План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Краткое описание: реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития. Занятие несёт развивающую, стимулирующую направленность.
Общая продолжительность: 25 – 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В мире звуков и слов_подготовительная группа | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект образовательной деятельности
по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе
Тема: «В мире звуков. Звуки речи. Слова»
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Краткое описание: реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития. Занятие несёт развивающую, стимулирующую направленность.
Общая продолжительность: 25 – 30 минут.
Цель: знакомство детей с миром звуков, слов.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная:
- расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; совершенствование произносительных навыков;
- Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный праксис;
- развивать фонематическое восприятие через дифференциацию неречевых звуков и звуков речи;
- формировать пространственные представления;
- формировать представление о понятиях «неречевой звук», «речевой звук», «слово»;
- развивать координацию речи с движением.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
- воспитывать речевую активность;
- воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.
Предварительная работа: разучивание основного комплекса артикуляционной гимнастики, дифференциация речевых и неречевых звуков.
Виды деятельности: игровая, речеслуховая, речедвигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Форма организация: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной деятельности.
Оборудование: музыкальные инструменты (три разных колокольчика, маракасы, кастаньеты, клавесы, треугольник, тамбурин, настольный звонок), кинезиологический мешочек.
Демонстрационный материал: картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики.
Методы и приёмы обучения:
- эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;
- информационно-рецептивный: наглядные средства;
- репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).
План занятия
1. | Организационный момент | Приветствие |
2. | Основной этап | Артикуляционная гимнастика |
2.1 | Дыхательная гимнастика | |
2.2 | Знакомство с темой | |
2.3 | Игровое упражнение «Где звенит колокольчик» | |
2.4 | Игровое упражнение «Слушай, запоминай и повторяй!» | |
2.5 | Пальчиковая гимнастика | |
2.6 | Игровое упражнение «Звук пропал» | |
3. | Итог занятия |
Ход занятия
- Организационный момент
- Спинки выпрямили, ушки «навострили».
- Здравствуйте, ребята!
- На своё место сядет тот, кто угадает, что звучит за моей спиной.
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Знакомство с темой
- В одной сказочной стране жил заяц. У него были длинные уши, которыми он очень любил слушать, как звучат разные звуки. Зайка прислушивался к ним, запоминал их и теперь хочет поиграть с вами.
- Игровое упражнение «Где звенит колокольчик»
- Закройте глаза. Скажите, где звенел колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади?
…
- А теперь наш заяц предлагает отправиться в новое путешествие – удивительный Мир Звуков.
- Если мы прислушаемся, то услышим вокруг нас множество звуков. Каждый предмет звучит по-своему. Это неречевые звуки. А мы с вами произносим речевые. Сейчас в этом убедимся.
«Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет – звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой (О-О-О-О),
Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А),
Но не желают свистеть и ворчать!
А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!
С-С-С-С – змеиный слышен свист,
Ш-Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист,
Ж-Ж-Ж-Ж – жуки в саду жужжат,
- Игра, направленная на различение оппозиционных звуков «Слушай, запоминай и повторяй!»
- Заяц предлагает запомнить и повторить два слова без ошибки.
Речевой материал: день – тень, папочка – бабочка, том – дом, бинт – винт, дочка – точка, гости – кости, крыша – крыса, рожки – ложки, коза – коса, дрова – трава, шар – жар, лук – люк, мышка – мишка, кот – год.
- Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово.
- Пальчиковая гимнастика
- Игра, направленная на развитие фонематического восприятия «Звук пропал»
- «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!» Верное слово произнести целиком.
Речевой материал: -ашина, -ирамидка, .-иса, -ожницы, -ошка, ыбка, -азик, -елефон, -укла, -артина.
- Нам удалось вернуть на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово.
- Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Звуки [С] – [З]
Дифференциация звуков С-З....
Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»
Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...
Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В....
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»
Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....