Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Щекина Екатерина Васильевна

Индивидуальный образовательный маршрут.

Цель: способствовать адекватному взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми, создание адекватных условий для социализации ребенка.

Задачи:

  • создать условия для снятия «аффекта неадекватности» для формирования навыков общения, игровых умений и навыков для регуляции социальных отношений с детьми и взрослыми;
  • формирование положительного настроения в  совместной деятельности и удовлетворения от проделанной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx48.06 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

на ребенка старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением.

           

Карточка основных сведений о ребенке

1. Андрей

2. 06.03.2012г.

3. мама Анастасия Сергеевна, бухгалтер

4. сведения об отце отсутствуют

5. Детский сад посещает с 3-х лет

6. Ребенок растёт без отца

7. Есть ли хронические заболевания, родовые травмы? Каково состояние нервной системы? Сведений нет

8. Какой ребенок по характеру? По рассказу воспитателя: агрессивный, бывает замкнутым, независимый от мнения окружающих, непослушный, имеет высокий интеллект.

9. Какое настроение (спокойное, возбужденное, плаксивое) обычно преобладает у ребенка? По рассказу воспитателя: возбуждённое, агрессивное, держится от сверстников на расстоянии.

10. Есть ли у ребенка страхи? Чего боится? Не замечено

11. Быстро ли ребенок устает? Нет

12. Как ребенок относится к незнакомым взрослым, сверстникам? К сверстникам выборочно, ко взрослым относится, как себе равным.

13. Кто в семье чаще воспитывает ребенка? Мама, бабушка, дедушка.

14. Какой режим в семье? Приближен к детскому саду.

15. Есть ли трудности у ребенка в общении со взрослыми и со сверстниками? Есть. Ребенок со слов воспитателя дерётся со сверстниками, не слушает взрослых.

16. Какие меры воздействия на ребенка (поощрение, наказание, внушение, выговор, объяснение, рассуждение) применяются в семье? По рассказу воспитателя – Ребенка воспитывают методом объяснения.

17. Легко ли переключается ребенок с одного вида деятельности на другой? Легко. Как реагирует на запреты? Тяжело, со слов воспитателя.

18.Какие привычки есть у ребенка? Особенности в поведении? Очень любознательный

19. Чем больше всего любит заниматься ребенок? Играть с мамой, чтобы она читала ему что то из интернета. рисовать. Чем можно доставить ему радость? Поговорить с ним, похвалить.

20. Во что любит играть ребенок со сверстниками? В конструктор.

21. Как называют ребенка дома? Андрюша

22. Кто из взрослых забирает ребенка домой? Мама, бабушка, дедушка.

После проведенной диагностики выявлен психологический портрет ребенка.

Психологический портрет ребенка.

         Ребенок интеллектуально развит, общителен со взрослыми, болезненно переносит несправедливость. С радостью отвечает на все вопросы. Усидчив и любознателен, речь разборчива, иногда складывается ощущение, что разговариваешь со взрослым человеком. Знает нормы поведения, прекрасно знает, что такое хорошо и что такое плохо, но не всегда может их выполнять в связи с эмоциональностью и чувствительностью. Предпочитает настольные игры и конструктор, читает книги, рисует. Испытывает радость от общения со взрослыми и от похвалы, начинает стараться еще больше. Агрессивные вспышки были в случае наказания (пнул воспитателя ногой) и ударил мальчика, когда тот забрал у него настольную игру, которая принадлежала мальчику. К воспитателю относится с недоверием. На прогулке подвижен, любознателен, любит пугать детей криком. Наказание переносит бурно с истерикой. Ребенок растет без отца. Очевидно, что у Андрея не сложились отношения с воспитателем, возникла личная неприязнь. Мальчик ведет порой себя демонстративно, не любит подчиняться как взрослым, так и сверстникам. Хочет быть лидером.

Необходимо оказание психологической помощи Андрею и всем воспитанникам группы, воспитателям, родителями ребенка и родителями детей, с кем воспитывается Андрей для создания в детском саду благоприятного климата.

Индивидуальный образовательный маршрут.

Цель: способствовать адекватному взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми, создание адекватных условий для социализации ребенка.

Задачи:

  • создать условия для снятия «аффекта неадекватности» для формирования навыков общения, игровых умений и навыков для регуляции социальных отношений с детьми и взрослыми;
  • формирование положительного настроения в  совместной деятельности и удовлетворения от проделанной работы

Способы общения с ребенком:

  • исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка
  • постараться переместить агрессию на другой объект (например, груша, мягкая игрушка)
  • просматривая с ребенка фильмы или мультфильмы давать свои оценки, слушать его мнение , договариваться, как действовать в похожей ситуации
  • проигрывая ситуацию в ролевой игре, поощрять ребенка за правильный выход из ситуации
  • поощрять ребенка в дни, когда в условиях детского сада он не проявил агрессии.

