Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_otkrytoe_zanyatie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ЗИМА»
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.
Лексическая задача: активизация и пополнение словаря по теме «Зима».
Грамматические задачи:
1. Образование существительных творительного падежа единственного числа
2. Подбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам в игре «Волшебный кубик»
3. Образование родственных слов в упражнении «Придумай слово»
4. Практическое употребление предлогов: на, под, за, из, с
5. Образование сложных слов
6. Составление предложений из набора слов
7. Составление предложений с противительным союзом А в игре «Два снеговика»
Коррекционные задачи:
1. Развитие внимания и памяти в играх «Договори слово», «Придумай слово»
2. Развитие мышления (в упражнении «Договори слово») и мелкой моторики в игре: «Собери снежинку»
Оборудование:
1. Демонстрационный материал: игрушка «Снеговик», картинки с двумя снеговиками, предметные картинки: зима, снег, лёд, ледоход, ледокол, снегопад, снегоход, снегокат, вездеход, снегоочиститель
2. Раздаточный материал: игра «Собери снежинку»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети, сегодня на занятие к нам пришел снеговик (показ игрушки). Он принес с собой конверт с подарками, которые подарит вам после занятия, если вы будете внимательно слушать, отвечать на вопросы полными ответами, слушать друг друга и не перебивать.
Загадывание загадки:
К нам сегодня пришла гостья - белоснежная красавица
Всем нам очень нравится. Как она появляется
Сразу чудеса начинаются: земля белым одеялом укрывается,
Деревья в белые шубы одеваются,
А речка ледяным ковром покрывается.
Как же эта красавица называется? (зима)
2. Беседа.
Наступила зимушка-зима.
Волшебница зима всё покрасила. Какой краской? (Белой)
Что это за белая краска? (Снег).
Снег, какой? (Белый, пушистый, лёгкий, блестящий)
Зима посыпала всё снегом.
Чем покрыта земля? Деревья? Кусты? Забор? Крыши? (Снегом).
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
Снег падает — это снегопад. Как называется явление, когда снег падает? (снегопад)
Зимой трещит сильный Мороз.
Трещит Мороз, щиплет за щёки и за нос.
Что делает мороз?
Заморозил Мороз речку бедную до слёз,
Те слёзы не простые, а те слёзы - ледяные.
Чем же покрылась речка? (Льдом.)
Вода замерзла, и речка покрылась льдом.
Вспомните, какой лёд? (Блестящий, гладкий, скользкий, холодный, твёрдый.)
Но не страшен Мороз, ни большим, ни маленьким.
Мы надели шапки, шубы и обули валенки.
3. Упражнение «Придумай слово» (образование родственных слов)
Что лежит на земле? (снег)
Как снег можно назвать ласково? (снежок, снежочек)
Из чего состоит снег? (из снежинок)
Как называется явление, когда снег падает? (снегопад)
Что (кого) можно слепить из снега? (снеговика)
Как снеговика можно назвать ласково? (снеговичок)
Во что еще можно играть из снега? (в снежки)
Как называется машина, которая идет по снегу? (снегоход, снегокат) Как можно назвать поле в снегу? (снежное, заснеженное)
Как звали девочку из снега в сказке? (Снегурочка)
Как называется птица, которая прилетает к нам зимой? (снегирь) Вспомните еще одну сказочную девочку, которая жила у семи гномов? (Белоснежка)
Как называется цветок, появляющийся из под снега? (подснежник)
4. Игра «Волшебный кубик»
А) Ребята, сейчас я буду бросать вам волшебный кубик, и к той картинке, которой он к вам попадет, подберите как можно больше слов- признаков.
Солнце – (круглое, яркое, жаркое)
Снег – (мягкий, липкий, белый, пушистый)
Лёд – (скользкий, холодный, твердый)
Снежный ком – (круглый, твердый, большой)
Ветер – (сильный, холодный, порывистый)
Снежинка – (белая, легкая, красивая)
Б) А теперь подберите как можно больше слов- действий.
Солнце – (греет, светит, припекает)
Снег – (падает, блестит, летит)
Лёд – (трещит, блестит, плывет)
Снежный ком – (катится, летит, разбивается)
Ветер – (дует, завывает, сбивает )
Снежинка – (летит, падает, тает)
6. Составление предложений.
Дети, сейчас я назову вам набор слов, а вы из них составьте правильное и красивое предложение.
Снег, белый, выпал, пушистый.
Холодная, зима, наступила, снежная.
Из, дети, горку, снега, сделали.
Дорожки, ребята, от, чистят, снега.
Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.
6. Физкультминутка. Чтение четверостишья в сочетании с движениями.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
7. Образование сложных слов
Логопед выставляет картинки (зима, снег, лёд, ледоход, ледокол, снегопад, снегоход, снегокат, снегоочиститель)
Дети, объясните, почему эти предметы так называются?
Ледоход – (ходит по льду)
Ледокол – (лед колет)
Снегопад – (снег падает)
Снегоход – (ходит по снегу)
Снегоочиститель – (снег чистит)
Снегокат – (катит по снегу)
А теперь соедините слова в одно слово.
Ходит по льду– (ледоход)
Лед колет– (ледокол)
Снег падает– (снегопад)
Ходит по снегу– (снегоход)
Снег чистит– (снегоочиститель)
Катит по снегу– (снегокат)
8. Игра «Два снеговика»
Логопед выставляет изображения двух снеговиков, которые отличаются друг от друга. Дети должны найти отличия и составить предложения с союзом А.
У одного снеговика на голове ведро, а у другого горшок.
У одного вместо носа морковка, а у другого шишка. И т.д.
9. Игра «Собери снежинку» (развитие мышления и мелкой моторики)
У детей на столе лежат изображения снежинок, разрезанные на 5-6 частей, которые необходимо собрать так, чтобы получилась целая картинка.
10. Закрепление темы по картинкам. Дидактическая игра «Договори слово».
Наступила... (Зима).
Какими красивыми словами мы назовём зиму? (Зимушка, Белоснежка, красавица, волшебница).
Зима засыпала всё чем? (Снегом).
Падает, кружится что? (Снег).
Снег падает, что это? (Снегопад).
Снег, какой? (Белый, пушистый, холодный, лёгкий, мягкий, блестящий).
Снег лежит где? (На земле, на кустах, на деревьях, на скамейках, на крышах...)
Трещит что? (Мороз).
Щиплет за что? (За щёки и за нос).
Мороз заморозил до слёз что? (Речку.)
Те слёзы не простые, те слёзы какие? (Ледяные).
Чем покрыта река? (Льдом).
Лёд, какой? (Блестящий, прозрачный, гладкий, холодный, твёрдый...)
Но не страшен мороз ни большим, ни маленьким.
Мы надели... (Шапки, шубы и обули валенки).
11. Итог занятия.
А теперь давайте откроем конверт с подарками от снеговика и посмотрим, что же там находится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР
Тема: «Зима».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - уточнять и расширять представления де...
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в средней группе на тему "Домашние животные"
Путешествие в деревню....
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
"Путешествие муравьишки"...
План-конспект на тему: Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка.
Конспект открытого интегрированного занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка по мотивам сказки К. И. Чуковского «Федорино горе...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дом»
Задачи: Коррекционно-образовательные: - учить детей образовывать и употреблять сложные слова. Коррекционно-развивающие: - упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат; ...
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе Тема «День Победы»
Обобщить знания детей о Дне Победы, Знамени Победы; уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны; учить детей образовывать множественное число существительных, антон...