Открытое занятие по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Морские обитатели"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Попова Наталья Андреевна

Открытое занятие по теме "Морские обитетали" в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_morskie_obitateli_.docx236.43 КБ

Предварительный просмотр:

        

Городской округ Красногорск Московской области

Муниципальное бюджетное  дошкольное   образовательное

учреждение детский сад № 50

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме:

«Морские обитатели»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

 Попова Н.А.

г.о. Красногорск, 2023г.


Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи по теме «Морские обитатели»;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  расширять и уточнять словарь по теме;

Коррекционно-развивающие:

 - познакомить с понятием родственных слов (Игра «Семейка слов»);

- закрепить навык согласования существительных с числительными (Игра «Сколько у тебя?»);

- закреплять навык образовывать существительные мн. числа (Игра «Один-много»);

- закрепить навык использования предлогов под, над, между (Игра «Сети»);

- развивать пространственную ориентировку;

- развивать мелкую и крупную моторику (Физминутка «Подводный мир»).

Коррекционно-воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: мяч, картинка с изображением батискафа, фигурки морских обитателей (морская звезда, морской конек, медуза, черепаха, скат, акула, рыбки, краб), емкость с гидрогелем, кубик, игровое поле в клетку 3x3.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

Логопед: Здравствуйте, ребята, предлагаю отгадать вам загадку.

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Логопед: О ком эти загадки?

Дети: О рыбах.

Логопед: Рыба живет в воде. А на суше жить может?

Дети: Нет, на суше жить не может.

Логопед: «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья?

Дети: Плавники.

Логопед: Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается?

Дети: Плавает.

Логопед: Есть хвост. Для чего рыбам хвост?

Дети: Чтобы управлять движением.

Логопед: Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда?

Дети: Это чешуя.

Игра с мячом «Семейка слов» (дети стоят в кругу, логопед по очереди кидает мяч детям).

Логопед. Молодцы, ребята. Предлагаю вам поиграть в одну игру. Кому кину мяч, тот и отвечает. Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед. Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед. А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед. Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед. Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед. Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед. Отлично! Молодцы ребята, столько слов назвали. Это родственные слова. Их так называют, потому что они ЗВУЧАТ ПОХОЖЕ и похожи по значению и родились эти слова от слова РЫБА! (дети снова садятся на ковер).

Логопед: Ребята, а вы знаете, где живут рыбы?

Дети: В аквариуме, в море, в реке.

Логопед: Как называются рыбы, живущие в море? Например: кит, акула.

Дети: Морские.

Логопед: Сегодня я предлагаю вам стать исследователями и узнать, кто же обитает в морях и океанах. Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

Ответы детей.

Логопед: Для этого нам будет нужен БАТИСКАФ. Кто-нибудь слышал, что это такое? (логопед показывает изображение). Батискаф - это металлическое сооружение; уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования; батискаф имеет несколько мощных прожекторов. С его помощью люди изучают моря и океаны. На нем можно опускаться очень глубоко, и изучать, кто обитаем на самом дне.

Кто запомнил, как называется? Давайте повторим все вместе БА-ТИС-КАФ (Логопед предлагает ребятам встать в круг).

 «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!                  (Делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг?        ( Приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода. 

Плывет морской конек сюда.       (Загибают пальцы, начиная с большого пальца)

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.   (дети разгибают пальчики и шевелят ими )

Логопед: Ребята, предлагаю вам поближе познакомиться с морскими обитателями, готовы? (логопед предлагает детям подойти к столу, на котором в большой емкости с гидрогелем спрятаны морские обитатели). Я буду загадывать вам обитателя, кто догадается, берет фигурку себе.

- Голубая, хищная, хвостатая, зубастая, гладкая, быстрая (Акула). Какая акула?

- Медленная, неторопливая (черепаха).  Какая она?

- Опасная, красивая, яркая (медуза) Какая она?

- Красивая, маленькая, медленная, шершавая (морская звезда). Какая она?

- Ловкий, быстрый, хищный, восьминогий (осьминог). Какой он?

- Красивый, умный, быстрый, добрый, гладкий (дельфин). Какой он?

- Неторопливый, незаметный (краб). Какой?

- Плоский, электрический, опасный (скат). Какой он?

Логопед: Как назовем их одним словом? Это…. МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ (логопед предлагает детям присесть полукругом на ковер)

Игра «Сколько у тебя?» аждый по очереди бросает кубик и составляет словосочетание (одна морская звезда, пять морских коньков и т.д.)). Выполняем несколько раз.

Игра «Один-много».

Логопед: Молодцы ребята, как вы думаете, а обитатели моря живут по одному или их много? Конечно, их очень много в океанах и морях. Предлагаю поиграть в игру, кому кидаю мяч, тот и отвечает.

Медуза-медузы; черепаха – черепахи и т.д.

Игра «Сети».

Логопед: Ребята, иногда рыбы и морские обитатели подплывают слишком близко к людям и попадают в сети (логопед предлагает детям встать, расстилает перед ними поле с клетками и по инструкции дети раскладывают фигурки обитателей в «сеть»). Логопед первый кладет фигурку на поле.

Логопед:  Кристина, акула оказалась под медузой, где акула? И т.д. (все дети выполняют задание)

Логопед: Ребята, я предлагаю вам спасти всех обитателей и выпустить их в наше маленькое море (дети забирают фигурки, опускают в емкость с гидрогелем).

Логопед: Вы большие молодцы! Теперь предлагаю вам послушать звуки океана и нарисовать морского обитателя, который вам больше всего запомнился и понравился.

b2c6d2f2-d014-4047-a95d-d8a6a38624bf.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект на тему: Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка.

Конспект  открытого интегрированного занятияпо  развитию лексико-грамматических  средств  языка по  мотивам  сказки  К. И. Чуковского  «Федорино  горе...

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка «Зима»

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка «Зима» Тема: «ЗИМА» Цель: развитие лексико-грамматических средств языка. Лексическа...

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дом»

Задачи: Коррекционно-образовательные: - учить детей образовывать и употреблять сложные слова. Коррекционно-развивающие: - упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат; ...

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе Тема «День Победы»

Обобщить знания детей о Дне Победы, Знамени Победы; уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны; учить детей образовывать множественное число существительных,  антон...

Фрагмент открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста: винительный падеж существительных в единственном и во множественном числе. Сюжет «Что в мешке у Буратино?»

Фрагмент открытого занятияпо развитию лексико-грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста: винительный падеж существительных в единственном и во множественном числе. Сюжет &laq...