Маша и ее друзья
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая группа)
План-клнспект сюжетного занятия в помощь логопеду в работе с ребенком на подготовительном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Ш]
Тема: «Маша и ее друзья»
Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [ш].
Задачи:
коррекционные: - формировать кинестетический образа звука [ш] (ощущения положения органов
артикуляции)
- упражнять в изолированном произнесении звука [ш] и в слогах
- развивающие: - развивать фонематический слух
- укреплять артикуляционный аппарат
- улучшать мелкую моторику рук
- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен
существительных с помощью суффикса.
воспитательные: воспитывать положительный эмоциональный настрой на занятие
Оборудование:
кукла Маша, резиновая змейка, игрушки – мышка, кошка, мишка, мяч, опорные схемы, зеркало
1. Организационный момент.
Здравствуй, … Я рада тебя видеть. Сегодня к тебе в гости пришла Маша – главная героиня русских сказок и мультфильмов, она хочет научиться вместе с тобой произносить звук [ш].
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Покажем Маше, какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться говорить [ш]. Нужно сделать гимнастику для язычка, но не простую сказочную.
Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила гулять в лесу. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка» - растянуть губы в улыбочку спрятав при этом зубы). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье» - оближем губу сверху вниз широким язычком). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка» - спрятать язычок за верхние зубки и удержать его в этом положении под счёт до 5 (повторить 3—4 раза). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек» - улыбнуться, поцокать язычком, присосать язык к верхнему небу). А соседская лошадка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам («Лошадка» - поцокать языком) что Маша и не заметила, как оказалась дома.
Маша дружит со всеми зверями в лесу. Сегодня ее подружка змея Шумелка будет помогать тебе и Маше учиться шипеть.
Анализ артикуляции звука
Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).
- А это у Маши шарик, послушай, как выходит воздух из шарика: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». (шипение рассерженного гуся, на шелест листьев, шум ветра). Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец!
- А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!
- А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.
- Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом.
Постановка звука
1.Давай попробуем пошипеть: сначала я, а теперь ты: «положи широкий язык на нижнюю губу, сделай «чашечку» снаружи, занеси ее в рот, боковые края прижми к коренным зубам, между кончиком языка и альвеолами оставь щель, зубы сблизь, губы округли и прошипи».
(кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш).
Закрепление изолированного произнесения звука
У Маши в домике живет мышка, вот такая (показывает игрушку), она шуршит в норке вот так: «ш-ш-ш-ш-ш-ш». Покажи, как мышка шуршит.
Физминутка «Кошка». Прибежала кошка и прогнала мышку.
Я – приветливая кошка (Идти по кругу на носочках, крадучись),
Посижу я у окошка (присесть и держать согнутые руки перед грудью).
Вверху - кисточки на ушках (встать и сделать ушки руками),
Когти спрятаны в подушках (показать ладошки с растопыренными пальчиками).
В темноте я зорко вижу, понапрасну не обижу (Идти по кругу на носочках, крадучись),
Но дразнить меня опасно:
Я царапаюсь ужасно! (показать «когти»).
Кинезиологическое упражнение «Колечко». А вот и лучший друг Маши – мишка. Давай научим мишку играть в игру «Повторялки»:
Ша-шо-шу-ше, шо-шу-ше-ши, шу-ше-ши-ша
Аш-ош-уш-эш, ош-уш-эш-ыш, уш-эш-ыш-аш
Маша любит учить мишку называть слова ласково. Давай и мы поиграем в эту игру.
«Назови ласково» (с мячом). Логопед слова определенной лексической темы и бросает мяч. Поймав мяч, ребенок произносит уменьшительно-ласкательную форму слова, бросает мяч обратно.
Игра «Поймай звук»
Цель: развитие фонематического слуха.
-Услышав звук [ш] хлопни в ладоши. Слушай внимательно. Произносятся звуки: [з], [ш], [ж], [с], [ш], [ц], [ш], слоги ша, са, шу, жи, ши, слова - шапка, жаба, шуба, сапоги, машина
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук [ш], слоги со звуком [ш], слова со звуком [ш]).
3.Заключительная часть
Как ты думаешь, Маша запомнила, какой звук мы сегодня учились произносить? Напомни ей. Понравилось тебе играть с Машей и ее друзьями? Какая игра тебе понравилась больше всего? Чем она тебе понравилась? Домашнее задание: придумай как можно больше слов, где звук [ш] слышится:
в начале слова; в середине слова; в конце слова. А Маша решила подарить воздушный шарик, чтобы он напоминал тебе, как звучит звук [ш].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по театрально – игровой деятельности: « Кукла Маша и ее друзья»
Организационный момент: дети стоят в кругу, воспитатель спрашивает детей в какие игрушки вы больше всего играть?( Ответы детей)...
«В гостях у Маши и ее друзей»
Непосредственно образовательная организация по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в группе детей раннего возраста....
Конспект игры-развлечения в первой младшей группе "Кукла Маша и её друзья"
Цель:· Вызвать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от просмотра театра - картинок;· Учить внимательно слушать истории о животных, отвечать на вопросы....
Маша и её друзья
Цели: развивать тембровый слух, знакомить с новыми звуками окружающей природы, обогащать словарный запас, закреплять навыки игры на шумовых инструментах, воспитывать навыки коллективной деятельности, ...
Конспект НОД детей раннего возраста на тему: «Стимуляция интереса к игрушкам и к общению со взрослыми: Маша и её друзья".
Конспект занятия с детими раннего возраста с ОВЗ....
"Обед для Маши и ее друзей"
Разработка сюжетно-ролевой игры "Обед для Маши и ее друзей"...
«ШАПОЧКИ ДЛЯ КУКЛЫ МАШИ И ЕЁ ДРУЗЕЙ»
laquo;ШАПОЧКИ ДЛЯ КУКЛЫ МАШИ И ЕЁ ДРУЗЕЙ» конспект занятия по художественно- эстетическому развитию...