Методы:

  • групповые игры на взаимодействие
  • ролевое проигрывание моделей жизненного поведения в различных ситуациях, тем самым обогащать «поведенческий репертуар» ребенка
  • психогимнастика (имитационные игры)
  • свободное и тематическое рисование
  • беседа, обсуждение рассказов, игр и т.д.
  • танцы, ритмико-телесные упражнения, валяния
  • артикуляционная гимнастика
  • взаимодействие с родителями, воспитателями, с детьми и родителями детей.

Рекомендации воспитателю:

1. Не проявлять грубости в присутствии ребенка.

2. Стараться поощрять миролюбивые поступки ребенка в присутствии группы. Объяснять и совместно с детьми обсуждать эти поступки.

3. Вовлекать ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организовывать совместную деятельность детей.

4. Участвовать в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекать внимание детей к достижениям друг друга.

5. В ходе игр по возможности избегать инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших.

6. Препятствовать появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».

7. Организовать общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).

8. Показывать отечественные мультфильмы, организовывать их обсуждение, проигрывать с детьми отдельные эпизоды.

9. Обеспечивать условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.).

10. Совместно с детьми изготовлять близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.

Рекомендации родителям:

1. Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).

2. Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.

3. Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.

4. Обсуждать с ребенком происходящее на экране, давать свои оценки.

5. Не проявляйте на глазах у ребенка повышенной эмоциональности и аффективности.

6. Не применяйте в отношении ребенка слишком строгих мер, в том числе физические наказания, унижение его не глазах других людей и др.

7. Не показывайте ребенку унижение друг друга, конфликтные ситуации.

8. Проявляйте в отношении к ребенку теплые чувства, формируйте у него чувство защищенности.

9. Попытайтесь исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка.

10. Постарайтесь переместить агрессию на другой объект (например, на грушу).

Необходима просветительская деятельность психолога с родителями воспитанников детского сада, которая будет заключаться в консультировании по предупреждению детской агрессии. Также способствовать положительному настрою к «ребенку-агрессору», не критиковать ребенка, но обсуждать его поступки, спрашивая, как бы он поступил в данной ситуации , рекомендовать дома с ребенком проигрывать конфликтные ситуации, происходящие в детском саду, тем самым обогащать поведенческий опыт ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия для детей в группе детского сада.

Упражнение  «Здоровалки».

Цель: знакомство, вхождение детей в новую ситуацию, коллектив, создание рабочего настроения.

Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первый представляется педагог. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.

Упражнение «Курица, цыплята и ястреб»

Цель: пробуждение активности каждого ребенка, мобилизация всех систем организма и психики ребенка.

Ход игры: один из детей изображает курицу, другой ястреба, остальные дети - цыплят. «Цыплята» в сопровождении «курицы» бегают по комнате и «клюют корм». На условный сигнал вылетает «ястреб» и пытается поймать цыплят, которые под защитой «курицы» от него увертываются и убегают в «сарай» (очерченное место в углу комнаты). Пойманный уводится ястребом к себе в другой угол комнаты, и он выбывает из игры.

Продолжительность -3-4 мин.

Упражнение «Общий круг»

 Цель: установить контакт членов группы, сосредоточить внимание детей друг на друга.

Ход игры: педагог (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и, чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте на ковер, пожалуйста, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.

Желательно, чтоб дети избегали словесных приветствий. Однако, если кто - то захочет что-то сказать другому, психолог не препятствует.

Продолжительность - 3-5 мин.

Упражнение «Рефлексия»

Цель: подвергнуть детей к совершению добрых поступков, доведение до осознания чувств от радушном приветствия другого человека.

Ход упражнения: Детям последовательно задаются вопросы:

1. Какая книжка вам понравилась больше, черная или зеленая?

2. В какую из них хотелось бы больше записывать? Почему?

Педагог делает предложение - запоминать хорошие поступки, которые сделает ребенок, а на следующем занятии тот, кто больше всего привнесет в содержание зеленой книги Добра, тот получит право быть «Феей (волшебником) сна», которые появляются в конце занятия.

3. Вам понравилось здороваться друг с другом в кругу? Почему?

4. А в другой ситуации можно здороваться так же как мы сегодня?

5. Хотелось бы вам это попробовать самим дома или в садике?

Продолжительность - 5-7 мин.

Упражнение  «На море»

Цель: снятие психофизиологического напряжения.

Ход упражнения: Дети ложатся на коврик. Закрывают глаза. И социальный педагог  читает:

«Представьте - вы на море. Вы выходите из прохладной, соленой воды, усталые, измученные после долгого купания. Вам хочется быстрее прилечь на горячий песок. И вот вы, наконец, дошли до песка и упали на него. Тепло песка согревает все ваше тело. Вам хорошо. Солнце печет прямо в лицо, и вы лежите полностью расслабленные, дышите ровно и спокойно. Ничего вас не беспокоит». Через 10-15 сек. Психолог говорит: «А теперь медленно откройте глаза и посмотрите друг на друга».

