Открытое занятие по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Морские обитатели"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Открытое занятие по теме "Морские обитетали" в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_morskie_obitateli_.docx | 236.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ Красногорск Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 50
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме:
«Морские обитатели»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Попова Н.А.
г.о. Красногорск, 2023г.
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи по теме «Морские обитатели»;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и уточнять словарь по теме;
Коррекционно-развивающие:
- познакомить с понятием родственных слов (Игра «Семейка слов»);
- закрепить навык согласования существительных с числительными (Игра «Сколько у тебя?»);
- закреплять навык образовывать существительные мн. числа (Игра «Один-много»);
- закрепить навык использования предлогов под, над, между (Игра «Сети»);
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать мелкую и крупную моторику (Физминутка «Подводный мир»).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: мяч, картинка с изображением батискафа, фигурки морских обитателей (морская звезда, морской конек, медуза, черепаха, скат, акула, рыбки, краб), емкость с гидрогелем, кубик, игровое поле в клетку 3x3.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре.
Логопед: Здравствуйте, ребята, предлагаю отгадать вам загадку.
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Логопед: О ком эти загадки?
Дети: О рыбах.
Логопед: Рыба живет в воде. А на суше жить может?
Дети: Нет, на суше жить не может.
Логопед: «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья?
Дети: Плавники.
Логопед: Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается?
Дети: Плавает.
Логопед: Есть хвост. Для чего рыбам хвост?
Дети: Чтобы управлять движением.
Логопед: Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда?
Дети: Это чешуя.
Игра с мячом «Семейка слов» (дети стоят в кругу, логопед по очереди кидает мяч детям).
Логопед. Молодцы, ребята. Предлагаю вам поиграть в одну игру. Кому кину мяч, тот и отвечает. Как можно назвать маленькую рыбу?
1-й ребенок. Рыбка.
Логопед. Как еще?
2-й ребенок. Рыбешка.
Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?
3-й ребенок. Рыболов.
Логопед. А еще как?
4-й ребенок. Рыбак.
Логопед. Что делает рыбак?
1-й ребенок. Рыбачит.
Логопед. Куда ходит рыбак?
2-й ребенок. На рыбалку.
Логопед. Какой суп варят из рыбы?
3-й ребенок. Рыбный.
Логопед. Как можно назвать большую рыбу?
4-й ребенок. Рыбина.
Логопед. Отлично! Молодцы ребята, столько слов назвали. Это родственные слова. Их так называют, потому что они ЗВУЧАТ ПОХОЖЕ и похожи по значению и родились эти слова от слова РЫБА! (дети снова садятся на ковер).
Логопед: Ребята, а вы знаете, где живут рыбы?
Дети: В аквариуме, в море, в реке.
Логопед: Как называются рыбы, живущие в море? Например: кит, акула.
Дети: Морские.
Логопед: Сегодня я предлагаю вам стать исследователями и узнать, кто же обитает в морях и океанах. Как вы думаете, что нам для этого понадобится?
Ответы детей.
Логопед: Для этого нам будет нужен БАТИСКАФ. Кто-нибудь слышал, что это такое? (логопед показывает изображение). Батискаф - это металлическое сооружение; уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования; батискаф имеет несколько мощных прожекторов. С его помощью люди изучают моря и океаны. На нем можно опускаться очень глубоко, и изучать, кто обитаем на самом дне.
Кто запомнил, как называется? Давайте повторим все вместе БА-ТИС-КАФ (Логопед предлагает ребятам встать в круг).
«Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? ( Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда. (Загибают пальцы, начиная с большого пальца)
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог. (дети разгибают пальчики и шевелят ими )
Логопед: Ребята, предлагаю вам поближе познакомиться с морскими обитателями, готовы? (логопед предлагает детям подойти к столу, на котором в большой емкости с гидрогелем спрятаны морские обитатели). Я буду загадывать вам обитателя, кто догадается, берет фигурку себе.
- Голубая, хищная, хвостатая, зубастая, гладкая, быстрая (Акула). Какая акула?
- Медленная, неторопливая (черепаха). Какая она?
- Опасная, красивая, яркая (медуза) Какая она?
- Красивая, маленькая, медленная, шершавая (морская звезда). Какая она?
- Ловкий, быстрый, хищный, восьминогий (осьминог). Какой он?
- Красивый, умный, быстрый, добрый, гладкий (дельфин). Какой он?
- Неторопливый, незаметный (краб). Какой?
- Плоский, электрический, опасный (скат). Какой он?
Логопед: Как назовем их одним словом? Это…. МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ (логопед предлагает детям присесть полукругом на ковер)
Игра «Сколько у тебя?» (каждый по очереди бросает кубик и составляет словосочетание (одна морская звезда, пять морских коньков и т.д.)). Выполняем несколько раз.
Игра «Один-много».
Логопед: Молодцы ребята, как вы думаете, а обитатели моря живут по одному или их много? Конечно, их очень много в океанах и морях. Предлагаю поиграть в игру, кому кидаю мяч, тот и отвечает.
Медуза-медузы; черепаха – черепахи и т.д.
Игра «Сети».
Логопед: Ребята, иногда рыбы и морские обитатели подплывают слишком близко к людям и попадают в сети (логопед предлагает детям встать, расстилает перед ними поле с клетками и по инструкции дети раскладывают фигурки обитателей в «сеть»). Логопед первый кладет фигурку на поле.
Логопед: Кристина, акула оказалась под медузой, где акула? И т.д. (все дети выполняют задание)
Логопед: Ребята, я предлагаю вам спасти всех обитателей и выпустить их в наше маленькое море (дети забирают фигурки, опускают в емкость с гидрогелем).
Логопед: Вы большие молодцы! Теперь предлагаю вам послушать звуки океана и нарисовать морского обитателя, который вам больше всего запомнился и понравился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в средней группе на тему "Домашние животные"
Путешествие в деревню....
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
"Путешествие муравьишки"...
План-конспект на тему: Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка.
Конспект открытого интегрированного занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка по мотивам сказки К. И. Чуковского «Федорино горе...
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка «Зима»
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка «Зима» Тема: «ЗИМА» Цель: развитие лексико-грамматических средств языка. Лексическа...
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дом»
Задачи: Коррекционно-образовательные: - учить детей образовывать и употреблять сложные слова. Коррекционно-развивающие: - упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат; ...
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе Тема «День Победы»
Обобщить знания детей о Дне Победы, Знамени Победы; уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны; учить детей образовывать множественное число существительных, антон...
Фрагмент открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста: винительный падеж существительных в единственном и во множественном числе. Сюжет «Что в мешке у Буратино?»
Фрагмент открытого занятияпо развитию лексико-грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста: винительный падеж существительных в единственном и во множественном числе. Сюжет &laq...