.
Стили родительского воспитания
в ответ на агрессивные действия ребенка
Стратегия воспитания | Конкретные примеры стратегии | Стиль поведения ребенка | Почему ребенок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребенка | «Прекрати!» «Не смей так говорить!» Родители наказывают ребенка. | Агрессивный. (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте). | Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения. |
Игнорирование агрессивных вспышек ребенка | Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал. | Агрессивный. (Ребенок продолжает действовать агрессивно). | Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера. |
Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим | Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях. | Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом. | Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ...
ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в поведении (агрессивность)
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольники с признаками агрессивного поведения встречаются всё чаще. Данная программа поможет научить ребенка контролировать свое эмоц...
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...
ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в поведении
ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММАдля детей старшего дошкольного возрастас нарушениями в поведении...
Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...
Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...
Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения...