Маша и ее друзья
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая группа)

Соловьева Владлена Витальевна

План-клнспект сюжетного занятия в помощь логопеду в работе с ребенком  на подготовительном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Ш]

Тема: «Маша и ее друзья»

Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [ш].

Задачи:

коррекционные: - формировать кинестетический  образа звука [ш] (ощущения положения органов

                             артикуляции)

                             - упражнять  в изолированном  произнесении звука [ш] и в слогах                  

- развивающие: - развивать фонематический слух    

                            - укреплять артикуляционный аппарат

                            - улучшать мелкую моторику рук

                            - упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен  

                             существительных с помощью суффикса.

воспитательные: воспитывать   положительный эмоциональный настрой на занятие

Оборудование: 

кукла Маша, резиновая змейка, игрушки – мышка, кошка, мишка, мяч, опорные схемы, зеркало

1. Организационный момент.

Здравствуй, … Я рада тебя видеть. Сегодня к тебе в гости пришла Маша – главная героиня русских сказок и мультфильмов, она хочет научиться вместе с тобой произносить звук [ш].

2. Основная часть

 Артикуляционная гимнастика

 Покажем Маше,  какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться говорить [ш]. Нужно сделать гимнастику для язычка, но не простую сказочную.  

 Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила гулять в лесу. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече  и улыбнулся («Улыбка» - растянуть губы в улыбочку спрятав при этом зубы). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе).  Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье» - оближем губу сверху вниз широким язычком). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка» - спрятать язычок за верхние зубки и удержать его в этом положении  под счёт до 5 (повторить 3—4 раза). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича  грибами («Грибочек» - улыбнуться, поцокать язычком, присосать язык к верхнему небу). А соседская лошадка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам («Лошадка» - поцокать языком) что Маша и не заметила, как оказалась дома.

Маша дружит со всеми зверями в лесу. Сегодня ее подружка змея Шумелка будет помогать тебе и Маше  учиться шипеть.

Анализ артикуляции звука

 Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

- А это у Маши шарик, послушай, как выходит воздух из шарика: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». (шипение рассерженного гуся, на шелест листьев, шум ветра). Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец!

- А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!

 - А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.

- Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом.

Постановка звука

1.Давай попробуем пошипеть: сначала я, а теперь ты: «положи широкий язык на нижнюю губу, сделай «чашечку» снаружи, занеси ее в рот, боковые края прижми к коренным зубам, между кончиком языка и альвеолами оставь щель, зубы сблизь, губы округли и прошипи».

(кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш).

Закрепление изолированного произнесения звука

У Маши в домике живет мышка, вот такая (показывает игрушку), она шуршит в норке вот так: «ш-ш-ш-ш-ш-ш». Покажи, как мышка шуршит.

Физминутка «Кошка». Прибежала кошка  и прогнала мышку.

Я – приветливая кошка (Идти по кругу на носочках,  крадучись),

Посижу я у окошка (присесть и держать согнутые руки перед грудью).

Вверху - кисточки на ушках (встать и сделать ушки руками),

Когти спрятаны в подушках (показать ладошки с растопыренными пальчиками).

В темноте я зорко вижу, понапрасну не обижу (Идти по кругу на носочках,  крадучись),

Но дразнить меня опасно:

Я царапаюсь ужасно! (показать «когти»).

Кинезиологическое упражнение «Колечко». А вот и лучший друг Маши – мишка. Давай научим мишку играть в игру «Повторялки»:

Ша-шо-шу-ше,        шо-шу-ше-ши,     шу-ше-ши-ша

Аш-ош-уш-эш,         ош-уш-эш-ыш,     уш-эш-ыш-аш

Маша любит учить мишку называть слова ласково. Давай и мы поиграем в эту игру.

«Назови ласково» (с мячом).  Логопед  слова определенной лексической темы  и бросает мяч. Поймав мяч, ребенок произносит уменьшительно-ласкательную форму слова, бросает мяч обратно.

Игра «Поймай звук»

Цель: развитие фонематического слуха.

-Услышав звук [ш] хлопни в ладоши. Слушай внимательно. Произносятся звуки: [з], [ш], [ж], [с], [ш], [ц], [ш], слоги ша, са, шу, жи, ши, слова -  шапка, жаба, шуба, сапоги, машина

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук [ш], слоги со звуком [ш], слова со звуком  [ш]).

3.Заключительная часть

Как ты думаешь, Маша запомнила, какой звук мы сегодня учились произносить? Напомни ей. Понравилось тебе играть с Машей и ее друзьями? Какая игра тебе понравилась больше всего? Чем она тебе понравилась? Домашнее задание: придумай как можно больше слов, где звук [ш] слышится:

в начале слова; в середине слова; в конце слова. А Маша решила подарить воздушный шарик, чтобы он напоминал тебе, как звучит звук [ш].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по театрально – игровой деятельности: « Кукла Маша и ее друзья»

 Организационный момент: дети стоят в кругу, воспитатель спрашивает детей в какие игрушки вы больше всего играть?( Ответы детей)...

«В гостях у Маши и ее друзей»

Непосредственно образовательная организация по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в группе детей раннего возраста....

Конспект игры-развлечения в первой младшей группе "Кукла Маша и её друзья"

Цель:·     Вызвать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от просмотра театра - картинок;·     Учить внимательно слушать истории о животных, отвечать на вопросы....

Маша и её друзья

Цели: развивать тембровый слух, знакомить с новыми звуками окружающей природы, обогащать словарный запас, закреплять навыки игры на шумовых инструментах, воспитывать навыки коллективной деятельности, ...

"Обед для Маши и ее друзей"

Разработка сюжетно-ролевой игры "Обед для Маши и ее друзей"...

«ШАПОЧКИ ДЛЯ КУКЛЫ МАШИ И ЕЁ ДРУЗЕЙ»

laquo;ШАПОЧКИ ДЛЯ КУКЛЫ МАШИ И ЕЁ ДРУЗЕЙ» конспект занятия по художественно- эстетическому развитию...