"Влияние фоноритмики на формирование звуков речи"
учебно-методический материал по логопедии
Доклад на тему "Влияние фоноритмики на формирование звуков речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_fonoritmiki_na_formirovanie_zvukov_rechi.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Центральный»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Влияние фоноритмики на формирование звуков речи.
Денисова Галина Николаевна
Москва 2023
Влияние фоноритмики на формирование звуков речи.
Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе. В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом. В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».
В исследованиях, проведенных учеными, были получены научные данные, подтверждающие, что произношение звуков есть, прежде всего, результат координированной работы всего организма. Эти данные позволили изменить подход к обучению произношению детей с нарушением слуха. Суть заключается в том, что основное внимание уделяется развитию у детей слухового восприятия и речи, исходя из внутренних возможностей каждого ребенка. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием познания: речь развивается из глобального движения всего тела.
Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшают произношение.
Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, которая сочетает речь и движение. В фонетической ритмике, проговаривание речевого материала - сопровождается движениями рук, ног, головы, корпуса. Для каждого звука существует определенное движение. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно).
Для детей такие занятия оказываются еще и очень увлекательными: у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.
Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Педагогу важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает. Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля при проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, слова и фразы. Дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики, что способствует формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.
Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность. Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков и самих согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет и показывает направление выдыхаемой воздушной струи на звук С; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА). Педагог и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.
Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, они не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата. Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными движениями. Неправильное дыхание приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч. Поэтому, на начальном этапе работы по включению фонетической ритмики в коррекцию, детей обучают правильному дыханию. Дальнейшая работа представляет собой знакомство со звуком.
Все движения в фонетической ритмике проводятся по подражанию и рассматриваются как стимулирующие упражнения для формирования и коррекции произносительных навыков.
Движения детей на занятиях фоноритмики характеризуются тремя основными элементами:
- Напряжённостью;
- Интенсивностью;
- Временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, по разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений.
При характеристике движений, напряжённость фиксируется в терминах «напряжённо», слегка напряжённо» и «ненапряжённо».
Интенсивность определяет динамику речи и она фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости и фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Регулярное проведение фонетической ритмики показало, что:
- У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений.
- Улучшается фонематический слух.
- Нормализуется речевое дыхание.
- Формируется умение изменять силу и высоту голоса.
- Улучшается ритмико-интонационная сторона речи.
- Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков.
- Формируется умение выражать эмоции с помощью разных интонационных средств.
- Повышается речевая активность детей.
Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда звук, слог, слово правильно реализуется в самостоятельной речи. Конечная цель занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.
Изучив и апробировав опыт работы других логопедов, по приёмам работы над автоматизацией звуков, методические рекомендации Мухиной Аллы Яковлевны, Власовой Татьяны Михайловны пришла к выводу, что использование фоноритмики снижает время на автоматизацию, а в некоторых случаях и на постановку звука. В своей работе я опираюсь на технологию проведения фоноритмики Мухиной Аллы Яковлевны.
Эта методика органически вошла в мою работу с детьми по формированию произношения и становлению речи и играет существенную роль как в коррекции речи детей с ОНР, так и в развитии у них общей моторики. Она позволяет мне решать следующие задачи:
- Развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного произношения на основе совершенствования уровня общих движений;
- Формирование навыков естественной речи с выраженной интонацией, путём развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
- Развитие основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания) и пространственных представлений.
Особенно эффективно применение элементов фонематической ритмики для детей младшего возраста т.к. на основе подражательной деятельности они легко осваивают новые звуки, слоги и слова.
Литература:
- Власова Т. М. Пфафенродт Т. Н. Фонетическая ритмика, пособие для учителя / Под ред. Н. Ф. Слезиной. — М: Просвещение. 1989 -160с.
- Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. — Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Мухина А.Я., Михайлова Н.Ю. (состав.) Речедвигательная ритмика, Москва, Редакционно-издательский центр. 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мастер - класса на тему: «Влияние мелкой моторики на формирование правильной речи у детей»
...
Формирование звуков речи в онтогенезе
Всё, что родителям нужно знать о правильном формировании звуков в речи ребёнка....
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Дипломная работа "Влияние наглядности на формирование понимания речи детьми третьего года жизни"
ВВЕДЕНИЕ ...
Консультация для родителей "Формирование звуков речи в онтогенезе"
консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста...
Обобщающее занятие по формированию звуко-произносительной стороны речи по теме: «Гласные звуки».
Проведение обобщающего занятия в группе в форме игры – путешествия в страну Гласных звуков. Злая Волшебница спрятала гласные звуки в сундук, Фея Фонетика помогает детям выполнить все задания и о...
План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комму...