Все это время играет музыка со звуками моря.

Продолжительность - 3 мин.

Упражнение  «Фея (волшебник) сна»

Цель: Плавное завершения занятия.

Ход игры: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке - это фея (мальчик - волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза), фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой,… фея смотрит на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.

Продолжительность - 1-2мин.

Упражнение «Веретено»

Цель: Пробуждение активности каждого ребенка, они учатся подчинятся определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих.

Ход игры: Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. По команде «Начинаем!» дети, стоящие первыми должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т.д. пока не дойдут до последнего в ряду.

Побеждает та группа, дети которой обернулись быстрее. Музыкальное сопровождение: «Лезгинка»

Данная игра проводится несколько раз. Необходимо, что бы каждая из подгрупп была победителем.

Продолжительность: 1-2 мин.

Упражнение «А я …»

Цель: напоминание детям о том, что они должны делать добрые дела, обучить детей более четко дифференцировать добрые и злые поступки, усвоение моральных норм.

Ход упражнения: Выяснение поступков, которые дети совершили в период между занятиями. Совместное обсуждение этих поступков с занесением их в книги. Выделение ребенка, который больше всех сделал хороших поступков.

Продолжительность - 5 мин.

Упражнение «Мама устала»

 Цель: Закрепить способность дифференцировать понятия «добро» и «зло», осознание моральной стороны поступков, научить детей способам выражения сопереживания и сострадания.

Ход упражнения: Дети становятся в круг, в центре которого ставиться стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становиться в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, психолог предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

Продолжительности - 7-10 мин.

Упражнение «Рисуем эмоции пальцами»

Цель: Выражение осознания своего эмоционального состояния.

Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. После того, когда все дети закончат выполнение задания, психолог ведет обсуждение рисунков.

Продолжительность - 10 мин.

Упражнение  «Лохматый пес»

Цель: Психофизиологическая мобилизация.

Ход игры: Выбирают «пса», который сидит в стороне. Дети медленно идут к нему. Психолог читает:

Вот сидит лохматый пес,

В лапки свои, уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет?!

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает и ловит детей. Игра повторяется 3-4 раза.

Продолжительность - 2-3 мин.

Упражнение  "Попроси игрушку"- вербальный контакт

Цель: Обучить детей эффективным способам общения.

Ход упражнения: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя, ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Продолжительность - 10 - 12 мин.

Упражнение  «Что это…?»

Цель: осознание детьми чувств испытываемых на занятии, эффективного поведения во взаимодействии.

Ход упражнения: далее происходит обсуждение этой игры. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: когда было легче просить игрушку (или другой предмет); когда вам действительно хотелось ее отдать; какие нужно было произносить слова? Какие чувства вы испытывали, играя добрых эльфов, тружеников?

Продолжительность - 5-6 мин.

Упражнение  «Фея (волшебник) сна»

Цель: Поощрения выделившегося участника группы, плавное завершение занятия.

Ход упражнения: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке - это фея (мальчик - волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза), фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой,… фея смотрит на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.

Продолжительность - 1-2мин.

                                     

Упражнение  «Своя тень»

Цель: Психофизическая мобилизация детей, сплочение группы.

Ход игры: Дети делятся на пары, в каждой, из которой один ребенок играет сам себя, а другой - его тень. Тот, кто играет сам себя по сигналу бегает по кругу. Не далее чем в шаге от него бежит его «тень». Первый ребенок стремится уйти от преследователя («тени»), который старается от него не отстать. Первый ребенок может делать обманные остановки, замедлять или ускорять движения, путая свою «тень».

Затем дети меняют ролями и проигрывают еще раз.

Продолжительность - 3 мин.

Упражнение  "Два барана"

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Ход упражнения: Психолог разбивает детей на пары и читает текст: Рано-рано два барана повстречались на мосту. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача -- противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

Продолжительность- 2-3 мин.

Упражнение  «Где мы были не скажем, а что делали покажем»

Цель: Развитие внимания и сопричастности к партнеру, закрепление умения выражать свои мысли, чувства и понимать чувства и мысли другого.

Ход игры: Дети делятся на подгруппы. Договорившись с помощью психолога, какое действие каждая группа будет представлять, дети самостоятельно придумывают сюжет и представляют его. Каждая группа прежде, чем разыграть действо, предваряет его фразой: «Где мы были не скажем, а что делали покажем». Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача выполняется, на сцену выходит следующая группа.

Продолжительность - 10-12 мин.

Упражнение "Попроси игрушку" - невербальный вариант

Цель: Закрепление у детей эффективных способов общения.

