Формирование звуков речи в онтогенезе
материал по теме

Асташкина Юлия Радиковна

Всё, что родителям нужно знать о правильном формировании звуков в речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zvukov_rechi_v_ontogeneze.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование звуков речи в онтогенезе

Ранний возраст (от рождения до 2 лет)

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки произносимые в этот период нечёткие порой даже отсутствуют в родном языке.Однако, позднее малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка на котором говорят окружающие его люди, что указывает на огромное значение речи взрослых в овладении ребёнком звукопроизношения.

Начиная со второго полугодия в лепете появляются  довольно ясные звуки. Среди них чаще гласный  а , из согласных в основном звуки п , б, м, к , т . Однако эти звуки ещё недостаточно устойчивы.

К концу года ребёнок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки : гласные а,  у,  и , некоторые согласные м,  п,  б,  н,  т,  д,  к, г , причём одни дети произносят большее число звуков и более отчётливо , другие меньше и менее чётко. Качество произносимых звуков зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата , который ещё только начинает активно функционировать , поэтому роль лепета в его развитии имеет большое значение.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у,  и,  о, но звуки  ы,  э  заменяют звуками и,  е; большинство согласных малыш ещё совсем не произносит или произносит неверно, заменяя их более простыми звуками в артикуляционном отношении. Ряд твёрдых согласных заменяет мягкими( дяй  вместо  дай , сянки  вместо  санки). Отсутствуют шипящие звуки, звуки  л , рь,  р.

Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет)

На третьем году жизни хотя и значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти), но произношение детей всё ещё далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточное фонематическое восприятие, малыши пытаются подогнать своё произношение к общепринятому. Но это им ре всегда удаётся, и они заменяют недостающие звуки более лёгкими для произношения, например : р  и  л заменяют звуками й  и ль. Нередко заменяют твёрдые согласные мягкими, причём такая замена обнаруживается лишь в определённых группах звуков т, д, с, з (т.е. переднеязычных) и почти не наблюдается при произнесении губно-губных ( п, б, м) и губно-зубных (в, ф) согласных. Многие дети заменяют звук ы звуком и, а х звуком к.

В этом возрасте дети правильно и чётко произносят гласные звуки: а, у, и, о (заменяются ещё некоторыми детьми или недостаточно чётко произносятся звуки ы, э), согласные м, п, б, т, д, н, в. ф, к, г,х( но могут заменять х звуком к, смягчённо произносить т,д), йотированные звуки й,я,ю,ё,е , усваивают мягкие согласные сь,зь. Звук ц отсутствует и заменяется ть или сь (с). Однако к концу года этот звук может появиться и произноситься правильно.

На четвёртом году жизни большинство детей правильно произносят такие ранее непроизносимые звуки, как ы,э,х, приближают к норме и более чётко произносятся свистящие звуки, появляется звук ц. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза ш,ж,ч,щ,л,р, но как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие , заменяя их соответствующими твёрдыми свистящими: ш-с,ж-з,ч-ц,щ-с(сь). Сонорные звуки р, рь,л заменяются звуком й или ль.

К концу четвёртого года жизни произношение значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей- звуки л ,р.

Однако у большинства детей ещё отмечаются несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков р,л, что ещё ре является патологией в речевом развитии ребёнка.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами, чёткое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуски звуков и слогов.

Большинство детей пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л,рь, р. Но у некоторых детей ещё может быть неустойчивое произношение определённых групп звуков, например, свистящих и шипящих (засушиваю ),звуками л и р(лаборатория) одновременно. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они не чётко различаются на слух и в собственном произношении.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих, звуков л, р. 

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков; у других – неправильное их формирование: р-горловое, одноударное, звуки с, з – межзубные. Могут смешивать твёрдые и мягкие согласные, шипящие и свистяще: с и  ш, ж и  з,звуки с и  ц, щ и ч, ц и  ч.

Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети и с этим вполне хорошо справляются.

На седьмом году жизни задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребёнок может ещё недостаточно чётко различать группы звуков, чаще всего таких, как с и ц, звонких и глухих,мягких и твёрдых, звуков л и  р, свистящих и шипящих: с-ш, сь-щ,з-ж,ц-ч. 

Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитие фонематического восприятия, которое затрудняет усвоение звукового анализа слов, которое необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи в онтогенезе (на украинском языке).

В статье рассматривается значение овладения детьми грамматическим строем речи и возрастные этапы его формирования....

Формирование диалогической речи в онтогенезе и дизонтогенезе.

В данной статье я рассказываю о формировании диалогической речи....

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...

Консультация для родителей "Формирование звуков речи в онтогенезе"

консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Формирование связной речи в онтогенезе

Ознакомление с  педагогической, психологической и лингвистической литературой показало, что проблема развития диалогической речи всесторонне изучается и остается актуальной и в наши дни....

«Онтогенез развития звукопроизношения (нормы появления звуков речи у ребенка)»

В консультации рассмотрены нормы появления звуков речи у ребенка. Отличная памятка для педагогов и родителей....

"Влияние фоноритмики на формирование звуков речи"

Доклад на тему "Влияние фоноритмики на формирование звуков речи"...