Ход упражнения: Упражнение выполняется аналогично

Упражнению "Попроси игрушку"- вербальный контакт

, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).

Продолжительность - 8-10 мин.

Упражнение  «Каждый спит»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемам саморасслабления.

Ход упражнения: В зал входит психолог и видит…

На дворе встречает он

Тьму людей и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскравши рот.

Психолог подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-то руку, но рука опускается.

Продолжительность - 1 мин.

Упражнение  «Будь внимателен!»

Цель: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, стимулирование готовности к работе на занятии.

Ход игры: дети шагают под «Марш». Затем на слово «зайчики», произнесенное психологом, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться назад, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Продолжительность - 2-3 мин.

Упражнение  «Передай настроение»

Цель: Закрепить внимание на сверстнике, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое.

Ход упражнения: Дети, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый - ведущий «будит» своего соседа и передает ему свое настроение (грустное, веселое, тоскливое и др.). Это настроение ребенок показывает следующему, и так - по кругу. Дети, передав настроение по кругу, обсуждают, что загадал ведущий. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, психолог ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.

Продолжительность - 10-13 мин.

Упражнение  «Головомяч»

Цель: Развивать навыки сотрудничества в парах, научить детей доверять друг другу.

Ход упражнения: Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате".

Продолжительность- 3-4 мин.

Упражнение  «Что такое быть злюкой?»

Цель: вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия).

Ход беседы: Цель осуществляется через следующие вопросы. К ребенку - играющему: Бывает ли у тебя в жизни, что ты то «Злюка», то «Добряка»? кем ты бываешь чаще? В роли кого тебе было удобнее играть? Что ты испытывал, когда был перед всеми «Злюкой»? Что ты испытывал, когда был «Добрякой»? Вопросы к другим детям: Кто вам понравился больше? Почему?

Продолжительность - 4-5 мин.

Упражнение  «Спящий кот»

Цель: вызвать бодрое, устойчивое настроение, создать благоприятный климат для работы группы, сплотить детей.

Ход игры: Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине комнаты, изображая спящего кота. Остальные дети - мыши - тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом. Игра повторяется несколько раз. Продолжительность - 3-4 мин.

Упражнение  «Аэробус»

Цель: Научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей дает уверенность и спокойствие.

Ход упражнения: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится на ковер».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

Продолжительность - 3-4 мин.

Упражнение  «Чувствуем вслух»

Цель: Вербализация чувств, их осознание и закрепление.

Ход беседы: дети отвечают по кругу, что им понравилось и не понравилось на занятии, почему? Дополнительно задается вопрос детям, которые были аэробусами о том, легко ли им было «летать», закрыть глаза, почему, как они думают.

Продолжительность - 5-7 мин.

Упражнение «Спать хочется»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения: ребенок попросил родителей, чтобы ему разрешили встретить со взрослыми Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает. Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

Продолжительность - 2-3 мин.

Упражнение  «Фея (волшебник) сна»

Цель: Поощрения выделившегося участника группы, плавное завершение занятия.

Ход упражнения: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке - это фея (мальчик - волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза), фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой,… фея смотрит на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.

Продолжительность - 1-2мин.

Необходимо включать в работу воспитателя и такие игры.

Волшебный клубочек. Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит "волшебное вежливое слово" и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.

Доброе животное. Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: "Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь послушаем вместе!" Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. "Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

Дружба начинается с улыбки. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Комплименты. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то "вкусное", "сладкое", "цветочное". Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия - это совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего цикла (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, психогимнастика, дискуссии, имитационные игры, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали).

Окончание занятия - это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим. Примерные варианты таких ритуалов:

Круг друзей. Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Эстафета дружбы. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: "Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!"

Солнечные лучики. Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Речевка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо. Будет радостно, светло!

Важным условием повышения эффективности коррекционно - развивающей работы является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей - родителей - специалистов ДОУ. Тематику занятий можно расширять и дополнять с учетом проблем конкретных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта развития ребенка старшего дошкольного возраста

Индивидуальная карта развития ребенка старшего дошкольного возраста...

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.

Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный маршрут для ребенка старшего дошкольного возраста имеющего нарушения осанки

Данный материал поможет укрепить опорно - двигательный аппарат ребенка и корректировать дефекты осанки - плоскостопие....

Индивидуальный маршрут для ребенка старшего дошкольного возраста по развитию способностей в прыжке в длину с места.

Предлагаемый материал поможет развить способности ребенка старшего дошкольного возраста в прыжках в длинну с места....

Программа психологического сопровождения социально-коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего агрессивного поведения(моделирование на песке)

Цель программы-психокоррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы, а также познавательного развития и сенсорного опыта...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего дошкольного возраста

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего дошкольного возраста...

Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (старший дошк. возраст)

Журналы наблюдений и индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ранний и дошк. возраст)...